Методическая разработка "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)
Цель методической разработки: сформировать представление о блокадном Ленинграде, воспитывать у дошкольников патриотизм, уважение к истории своей страны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.16 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4 «РОДНИЧОК»
ИНН 3704003518 КПП 370401001
155047 Ивановская область, г. Тейково, ул. Щорса, д. 1
тел.(8)49343 4-43-26 e-mail-mdou4rodnichok@yandex.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Составил
воспитатель 1 кв.категории
МДОУ № 4 «Родничок»
Павлова Н.А.
2025 год, г.Тейково
Цель: воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
Задача: сформировать представление о блокадном Ленинграде.
Материалы и оборудование: слайды или сюжетные картины с изображением эпизодов Великой Отечественной войны 1941-1945гг., блокадного Ленинграда; видеопроектор; аудиозаписи музыкального сопровождения; звуковоспроизводящая аппаратура.
Ход презентации
Звучит звукозапись песни «Вечный огонь» («От героев былых времен») (муз. Р. Хозака, сл. Е. Аграновича) из кинофильма «Офицеры».
Ведущий. 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Фашистское командование разработало план захвата советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить большую часть нашей страны, уничтожить значительную часть населения. Один из основных ударов они направили на Ленинград с целью полностью уничтожить город (стереть его с лица земли).
Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние школьники стали солдатами, создав армию народного ополчения. Женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Из города в тыл страны начали вывозить жителей (началась эвакуация мирных жителей). Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты окружили город. И подошли к Ленинграду так близко, что могли рассматривать дома и улицы города в бинокль. Они ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Чтобы предупредить жителей города об артиллерийском обстреле или вражеских самолетов (бомбежках), в городе объявлялась воздушная тревога, звучала сирена, и горожане, захватив с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежищах.
Бомбежки и артиллерийские обстрелы были не единственной опасностью для горожан. Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, столярный клей.
Снабжать город продуктами (продовольствием) приходилось сложным путем. Продукты подвозили по железной дороге к берегу Ладожского озера, не захваченного фашистами, грузили на баржи и по воде доставляли до берега. Затем везли грузы на поездах по специально построенной железной дороге или на грузовиках до города. Всю дорогу грузы обстреливались фашистскими самолетами. Дорогу, по которой в Ленинград возили продукты, медикамента и другие важные грузы, горожане стали называть Дорогой жизни.
С приходом зимы трасса стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом.
А когда лед стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города на машинах вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули.
На Дороге жизни хорошо знали водителя Максима Твердохлеба. В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям города на Новый год. Но фашистские самолеты атаковали грузовик. Водителя ранило в руку. Но Максим Твердохлебов довел машину до берега. Ленинградские дети получили на новогодней елке мандарины.
Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 граммов! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда… Кроме хлеба, есть было нечего. Многие жители не перенесли первой зимы. Люди умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
Зимой водопровод в домах не работал. За водой ходили на Неву.
Днем и ночью на народ налетали вражеские самолеты. В те дни все узнали о подвиге Алексея Севастьянова. Бой фашистского бомбардировщика и советского истребителя происходил в ночном небе. У нашего летчика кончились патроны, но Севастьянов направил свой самолет на врага и врезался в фашистский самолет (совершил таран). Вражеский самолет вспыхнул и полетел вниз…
Во время блокады животные в зоопарке страдали от голода и умирали. Бегемотиха по кличке Красавица выжила благодаря уходу Евдокии Ивановны Дашиной, которая каждый день носила из Невы воду ее и устраивала для Красавицы душ.
Не затихала и культурная жизнь города. Шли представления в театрах города, работала филармония. Работала Публичная библиотека. Работали школы. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи. Когда дети не доставали из-за маленького роста до станка, тогда им поставляли скамеечку или ящик. Они знали, что своей работой помогают фронту.
Девочки вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте. Многие мальчики и девочки были награждены медалями.
Всю зиму в городе не работала канализация, нечистоты скопились на улицах города, но в мороз это было не страшно. А вот с приходом весны снег начнет таять, оживут микробы и инфекции погубят людей. Фашисты и здесь просчитались. Уставшие, голодные измученные люди нашли в себе силы. Они взяли лопаты и очистили город!
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно.
И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. Утром 18 января 1943 года блокада была прорвана!
Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.
Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой! Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев и воинов Ленинградского фронта похоронены на Пискаревском кладбище. 9 мая 1960 года на мемориальном Пискаревском кладбище был открыт архитектурно-скульптурный комплекс, центром которого является скульптура «Мать-Родина».
Литература
- Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: метод. Пособие для педагогов / А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданское-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа): пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Скрипторий, 2008.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: метод. Пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод. Пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера. 2005.
- Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Блокада Ленинграда" для детей старшего возраста.
В методической разработке представлен проект мероприятий по теме "БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА"....
Методическая разработка по патриотическому воспитанию (подготовительная группа) по теме "Блокада Ленинграда".
Расширяет представления детей о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
Учебно-методический материал "Вечер памяти, посвященный Дню полного снятия блокады города-героя Ленинграда"
Сценарий вечера памяти содержит исторический материал. Знакомит детей с историей родного города. Воспитывает любовь к Родине и патриотические чувства....

Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"
Методическая разработка тематического занятия " ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"...

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"
Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"
Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....

Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».
В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тем...