"Воспитание гражданственности и патриотизма детей в детском саду и в семье "
методическая разработка (подготовительная группа)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

                                                                                                                          Д. С. Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanstvennost.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

                                                                                                    Д. С. Лихачев

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на любые инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Детство-важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы. Что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»-говорил В. А. Сухомлинский.

Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями. 

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей.

Мы рассказываем, беседуем с детьми о родном городе, стране, ее природе, её истории;

Проводим разнообразные экскурсии. Например в этом году мы посетили выставочный центр «Радуга», краеведческий музей, целевые прогулки по городу, где наблюдаем за изменениями в облике родного города и т.д.

Организуем тематические выставки в детском саду к праздникам, памятным датам, выставки рисунков.

Занимаемся проектной деятельностью с детьми. В рамках патриотического воспитания реализовали проекты «Богатыри земли русской», «Государственные символы России», «Дети-волонтёры».

На занятиях знакомим детей с продуктами народного творчества (роспись, вышивка); с творчеством известных поэтов, художников, композиторов), с фольклорными произведениями (пословицы, поговорки, сказки, песни, игры) и т.д.

    Задачи патриотического воспитания звучат не только в образовательных программах, как обязательный элемент, но и пронизывают рабочие программы воспитания – тем более, что направления воспитательной работы (патриотическое и гражданское воспитание, нравственно - правовое воспитание детей, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа, экологическое воспитание и др.) невозможны без современных педагогических технологий успешной социализации детей.

Сегодня я хочу более подробно остановиться на таких современных технологиях, как детское волонтёрство и социальная акция, которые помогают реализовать цели и задачи нашей программы воспитания, и в полной мере затрагивают данные направления работы.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Детское волонтерство нацелено на межвозрастное общение детей с целью передачи детской игровой, поведенческой субкульуры. Отправной точкой стали давно проводимые в детском саду дни доброты и дни дружбы. Именно с идеи организации фрагментарной помощи старших детей в соседних младших группах, с практического внедрения самого принципа использования разновозрастных сообществ, началась повсеместная, повседневная работа в этом направлении. Наши дети выходят к малышам с целью: организации интересных совместных сюжетно – ролевых игр, ставят небольшие драматизации и учат малышей этому интереснейшему занятию, организуют совместные досуги. В целом, сам по себе праздник День доброты, который отмечается в ноябре можно назвать очень и очень важным волонтерским тренингом, т.к. он учит детей проявлять социально значимые качества и навыки: помочь, пожалеть, сделать доброе дело, сказать доброе слово.

Формирование патриотических и духовно-нравственных чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Большой простор для планирования и проведения мероприятий   вололнтерского характера дают нам Семейные клубы. Именно в рамках семейных клубов мы неоднократно планировали совместные с родителями, бабушками и дедушками мероприятия, в которых наши ребята выступали в качестве обучающих, помогающих. Так, на одном из Семейных клубов, посвященном организации здорового питания детей, наши ребята проводили мастер – класс для мам по приготовлению полноценных завтраков. Проводим Семейные клубы, посвященные Дню театра, дети показывают спектакли для родителей. Для бабушек наши ребята провели мастер – класс по изготовлению  самодельных игрушек. Так бывают горды наши ребята, когда в ответ получают похвалу и восхищенные отзывы от старших!

Главная задача «социальной акции», формирование гражданской позиции, воспитание патриотических, гуманных, социально значимых чувств, поведения. Естественно, основными темами для их проведения являются День Победы 9 Мая, День скорби и памяти 22 июня.

На протяжении нескольких лет в преддверии праздничных мероприятий, наши ребята выходят на возложение цветов к обелиску Победы на проспекте Ульяновском в Новом городе, к Стене памяти, которую возвели на территории школы № 69. Самым  массовым, самым волнительным и одновременно самым торжественным считаем шествие нашего Бессмертного полка. (участвует весь детский сад полностью)

22 июня, уже стало традицией проводить акцию памяти и скорби по погибшим и умершим в годы войны. Помимо традиционного изготовления символа погибших солдат – журавлей, мы также выходим на построение, рассказываем о значении дня в истории страны, учим детей склонять голову в минуте молчания, поддерживаем общероссийскую акцию «Свеча скорби» в каждой группе.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня поворачивают нас в сторону не самых радостных событий. В декабре, мы присоединились к Всероссийской акции «Письмо солдату»: наши дети рисовали рисунки, писали, кто мог, слова поддержки нашим воинам. Ко Дню защитника Отечества, мы вышли с инициативой к радетельскому коллективу в оказании помощи по сбору «Посылки для солдат». Равнодушных не оказалось! Все вместе мы собрали семь больших коробок с самым необходимым. А наши ребята, по традиции, нарисовали душевные трогательные рисунки. К 9 Мая организовали ещё такую же акцию.

А как приятно было получить Благодарственное письмо нашему детскому саду от Командования и личного состава 328 десантно-штурмового полка в оказании помощи по обеспечению военнослужащих, участвующих в выполнении специальной военной операции на территориях ДНР и ЛНР, Запоржской и Херсонкой областей  

В марте, мы провели социальную акцию «Окопная свеча». Все вмести мы собирались жестяные банки, которые ребята отнесли в один из центров волонтерского движения в Заволжском районе – Храм Николая Чудотворца. В его подсобных помещениях и на территории Воскресной школы идет изготовление самодельных окопных свечей, плетутся маскировочные сети. Ребята принесли не только банки и картон необходимые для изготовления свечей, но и передали свои рисунки со словами благодарности и поддержки для наших защитников.

Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле.

Вот поэтому патриотическое, духовно-нравственное  воспитание дошколят через приобщение к волонтёрству, к социальным акциям, к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ рассматривается проектная деятельность государственного дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания патриотизма и гражданственности старших дошкольников. ...

Трудовое воспитание детей в детском саду и в семье

Трудовое воспитание детей в детском саду и в семьеПодготовила: воспитатель Насруллаева Наира Курбановна Трудовое воспитание — это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направ...

Формирование основ гражданственности и патриотизма в современном детском саду

В сборнике статей представлен опыт дошкольных образовательных организаций по формированию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством использования разнообразных форм рабо...

Детский доклад как средство воспитания гражданственности и патриотизма детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлен опыт применения метода "Детский доклад" с детьми подготовительной группы в работе по воспитанию гражданственности и патриотизма.  ...