Проектная деятельность
проект
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Организация проектов делает образовательную систему открытой для активного участия семей воспитанников в совместной исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №133»
Творческий проект
«Играя развиваемся»
(создание условий формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактические пособия)
Выполнила:
Воспитатель Лазарева М.В.
г. Оренбург, 2021 г
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: средней продолжительности.
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности 1,5-2лет
Актуальность проекта: Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для
успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ревенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребёнок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта: создание условий формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактические пособия.
Задачи проекта:
Создать условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;
Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
Выявить уровень сформировавшихся представлений о сенсорных эталонах;
Разработать рекомендации для родителей;
Участники проекта: педагог, дети и их родители.
План реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задачи проекта | Сентябрь, 2021г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта. | Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве. | Январь - Май, 2022г. | |
Работа с родителями | |||
Консультации с целью ознакомления с темой. | Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. | Декабрь - Апрель 2022 г. | |
этап аналитический | Педагогическая диагностика | Определить эффективность проектной деятельности | Апрель, 2022 г. |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайте ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | Апрель, 2022 г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | Май,2022г |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Сроки | Тема | Содержание |
Сентябрь 2021г | «Весёлые цветочки» | Цель: закрепление знания размера, основных цветов; развитие моторки рук. |
Октябрь 2021г | «Цветные автомобили» | Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). Развивать память, внимание, речь детей. |
Ноябрь 2021г | «Ежики» | Цель: учить соотносить цвет прищепки с цветом ёжика, закреплять знания основных цветов и оттенков. |
Декабрь 2021г | «Воздушные шары» | Цель: Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий). Закреплять умение различать и называть величину фигуры. Учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
Январь 2022г Февраль 2022г | Подбери по цвету и форме “Разложи яички в свои домики” | Цель: учить подбирать геометрические фигуры в соответствии с цветом и формой вкладышей; закреплять знание названий геометрических фигур; развивать мышление, речь; воспитывать усидчивость. Цель: формировать умение различать и правильно называть 4 основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторку пальцев рук. |
Март 2022 г | «Разноцветные стаканчики» | Цель: Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия, учить узнавать, называть и различать цвета, учить соотносить цвет палочки с цветом стаканчика того же цвета. |
Апрель 2022г | «Найди цветок для бабочки» | Цель: формирование сенсорных эталонов, таких как цвет; развитие речи, памяти, мышления, воображения, логики. |
Май 2022г | «Большая стирка» | Цель: позволяет выучить названия предметов одежды, запоминание цвета и классифицировать материал по цвету. |
Перспективный план работы семьями воспитанников по проекту
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Амплификация предметно – развивающей среды в группе Консультация «Знакомство детей раннего возраста с цветом.» | Сентябрь ,2021г |
2 | Родительское собрание на тему: «Восприятие цвета у детей раннего возраста» Беседы о роли развивающих игр для малышей. Буклет «Формирование сенсорных эталонов цвета у детей в игре» | Ноябрь,2121г |
3 | Консультация «Дидактические и сенсорно-развивающие игры». Дать информацию о значении игр. «Дидактическая игрушка – в жизни ребёнка». Оформление выставки дидактических игр и игрушек, рассказывающие как играть с детьми дома, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Организовано постоянно действующая передвижнаяигротека | март, 2022г |
4 | Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Мастер класс «Дидактические пособия по восприятию цвета у детей раннего возраста» Фотовыставка «Учимся играя» | Май, 2022г |
Формы подведения итогов реализации проекта: познавательно - игровой
Ресурсное обеспечение:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание центра по сенсорному развитию);
Подбор литературы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Подборка дидактических игр и упражнений.
Ожидаемый результат:
- в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр на восприятие цвета.
- формирование о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста.
- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Список используемой литературы:
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук-Ярославль : Академия развития, 1997;
Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991; Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.:Просвещение, 1995;
Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве - М.: Просвещение, 1996;
Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников –М.: Просвещение, 1990;
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;
Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1985; Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия и цвета, формы, величины у детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1996;
Поддъякова Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду – М.: Просвещение, 2001.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №133»
Творческий проект
«Напольные игры, как средство развития детской инициативности и самостоятельности для детей раннего дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель Лазарева М.В.
г. Оренбург, 2022 г
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: средней продолжительности.
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности 2-3лет
Актуальность проекта: Движение является биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребенок не может правильно развиваться и расти здоровым. Проблема снижения двигательной активности в наше время начинает набирать обороты. К сожалению, это коснулось и дошкольников. Поэтому в нашей группе стараемся создать оптимальные условия для реализации потребности в двигательной активности. Дети дошкольного возраста очень любят играть на полу. Напольные игры помогут активизировать потребность детей в движении и можно ими пополнить игровую копилку в группе.
Напольные игры – это разновидность игр, которые имеют достаточно большой размер и располагаются на поверхности пола.
Напольные игры — отличное дополнение педагогической программы. Они поддерживают естественное желание детей двигаться, позволяют проверить знания по изученной теме и улучшить отношения в группе.
Цель проекта: создание условий для развития детской инициативности и самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста через усвоение напольных игр.
Задачи проекта:
- создать условия для того, чтобы у детей была возможность выбирать деятельность, а также партнеров для совместной деятельности.
- мотивировать детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.
- Помогать детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления волевых признаков у детей.
Участники проекта: педагог, дети и их родители.
План реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задачи проекта | Сентябрь, 2022г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта. | Расширение представлений детей о играх на полу. | Январь - Май, 2023г. | |
Работа с родителями | |||
Консультации с целью ознакомления с темой. | Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. | Декабрь - Апрель 2023 г. | |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайте ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | Апрель, 2023 г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | Май, 2023г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Сроки | Тема | Содержание |
Сентябрь 2022г | Игра «Подбери по цвету» | Разноцветные крышки, это отличный материал, для изучения цветов. Первое, что можно сделать, это сортировать. Для этого в квадратах на игровом поле разложены цветные геометрические фигуры. На каждую геометрическую фигуру выкладываются крышки соответствующего цвета. |
Октябрь 2022г | Игра «Кто в домике живет» | В квадратах на игровом поле разложены карточки с изображением животных лицом вниз. Играющие по очереди угадывают геометрическую фигуру, переворачивая картинку с помощью мимики и жестов, показывают изображенный на картинке объект. |
Ноябрь 2022г | Игра «Цветные следы» | В квадраты крепятся следы, вырезанные из самоклеющей бумаги. Игрок проходит поле, становясь на соответствующие следы стоп и ладоней. Количество вариантов расположения следов не ограничено. |
Декабрь 2022г | «Игра «Ловкие прыгуны» | На полу наклеены следы из цветной липкой пленки. Количество игроков не ограничено. Играющие проходят игровое поле. Побеждает тот, кто правильно без ошибок выполнил все прыжки до финиша. |
Январь 2023г | Напольная игра «Рыбалка» | Для игры понадобится ножницы, плотный картон, самоклеющая пленка, проволока, пустой футляр от шариковой ручки, скрепки канцелярские, моток ниток. На пол растелить коврик – это будет озеро. Дети с помощью удочки ловят рыб. |
Февраль 2023г | «Классики» | Квадратики наклеить цветным скотчем, а из клейкой цветной бумаги вырезать цифры. Прыгать в квадраты, не наступая на линию. В процессе игры развивается равновесие, ловкость. |
Март 2023 г | «Строим дом вместе» | Для игры понадобятся материал для конструирования (лего, кубики) и игровое поле в разложенном виде. Детям предлагается побыть в роли строителей. Игровое поле- это фундамент дома. Дети сами определяют размер и количество комнат, строят дом или даже целый город. |
Апрель 2023г | «Лабиринт» | Изолентой создать лабиринт, по которому дети будут искать выход. |
Май 2023г | «Веселая дорога» | С помощью изоленты сделать несколько дорог для машинок и пешеходов. Устраиваем гонки и повторяем правила дорожного движения. |
Перспективный план работы семьями воспитанников по проекту
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Консультация «Что такое напольные игры?» | Сентябрь ,2022г |
2 | Родительское собрание на тему «Использование напольных игр для детей раннего возраста» Буклет «Напольные игры для детей раннего возраста» «Практика использования напольных игр в работе с детьми раннего возраста» | Ноябрь,2022г |
3 | Оформление выставки игр и рассказывающие как играть с детьми дома. | март, 2023г |
4 | Презентация. Итоги проекта. | Май, 2023г |
Формы подведения итогов реализации проекта: познавательно - игровой
Ресурсное обеспечение:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание условий по организации с напольными играми);
Подбор литературы по теме «Использование напольных игр для детей раннего возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Ожидаемый результат:
- в ходе проекта были созданы условия для того, чтобы у детей была возможность выбирать деятельность, обеспечивающие эффективное использование игр на полу.
- привился интерес у детей в разных видах деятельности, стимулируя проявление волевых признаков у детей.
- родители получили методические рекомендации по изготовлению и использованию игр на полу.
Список используемой литературы:
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
2. Дегтярёва И.И., Мишанина В.И. Особенности развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 242–243.
3. Доцник И.В., Маняхина К.К., Лукьянов А.П., Юдина Н.М. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа для физического развития, здоровья и безопасности ребенка // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. С. 330–331.
4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1978. 287 с.
5. Собкин В.С., Казначеева К.Н. Игра ребенка – дошкольника глазами родителей // Вестник Практической Психологии Образования. 2009. № 2 (19). С. 45–54.
6. Сочеванова Е.А. Игровые упражнения и игры на асфальте. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 220. 96 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с. 10. Развивающие игры из изоленты // WomanWiki.ru. URL: https://m.womanwiki.ru /w/Развивающие_ игры_из_ изоленты
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №133»
Творческий проект
«Цветовое восприятие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Выполнила:
Воспитатель Лазарева М.В.
г. Оренбург, 2024г
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: средней продолжительности.
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности 2-3лет
Актуальность проекта:
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, – это цвет.
Развитие цветового восприятия – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребёнка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко жёлтое. Выбери краску жёлтую».
Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с эталонами цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.
Особенностью восприятия цвета у детей является его конкретность: «зелёная трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «эталоны», выработанные данной культурой. Ребёнок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «эталонами цвета». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.
Цель проекта:создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
Задачи проекта:
- Накопление сенсорного опыта детей раннего развития;
- Подобрать комплекс дидактических игр для детей раннего развития;
- Воспитывать бережное отношение к игрушке;
- Совершенствовать предметно – пространственную среду в группе;
- Социальное развитие эмоциональной сферы ребёнка;
- Социальное формирование доверительных отношений между взрослым и ребёнком.
Участники проекта: педагог, дети и их родители.
План реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задачи проекта | Сентябрь, 2024г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта. | Расширение представлений детей об эталонах цвета. | Январь - Май, 2025г. | |
Работа с родителями | |||
Консультации с целью ознакомления с темой. | Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. | Декабрь - Апрель 2025 г. | |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайте ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | Апрель, 2025 г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | Май, 2025г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Сроки | Тема | Задачи |
Сентябрь 2024г | Игра «Помоги Винни Пуху выбрать шар» | Формировать начальные представления о цветовых сенсорных эталонах; учить выделять цвет предмета; закреплять знание цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный. |
Октябрь 2024г | «Подбери чашки к блюдцам» | Формировать умение детей соотносить предметы по цвету, активизировать мышление, произвольное и непроизвольное внимание. |
Ноябрь 2024г | «Весёлая гусеница» | Формировать умение детей отбирать из предложенного материала круги только одного заданного цвета и выкладывать в линию, развивать интерес к сверстникам, желание взаимодействовать с ними. |
Декабрь 2024г | «Разложи шарики с мороженым» | Формировать восприятие цвета, умение различать и понимать название цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета |
Январь 2025г | «Подбери шарик к ленточке» | Формировать у детей представления о цветах, учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета. |
Февраль 2025г | « Варежки» | Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрическую фигуру и её цвет. Развивать умение складывать картинку из геометрических фигур, соблюдая очерёдность. |
Март 2025 г | «Собери капельки в стакан» | Формировать умение сравнивать цвета, развивать умение детей подбирать нужный цвет по образцу, активизировать речь, развивать внимание. |
Апрель 2025г | «Собери лепесточки» | Формировать умение различать и понимать название цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета. |
Май 2025г | «Распредели по цветам» | Формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); координации движений рук; развитие мелкой моторики. |
Перспективный план работы семьями воспитанников по проекту
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Консультация «Восприятие цвета для раннего возраста детей» | Сентябрь ,2024г |
2 | Родительское собрание на тему «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста» Буклет «Дидактические игры на восприятие цвета» «Практика использования дидактических игр в работе с детьми раннего возраста» | Ноябрь,2024г |
3 | Оформление выставки игр и рассказывающие как играть с детьми дома. | март, 2025г |
4 | Презентация. Итоги проекта. | Май, 2025г |
Формы подведения итогов реализации проекта: познавательно - игровой
Ресурсное обеспечение: Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание условий по организации с играми на восприятие цвета).
Подбор литературы по теме «Использование дидактических игр для восприятия цвета для детей раннего возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Ожидаемый результат:
-Использование игровой технологии, как средство формирования цветового восприятия у детей раннего возраста посредством дидактических игр позволило увидеть существенные позитивные результаты деятельности.
-Дети не испытывают затруднений в умении находить и называть предметы определенного цвета, соотносят цвета с образцом, не допуская при этом ошибок. Могут правильно располагать цвета в соответствии с указанием педагога или по образцу, находят или группируют цвета по названию. Называют основные цвета предметов без ошибок. При выполнении игровых заданий практически не допускают ошибки.
Систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, а именно: цветовосприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес.
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №133»
Творческий проект
«Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития для детей раннего возраста»
Выполнила:
Воспитатель Лазарева М.В.
г. Оренбург, 2024 г
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности 2-3лет
Актуальность проекта: Полноценное развитие личности ребёнка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребёнка, в процессе разнообразных видов детской деятельности. Все больше педагогов отдают свое предпочтение играм, изготовленным своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников. Один из самых популярных видов таких игр – игры на липучках.
Преимущества использования игр на липучках:
- у ребенка происходит формирование целостной картины мира, расширяется кругозор. Развиваются сенсорные способы познания свойств предметов. Расширяется лексикон.
- развивают зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление. Совершенствуется зрительно – моторная координация. Обогащается самостоятельный игровой опыт.
Игры на липучках можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком. Их применение поможет воспитывать у детей интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.Полноценное развитие личности ребенка возможно, при формировании в дошкольном детстве познавательной активности и творческих способностей ребенка, в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Цель проекта: создание условий для развития детской инициативности и самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста через дидактические игры на липучках.
Задачи проекта:
- формируют целостную картину мира, расширяют кругозор, обогащают словарный запас и развивают связную речь, способствуют формированию элементарных математических представлений.
- развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, воображение, пространственное мышление, координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.Обогащают игровой опыт детей.
Участники проекта: педагог, дети и их родители.
План реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задачи проекта | февраль, 2024г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта. | Расширение представлений детей о играх на липучках. | февраль,март 2024г. | |
Работа с родителями | |||
Консультации с целью ознакомления с темой. | Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. | Февраль, март 2024 г. | |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайте ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | март, 2024г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | март, 2024г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Сроки | Тема | Цель |
Февраль2024г | Игра «Моя семья» «Кто в домике живет?» «Семья на ладошке» | расширить знания о своем ближайшем окружении, сформировать представления о семье, ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры) |
Март 2024г | Игра «Кто живет на ферме?», «Кто живет в лесу?» «Чей малыш?» «Накорми животное | Развивать способности соотносить животное с местообитанием. Формировать представление о жизни в природе или рядом с человеком. Закреплять знания детей о детенышах и взрослых особей Познакомить детей, чем питаются некоторые виды животных |
Апрель 2024г | Игра «Что, где растет?»Игра «Собери урожай» | закреплять знания детей о фруктах и овощах; группировать растения по месту их произрастания. Учить детей сортировать в корзину фрукты и овощи. |
Май 2024г | Игра «Посади бабочек на цветочки» Игра «Подбери фигуру» Игра «Найди половинку» «Машина едет, лодка плывет, самолет летит».
| учить детей соотносить предметы по цвету и обозначать результат словами «такой», «не такой». Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь. Упражнять в классификации транспорта по способу передвижения (воздушный, водный, наземный). Способствовать закреплению народных и авторских сказок. |
Перспективный план работы семьями воспитанников по проекту
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Консультация « Что собой представляют игры на липучках?» | Февраль ,2024г |
2 | Родительское собрание на тему «Использование игр на липучках для детей раннего возраста» Буклет «Дидактические игры на липучках для детей раннего возраста» «Практика использования игр на липучках в работе с детьми раннего возраста» | Март,2024г |
3 | Оформление выставки игр и рассказывающие как играть с детьми дома. | Апрель, 2024г |
4 | Презентация. Итоги проекта. | Май, 2024г |
Формы подведения итогов реализации проекта: познавательно - игровой
Ресурсное обеспечение:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание условий по организации с играми на липучках);
Подбор литературы по теме «Использование игр на липучках для раннего возраста»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Ожидаемый результат:
- дети лучше будут воспринимать изучаемый материал за счет того, что игры несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повысится мотивация к работе на занятии за счет привлекательности дидактической игры (действия с предметами, приклеивание и отклеивание картинок обеспечат реализацию деятельного подхода к обучению);
- полученные знания у детей останутся в памяти на более долгий срок и легче восстановятся для применения на практике после краткого повторения;
- игры на липучках позволит моделировать такие жизненные ситуации, которые не всегда можно увидеть в повседневной жизни;
- использование большого и разнообразного спектра заданий будет способствовать расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
- возможность демонстрации различных объектов на доске-липучке обеспечит наглядность на занятии;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка, обогащение сенсорного опыта.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №133»
Творческий проект
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ по средством дидактических игр»
Выполнила:
Воспитатель Лазарева М.В.
Оренбург, 2024 г
Пояснительная записка
Тип проекта: педагогическое проектирование.
Вид: творческий
Сроки реализации проекта: средней продолжительности.
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности
Актуальность проекта:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения.Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребёнок застёгивает и расстёгивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчётливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застегивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учёными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики рук для детей с ОВЗ посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.
2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
- ориентация на листе;
- ориентация в пространстве на примере собственного тела.
3. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:
- произвольного внимания;
- логического мышления;
- памяти и речи детей.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям;
- контроль за собственными действиями.
5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников.
Участники проекта: педагог, дети и их родители.
План реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Цель | Сроки |
организационный этап | Анализ сведений о родителях группы, определение цели, задач. | Поиск решения цели и задачи проекта | Ноябрь, 2024г. |
этап апробации | Работа с детьми | ||
Практическая деятельность по исследованию проекта. | Расширение умений детей осуществлять взаимодействие в творческой деятельности. | Январь - Май, 2025г. | |
Работа с родителями | |||
Консультации с целью ознакомления с темой. | Активизация познавательных интересов детей в процессе экспериментальной деятельности. | Декабрь - Апрель 2025 г. | |
заключительный этап | Размещение информации и фотографий на сайте ДОО | Апробация передового опыта среди общественности | Апрель, 2025 г. |
Выступление на педагогическом совете (презентация) | Апробация передового опыта среди коллег. | Май, 2025г. |
Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
Сроки | Тема | Цель |
Ноябрь 2024г | Д.игра «Кто быстрее свернет ленту?» Пальчиковая игра «Посуда» Массаж «Орешек» | Развивать моторику пальцев и кистей рук.Формировать скорость и точность движений. |
Декабрь 2025г | Д.игра «Елочка» Пальчиковая игра «Компот» Массаж с карандашом | Развитие цветового восприятия, зрительной памяти, ориентировки в пространстве. |
Январь 2025г | Д.игра«Разложи помпоны»Сортировка Пальчиковая игра «Капуста» Массаж с мячиками | Развивать тактильные ощущения, воспитывать внимание и усидчивость. |
Февраль 2025г | Д.игра«Сделай бусы» Пальчиковая игра «Замок» Массаж с прищепками | Учить составлять бусы по заданию, концентрировать внимание на одном виде деятельности. |
Март 2025г | Д.игра «Накорми поросёнка» Пальчиковая игра «Семья» Массаж с бумагой | Формировать умение действовать с предметами, сенсорные способности. |
Апрель 2025г | Д.игра«Подбери палочки к трубочке» Пальчиковая игра «Лодочка» Массаж с шишками | Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, внимания. |
Май 2025 г | Д.игра «Зоопарк» Пальчиковая игра «Дом» Массаж с валиком | Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильных ощущений , координация движений рук. |
Перспективный план работы семьями воспитанников по проекту
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Консультация «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр» | Сентябрь ,2024г |
2 | Родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики для детей ОВЗ » Буклет «Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук» «Практика использования дидактических игр в работе с детьми » | Ноябрь ,2024г |
3 | Оформление выставки игр и рассказывающие как играть с детьми дома. | март, 2025г |
4 | Презентация. Итоги проекта. | Май, 2025г |
Формы подведения итогов реализации проекта: познавательно - игровой
Ресурсное обеспечение:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, создание условий по организации с играми на развитие мелкой моторики рук).
Подбор литературы по теме «Использование дидактических игр для развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ»; наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Ожидаемый результат:
- в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр на развитие мелкой моторики рук.
- проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
- использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
- увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности.
-развитие у детей мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения.
-использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...