Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
статья

Коноплева Татьяна Александровна

Труд.  Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.

Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу. Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться -это его долг. Неслучайно, именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот, кто в работе не гож никуда».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_novyy.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №28 «Аистенок»

ДОКЛАД

Тема: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам»

Подготовила: воспитатель
Коноплева Татьяна Александровна

Г.о. Подольск

2018

Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Труд.  Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.

Самое большое счастье, когда человек любит труд, любит свою работу. Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду должна быть главной задачей. Современное трудовое воспитание ребенка — залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться -это его долг. Неслучайно, именно по отношению к труду народ судит о человеке: «Коня узнают по зубам, человека по делам». «Не тот плох, чья одежда худа, а тот, кто в работе не гож никуда».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.

Подчеркивая роль трудового воспитания, Ф. Энгельс писал: «Труд – основное условие всей человеческой жизни –и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: ТРУД создал самого человека». Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересом. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты. В соответствии с ФГОС ДО «образовательная область «социально-коммуникативное развитие» включает в себя одно из важнейших направлений в работе ДОУ – это трудовое воспитание, где главной целью является формирование положительного отношения к труду, которая достигается с помощью решения следующих задач.

Задачи:

        формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

        воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

        развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. ПРИМЕР. Включаясь в трудовое действие, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде.

Весь процесс воспитания в детском саду мы организуем так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. ПРИМЕР Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностному  развитию ребенка.  Поэтому в детском саду целенаправленно создается атмосфера, направленная на формирование нравственных чувств и качеств. Ознакомление с трудом помощника воспитателя, дворника, прачки, повара, шофера, продавца, почтальона, дает возможность воспитателю облегчить контакты с взрослыми, научить общаться с незнакомыми людьми.

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив – это причина, побуждающая к трудовой деятельности (ради чего он трудится). Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; потребность в общении со взрослыми, желание чему-то научиться, общественные мотивы (приносить пользу другим). П

Цель – это то, к чему надо стремиться. Условиями возникновения и развития цели в труде является её доступность пониманию ребенка, посильность её достижения (зачем это надо сделать, какой получить результат.) П

 Планирование – это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом, дети сами переходят к планированию. Овладение планированием способствует улучшению качества результата труда ребенка. П

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями, в старшем возрасте у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. П

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС, результат труда каждого ребенка оценивается, как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная. П

Задача воспитателя – научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборке рабочего места); осваивать рациональные способы трудовых действий; самостоятельно контролировать качество результата труда. Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом. Для лучшего усвоения трудовых навыков мы планируем работу с подгруппой детей, учитывая их возрастные, половые отличия.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Важную роль в трудовой деятельности  дошкольников играет учет гендерных особенностей детей (например, мальчики при подготовке к занятиям раздвигают столы, расставляют стулья, выполняют более тяжелую работу. А девочки раздают материал и оборудование). В группе созданы уголки творческого труда, где мальчики могут мастерить из разных материалов и конструктора, а для девочек есть уголок «Волшебная шкатулка», где они могут шить, собирать бусы, делать различные поделки.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. И только в игре дошкольника ярка проявляется его связь с трудом, которую можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, построить жилье для игрушечных животных, перевести строительный материал к месту стройки и т.п. Игра может стать мотивом, побуждающим к труду.

Широко используем в работе по трудовому воспитанию такие формы работы с детьми, как: экскурсии, дидактические игры, беседы с использованием наглядного дидактического материала. Постоянно пополняется предметно-развивающая среда. Для более успешного решения задач по трудовому воспитанию у дошкольников, огромное внимание уделяется работе с родителями.

Организация разного рода совместных дел родителей, детей и педагогов приближает семью к детскому саду, позволяет расширить круг интересов ребенка, формирует нравственные качества: ответственность, трудолюбие, чувство долга. П Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

"Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни"

Создание игровой среды внесло разнообразие в деятельность детей, обогатило игровой опыт, сделало пребывание дошкольника радостным, эмоционально комфортным....

консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

Буклет для родителей "ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ ЛЮДЕЙ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ"

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков с недавних пор ставшее нам знакомым слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетие...

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТРУДУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту  в окружающем ...