Проект на тему «Звезда по имени Ангарск».
проект (старшая группа)
Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога, детей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
Совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога, детей и родителей на тему «Звезда по имени Ангарск».
Ключевые слова: проект, познавательно-исследовательская деятельность, интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Актуальность темы.
«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам .»
Ральф У. Эмерсон
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей является познавательно – исследовательская деятельность.
По мнению А.В. Запорожца познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности педагога и ребенка.
На наш взгляд, именно проектная деятельность является средством решения актуальных проблем:
- Старшие дошкольники зачастую не осуществляют целенаправленный поиск информации, а обилие информации не приводит к системности знаний;
- Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста интереса, мотивации к новым знаниям;
- Субъект – объектный характер взаимоотношения между педагогами и воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.
Проектная деятельность в детском саду помогает старшим дошкольникам развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое и творческое мышление; умение видеть, формулировать и решать проблему.
В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача - донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоционально-чувственное восприятие ребенком явлений окружающего мира. Практика по реализации задач патриотического воспитания показал отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, недостаточную методическую и дидактическую базу детского сада, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации этнокультурного компонента содержания, отражающего особенности города, семьи, дошкольного учреждения. Поэтому возникла необходимость переосмысления и изменения подходов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников с целью обеспечения целостности и системности образовательной деятельности в ДОУ.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Ангарск – молодой и современный город в Иркутской области. И, как любой город, он имеет свою историю, традиции, памятные места. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые прививают педагоги нашего детского сада своим воспитанникам, маленьким гражданам Ангарска.
Идея проекта возникла, когда воспитанники нашего детского сада приняли участие в городском конкурсе «Я - Ангарчанин». А отправной точкой нашего проекта послужила экскурсия по памятным местам нашего города. Самым запоминающимся было посещение главной башни города – здания почтамта. На башне почтамта установлены механические часы, которые озвучивают гимн Ангарска. Авторами гимна являются наши земляки: поэт В. Максимов и композитор Е.Якушенко. Под влиянием этой музыки у ребят возникло желание узнать как можно больше о родном городе, о его истории, достопримечательностях.
Мы с детьми долго обсуждали название проекта. Были интересные предложения, например, назвать проект – «Ангарск – город сибиряков», «Мой любимый город», «Ангарск – город будущего», «Мы – Ангарчане!» Но, однажды, в одной из подшивок местных газет мы нашли стихи ангарской поэтессы Анны Желтоноговой:
«Люблю тебя, мой город над рекой,
Которая дала тебе названье,
Люблю я твой ночной покой,
И звёзд на небе тихое мерцанье.
Я выберу одну звезду,
Ту самую, что ярче светит,
Ее «Ангарск» я назову -
Пусть это знают все на свете!
Хочу тебе я пожелать:
Живи, цвети, расти, Мой Город!
И главное хочу сказать:
«Ты сердцу моему так дорог!»
Благодаря этим замечательным строкам появилось название нашего проекта «Звезда по имени Ангарск».
Мы считаем важным организовать взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность. Для этого в группе были созданы условия –центры детской деятельности:
- «Центр науки» - где дети могут рассмотреть альбомы на тему «Архитектура Ангарска»; подготовить иллюстрации из старых журналов и газет для коллажа «Мой любимый город» ит.п.
- «Центр книги» - рассмотреть иллюстрации , открытки с изображением Ангарска, познакомиться с поэтами родного города и их творчеством; составить рассказ на тему «Мой любимый двор», «Что мне нравится в моём городе», «Я – Ангарчанин»;
- «Центр строительства» - дети могут с помощью взрослых сделать макет города, конструировать достопримечательности родного города, дома, мосты, стадионы, детский сад и т.п.;
- «Центр искусства» - прослушать фонограмму гимна Агарска, рисование на тему «Мой город», «Моя улица», Сделать коллаж «Мой любимый город»;
- «Центр игры» - организовать сюжетные игры на тему «транспорт нашего города», «Магазины нашего города» и т.п.
Предлагаем вашему вниманию проект совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов нашего детского сада на тему «Звезда по имени «Ангарск»
- Основная часть проекта.
«Люблю тебя, мой город над рекой, которая дала тебе названье. Люблю я твой ночной покой, и звёзд на небе тихое мерцанье.
Я выберу одну звезду, ту самую, что ярче светит, ее «Ангарск» я назову - пусть это знают все на свете!»
Цели:
- Воспитание любви к малой родине;
- Привлечение детей старшего дошкольного возраста к поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать у старших дошкольников интегративные качества: «Любознательный», «Активный», «Имеющий представления о своей малой родине»;
- Расширить и систематизировать знания детей о городе, его людях и достопримечательностях.
- Развивать творческие способности;
- Создать радостную атмосферу детско-взрослого сотворчества.
Гипотеза. Мы предполагаем что, проект «Звезда по имени Ангарск» может быть результативным если:
- Если в основу будет положена познавательно - исследовательская деятельность и реализована интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
- В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Вид проекта: Информационный, творческий.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
База реализации проекта:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 36.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Обеспечение проекта:
- Информационный – ИКТ, методическая литература по проблеме.
- Периодическая печать, публикации о городе, фотографии и т.п.
Этапы проекта:
1 этап. Целеполагание.
- Привлечение детей к поисково-исследовательской деятельности, а именно: дать представления и знания об истории родного города; о его людях и достопримечательностях.
2 этап. Разработка проекта.
- Распределение ролей, кто и чем будет заниматься
- Сбор информации об истории города, о его людях и достопримечательностях
- Подбор фотографий о достопримечательностях города, из семейных архивов воспитанников, интернета.
3 этап. Выполнение проекта.
- Продуктивная деятельность: рисование на тему: “Мой город”, “Моя улица”; Конструирование “Наша улица”;
- Составление рассказов, чтение стихов, слушание музыкальных произведений о родном городе;
- Экскурсия по улицам и памятным местам города Ангарска;
4 этап. Подведение итогов.
- Презентация проектной деятельности: «Звезда по имени Ангарск».
Продукт совместной детско-взрослой деятельности:
- Коллективная работа детей и родителей на тему «Мой город Ангарск»
- Фото-коллаж “ Звезда по имени Ангарск ”.
- Буклет «Я – Ангарчанин!»
Пути реализации проекта:
Образовательная область | Тема | Цели | Пути достижения цели | Оснащение | Преемственность: детский сад-семья |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | Рассказ воспитателя о городе, в котором живут дети, об его истории, о первостроителях | Расширять представления детей о родном городе, его прошлом, о трудовых подвигах первостроителей. Развивать интерес к прошлому и настоящему своего города; воспитывать уважение и гордость за то, что живут в замечательном городе. Поощрять детей за попытки делиться своими сведениями об Ангарске. | Рассказ воспитателя с показом материала на слайдах. Рассказ детей о работе своих родителей. | Альбом “Так начинался город”. Диск с записью “Мой город”. | Просмотр передач местного телевидения |
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» | Рассказы с использованием фотографий о том, как родственники детей участвовали в строительстве города. | Продолжать учить детей рассказывать о родном городе по фотографиям. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивать умение составлять небольшие рассказы по фотографиям, используя рассказ педагога как образец. Воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание фотографий, принесенных детьми. Посещение памятных мест города Рассказы детей из личного опыта по фотографиям. Рассматривание символики Ангарска. Слушание Песен, чтение стихов об Ангарске | Посещение музея часов. Фотографии детей у памятных мест Ангарска. Аудиозапись гимна нашего города. | Экскурсия по городу. Чтение публикаций местных СМИ”. . |
«Социально-коммуникативное развитие» | Экскурсия по улицам и памятным местам Ангарска; Знакомство с экспозицией “Так начинался город”. Рассматривание орудий труда первостроителей, предметов быта, первого жилья. | Продолжать знакомить детей с историей Ангарска. Воспитывать уважение к людям, построившим город. Вызвать желание делать добрые дела для города. | Рассматривание фотографий, прогулка по улицам города. | Альбом “Так начинался город”. Чтение стихотворений об Ангарске местных поэтов. | Стихи из местной газеты. Подборка рассказов о первостроителях. |
«Социально-коммуникативное развитие» | Беседа об улицах нашего города. | Расширять представление детей о родном городе, его улицах. Сформировать представление детей об улицах, находящихся в ближайшем окружении детей. Развивать умение рассказывать о месте, где живут. Воспитывать любовь к малой Родине. | Рассматривание книг о городе. Дидактическая игра “Подбери слово”. Рассказы детей о своей улице. Дидактическое упражнение “Назови свой адрес”. | Книги об Ангарске. Дидактическая игра “Почта”. Фотоальбом “Мой город” | Посещение красивых мест города. Рассматривание фотографий. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование “Мой город”. «Моя улица» | Учить детей в своих рисунках передавать красоту своего города, рисовать разные дома. Отражать в рисунках свое отношение к городу. | Прогулки по улицам Ангарска. Рассматривание фотографий. Прослушивание песен об Ангарске. | Фотографии города. Аудиозапись гимна Ангарска Музыка Е.Якушенко; Слова В. Максимова | Посещение выставок работ местных художников, выставки детских работ в школе искусств. Прогулка в парковую зону, по улицам города. |
Наш проект стал первым совместным проектом познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых, поэтому нам было интересно и важно узнать мнение всех участников проекта. В связи с этим был проведен опрос-анкета:
№ п/п | Примерные вопросы | Примерные ответы детей | Примерные ответы родителей |
1 | Я участвовал(а) в проекте потому что… | захотелось как можно больше узнать о родном городе; люблю путешествовать по красивым местам; Хочу знать историю моего города и как мама стать журналистом; было интересно | Всё новое – интересно; решили поддержать своего ребёнка; мы родились и выросли здесь; решили вспомнить молодость, окунуться в детство… |
2 | Самое трудное в проекте… | Составлять не похожие рассказы о нашем городе; представлять наш проект перед другими детьми детского сада; | После работы выполнять домашние задание по реализации проекта; доводить начатое до конца |
3 | Самое интересное в проекте… | Заниматься в центре «строительства», «науки»; Придумывать новые правила и играть по ним…вместе с мамой и ребятами узнавать что-то новое о моём родном городе; экскурсия по красивым местам нашего города; | Заинтересованность наших детей; наша совместная деятельность детей и родителей; важно, что эта деятельность нравится нашим детям; работать в команде родителей и детей… |
4 | Если бы можно было, то я… | Ещё участвовал в проекте детского сада и победил в конкурсе; Придумала бы проект на тему «Мы волшебники»; если бы можно было стать волшебником, то придумал бы волшебный проект, где сбывались все детские мечты; | Снова участвовала в совместном проекте; Если бы не занятость и бытовые проблемы, то чаще участвовали в мероприятиях группы и детского сада; |
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. – М.; Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие –М.;Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
- Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. –М.; Мозаика-Синтез, 2012. -80 с.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – М.; Мозаика- Синтез, 2012 – 80 с.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2010 - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/14/picture-221628-1363284330.jpg)
Конспект непосредственнообразовательной деятельности на тему "Звезда по имени Солнце" для старшего дошкольного возраста
Закрепление представлений детей о том, что Солнце является источником тепла и света. Знакомство с понятием "световая энергия". Опытническая деятельность с демонстрацией поглащения световой энергии раз...
"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"
Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Габдуллы Тукая....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/11/picture-402899-1392118077.jpg)
"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"
Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Г. Тукая....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/26/picture-1034292-1524745369.jpg)
Проект "Звезда по имени Солнце"
Экологический проект на тему "Звезда по имени Солнце" для средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069413-1539511745.jpg)
Научно - практическая работа "ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ"
Самая большая видимая звезда на небе, это солнце. Если не будет солнца наступит темнота и холод. Благодаря Солнцу можно спокойно играть в мяч и строить песочные замки. С появлением солнечных лучей воз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1095038-1575095756.jpg)
"Звезда по имени МАМА!"
ull;Художественно-эстетическое воспитание – это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения формирования у дошкольников творческих качеств личности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1185520-1642988295.jpg)
Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.
Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....