"Развитие фонематического слуха в музыкальном воспитании дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx20.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальная деятельность дошкольников с речевыми нарушениями выступает как активная специфическая форма освоения действительности, в процессе которой компенсируются ослабленные или нарушенные функции.

Наиболее характерным отклонением у таких детей является низкая звуковая культура речи и  нарушение фонематического и звуковысотного слуха, ритмико-мелодической стороны речи. Именно такие дефекты речи дошкольников средствами музыкальной деятельности можно эффективно корректировать на музыкальных занятиях.

Музыкально-коррекционная работа — это специально организованные музыкально-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для коррекции нарушенных функций, формирование познавательной активности, развитие личностных качеств детей.

Поскольку характер речевого недостатка определяет направления, формы и содержание музыкально-коррекционной работы, то при несформированном фонематическом слухе и нарушениях слоговой структуры слов музыкальными руководителями широко используются дидактические игры на дифференциацию звуковой реальности, развитие оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений,  вокальные игры-звукоподражания.

Для коррекции отклонений в развитии слухового внимания, фонематических процессов, произношения слов сложного слогового состава наиболее оптимальными представляются следующие виды музыкальной деятельности:

          — музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания (формирует дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивают артикуляцию);

          — музыкально-дидактические игры (развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу);

          — музыкально-ритмическая деятельность (очень важна для полноценного развития слоговой структуры слова)  

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Плохо, когда ребенок, находящийся на пороге школы или даже  уже обучающийся в ней, все еще не дифференцирует на слух некоторые звуки речи. Чтобы этого не произошло, нужно своевременно побеспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, специально «настраивая» его слух на «дифференцированный» лад, то есть на умение сравнивать звуки между собой и различать их.

  В процессе привлечения внимания ребенка к различным звукам, окружающим ребенка,  важное место занимают специальные музыкальные игры и упражнения, развивающие способность узнавать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы) и усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.

  Научив ребенка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания,  мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска», иначе какие-либо более сложные слуховые дифференцировки, в том числе и речевых звуков, будут им недоступны.

Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? и т.д.

Затем дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.  

Музыкально-дидактические игры

  • «Угадай,  кто позвал» (Пропевание: АУ — тихо, громко)
  • «Близко или далеко мяукает котенок (Мяу - тихо, громко), лает собака (АВ – АВ),

мычит корова, поет петух, квакает лягушка…

  • Инсценировка по ролям сказки «Три медведя» произнося соответствующие

реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

  • «Кто позвал: мама или детёныши» (на материале домашних и диких животных)
  • Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и

эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. (А – плачет девочка, поет певица, мама укачивает малыша…У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик…)

В процессе музыкально-дидактических игр дети учатся различать и фонемы родного языка. Дифференциация звуков  значительно облегчается при подключении эмоционального фактора,  а так же при подключении зрительного (символы звуков, анализ артикуляции звука) и двигательного (жесты) анализаторов,:

Например: М – мычит корова (указательным пальцем изображаем рога

                   Х – греем ручки (подышать  на тыльную сторону ладони)…    

Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р» или «рь»; не «кэ», не «ка», а «к», «кь» и т. д.)                

Начинать работу нужно с дифференциации гласных звуков.

Таким образом, музыкально-дидактическая, музыкально-ритмическая деятельность оказывает неоценимую помощь в коррекции недоразвития как речи в целом, так и слоговой структуры слова и фонематического слуха, как  важных ее составляющих, в частности.

Восприятие и различение неречевых звуков:

а) Развитие слухового внимания.

  • «Звуки природы». Прослушивание с детьми записи голосов животных и птиц, звучания шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Соотнести звуки с картинками.
  • «Волшебные коробочки». Берутся непрозрачные коробочки, заполнить их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале внимательно прослушиваем звучание каждой коробочки и знакомимся с ее содержимым, затем дети должны найти звучащую коробочку.
  • «Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).
  • «Жмурки с погремушкой». Вначале дети прослушивают, как звучит погремушка, затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
  • «Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик, ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
  • «Музыкальные инструменты». Дети прослушивают звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Можно усложнить задание: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
  • «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» - бубен звенит - свободная ходьба; «дождик» - постукивание по бубну – присесть на корточки.

На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.

  • «Балалайка и гармошка» (муз. И. Арсеева). Слушая музыку, дети определяют, когда играет балалайка, а когда гармошка, затем имитируют игру на этих инструментах.
  • «Грустно или весело закончилась музыка?». Дети учатся различать мажорное или минорное окончание музыки.
  • «Поспи и попляши». (муз. Т. Ломовой «Игра с куклой»). Дети стоят в кругу, в руках у одного – кукла. 1-я ч. – дети передают куклу плавным движением друг другу. 2-я ч. – ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. По окончании музыки он занимает свое место в кругу. 3-я ч.- спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается. 4-я ч. – «Плясовая». Тот у кого кукла, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.

б) Различение звуков, издаваемых тихо (громко).

  • «Зайчики». Сажаем двух зайцев – большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький – тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
  • «Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.

в) Развитие чувства ритма.

Ритм – это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Таким образом, формирование чувства ритма у детей является одной из наиболее важных задач. Эта работа должна проводиться регулярно и систематически в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап - восприятие ритма в движении. Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.

  • «Хлопай в такт». Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.
  • «Музыкальные топотушки». Продублировать ритмическую пульсацию музыкального произведения рисунком движений (хлопками, притопами…).
  • «Лошадки в цирке».Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), затем переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).
  • «Сосчитай удары». В начале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем ребенок закрывает глаза. Отстукиваем на барабане 1 – 3 удара и просим сосчитать их.
  • «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Предлагаем ребенку прослушать рисунки и записать их. Другой вариант – по записанному рисунку надо его воспроизвести.

Таким образом формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горелкова Т.В. Развитие эмоций в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Современный опыт ведения музыкального занятия убедительно показывает, что музыкальный руководитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сделанное им, ...

Перечень дидактических игр по развитию фонематического слуха для занятий с дошкольниками. Родителям в помощь.

Фонематический слух почти у каждого ребёнка нарушен. Предлагаю игры, которые помогут родителям улучшить фонематический слух их непосед....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников

Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в деся...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....