Понятие и структура патриотизма дошкольников.
статья

Козырева Анна Александровна

Понятие и содержание патриотизма. Виды патриотизма.  Направления и формы организации работы по формированию патриотического сознания воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.

Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).

Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:

– любовь к Родине;

– бескорыстную преданность и служение ей;

– нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу – с ее судьбой;

– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;

– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

– гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);

– превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;

– уважение к другим народам и культурам.

Виды патриотизма.

А.Н. Вырщиков  выделяет следующие   разновидности  патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием  формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять  и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и  духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой  и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

В содержание патриотизма входит четыре основных элемента.

1.Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно  опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у дошкольников.

3. Патриотическая деятельность – все формы служения народу, отечеству.

2. Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян.

4. Патриотические организации. К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью.  Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

9 июня 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению патриотических настроений россиян. К публичным проявлениям непатриотичного поведения одна половина граждан (47%) относится с осуждением, а некоторые предлагают даже ввести уголовное наказание, однако другая половина (48%) не видит в этом предмета для государственного или общественного порицания (эта доля заметно выросла - с 37% в 2014 г.). В то же время непатриотичные выпады своих кумиров из среды культуры, шоу-бизнеса граждане в большинстве своем (60%) готовы критиковать (46% - в частных беседах, а 14% - публично). К высказываниям, идущим вразрез с официальной позицией государства, относятся мягче: 37% считают их предосудительными, тогда как 52% - называют личным делом каждого.

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро. Повсеместно наблюдается кризис патриотических чувств: дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей. В таких условиях правительство заявило о необходимости усиления патриотического воспитания в детском саду и школе. К чему это может привести? Да к самым непредсказуемым результатам и прямо противоположным тому, чего хотят получить. То есть, если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получим полную ненависть в чистом виде. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно.

Как же возродить патриотизм в нашей стране? Что для этого нужно?

Соблюдение трех правил.

- Во-первых, роль патриотизма в жизни каждого человека должна быть обоснована на ярких исторических примерах. Здесь допустимо использование любых источников, как древних, так и современных.

- Во-вторых, рост авторитета нашей страны в мире не следует замалчивать. Наоборот, надо постоянно подчеркивать, что влияние внешней политики нашей страны на обстановку в мире значительно и неоспоримо. Во многих странах уважают наш народ и наше правительство.

- В-третьих, необходимость обороны нашей страны надо подчеркивать тем, что ближайшие соседи увеличивают свою военную мощь и имеют коварные планы, касающиеся наших территорий.

Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

Направления и формы организации работы по формированию патриотического сознания воспитанников:

  • Духовно-нравственное - плановые занятия, просветительские беседы о родном крае, проведение занятий мужества, демонстрация тематических иллюстраций, создание папок передвижек для родителей, изучение макетов бытовых и исторических реконструкций, посещение музейных выставок.
  • Воспитательно - развивающее - традиционные и календарные праздники, театрализованные развлечения и представления, ролевые и дидактические игры, реконструкции исторических событий или эпизодов.
  • Культурно-образовательное - беседы с участниками каких-либо исторических, культурных или спортивных событий, познавательные экскурсии, участие в работе военно-патриотического клуба, создание мини-музея старинной утвари и предметов быта, увлекательные туристические походы, посещение художественных выставок, спектаклей, концертов.
  • Трудовое - посильная работа по благоустройству и облагораживанию территории садика, улиц города, трудовые десанты и «тимуровская» помощь старшему поколению.
  • Гражданско-правовое - занятия по изучению элементарных основ конституционной культуры и государственной символики.
  • Спортивно-патриотическое - подвижные игры, спортивные состязания.

Основные тематические блоки программы патриотического воспитания:

  1. Моя семья - воспитанники младшей группы уже начинают воспринимать себя полноценными членами ближайшего круга родственников, воспитывается трепетное и заботливое отношение к близким и родным, ребёнок погружается в мир семейных традиций, знакомится с историей предков, расширяет свои познания о членах семьи (рис. 1.).
  2. Моя малая родина (город, посёлок) - краеведческая информация об истории и достопримечательностях родного края, специализации трудовой деятельности, воспитывается стремление принимать участие в жизни малой родины, преумножать её благосостояние (рис. 2.).
  3. Моя Россия - воспитанники знакомятся с масштабами территории, географическими и климатическими характеристиками России, в среднем дошкольном возрасте начинают давать знания о столице государства - городе Москве, гербе, флаге и гимне России и воспитывать уважение к государственной символике. Ребята изучают географию размещения крупнейших городов и регионов страны, у них формируется понимание многонационального характера населения России, закладываются азы терпимого отношения ко всем народам и уважения к самобытным культурным правилам организации жизни (рис. 3.).
  4. Природная сокровищница России - в младшей группе дети осваивают элементарные представления о растениях на территории детского сада, воспитанникам средней группы по силам познания краеведческого уровня, в старшем дошкольном возрасте дети узнают о географической карте России, изучают реки, озёра, особенности растительного и животного мира (рис. 4.). Воспитывается эстетическое восприятие неповторимой красоты природы, пробуждается поэтическое чувство эмоциональных переживаний, формируются основы экологического сознания и поведения.
  5. Культура родной страны - педагоги формируют у детей начальные представления о народных традициях, праздниках, учат уважать глубинную мудрость (пословицы, поговорки, стихи). На занятиях дети привыкают ценить богатство, замечать красоту устного народного творчества (сказки, былины, декоративно-прикладные промыслы, обрядовые песни).

Пространство групп ДОО необходимо дополнить зоной нравственно-патриотического воспитания, где дети могут получить информацию, размещённую на специально оформленных стендах с изображениями видов природы, фотографиями достопримечательностей, изделий декоративного-прикладного искусства, уголком государственной символики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необходимость активизации процесса воспитания патриотизма, дошкольника»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.Использованные технолог...

Воспитание патриотизма дошкольников средствами художественно-эстетического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно изважнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка,его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительн...

Понятие и структура педагогического процесса в детском саду

На современном этапе вся система образования, в том числе и педагогический процесс приобретают новые качественные характеристики и изменения.  Педагогический процесс является одной из основополаг...

Статья "Определение слога, теории слога, понятие слоговой структуры слова в лингвистике и психолингвистике"

В статье раскрывается определение слога, рассматриваются различные теории слога...

ДРЕВО СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ «Непоседы- 2" /Патриотизм дошкольников/

Воспитание культурно-нравственных качеств у дошкольников. Воспитание чувства гордости и уважения к своему роду....

«Понятие технология, структура и основные признаки педагогической технологии»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...