Семинар- практикум на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
методическая разработка

Капралова Наталья Юрьевна

Цель: в рамках приемственности по ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"

Семинар- практикум на тему:

«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Выполнила воспитатель:

Капралова Н.Ю.

                                                 2025г.

Семинар- практикум «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

    Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами обсудим формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, как  вы думаете (вопрос к педагогам), что он может ответить?…..(для родителей, чтобы получать пятерки). Практически невозможно услышать ответ для себя. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он с дошкольного возраста понимал, что учатся для себя и своего будущего.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети  должны знакомиться с многообразием и широким выбором профессий.

Что же такое профессиональная ориентация в ДОУ?

  • Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
  • Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Вопрос к педагогам. В чем на Ваш взгляд отличие от трудового воспитания?

Дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание является важным направлением в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является – формирование положительного отношения к труду. Вопрос к педагогам. Реализуется, через какую образовательную область?

Да, одно из направлений в социально- коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. (ФГОС ДО п. 2.6).

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования обозначены следующие показатели, направленные на раннюю профориентацию дошкольников:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей: Вопрос к педагогам. Как вы думаете в чём?

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. 
Задачи: 
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности в соответствии с КТП, а для старшего возраста ориентироваться на профессии жителей города Сланцы, воспитывать интерес к предприятиям нашего город; 
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; 
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; 
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; 
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; 
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. 

С более конкретными задачами по каждому возрасту детей вы можете ознакомиться в раздаточном материале. (приложение)

Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

  • Наглядные к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей, виртуальных экскурсий.
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • игровые обучающие ситуации

  -    специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых

 -     участие детей в конкурсах, викторинах, квестах.

  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Вопрос к педагогам. Какие современные формы работы вы можете ещё предложить по данному направлению?

Давайте остановимся на некоторых из них.

Наиболее действенный наглядный метод при ознакомлении детей с трудом взрослых-наблюдения за трудом взрослых и экскурсии на производства.  Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями в детском саду (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

               Хочется отметить, что добиться качества образовательной деятельности в области ранней профориентации старших дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными партнёрами сложно. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей с предприятия или  профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Хочется отметить и использование ИКТ. Это информационно-коммуникационные технологии предполагающие моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

Для организации практического метода обучения   в группах организуются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с использованием игровых  модулей, орудиям труда.

Для систематизации детских представлений о мире профессий, формирования ценностного отношения к результатам труда человека можно использовать образовательно-игровые ситуации, например, ««Веселые поварята», «Животные заболели», «Научим Незнайку строить дом».

 «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов).

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет не только конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и предметов.

Чтобы практические и игровые методы обучения были более содержательными  нельзя забывать и о словесных методах. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда; поговорки и пословицы о труде, мастерстве, скороговорки, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физминутки помогают в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

А дидактические игры, игровые упражнения, словесные игры расширят и активизируют словарь детей по данной теме. (ладошка)

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо выстраивать с учётом современных образовательных технологий. 
1.
Технология проектной деятельности

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. 
2.
Технология исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 
3
. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. 
4.
Технология интегрированного обучения

Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования

В соответствии с ФГОС ДО важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье, так как родителей необходимо привлекать к активному участию в образовательной деятельности. Информационное воздействие родителей может проявляться постоянно т. к на каждом шагу они сталкиваются с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. Ещё можно предложить родителям посетить вместе с детьми образовательно-развлекательный центр «Кидбург», город профессий в Санкт- Петербурге.

Одной из новых, современных форм работы может быть проведение дня родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы родителя воспитанника. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к реализации проекта по профессиям.

Реализация проекта будет способствовать следующим результатам:

  • называет профессии разных сфер трудовой деятельности;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности   взрослых;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  •  объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  •  объясняет роль труда в благополучии человека;
  •  имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
  •  моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

Давайте перейдём к практической деятельности семинара и поиграем в 2 игры. (по командам). Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по данной последовательности (схеме):

  • Материал для труда
  • Место работы
  • Орудия труда
  • Результат труда
  • Название профессии
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Форменная одежда
  • Польза труда для общества

  • Название профессии
  • Место работы
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  •         Материал для труда
  • Личностные качества
  • Трудовые действия
  • Результат труда
  • Польза труда для общества

Игра с педагогами по схеме  «Профессия»

  1. Задание: составить алгоритм последовательности ознакомления с профессиями
  2. Задание: рассказать о выбранной профессии по схеме.

Игра для педагогов «Самая, самая профессия»

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «денежная»

Сегодня мы с вами рассмотрели формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

по ранней профориентации, которые необходимо использовать в своей педагогической  работе.

Спасибо за внимание! Творческих успехов!!

Предлагаю Вам заполнить анкету «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» и взять на группу раздаточный материал для ознакомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»

Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной  обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Мастер класс  направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры.   В ходе  образовательной деятельности использую различны...

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...

Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.

Веб-квест – это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения занятия или внедрения во внеурочной деятель...