Статья на тему: «Развитие у детей мелкой моторики рук в играх, упражнениях, различных видах продуктивной деятельности
статья

Развивать  мелкую моторику у детей необходимо с раннего детства, так как дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с мозаикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melkaya_motorika_ruk.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Статья по теме:

«Развитие у детей мелкой моторики рук в играх, упражнениях, различных видах продуктивной деятельности»

Автор: Толстикова Татьяна Владимировна

ноябрь 2024 года

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Статья по теме:

«Развитие у детей мелкой моторики рук в играх, упражнениях, различных видах продуктивной деятельности»

Автор: Толстикова Татьяна Владимировна

Развивать мелкую моторику у детей необходимо с раннего детства, так как дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.

Развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста нужно в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка).Стараться побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения. Необходимо постоянно создавать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.

Со временем у детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; они начинают выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; появляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; к работам с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); желание применять полученные умения в повседневной жизни. В работе используем разные материалы: картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы.

Развивать мелкую моторику рук нам помогают упражнения:

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

6. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

7. «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

8. «Оденем Петю».

9. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

#1057;амомассаж гранеными карандашами.

11. «Что у кого?» - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

12. «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

13. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

14. Упражнение «Топай-хлопай».

15. Пальчиковая игра «Вертолет».

16. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

17. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

18. «Коготки и лапки».

19. «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

20. «Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

21. Упражнение «Собери матрешку» -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

;Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

23. Лепка из пластилина

24. Самомассаж косточками фруктов.

25. «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

26. «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

27. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

#1055;альчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

29. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

30. Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

Необходимо стимулировать тактильные ощущения; формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног; учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев; закреплять у детей умение мелко рвать бумагу; учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой.

В конце года можно провести диагностику у детей:

#1053;а стол выставить несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка, чашка, ложка. Затем задать наводящий вопрос « Что это?» Ребенок должен назвать предметы.

0 баллов- ничего не называет

1 балл - один-два названных предмета

2 балла - три названных предмета

3 балла - четыре названных предметов

2. Попросить ребёнка «Покажи вот так» (показывая один указательный палец).

0 баллов - не показывает

1 балл - показывает

3. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко, стол, поезд, самолет, стул, окно, шапку, носки, ботинки, арбуз, мальчика, девочку, младенца, гуся, корову, лошадь, чайник, кровать, нож, карандаш, книгу.

Задайте вопрос «Что это?»

0 баллов - называет от 1- 2 предметов

1 балл - называет от 3-6 предметов

2 балла- 7-13 предметов

3 балла- 13- 18 предметов

4 балла- 19- 25 предметов

Оценочная таблица 11-12 баллов

Высокий уровень развития 6- 10 баллов

Средний уровень развития 1-5 баллов

Низкий уровень развития 1 балл

Литература:

#1044;емина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 Ранний возраст).

#1050;олдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007.

#1055;огудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. - (Психологическая служба).

#1071;нушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие у детей мелкой моторики"

Консультация для родителей...

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук». Воспитатель: Шкилева Е.В. первая квалификационная категория

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца...

Литература по развитию у детей мелкой моторики

Большакова Е.С. Формирование у детей мелкой моторики...

План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"

месяц Формы работы    С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...