Научно - практическая работа "ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ"
учебно-методический материал

Спицина Екатерина Ивановна

Самая большая видимая звезда на небе, это солнце. Если не будет солнца наступит темнота и холод. Благодаря Солнцу можно спокойно играть в мяч и строить песочные замки. С появлением солнечных лучей возникает желание жить и радоваться жизни.

Я решил узнать побольше о Солнце... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-prakticheskaya_konferentsiya_erudit_2021g.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Прокопьевского муниципального округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачевская средняя общеобразовательная школа»

ЭРУДИТ – 2021

Секция «Маленькие почемучки»

Номинация «Естественнонаучные дисциплины»

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ

Выполнил:

Спицин Михаил,

воспитанник подготовительной группы

МБОУ «Калачевская СОШ»

Научные руководители:

Спицина Екатерина Ивановна,

Карабаева Ольга Александровна,

воспитатели ДО

МБОУ «Калачевская СОШ»

Прокопьевский муниципальный округ, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………….……………………………..3

Глава 1. Звезда по имени Солнце……………………………………5

1.1 Что такое Солнце, как оно появилось………………………..….5

1.2. Что такое солнечная система…………………………………....5

1.3. Внутреннее строение Солнца…………………………………...6

1.4. Роль Солнца для Земли…………………………………………..7

Глава 2. Экспериментальная деятельность……………………….....8

Заключение…………………………………………………………...12

Список используемой литературы………………………………….13

Приложения…………………………………………………………..14

Введение

Наше Солнце круглый шар,

Излучающее жар.

Согревает теплотой

Весь огромный шар земной.

Самая большая видимая звезда на небе, это солнце. Если не будет солнца наступит темнота и холод. Благодаря Солнцу можно спокойно играть в мяч и строить песочные замки. С появлением солнечных лучей возникает желание жить и радоваться жизни.

Я решил узнать побольше о Солнце и обратился за помощью к воспитателям детского сада Екатерине Ивановне и Ольге Александровне. Мы посетили библиотеку и кабинет физики, нашли нужную литературу. Воспитатели предложили мне провести исследование на тему: «Звезда по имени Солнце». Так началась моя исследовательская работа.

Актуальность

Пока мы живы, мы можем наслаждаться красотой природы, видеть,

как растут растения, наблюдать за всеми живыми существами нашей планеты, расти и развиваться. В этом большую роль играет солнечный свет. Он помогает нам и всему живому жить на планете Земля.

Нам стало интересно, что же будет, если не станет солнечного света? Что такое Солнце? Как образовалась солнечная система? Какую роль в ней играет солнце, как воздействует Солнце на землю?

Также, 2021 год - юбилейный для космоса: 60 лет назад состоялся первый полет человека в космос.

Цель исследования: ознакомление с Солнцем и его влиянием на земную жизнь путем опытно – исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое Солнце и что оно даёт, о его происхождении и пользе солнечного света;
  2. Провести наблюдения за растениями, животными и человеком и выяснить, как на них влияет солнечный свет и тепло.
  3. Развивать навыки поиска информации с помощью разных поисковых систем;
  4. Формировать исследовательские навыки.

Гипотеза: возможна ли жизнь на земле без солнца.

Предмет исследования: влияние Солнца на жизнь на Земле.

Методы исследования:

  1. Изучение научной литературы и анализ прочитанного;
  2. Изучение информации из интернет – ресурсов;
  3. Опытно - исследовательская деятельность;
  4. Наблюдения.

ГЛАВА 1. Звезда по имени Солнце

  1. Что такое Солнце?

Солнце — единственная звезда Солнечной системы. В космосе это обычная звезда средних размеров — таких звезд множество. Но для нас с вами Солнце является главным источником жизни. Оно даёт нам тепло и свет, благодаря которым мы и существуем. Она оказалось ближайшей к нам, и благодаря этому, расположение Земли относительно неё, у нас есть благоприятные условия для существования. Солнце представляет собой огромный раскалённый огненный шар, который в 110 раз больше Земли. То есть если представить, что Солнце превратилось в арбуз, то наша планета была бы размером с арбузную косточку.

Ученые, наблюдая за Солнцем, обнаружили, что оно вращается вокруг своей оси. Свет от него до Земли доходит за 8 мин. 18 сек. [5]

Как появилось Солнце?

Сначала было облако из газа и пыли. Потом оно сжималось, соединялось и вращалось вокруг своей оси. Такие облака ещё называют туманностями и похожи они-то на глаз, то на животное, то на другие космические картины. Мелкие твердые частицы сталкиваются и выделяют тепло. Много - много лет облако нагревалось всё больше и больше, пока наконец не превратилось в горящий шар. Так образовалось и Солнце.

  1. Что такое Солнечная система?

Центром солнечной системы является Солнце, вокруг которого вращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Вокруг Солнца вращаются и спутники планет, астероиды, метеориты, кометы и карликовые планеты. Все они составляют Солнечную систему.

В Солнечной системе все планеты двигаются вокруг Солнца. Путь, который проходят они называется орбитой. У всех планет Солнечной системы орбиты имеют форму эллипса — вытянутого круга.

Планеты двигаясь по своим орбитам, одновременно ещё и вращаются вокруг своей оси.

Солнце притягивает планеты, и эта сила удерживает их, как будто они привязаны на веревочке. Такая сила называется гравитацией — это притяжение между двумя любыми предметами. Именно, благодаря гравитации планеты удерживаются вокруг Солнца и не могут улететь в открытый космос.

Ещё, я узнал, что каждая планета имеет свою скорость вращения вокруг Солнца. И при вращении планеты по кругу возникает сила, которая не дает планете приблизится к Солнцу. Поэтому Солнце не может притянуть планеты к себе. Если же эта сила станет больше силы притяжения Солнца, то планеты улетят в открытый космос.

Вывод: Все эти факты доказывают, что Солнце является центром

солнечной системы.

  1. Внутреннее строение Солнца

Солнце состоит из нескольких слоев. В самом центре ядро – это источник энергии, оно похоже на печку, где очень горячо. Во втором слое энергия от ядра передается излучением. В третьем – перемешиваются частички, как при закипании воды. А в четвертом слое, как и во втором, энергия становится лучистым и Солнце начинает светиться.

Солнце состоит из одного огня. Ничего твёрдого в нем внутри нет.

Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь маленькая ее доля.

Солнечная корона

Я нашел фотографии, сделанные во время солнечного затмения. На них можно разглядеть изображение круга, темного посередине и очень яркого по кругу. Эта окружность, и называется солнечной короной. Это последние слои Солнца. Частицы в солнечной короне движутся с огромными скоростями. Корона имеет лучистую структуру. Внешне они очень напоминают огненные стрелы или языки пламени, как от обычного костра.

Почему происходят затмение Солнца?

Древние люди полагали, что наступает конец света. Но наука развеяла все страхи. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает звезду от нас. Солнечное затмение может наступить только во время полнолуния.

Иногда наша планета оказывается между Солнцем и Луной. Земной шар отбрасывает тень на Луну, и мы можем наблюдать лунное затмение.

  1. Роль Солнца для Земли

Ученые вычислили, что на планету Земля попадает совсем небольшая часть энергии Солнца, но и её достаточно. Оно согревает Землю до нужной для жизни температуры. Если бы оно грело сильнее, то все бы сгорело от жары, водоемы бы испарились, планета превратилась бы в пустыню. Если меньше, наоборот все замерзло бы, покрылось толстым слоем льда, и у нас бы не было весны и лета.

           Солнце – это свет. Без света растения бы не смогли нам давать нужный воздух, чтоб дышать. Без света у человека появилась бы нехватка витамина D, который необходим для крепости наших костей. Кости стали бы хрупкими и ломкими. Мы бы ломались на каждом шагу.

            Солнце – это тепло. Без тепла наша земля превратилась бы в огромный шар льда. Естественно, все живое при такой низкой температуре исчезло бы.

Жизнь на Земле существует потому, что наша планета расположена не слишком далеко от Солнца и не слишком близко, поэтому вода на ней находится в основном в жидком состоянии, а не в виде газа или льда.

На поверхности морей и океанов Солнце вызывает испарение. Пар поднимается в воздух, остывает, и падает обратно в виде дождя и снега. Под действием солнечных лучей на Земле устанавливается круговорот воды. Большая часть выпавшей воды стекает обратно в океаны, моря и озёра.

При движении Земли вокруг Солнца в разное время года полушария Земли получают одновременно неодинаковое количество солнечного тепла и света, поэтому происходит смена времен года.

ГЛАВА 2. Экспериментальная деятельность.

Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке и подписал в уголке:

Пусть всегда будет СОЛНЦЕ..."

(сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского)

3 мая - День Солнца!

Все дети рисуют солнце. Образ солнца, становится спутником каждой детской работы. Нарисовал ребенок домик – над ним обязательно засияет солнце. Изобразил цветочки на лугу и тут солнце. Мы решили узнать, что дети разных групп знают о Солнце и попросили их нарисовать солнышко и рассказать, что они о нём знают. Я хотел уточнить, как дети в разном возрасте представляют себе его.

Своё исследование мы продолжили проведением опытов.

«В безграничном пространстве космоса гравитация собирала пыль и газ для создания Солнечной системы. Сначала из огромного скопления материала сформировалось Солнце, затем близкие к нему планеты.» [6]

Опыт 1: Выяснить как образовалось Солнце. (Приложение 1)

Для этого опыта смешиваем в стакане спирт с водой.

Затем из шприца добавляем растительное масло. Теперь быстро-быстро перемешаем жидкости палочкой, и понаблюдаем.

Вывод: Маленькие пузырьки вращаются, сталкиваются, двигаясь вокруг большого масляного пятна, которое очень похоже на Солнце.

Я думаю, что так же образовались планеты и Солнце.

«Солнце обладает массой, превосходящую массу всего прочего населения Солнечной системы в 750 раз. Благодаря этому Солнце заставляет планеты и все остальное двигаться по орбитам вокруг себя. В космических масштабах масса является главной характеристикой тел, потому что все небесные тела подчиняются закону всемирного тяготения. Центробежная сила действует на небесное тело, обращающееся вокруг Центра.» [6]

Опыт 2: Определить силы, сохраняющие солнечную систему постоянной. (Приложение 1)

Растянем простыню на весу. В центр простыни поместим тяжелый предмет. Под действием предмета, простыня провиснет. Теперь бросим туда теннисный мячик. Мяч скатится в углубление к предмету. Так действует сила гравитации. Когда более мощные объекты притягивают к себе объекты с меньшей силой. Теперь мы пустим этот же мяч кататься вокруг банки. И чем быстрее он будет двигаться, тем больше кругов он пройдёт вокруг банки, прежде, чем спустится к ней. Этот путь и есть орбита, а сила, которая воздействует на мячик, называется центробежной силой. Так и в солнечной системе. Солнце удерживает планеты с помощью гравитации, а центробежная сила не даёт планетам приблизится к Солнцу.

Вывод: Гравитация и центробежная силы сохраняют солнечную систему постоянной.

«Солнце оказывает многоплановое воздействие на живую и неживую природу. Основное влияние происходит через видимое ультрафиолетовое излучение.» [6]

Опыт 3: Выявить действие солнечных лучей на планеты. (Приложение1)

Поставим настольную лампу. И расположим макеты планет друг за другом так, чтобы их расположение постепенно удалялось от лампы. Включим лампу и направим ее свет так, чтобы он падал на все макеты. Понаблюдаем.

Вывод: Чем дальше шарики от лампы, тем они холоднее. Так и в солнечной системе, чем дальше планеты от солнца, тем меньше света они получают.

«Если Солнце исчезнет, то нечему будет удерживать Землю и другие планеты на их орбитах. В итоге все они выйдут за пределы Солнечной системы и будут лететь, пока не попадут под действие гравитации чего-то более крупного, чем они сами.» [6]

Опыт 4: Определить, что будет с Землёй если Солнце погаснет. (Приложение1)

 Поставим настольную лампу. И расположим макет Земли на некотором расстоянии от лампы. Включим её на некоторое время. Потрогаем макет. Он нагрелся. Теперь отключим лампу. И так же через некоторое время

потрогаем его. Он остыл.

Вывод: Если Солнце погаснет, то и Земля остынет.

«Ученые установили, что все объекты, обращающиеся вокруг Солнца, удерживаются на своих орбитах с помощью гравитации. Но она не только выполняет функции некоей привязи, но ещё и стала той силой, что создала эти объекты. Сила тяготения не позволяет планетам выбирать путь по своему усмотрению, закольцевав их орбиты.» [6]

Опыт 5: Определить силу гравитации. (Приложение1)

Возьмём шариковую ручку и небольшой листик бумаги. Потрём её о шерстяную ткань, чтобы ручка немного нагрелась. Приблизим её к листку бумаги. Листик приклеился к ней. Дадим ручке остыть и снова поднесём к листку бумаги. Листик не реагирует. Так же действует гравитация на планеты.

Вывод: Если Солнце остынет, то сила гравитации уменьшится, Земля сойдёт со своей орбиты и улетит в открытый космос.

«Чтобы на планете появилась жизнь, хотя бы отдалено напоминающая нашу, нужна жидкая вода. Чтобы вода оставалась жидкой, планета должна сохранять тепло.» [6]

Опыт 6: Определить, возможна ли жизнь на Земле, если не будет тепла. (Приложение1)

Посадим семена гороха в два горшочка. Один оставим в тепле, а другой

поставим на холод. Будем их поливать водой. Понаблюдаем за растениями. Семя гороха, которое находилось в тепле, выросло.

На холоде, в горшочке только маленький росток.

Вывод: Если на Земле не будет тепла, то и жизнь на ней невозможна.

«Солнечный свет считается одним из способов поддержания жизни растения. Именно он является основным поставщиком энергии для фотосинтеза и влияет на процессы, связанные с изменением скорости развития растения.» [6]

Опыт 7: Влияние Солнца на комнатные растения. (Приложение 1)

 Для этого я взял две фиалки. Одно из них я поставил на солнечное место у окна, второе поставил в темное место (шкаф), куда не попадают свет и солнечные лучи. Этим опытом я хотел доказать, что Солнце играет огромную роль в жизни и развитии растений. Только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают.

Вывод: Солнце оказывает на растения огромное влияние. Без Солнца растения не могут вырабатывать вещество, придающее растениям зеленый цвет. От Солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.

«Земля постоянно вращается вокруг своей оси. Благодаря этому вращению Земля бывает обращена к Солнцу то одной, то другой своей стороной. И солнечные лучи падают то на одну, то на другую сторону земной поверхности. На стороне, обращенной к Солнцу, мы имеем день, на противоположной стороне – ночь.» [6]

        Опыт 8: Как же на земле день сменяется ночью. (Приложение1)

Я спросил об этом в детском саду. Оказывается, Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Мы провели такой эксперимент: поставили глобус в темном помещении. На одну его сторону посветили фонариком и покрутили глобус. Так мы узнали, что, когда у нас день, на противоположной стороне Земли ночь и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь на Земле всегда была тесно связанна с Солнцем.

Изучая различные источники, я нашел ответы на вопросы: что же будет, если не станет солнечного света? Что такое Солнце? Как образовалась солнечная система? Какую роль в ней играет солнце? Как воздействует Солнце на землю? Солнце даёт Земле свет и тепло, без которого всё живое не могло бы существовать, и на Земле бы царила темнота и ледяной холод. Поэтому я убедился, что солнце – это источник жизни.

Выполняя работу, я выяснил, что Солнечная система образовалась из

газапылевого облака в результате воздействия внешних сил. С помощью опытов, определил, что Солнце является центром солнечной системы. Так же доказал, что жизнь на земле существует благодаря солнечному свету и если его не станет, то и жизнь на земле прекратится.

          Подводя итоги, можно сказать кратко, но искренне: пусть всегда будет Солнце!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Моя первая энциклопедия» - М.: «Росмэн», 2007, с. 4,5.

2. Энциклопедия «Вопросы и ответы», - М.: «Махаон», 2009г, с. 12,13.

3. Энциклопедия «Почему и отчего», - М.: «АСТ. Астрель», 2008, с. 244.

4. «Я познаю мир. «Кто есть кто в мире звезд и планет»» Галина Шалаева,

Екатерина Ситникова, Виталий Ситников, Руслан Волченко

5. «Солнце» Эрих Юбелакер, А. Тоточаева,

6. Материал из Википедии {https://ru.wikipedia.org}


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Научно-практический журнал "Приволжский научный вестник"

В статьях уделено внимание актуальной проблеме - детской агрессивности....

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри

Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса". ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (Новосибирск, 15 марта 2019 г.) НОВОСИБИРСК 2019

quot;РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ". В данной статье обсуждается роль организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Автор рассматри...