Семинар- практикум на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
методическая разработка
Цель: в рамках приемственности по ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"
Семинар- практикум на тему:
«Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Выполнила воспитатель:
Капралова Н.Ю.
2025г.
Семинар- практикум «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами обсудим формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, как вы думаете (вопрос к педагогам), что он может ответить?…..(для родителей, чтобы получать пятерки). Практически невозможно услышать ответ для себя. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он с дошкольного возраста понимал, что учатся для себя и своего будущего.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети должны знакомиться с многообразием и широким выбором профессий.
Что же такое профессиональная ориентация в ДОУ?
- Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
- Общее знакомство с миром профессий с совместным обсуждением мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Вопрос к педагогам. В чем на Ваш взгляд отличие от трудового воспитания?
Дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание является важным направлением в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является – формирование положительного отношения к труду. Вопрос к педагогам. Реализуется, через какую образовательную область?
Да, одно из направлений в социально- коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. (ФГОС ДО п. 2.6).
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования обозначены следующие показатели, направленные на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей: Вопрос к педагогам. Как вы думаете в чём?
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности в соответствии с КТП, а для старшего возраста ориентироваться на профессии жителей города Сланцы, воспитывать интерес к предприятиям нашего город;
– формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
– закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
С более конкретными задачами по каждому возрасту детей вы можете ознакомиться в раздаточном материале. (приложение)
Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации.
- Наглядные к которым относятся:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические пособия
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
- просмотр видеозаписей, виртуальных экскурсий.
- Словесные, которые включают:
- художественное слово
- рассказ воспитателя
- беседы
- малые фольклорные формы
- проблемные ситуации
- высказывания и сообщения
- Практические – это:
- трудовые поручения
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
- игровые обучающие ситуации
- специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых
- участие детей в конкурсах, викторинах, квестах.
- Игровые, к которым относятся:
- дидактические игры
- игровые упражнения
- игры с правилами
- словесные игры
- игры-воображения
- игры-шутки
- сюжетно-ролевые игры
- сюрпризные моменты
Вопрос к педагогам. Какие современные формы работы вы можете ещё предложить по данному направлению?
Давайте остановимся на некоторых из них.
Наиболее действенный наглядный метод при ознакомлении детей с трудом взрослых-наблюдения за трудом взрослых и экскурсии на производства. Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями в детском саду (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Хочется отметить, что добиться качества образовательной деятельности в области ранней профориентации старших дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными партнёрами сложно. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей с предприятия или профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе!
Хочется отметить и использование ИКТ. Это информационно-коммуникационные технологии предполагающие моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
Для организации практического метода обучения в группах организуются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с использованием игровых модулей, орудиям труда.
Для систематизации детских представлений о мире профессий, формирования ценностного отношения к результатам труда человека можно использовать образовательно-игровые ситуации, например, ««Веселые поварята», «Животные заболели», «Научим Незнайку строить дом».
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов).
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет не только конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и предметов.
Чтобы практические и игровые методы обучения были более содержательными нельзя забывать и о словесных методах. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда; поговорки и пословицы о труде, мастерстве, скороговорки, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физминутки помогают в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
А дидактические игры, игровые упражнения, словесные игры расширят и активизируют словарь детей по данной теме. (ладошка)
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо выстраивать с учётом современных образовательных технологий.
1. Технология проектной деятельности
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Технология исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
4. Технология интегрированного обучения
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования
В соответствии с ФГОС ДО важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье, так как родителей необходимо привлекать к активному участию в образовательной деятельности. Информационное воздействие родителей может проявляться постоянно т. к на каждом шагу они сталкиваются с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного. Ещё можно предложить родителям посетить вместе с детьми образовательно-развлекательный центр «Кидбург», город профессий в Санкт- Петербурге.
Одной из новых, современных форм работы может быть проведение дня родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы родителя воспитанника. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к реализации проекта по профессиям.
Реализация проекта будет способствовать следующим результатам:
- называет профессии разных сфер трудовой деятельности;
- различает профессии по существенным признакам;
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
Давайте перейдём к практической деятельности семинара и поиграем в 2 игры. (по командам). Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по данной последовательности (схеме):
- Материал для труда
- Место работы
- Орудия труда
- Результат труда
- Название профессии
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Форменная одежда
- Польза труда для общества
- Название профессии
- Место работы
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Материал для труда
- Личностные качества
- Трудовые действия
- Результат труда
- Польза труда для общества
Игра с педагогами по схеме «Профессия»
- Задание: составить алгоритм последовательности ознакомления с профессиями
- Задание: рассказать о выбранной профессии по схеме.
Игра для педагогов «Самая, самая профессия»
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «денежная»
Сегодня мы с вами рассмотрели формы и методы работы с детьми дошкольного возраста
по ранней профориентации, которые необходимо использовать в своей педагогической работе.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!!
Предлагаю Вам заполнить анкету «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» и взять на группу раздаточный материал для ознакомления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по теме «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста»
Ведущим видом деятельности детей является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, усваивает новое в непосредственной обстановке. необходимо организовать деятельность дошкольников в особ...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»
Мастер класс направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры. В ходе образовательной деятельности использую различны...

Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»».
Мастер класс Тема: « Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»»....

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"
Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...

Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации.
Веб-квест – это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения занятия или внедрения во внеурочной деятель...