ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ НА ТЕМУ: "ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДО"
консультация (старшая группа)

Буйлова Светлана Сергеевна

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ

СЕРГИЕВО - ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №5 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. АЛЕКСЕЕВА»

141300 Московская область, г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд,16

Тел. 8(496)3540-43-52, факс 8(496)3540-43-52,

e-mail: sepo_ mbou_ 5@mosreg.ru

 

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ

ТЕМА: «ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДО»

Picture background

Подготовили воспитатели

высшей квалификационной категории:

Буйлова С.С.

г. Сергиев Посад

22.01.2025 г.

«Мы  должны  строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент-это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе целом».

Президент  РФ Путин В.В.

В 2020 г. Госдума приняла новую редакцию закона «об образовании», в которой были закреплены новые принципы воспитания. Согласно данным изменениям дошкольное учреждение разработало рабочую программу воспитания, сформированности понятия гражданственности, воспитания, уважения к культурному наследию страны и памяти защитников отечества.

Основной целью педагогической работы является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

В примерной программе обозначены 7 основных направлений воспитания, которые подходят к дошкольному возрасту и прописываются в обязательной части программы:

• Духовно-нравственное направление воспитания;

• Патриотическое направление воспитания;

• Социальное направление воспитания;

• Познавательное направление воспитания;

• Физическое и оздоровительное направление воспитания;

• Трудовое направление воспитания;

• Художественно – эстетическое направление воспитания.

 Давайте рассмотрим каждое направление более подробно. И так, духовно-нравственное направление.

Целью данного направления является - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению.

Проблема воспитания духовно - нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:

• Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телефоны, компьютеры и гаджеты;

• Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей.

Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому мы в своей работе с детьми стараемся больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).

Так же, немало важную роль в духовно - нравственном направлении играют народные праздники, такие как: Рождество, Вербное воскресенье,  Покровская ярмарка, Масленица, Пасха и многие другие.

Следующее патриотическое направление.

Цель - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны.

Патриотическое воспитание является главной целью в системе российского образования. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно, в процессе накопления детьми знаний и представлений об окружающем мире. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, т. к. дети данного возраста отвечают доверием ко взрослому, они стараются во всем им подражать. Дети очень впечатлительны, искренни и все знания и переживания, полученные в дошкольном возрасте, так или иначе, остаются в памяти ребенка на долгие годы. Именно в детском саду важно начать закладывать в память детей первые представления о малой родине, о России ка огромной могучей державе, формировать гордость за нашу страну. Познакомить с ее богатством, природой, многонациональным нарядом, с главными символами РФ, президентом и главным городом нашей страны.

В своей работе по патриотическому воспитанию, мы стараемся много беседовать о родном городе, о его достопримечательностях, о природе и животных нашего края. Знакомим постепенно, не наседая, повторяем одну и ту же тему несколько раз. Так же, хочется отметить, что материал по данному направлению очень важно выбирать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы детям было интересно изучать данное направление, мы стараемся использовать разнообразные формы работы, такие как: досуги, викторины, КВН, театрализованные представления. Например («День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей», «День города», «Русские богатыри»). Знакомство с государственной символикой России («День флага», «День независимости»). Наблюдения за изменениями в облике нашего города, экскурсии и многие другие. И как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за нее, за свой народ важно и необходимо в любое время. В нашем детском саду есть музей народного творчества,  народного быта «Горница»,  где мы воспитатели и дети с удовольствием ходим и проводим тематические занятия: «Жилище – зеркало души народа», «История народной игрушки», «О чём поёт самовар?», «Мы веселые матрешки», «В мире Богородской игрушки», »Матушка – печка, накорми своих детушек» и т.д. Так же для гостей детского сада  и родителей  дети -экскурсоводы рассказывает о народных игрушках.

Третье направление социальное воспитание.

Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с окружающими людьми.

Работая с детьми в группе мы учим их:

• проявлять сочувствие, уважение и любовь к близким,

• учим проявлять вежливость,

• знать и применять правила поведения в общественных местах и дома,

• использовать различные формы приветствия и прощания,

• выражать благодарность и уметь правильно обращаться с просьбой.

Используем такие формы работы как: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, народные игры и досуги, театрализованные представления, беседы, чтение различных произведений, рассматриваем иллюстрации с изображением заботы между людьми, людьми и животными, людьми и окружающим миром. Например («День матери», «8 Марта», «День папы», «День братьев и сестер», «День семьи, любви и верности»).

Четвертое направление воспитания – познавательное.

Цель - формирование ценности познания.

Познавательное воспитание в детском саду предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

  • познавательное развитие;
  •  познавательные интересы;
  • познавательная деятельность;
  •  познавательные действия.

Познавательное и духовно - нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, т. к. знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.

5. Пятое направление физическое и оздоровительное.

Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.

Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия ребенка.

В группе мы проводим с детьми следующие мероприятия по их оздоровлению: Закаливание, гимнастика пробуждения, утренняя гимнастика, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, подвижные игры, физкультминутки.

Также, с первого дня прихода ребенка в детский сад, формируем у него культурно – гигиенические навыки, привычку к опрятности, рассказываем о том, что может стать причиной той или иной болезни. В старшем возрасте проводим такие тематические развлечения как:  «День здоровья», «Тело человека», «Спорт», «Сам себе помогу, и здоровье сберегу», «Здравствуй зимушка зима» и  т. д.

Трудовое направление воспитания

Работа нацелена на формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.

Труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида.

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно - бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной и художественный труд

 В нашем детском саду по данному направлению в работе с дошкольниками уделяем достаточно много внимания. Можем  сказать, что дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое дело берутся с охотой. Большое место в трудовом воспитании дошкольников отводим их самостоятельному труду. Режим жизни детей в группе организован таким образом, чтобы на каждом этапе были предусмотрены трудовые дела. В группе мы проводим с детьми следующие мероприятия например:  проводим беседы «Как мы наводим порядок в шкафу», «Каждой вещи свое место». Знакомим детей с трудом взрослых, создаем обобщенное представление о том, что каждый трудиться для всех, потому что, его труд важен. Со старшими детьми вводим дежурства по уголку природы, по занятиям, по столовой. Зимой организуем огород на окошке. Летом детей знакомим с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков в огороде. Для успешного решения задач помогает работа с родителями: родительские собрания, благоустройство территории, «Марафон добра», выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Галерея природы», «Мои увлечения». Совместно с родителями проводятся субботники по благоустройству  территории участка.  

И последнее, направление воспитания  Художественно – эстетическое.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и        понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

 В своей работе по художественно-эстетической деятельности включаем  следующие виды деятельности:

  • музыкальная деятельность
  • театральная деятельность
  • конструктивно-модельная деятельность
  • изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка прикладное творчество, народное декоративно-прикладное искусство.)

 Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, свободную художественную деятельность, организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников, музейную педагогику, эстетическое оформление интерьеров, участие в городских конкурсах и т. д.

Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительские собрания. В уютной и теплой обстановке прошли родительские собрания в нетрадиционной форме с участием детей и родителей «Мамин праздник», «Репка на новый лад», подготовили игры для родителей. Оформили папки передвижки «Роль семьи в воспитании ребенка», «Чему мы научились за год» памятки для родителей: «Заповеди родителей».

Родители активно поддерживают нас при использовании в работе проектной деятельности. Благодаря стараниям и изобретательности родителей были подготовлены и проведены проекты «Сергиев Посад-душа России», «Математика в гостях у сказки», «Ягоды, овощи фрукты-витаминные продукты», «Чудеса волшебной глины» и другие.

С участием детей и родителей в группе были оформлены выставки народного творчества: «Осенняя шляпка», «Веселый Дед Мороз» «Грибное лукошко», «Осенние фантазии», «Царство снежной королевы», «Сергиево-Посадская Снегурочка» и т.д.

Интересной формой сотрудничества стало проведение мастер-классов. Экскурсии и тематические встречи. Мы  проводили мастер-классы совместно с детьми и родителями «Веселый снеговичок», «Волшебный цветок», «Подарок для любимого папы», «Открытка для любимой мамочки», и т.д.

Так же родители активно посещают все праздники «Волшебный зонтик осени», «Осенняя поляна» Они видят, что дети стараются понравится им, родители вместе с детьми поют песни, играют, танцуют. Приглашая родителей на утренник, мы всегда говорим им о том, что пройдут годы, песни и танцы забудутся, но в своей памяти дети сохранят радость и тепло общения, а родители окунутся в мир прекрасного.

Уже традиционным стало проведение праздников, посвящённых 23 февраля «Мой папа – самый смелый!», «Веселый космодром» 8 марта «Узелок с сюрпризом», «День матери» и другие.

В свою очередь мы стараемся быть щедрыми  на похвалу не только детей, но и их родителей. Родителей мы награждаем грамотами за участие в выставках,  «Эту поделку сделала моя мама!», «Горку на участке заливал мой папа!». Чем больше мы  благодарим родителей за их внимание и поддержку, тем теснее у нас с ними контакт, тем проще нам обращаться к ним за помощью.

Своё выступление хочу закончить словами Д. С. Лихачева «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Литература:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» /ОПП ДОУ принята и утверждена на педагогическом совете №1 от 28.08.2023 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...

Теоретические основы проектирования профилактической деятельности учителя-логопеда

На сегодняшний день статистика показывает, что отмечается увеличение числа детей с дефектами в развитии речи. В связи с этим возрастает необходимость профилактической работы по предупреждению речевых ...

Доклад к педсовету Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» .

laquo;Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и д...

Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности

В 2020 г. Госдума приняла новую редакцию закона «Об образовании», в которой были закреплены новые принципы воспитания. Согласно данным изменениям дошкольное учреждение разрабатывает рабочу...