Картотека сюжетно-ролевых игр для детей от 1.5 до 2 лет.
картотека

Сюжетно-ролевые игры для детей 1,5–2 лет — это игры, в которых ребёнок примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Он действует по заданному сюжету или придумывает его на ходу. Значение таких игр в том, что они помогают ребёнку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с Доктором Айболитом»

Цели игры: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям, их выполнению в определённой последовательности: осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками; развивать слуховое внимание, восприятие, память путём названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия. Ход игры: воспитатель подзывает к себе детей. Воспитатель: дети, мы с вами отправимся в интересное путешествие. Вы хотите со мной путешествовать? (Да.) Ой, а это кто к нам пришёл? (ответы детей) Правильно, это же добрый доктор Айболит. Давайте с ним поздороваемся и ему улыбнёмся. (обращается к Айболиту) Доктор Айболит, а что случилось? Доктор Айболит:

Кукла Маша заболела,

Кашу манную не ела,

Надо Машу полечить

Спать в кроватку уложить.

Воспитатель: ой, жалко Машу, она заболела. Доктор Айболит: а чтоб вылечить Машу, необходим мой волшебный чемоданчик, а я его где- то оставил. Воспитатель: надо помочь Доктору Айболиту вылечить Машу, давайте пойдём в детский сад и там его поищем (преодолеваем препятствия ручеек, камушки и т.д.). А вот и твой волшебный чемоданчик.

Воспитатель: доктор Айболит ты устал, посиди, отдохни.

Теперь я буду врачом, а ты посиди вместе с детьми, посмотри, как я буду лечить Машу (одевает шапочку и халат). Воспитатель: здравствуй, кукла Маша (побуждаю детей здороваться). Нам сообщили, что ты заболела. Маша мы тебя вылечим. А что же у нас лежит в волшебном чемоданчике?

Давайте посмотрим.

Воспитатель: сейчас я измерю температуру градусником. Чем я измеряю температуру? (Градусником.) Посмотрю горлышко шпателем. Полина, чем я посмотрю горлышко? (Шпателем.) Послушаю трубочкой, как бьётся сердечко. Илья, чем я слушаю Машу? (Трубочкой.) Маша, надо громко дышать (дышите, не дышите), а дети тебе помогают.

Воспитатель: надо кукле Маше дать таблетку и водичку, чтобы запить таблетку. Альбина, что я дала Маше? (Таблетку и водичку.) Положим её в кроватку, пусть спит. Воспитатель: дети, а вы хотите стать докторами и лечить кукол? (ответы детей)

Раз, два покрутись, в докторов превратись. Далее малыши играют самостоятельно.

Сюжетно-ролевая игра «Куклы на прогулке»

Цель игры: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей. Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины.

Ход игры: воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.

Воспитатель: давай оденем кукол на прогулку.  А наших мальчиков попросим построить для кукол дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на  прогулке. Дети одевают кукол.

Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру.  

При необходимости помогает одевать кукол на прогулку. Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам. При повторении игры вводится строительство одной-двух новых, более сложных построек.  

Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка). В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку»

Цель игры: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют её, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу.  

Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Сюжетная игра-ситуация «Мойка машин»

Ход игры: воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить её водой, помыть. Машина любит, когда её моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стёкла. Машина высохла, засияла. Вот какой у неё заботливый водитель!».

 

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль»

Ход игры: воспитатель берёт медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок: сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р... Ой, что-то он не заводится. В чём дело? Попробую ещё раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.) Воспитатель: медвежонку сегодня не везёт. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А ещё надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмёт машинное масло и смажет детали. Всё, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята. Медвежонок: поехал в гости! До свидания! (Поёт.) Ты гуди сильней, мотор.

Я – умелый шофёр.

Надо – влево руль кручу,

Надо – гайку подкручу, Дам сигналу погудеть – Должен всё шофёр уметь.

Сюжетная игра «Купание»

Игровые действия: искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона). Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой. Причесать куклу (расчёской, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце. Умыть куклу из тазика. Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щётку или палочку). Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).

Оборудование: кукла, ванночка, муляж мыла и губка, шарик, пластмассовой баночки, расчёска, полотенце. Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как: Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая? Катенька хорошая!

Катенька пригожая!

Сюжетная игра «Уложим Милу спать»

Цель игры: способствовать развитию игровых навыков. Игровые действия: запеленать куклу, погладить, обнять её, побаюкать на руках, положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку, спеть колыбельную песенку или прочитать стишок.

Оборудование: кукла, пелёнки, кроватка, постельные принадлежности: подушка, матрац, одеяло, простынка, наволочка, пододеяльник.

Ход игры: воспитатель выполняет игровые действия и читает стихотворение:

Вот тебе под спинку мягкую перинку. Сверху на перинку Чистую простынку. Вот тебе под ушки Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

Затем предлагает кому-то из детей уложить куколку спать.

Сюжетно-ролевая игра «Игрушки у врача»

Цель игры: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на приём. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т.д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Попадая на

приём, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки»

Цель игры: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы: тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики. Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его.  

Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол.  

Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. процессе игры.

 

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цели игры: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Оборудование: медицинские карточки по количеству детей, игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало, градусник, зелёнка, стол, два белых халата для врача и медсестры, две белых шапочки, вата, бинт, шприц.

Ход игры: воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкойпациентом (ребёнок).

Врач: больница открывается. Я – врач. Кто пришёл ко мне на приём?

Пациент-зайчик (жалобно): я, доктор.

Врач: садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент: у меня кашель, болят ушки.

Врач: давайте я вас послушаю. Дышите глубже (слушает больного трубкой). Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это (даёт флакон). Наливайте в ложечку и пейте каждый день.

Вы поняли?

Пациент: да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

 

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы»

Цели игры: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).

Ход игры: воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала?

Воспитатель: кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её полотенцем. Затем куклу одевают и укладывают спать. Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

Сюжетная игра «Пора кушать»

Игровые действия: накрыть стол, расставить приборы. Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в неё пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.

Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку. Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.

Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).

Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик, рисунки без детализации с обозначением только цвета, например, зелёный овал – огурчик, оранжевый – морковка, красный кружок – яблочко или помидор, зелёный круг в полоску – арбуз). Помыть посуду, вытереть её полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.

Оборудование: кастрюлька, сковорода, шарики, бусины, палочки и пр. и ложечки, палочки, блюдца, тарелочки, поварёшка. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет, муляжи продуктов, куклы, колечки и

т.д.

Ход игры: не следует забывать о том, что игровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощью пальцев, ладошки, жестов (например, «взять» пальчиками воображаемую конфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).

В рамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детских стихотворений, например: «Оладушки» А.

Кравченко:

Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки! – Да испечь-то испеку,

Только где же взять муку?

  • Вот мука!  Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! – Я б оладьев напекла, Только нету молока.
  • Вот молоко! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки!
  • Я бы испекла уже, Вот беда-то, нет дрожжей. – Вот дрожжи!  Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! – Да испечь-то испеку, Только надо сахарку.
  • Вот сахар!  Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! – Печь оладьи есть сноровка, Только где же сковородка? – Вот сковородка! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки!

Ну, теперь-то напеку,

Внучке милой напеку И любимому внучку. Целу гору напеку!

Масленых, румяных, С мёдом, Со сметаной.

Сначала читаете ребёнку стихотворение, по-разному интонируя речь бабушки и внука и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку «с молоком», кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нём ребёнок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик и пр.), а со старшими детьми – обмениваться ролями.

Сюжетная игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф»

Ход игры: воспитатель везёт на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину рядом с уголком для кукол.

Воспитатель: из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать? Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек – выбрать место для шкафа. Хвалит покупку обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф. Воспитатель (куклам): куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду (обращается к детям). Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, всё на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу.  Можешь собираться на прогулку.

Вариант игры: воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?», дети сами раскладывают одежду своих кукол.

Сюжетная игра-ситуация «В гости к куклам»

Цель игры: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом, закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом, развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Ход игры: куклы сидят на диване. Воспитатель приносит ещё одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей.

Воспитатель: здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться? Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог даёт детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога:

Кто сидит ближе к окну?

Кто пьет чай?

Кому дали пирог?  и т.д.

Сюжетная игра «Магазин»

Ход игры: воспитатель подзывает детей в кухонный уголок. Воспитатель: ребята, давайте с вами сварим суп. А что нам для этого надо? (Овощи.) Какие овощи? (Картошка, морковка, помидор, лук, капуста.) Но у нас нет овощей. Где мы можем с вами их купить? (В продуктовом магазине.) Воспитатель предлагает детям сходить в продуктовый магазин. Воспитатель: а что нам нужно взять с собой? (Сумочку и кошелёк с деньгами.) Правильно! Сумочка нам нужна, чтобы положить в неё продукты, которые мы купим. А деньги мы отдадим продавцу и оплатим нашу покупку.  Дети отправляются в магазин. Воспитатель исполняет роль продавца, показывает на своём примере, как нужно вести себя в магазине: разговаривать вежливо, благодарить. Дети покупают продукты, складывают их в сумочку, отдают деньги за покупку и возвращаются назад (в кухонный уголок). Воспитатель: ребята, вы сходили в магазин, купили овощи, теперь мы можем сварит суп.

Затем игра может развиваться: дети варят суп, кормят супом кукол.

 

Сюжетная игра «Что надеть на ножки?»

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу, стоящую босиком.

Воспитатель: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замёрзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберёшься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Оля подходит к кукле и берёт её на руки.) Где её обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдём подберём твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка идут в магазин. Продавец (воспитатель): в нашем магазине вы можете подобрать всё, что хотите. Какую обувь вы хотите купить?

Ботиночки?

Покупатель (ребёнок): да.

Продавец: вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель: красные.

Продавец: примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки): подошли.

Продавец: спасибо за покупку. Вы довольны?

Покупатель: да, спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с трудом взрослых

в картотеку собраны различные игры для детей с целью ознакомления их с профессиями взрослых...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей 6-7 лет с ПДД

Картотека сюжетно-ролевых игрпоознакомлению детей 6-7 лет с ПДД...