Великая Отечественная война
элективный курс (старшая группа)
Великая Отечественная война
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 712.65 КБ |
![]() | 33.97 КБ |
![]() | 22.93 КБ |
![]() | 85.76 КБ |
![]() | 15.62 КБ |
![]() | 68.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Дидактические игры «День Победы»
Предварительная беседа:
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну, не объявляя нам войну. Фашисты хотели завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства они хотели вывести к себе в Германию, а русский народ уничтожить и превратить в рабов.
Но враги просчитались. Весь народ нашей страны встал на защиту своей любимой Родины. Солдаты воевали на фронтах, а остальные граждане (в том числе и дети) воевали в тылу. Долгих четыре года длилась эта война.
Почему войну назвали Великой Отечественной?
Слово «великий» означает большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, и в ней участвовало много людей.
«Отечественной» она называется потому, что эта была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества.
Наша доблестная Армия и весь народ прогнали фашистов с родной земли.
9 мая 1945 года враг был окончательно повержен, наступила долгожданная победа и с тех пор, вот уже 80 лет, в этот день в нашей стране торжественно празднуют этот великий праздник – День Победы.
Игра: «Отгадай загадки». | |
Любой профессии Надо учиться, непременно Чтоб быть опорой для страны, Чтобы в мире не было …(войны). | |
Великий подвиг совершаетВсе он в один миг решает,Он за честь стоит горойКто он? Правильно…. (герой) | |
Он готов в огонь и в бойЗащищая нас с тобойОн в дозор идет и в градНе покинет пост …..(солдат) | |
Гусеницы две ползутБашню с пушками везут | |
Смело в небе проплываетОбгоняя птиц полет,Человек им управляетЧто такое? (самолет) | |
Имя девичье носилаИ врага огнем косила,Вражьи замыслы поруша,Легендарная …..(Катюша) | |
Говорят, что я ручная,Почему- сама не знаю.У меня характер колкий,Помнит враг мои осколки. (Граната) | |
Вдруг из темной темнотыВ небе выросли кустыА на них – то, голубые, пунцовые, золотыеРаспускаются цвета небывалой красоты.(Салют) |
Игра: «Скажи наоборот».
Цель: Учить детей подбирать слова противоположного значения различных категорий (имя существительное, глагол, прилагательное, наречие).
Зло-…(добро) Тьма-…(свет)
Темно-…(светло) Война-…(мир)
Громко-…(тихо) Смерть-…(жизнь)
Чёрное-…(белое) Захват-…(освобождение)
Трусливый-…(смелый) Отступать-…(наступать)
Слабый-…(сильный) Сытый-…(голодный)
Игра: «Один – много».
Цель: Пополнить словарь детей по лексической теме: «Победа в Великой Отечественной войне и учить образовывать существительные и глаголы во мн.число.
Граната-…(гранаты) | Бомба-… | Солдат идёт-… |
Танк-… | Самолёт-… | Боец стреляет-… |
Корабль-… | Парашют-… | Лётчик сидит-… |
Автомат-… | Котелок-… | Пограничник охраняет-… |
Пулемёт-… | Паёк-… | Матрос плывёт-… |
Игра: «Что у мальчика?»
Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Во время Великой Отечественной войны наравне со взрослыми
мужчинами – солдатами воевали мальчишки. Их называли «сын полка». У взрослого бойца были большие предметы, а у мальчика – маленькие.
У бойца гимнастёрка, а у мальчика…(гимнастёрочка). У бойца пилотка, а у мальчика … (пилоточка). У бойца сапоги, а у мальчика … (сапожки). У бойца ремень, а у мальчика…(ремешок). У бойца погоны, а у мальчика…(погончики). У бойца звезда, а у мальчика … (звёздочка). У бойца пистолет, а у мальчика…(пистолетик). У бойца котелок, а у мальчика … (котелочек). У бойца рюкзак, а у мальчика…(рюкзачок). У бойца винтовка, а у мальчика…(винтовочка). |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
Дидактические игры
| Подвижные игры
|
«Великие люди России»
Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности; воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения; развивать речь и логическое мышление дошкольников.
Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А. М. Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.
В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.
«Вещи войны» или «Оружие Победы»
Задачи игры:
- Закреплять знания о Великой Отечественной войне.
- Развивать интеллектуальную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.
Ход игры:
Игра состоит из разрезных картинок. Необходимо собрать картинку «Вещи войны» и «Оружие победы». Каждая картинка разрезана на 6 частей.
В эту игру можно играть индивидуально
Например: две команды по 6 детей. Одна команда собирает картинку «Вещи войны». Другая команда «Оружие Победы». По сигналу первый игрок бежит с частью картинки, преодолевая препятствия, оставляет ёе на кубе.
«Военная профессия»
Задачи: воспитывать у детей гордость за нашу Отчизну, закрепить знания о военных профессиях; развивать воображение, познавательную активность.
Ход игры:
Расположить перед детьми картинки или фотографии с изображением атрибутов и предметов, оружия, техники, используемых военными. Ребёнок выбирает картинку и называет военную профессию.
«Защитники Отечества»
Задачи:
- Формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист.
- Развитие логического мышления, речи детей, словарного запаса.
Дети называют военные профессии, изображенные на картинках: на самолете - летчик. На танке - танкист и т. д.
Цель: закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии; закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества; развивать речь, умение классифицировать предметы.
Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник, а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т. д.).
В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
Игра – лото «Защитники Отечества»
Задачи: развивать внимание и память ребёнка; развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас о некоторых видах военно-боевой техники; о некоторых видах званиях солдат;о некоторых атрибутах военных солдат; развивать детскую фантазию; упражнять ребёнка в умении логически мыслить, объясняя свои действия; воспитывать усидчивость.
Состав игры: 5 основных треугольных поля раскрашенных в виде флага России и 25 карточек.
Описание игры:
Перед началом игры дети с помощью считалочки выбирают ведущего:
Аты-баты-шли солдаты,
Аты-баты-на базар,
Аты-баты-что купили?
Аты-баты-самовар.
Аты-баты-сколько стоит?
Аты-баты-три рубля.
Аты-баты-кто выходит?
Аты-баты-это я! (он и раздаёт всем игрокам поля - карточки и становится ведущим).
На каждой поле-карточке есть своя эмблема с войсками (Морской флот, Воздушно-десантные войска, Президентские войска, Связисты, Танкисты). Затем ведущий показывает по одной карточке, а игроки должны определить кому она подходит. Кто первым заполнит все 5 карточек выигрывает. А остальные игроки продолжают играть до конца.
«Каким видом транспорта защищают наши границы?»
Задачи: закрепить знания детей о военном морском, воздушном, сухопутном, транспорте; развивать познавательную активность у детей; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры:
Рассмотреть с детьми на карте границы нашей страны России. Обратить внимание на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. По воздуху пересекать границу тоже нельзя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, какой вид транспорта используют военные, охраняя границы Родины. Обосновывают свой ответ.
Например, границу защитят катера, военные корабли, если враг нападёт с моря. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
«Кем я буду в Армии служить?»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры:
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
«Кто защищает наши границы»
Задачи: закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры:
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны.
Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде.
Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя.
Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ.
Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
«Кто служит в армии»
Задачи:
- Закрепление знаний о военных профессиях.
- Развитие умения соотносить предмет с нужной профессией.
Воспитатель кидает мяч детям и называет атрибут военной профессии. Дети кидают мяч педагогу обратно и называют соответствующую профессию.
Например: самолет-летчик, танк-танкист и т. д.
«Лабиринт»
Задачи:
- Закрепление полученных знаний.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
- Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Воспитатель предлагает детям листки с заданиями, где надо найти правильную дорогу для персонажа.
Материал прилагается.
«Минёры»
На обратном пути имеется плацдарм для учений.
Перед нами стоит задача: разведать у условного врага количество боевой техники. Но перед нами минное поле, которое необходимо разминировать. Каждому из вас отводится участок минного поля.
Чтобы узнать, где спрятаны мины и обезвредить их, вы должны составить геометрические фигуры из палочек.
«Назови пословицу о солдате»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Умелый боец – везде молодец! (как вы понимаете)
Солдатское дело – воевать смело!
«Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
Задачи:
- Развивать познавательную деятельность.
- Развивать у детей зрительное восприятие, внимание, мышление.
- Развивать приемы зрительного наложения.
- Развивать внимательность,наблюдательность, память и усидчивость.
- Закрепление полученных знаний.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
- Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель раздает детям цветные карточки с изображением различных предметов. Предлагает детям рассмотреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно - белую) какой-либо картинки. Дети должны найти, среди имеющихся карточек, ту, которая соответствует нужному силуэту, и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой - цветные изображения картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на цветные картинки.
3 вариант. Карточки с изображением предметов и их тени перевернуты. Воспитатель помогает детям правильно соединить предмет и его силуэт.
4 вариант. Педагог предлагает детям листки с заданиями, где надо соединить предмет со своей тенью.
«Найди тень»
С тенями, отбрасываемыми от себя разными предметами, мы сталкиваемся довольно-таки часто. При этом тени, по сути, являются повторением тех предметов, которые их отбрасывают. По этой причине абсолютно несложно сориентироваться и определить, где чья тень. Прекрасным средством для развития внимательности у детей, начиная с полутора лет, являются дидактические игры «Найди тень
«Один - много»
1) Развитие логического мышления, речи детей, словарного запаса.
Педагог называет слово, обозначающее один предмет, ребенок называет множественное число слова.
Например: самолет- самолеты, корабль- корабли и др.
«Отгадай»
- Закрепление знаний о военной технике.
- Учить детей собирать из частей целое.
- Развитие логического мышления.
Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей.
Например:
кабина, колеса, руль, фары (машина)
Кабина, шасси, иллюминатор, крылья (самолет) и др.
«Отгадай военную профессию»
Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
«Парад в День Победы»
- Закрепление знании о военной технике и военных профессиях.
- Закрепление умения ориентироваться на плоскости (справа – слева, вверху – внизу, в середине в углу.
- Закрепление знания государственных символов России.
Дети располагают на фланелеграфе картинки военных и военной техники, согласно указаниям воспитателя, В центр площади устанавливают государственные символы – герб и флаг России.
«Парад военной техники»
Задачи:
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости (справа – слева, вверху – внизу, в середине в углу, различать правую и левую руку, обозначать в речи взаимное расположение предметов, согласовывать числительные с существительными.
- Закреплять знание государственных символов.
Дети располагают на фланелеграфе картинки воинов и военной техники, согласно указаниям воспитателя, В центр площади устанавливают государственные символы – герб и флаг России. Считают различные предметы, согласовывая числительные с существительными.
«Разгадайте зашифрованный рисунок».
3 кл. вправо, 3 кл. вверх, 4 кл. вправо, 1 кл. вниз, 6 кл. вправо, 1 кл. вниз, 6 кл. влево,1 кл. вниз, 4 кл. вправо,3 кл. вниз,1 кл. влево,1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево,1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево,1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево,1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево,1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
- Что получилось? Дорисуйте танку колёса.
«Разведчики»
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
«Раньше и теперь»
Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны; развивать речь, логическое мышление дошкольников.
Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира;Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.
Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины.
Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.
«Собери картинку»
Задачи игры:
1) Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.
2) Развивать у детей интеллектуальную компетентность.
3) Воспитывать чувство гордости за народ, который победил врага, уважение к героям Великой Отечественной войны.
Ход игры:
Ребятам необходимо собрать картинку «Вещи войны», «Оружие победы» или «Военная техника». Игра состоит из разрезных картинок. Каждая картинка разрезана на 6 частей.
Например: три команды по 6 детей. Одна команда собирает картинку «Оружие победы», другая - «Вещи войны», а третья «Военная техника». Детям перед игрой необходимо раздать часть картинок. По команде воспитателя, каждый игрок бежит с частью картинки, преодолевая препятствия, оставляет её на столе.
«Составь карту»
Задачи:
- закреплять знания детей о карте России;
- развивать зрительную память;
- воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т. д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
«Шифровка»
Прочитать зашифрованные слова, чтобы узнать солдаты каких войск сражались за Родину: лётчик, танкист, ракетчик, моряк, пехотинец.)
Подвижные игры
«Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.
«Перетягушки»
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
«Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
Или (перейти по минному полю, не наступая на черные круги.)
«Попади в цель».
На нашем пути танки, ребята берут «гранаты» и бросают в них.
Предварительный просмотр:
Приложение
Консультация для педагогов
«Расскажем детям о Великой Отечественной войне»
Гога Э.Р. воспитатель
МАДОУ детский сад № 4
История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы.
Восемьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа.
Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».
9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Тема войны очень глубокая и серьёзная, особенно для детей 5-7 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из – за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой.
Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.
Поэтому следует, уделить особое внимание, на эмоциональное восприятие детьми темы войны - борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.
Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детских образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.
Предлагаем примерные формы работы по изучению данной темы:
- чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;
- рассматривание иллюстраций, семейных фотографий (бабушек, дедушек);
- словесно – дидактические игры;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;
- участие в выставках совместного семейного творчества;
- посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).
Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?
Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?
Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна, правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:
- дать небольшие сведения из истории;
- рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
- говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.
И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.
Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного :
- С. П. Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы ;
- Е. Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей – то злой воле, подрпненном войной, заставившей рано повзрослеть;
- А. Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;
- С. М. Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести.
- Ю. П. Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии - в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания.
- В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. (в кн. "Денискины рассказы"). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве.
- А. М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов».
- В. А. Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата.
- К. Г. Паустовский «Стальное колечко. Сказка о девочке и волшебном колечке, которое подарил ей боец.
- И. Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека.
- Шишов А. «Лесная девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны.
- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка. погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость.
- Л. Кассиль "Твои защитники"; - С. Михалков "День Победы".
Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Пусть мир украсит доброта
И расцветут улыбкой лица,
А слово «страшное» война
Пусть никогда не повториться!
Пусть солнце светит над землей,
Любовь шагает по планете.
И в каждой пусть семье большой
С любимой мамой будут дети!
(М. В. Сидорова)
Список использованной литературы
1. Гриценко З. «Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста» -журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2015.
2. Романова О. Ю., Головина Е. Э., Блинова ТМ. Проектная деятельность «Боевая слава нашего народа» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6, 2015.
3. Максакова Е. Ф. «Такой простой и сложный праздник…» - журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5, 2016.
Предварительный просмотр:
Смотрите вместе с ребенком художественные фильмы о войне, но не переусердствуйте: некоторые сцены могут напугать ребенка. Выбирайте картины тщательно («В бой идут одни старики», «Садись рядом, Мишка!», «Четыре танкиста и собака», «Сын полка», «Иваново детство», «Девочка из города» - киноленты, в которых рассказывается о подвигах детей на фронте, о борьбе за жизнь и о помощи взрослым в тылу).
При прочтении художественного произведения или просмотре фильма не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Многого он может не понять. Будьте готовы дать ребенку объяснения. Ваша задача – не напугать, а просветить.
Когда у ребенка появятся основные сведения о войне, можно отправиться с ним в музей. Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание крохи на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике.
9 мая обязательно сходите на памятные мемориалы, посетите Вечный огонь.
Можно изготовить подарки для ветеранов. При этом для дошкольного возраста рекомендуется заострять внимание на мирных мотивах в детском творчестве, посвящённом Дню Победы. Например, любой ветеран будет счастлив получить от детей в подарок бумажного голубя или гвоздику, сделанную своими руками.
Знание о войне, о лишениях, голоде, о детях, у которых ничего нет, необходимо. Оно способствует развитию у ребенка духовных ценностей и патриотических чувств.
Приложение
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Памятка для родителей
«Как рассказать ребенку о войне?»
Самый доступный и надежный источник знаний для ребенка - семья. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех - пятилетними детьми. Главной причиной разговора о войне должен стать интерес самого ребенка к этой теме. Обычно поводом для такой беседы становится канун Дня Победы.
Покажите ребенку существующие вокруг него свидетельства прошлого:
- посетите памятные мемориалы, Вечный огонь и расскажите, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне;
- посмотрите вместе с ребенком старые фотографии из личных архивов, например, черно-белые фотокарточки ваших прадедов и прабабушек, которые сражались за Отечество;
- если среди ваших родственников и знакомых есть ветераны, которые, конечно, являются лучшими рассказчиками, посетите их. Живой рассказ не оставит малыша равнодушным;
- изучите вместе по энциклопедиям, какие есть ордена и медали, которыми награждали советских воинов за участие в боях в годы войны.
Рассказывая малышу о войне, начните с малого. Покажите ребенку портрет деда, прадеда в военной форме (такой портрет найдется практически в каждом семейном альбоме). Расскажите, что он совершил подвиг – не важно, был ли это подвиг в общеупотребительном смысле слова или это был просто посильный вклад в победу.
В беседе с маленькими детьми о войне не стоит рассказывать обо всех ужасах и горестях. Старайтесь донести ребенку главную мысль: война это плохо, и страшно. Война тяжела для всех, и для той страны, которая напала, и для той, которая защищается. Важно донести до ребенка радость победы и великие подвиги наших людей.
В вашем доме могут храниться старые вещицы – память об исторических событиях. Они наверняка являются семейными реликвиями. Дайте малышу полюбоваться этими сокровищами, потрогать, рассмотреть со всех сторон.
Расскажите о войне с помощью рассказов о судьбах детей военного времени.
Детям всегда интересна жизнь их сверстников во все времена.
Важно не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы и читать книги на военную тему, подбирая их в соответствии с возрастом.
Книги помогут дать представление о военном времени. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного и младшего школьного возраста, в них присутствуют описания душевной доброты, стойкости и героизма (например: С.М. Георгиевская «Галина мама», Ю.П.Герман «Вот как это было», В.А.Осеева «Андрейка», К.Г. Паустовский «Стальное колечко»).
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
«КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
Прямая обязанность взрослых –
помочь сохранить память о героических фактах нашей истории,
воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину.
Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину.
Данные рекомендации помогут подготовиться к разговору с вашими детками о Великой Отечественной войне: с чего начать беседу и о чем можно рассказывать детям, какие мультфильмы о войне можно посмотреть вместе, с какими произведениями художественной литературы познакомить.
Детям нужно знать:
война – это плохо и страшно, люди боятся ее и хотят жить в мире. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы не допустить новой войны.
Важно!!!
В рассказе о войне говорите не только об ее ужасах, но и о том, как хрупок наш мир, и как важно научиться его беречь
С чего начать беседу?
Перед тем как рассказать ребенку о войне, родителю нужно самому прочувствовать то, что пережили люди в военное время. Сделать это можно, например, через чтение книг, прослушивания песен и просмотр фильмов о военных годах.
Начать разговор с объяснения того, что в мире есть много стран, которые населяют разные люди и говорят на разных языках. Далее, можно рассказать о том, что у каждой страны есть правительство, которое, исходя из своих представлений о добре и зле, управляет народом.
Война – это конфликт правительств, а не народов, но решается он за счет мирного населения.
Причина происходящих военных конфликтов не в том, что одна из сторон «плохая». Терпит бедствие население всех стран-участников. Например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских.
О войне невозможно рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией ребенка, чтобы не травмировать их.
Что можно рассказывать?
Ребенку четырех лет рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Необходимо мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях. Можно показать дошкольникам портрет деда в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольничком, как это делали на фронте.
Детям шести, семи лет нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы.
Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.
Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Посмотреть вместе с ребенком шести, семи лет фильмы о войне. Например, советские фильмы: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Офицеры».
Для детей пяти лет более понятными станут мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».
При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей:
«Вот почему его награждают, а он плачет?»
«Почему они победили, а музыка все равно грустная?».
Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.
Сколько информации давать?
Рассказывать ли детям о случаях крайней жестокости, пытках и массовых убийствах в Хатыни, Бабьем Яру, концлагерях – решать вам родители. Но дети заслуживают правды о том, какова жизнь и на что способны люди, ослепленные злостью, ненавистью, идеей. Здесь, как и с любой серьезной темой, стоит давать информацию по запросу, и столько, сколько конкретный ребенок в данный момент способен воспринять.
Важно не оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Он многого может не понять в силу возраста. Объяснять необходимо терпеливо и вдумчиво. Кое-что покажется очень страшным, и будет нужна поддержка близкого человека. Специально не нужно пугать, но и замалчивать, когда ребенок спрашивает, нельзя. Дети справятся с самыми сильными чувствами, если взрослый человек будет рядом и разделит переживание. Поддерживая ребенка, нужно показать выход из ситуации. Жизнь без войны возможна, и это главное сообщение во всех разговорах о войне.
Предварительный просмотр:
приложение
Рекомендации для родителей
«Какие произведения читать детям»
Рекомендации для родителей
«Какие произведения читать детям»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.
Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...
Материалы проекта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Воспитываем патриотов на историческом наследии Великой Отечественной войны"
Включают визитную карточку, план реализации, презентацию проекта...
Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»
Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....

#75ЛЕТВЕЛИКОЙПОБЕДЫ К 75 — летию Победы в Великой Отечественной войне В 2020 году вся Россия будет отмечать славную дату — 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом.
дети Герои Великой Отечественной войны...

Рассказ детям о Великой Отечественной Войне. Презентация на тему «Великая Отечественная Война»
познавательный материал для дошкольника о. » ...