Проект на тему «Звезда по имени Ангарск».
проект (старшая группа)

Чемезова Татьяна Александровна

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога, детей и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

Совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога, детей и родителей на тему «Звезда по имени Ангарск».

Ключевые слова: проект, познавательно-исследовательская деятельность, интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

  • Актуальность темы.

 «Самое лучшее открытие  -  то, которое ребенок делает сам .»

                                                                    Ральф У. Эмерсон 

 

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей  является  познавательно – исследовательская деятельность.

По мнению А.В. Запорожца познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.  

На наш взгляд, именно проектная деятельность является средством решения актуальных проблем:

  • Старшие дошкольники зачастую не осуществляют целенаправленный поиск информации, а обилие информации не приводит к системности знаний;
  • Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста интереса, мотивации к новым знаниям;
  • Субъект – объектный  характер взаимоотношения между педагогами и воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.

Проектная деятельность в детском саду помогает старшим дошкольникам развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое и творческое мышление; умение видеть, формулировать и решать проблему.

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.  Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача - донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоционально-чувственное восприятие ребенком явлений окружающего мира. Практика по реализации задач патриотического воспитания показал отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, недостаточную методическую и дидактическую базу детского сада, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации этнокультурного компонента содержания, отражающего особенности города, семьи, дошкольного учреждения. Поэтому возникла необходимость переосмысления и изменения подходов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников с целью обеспечения целостности и системности образовательной деятельности в ДОУ.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ангарск – молодой и современный город  в Иркутской области. И, как любой город, он имеет свою историю, традиции, памятные места. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые прививают педагоги нашего детского сада своим воспитанникам, маленьким гражданам Ангарска.

Идея проекта возникла, когда воспитанники нашего детского сада приняли участие в городском конкурсе «Я - Ангарчанин». А отправной точкой нашего проекта послужила экскурсия по памятным местам нашего города. Самым запоминающимся было посещение главной башни города – здания почтамта. На башне почтамта установлены механические часы, которые озвучивают гимн Ангарска. Авторами гимна являются наши земляки: поэт В. Максимов и композитор Е.Якушенко. Под влиянием этой музыки у ребят возникло желание узнать как можно больше о родном городе, о его истории, достопримечательностях.

Мы  с детьми долго обсуждали название проекта. Были интересные предложения, например,  назвать проект – «Ангарск – город сибиряков», «Мой любимый город», «Ангарск – город будущего», «Мы – Ангарчане!» Но, однажды, в одной из подшивок местных газет мы нашли стихи ангарской поэтессы Анны Желтоноговой:

«Люблю тебя, мой город над рекой,

Которая дала тебе названье,

Люблю я твой ночной покой,

И звёзд на небе тихое мерцанье.

Я выберу одну звезду,

Ту самую, что ярче светит,

Ее «Ангарск» я назову -

Пусть это знают все на свете!

Хочу тебе я пожелать:

Живи, цвети, расти, Мой Город!

И главное хочу сказать:

«Ты сердцу моему так дорог!»

Благодаря этим замечательным строкам появилось название нашего проекта «Звезда по имени Ангарск».

Мы считаем важным организовать взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность. Для этого в группе были созданы условия –центры детской деятельности:  

  • «Центр науки» - где дети могут рассмотреть альбомы на тему «Архитектура  Ангарска»; подготовить иллюстрации из старых журналов и газет  для коллажа «Мой любимый город» ит.п.
  • «Центр книги» - рассмотреть иллюстрации , открытки с изображением Ангарска, познакомиться с поэтами родного города и их творчеством; составить рассказ на тему «Мой любимый двор», «Что мне нравится в моём городе», «Я – Ангарчанин»;
  • «Центр строительства» - дети могут с помощью взрослых сделать макет города, конструировать достопримечательности родного города, дома, мосты, стадионы, детский сад и т.п.;
  • «Центр искусства» - прослушать фонограмму гимна Агарска,  рисование на тему «Мой город», «Моя улица», Сделать коллаж «Мой любимый город»;
  • «Центр игры» - организовать сюжетные игры на тему «транспорт нашего города», «Магазины нашего города» и т.п.

Предлагаем вашему вниманию проект совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов нашего детского сада на тему «Звезда по имени «Ангарск»

  • Основная часть проекта.

«Люблю тебя, мой город над рекой, которая дала тебе названье. Люблю я твой ночной покой, и звёзд на небе тихое мерцанье.

 Я выберу одну звезду, ту самую, что ярче светит, ее «Ангарск» я назову - пусть это знают все на свете!»

Цели:

  1. Воспитание любви к малой родине;
  2. Привлечение детей старшего дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у старших дошкольников интегративные качества: «Любознательный», «Активный», «Имеющий представления о своей малой родине»;
  2.  Расширить и систематизировать  знания детей о городе, его людях и достопримечательностях.
  3. Развивать творческие способности;
  4. Создать радостную атмосферу детско-взрослого сотворчества.

Гипотеза.  Мы предполагаем что, проект  «Звезда по имени Ангарск» может быть результативным если:

  1. Если в основу будет положена познавательно - исследовательская деятельность и реализована интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
  2. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Вид проекта: Информационный, творческий.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

База реализации проекта:

 МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Обеспечение проекта:

  • Информационный – ИКТ, методическая литература по проблеме.
  • Периодическая печать, публикации  о городе, фотографии и т.п.

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание.

  • Привлечение детей к поисково-исследовательской деятельности, а именно: дать  представления и знания  об истории родного города; о его людях и  достопримечательностях.

2 этап. Разработка проекта.

  • Распределение ролей, кто и чем будет заниматься
  • Сбор информации об истории города, о его людях и  достопримечательностях
  • Подбор фотографий о достопримечательностях  города, из семейных архивов воспитанников, интернета.

3 этап. Выполнение проекта.

  • Продуктивная деятельность: рисование  на тему: “Мой город”, “Моя улица”; Конструирование “Наша улица”;
  • Составление рассказов, чтение стихов, слушание  музыкальных произведений  о родном городе;
  • Экскурсия по улицам  и памятным местам города Ангарска;

4 этап. Подведение итогов.

  • Презентация проектной деятельности:  «Звезда по имени Ангарск».

Продукт совместной детско-взрослой деятельности:

  • Коллективная работа детей и родителей на тему «Мой город Ангарск»
  • Фото-коллаж “ Звезда по имени Ангарск ”.
  • Буклет «Я – Ангарчанин!»

Пути реализации проекта:

Образовательная область

Тема

Цели

Пути достижения цели

Оснащение

Преемственность: детский сад-семья

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Рассказ воспитателя о городе, в котором живут дети, об его истории, о первостроителях

Расширять представления детей о родном городе, его прошлом, о трудовых подвигах первостроителей. Развивать интерес к прошлому и настоящему своего города; воспитывать уважение и гордость за то, что живут в замечательном городе. Поощрять детей за попытки делиться своими сведениями об Ангарске.

Рассказ воспитателя с показом материала на слайдах.

Рассказ детей о работе своих родителей.

Альбом “Так начинался город”.

Диск с записью “Мой город”.

Просмотр передач местного телевидения

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Рассказы с использованием фотографий о том, как родственники детей участвовали в строительстве города.

Продолжать учить детей рассказывать о родном городе по фотографиям. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Развивать умение составлять небольшие рассказы по фотографиям, используя рассказ педагога как образец.

Воспитывать любовь к родному городу.

Рассматривание фотографий, принесенных детьми. Посещение памятных мест города

Рассказы детей из личного опыта по фотографиям.

Рассматривание символики Ангарска.

Слушание Песен, чтение стихов  об Ангарске

Посещение музея часов.

Фотографии детей у памятных мест Ангарска.

Аудиозапись гимна нашего города.

Экскурсия по городу.

Чтение публикаций местных СМИ”.

.

«Социально-коммуникативное развитие»

Экскурсия  по улицам и памятным местам Ангарска;

Знакомство с экспозицией “Так начинался город”.

Рассматривание орудий труда первостроителей, предметов быта, первого жилья.

Продолжать знакомить детей с историей Ангарска.

Воспитывать уважение к людям, построившим город.

Вызвать желание делать добрые дела для города.

Рассматривание фотографий, прогулка по улицам города.

Альбом “Так начинался город”.

Чтение стихотворений об Ангарске местных поэтов.

Стихи из местной газеты.

Подборка рассказов о первостроителях.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа об улицах нашего города.

Расширять представление детей о родном городе, его улицах. Сформировать представление детей об улицах, находящихся в ближайшем окружении детей. Развивать умение рассказывать о месте, где живут. Воспитывать любовь к малой Родине.

Рассматривание книг о городе.

Дидактическая игра “Подбери слово”.

Рассказы детей о своей улице.

Дидактическое упражнение “Назови свой адрес”.

Книги об Ангарске.

Дидактическая игра “Почта”.

Фотоальбом “Мой город”

Посещение красивых мест города. Рассматривание фотографий.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование “Мой город”. «Моя улица»

Учить детей в своих рисунках передавать красоту своего города, рисовать разные дома. Отражать в рисунках свое отношение к городу.

Прогулки по улицам Ангарска.

Рассматривание фотографий. Прослушивание песен об Ангарске.

Фотографии города. Аудиозапись гимна Ангарска

Музыка Е.Якушенко;

Слова

 В. Максимова

Посещение выставок работ местных художников, выставки детских работ в школе искусств.

Прогулка в парковую зону, по улицам города.

Наш проект стал первым совместным проектом познавательно-исследовательской деятельности  детей и взрослых, поэтому нам было интересно и важно узнать мнение всех участников  проекта. В связи с этим был проведен опрос-анкета:

№ п/п

Примерные вопросы

Примерные  ответы детей

Примерные ответы родителей

1

Я участвовал(а) в проекте потому что…

 захотелось как можно больше узнать о родном городе; люблю путешествовать по красивым местам; Хочу знать историю моего города и как мама стать журналистом; было интересно

Всё новое – интересно; решили поддержать своего ребёнка; мы родились и выросли здесь; решили вспомнить молодость, окунуться в детство…

2

Самое трудное в проекте…

Составлять не похожие рассказы о нашем городе; представлять наш проект перед другими детьми детского сада;

После работы выполнять домашние задание по реализации проекта; доводить начатое до конца

3

Самое интересное в проекте…

Заниматься в центре «строительства», «науки»;  Придумывать новые правила и играть  по ним…вместе с мамой и ребятами узнавать что-то новое о моём родном городе; экскурсия  по красивым местам нашего города;

Заинтересованность  наших детей; наша совместная деятельность детей и родителей; важно, что эта деятельность нравится нашим детям; работать в команде родителей и детей…

4

Если бы можно было, то я…

Ещё участвовал  в проекте детского сада и победил  в конкурсе;  Придумала  бы проект на тему «Мы волшебники»; если бы можно было стать волшебником, то придумал бы волшебный проект, где сбывались все детские мечты;

Снова участвовала в совместном проекте; Если бы не занятость и бытовые проблемы, то чаще участвовали в мероприятиях группы и детского сада;

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. – М.; Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие –М.;Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
  3. Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. –М.; Мозаика-Синтез, 2012. -80 с.
  4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.; Мозаика- Синтез, 2012 – 80 с.
  5. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2010 - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста

Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...

"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"

Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Габдуллы Тукая....

"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"

Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Г. Тукая....

Проект "Звезда по имени Солнце"

Экологический проект на тему "Звезда по имени Солнце" для средней группы....

Научно - практическая работа "ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ"

Самая большая видимая звезда на небе, это солнце. Если не будет солнца наступит темнота и холод. Благодаря Солнцу можно спокойно играть в мяч и строить песочные замки. С появлением солнечных лучей воз...

"Звезда по имени МАМА!"

ull;Художественно-эстетическое воспитание  – это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения формирования у дошкольников    творческих качеств личности....

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....