Консультация для родителей на тему: Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
консультация (подготовительная группа)
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы».
Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский.
Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Художественное слово входит в мир ребёнка с младенчества, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Практика показывает, что использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение, наставляют, дают простейшие знания о мире людей, природном мире, мире животных, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. При этом мы сопровождали показами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
Пословицы и пословицы на.зы.ва.ют же.мчуж.иной на.ро.дного твор.че.ст.ва. Он.и ок.аз.ыв.ают во.здей.ст.вие не ли.шьо на ра.зу.м, но и на чу.вств.а че.ло.ве.ка: поучен.ия, за.кл.ючен.ные в ни.х, ле.гко по.ни.ма.ют.сяя и за.по.ми.на.ют.ся. В ни.х глубоко ра.ск.ры.вает.ся ха.ра.ктер на.ро.да, его пр.ирод.ны.й ум, твер.до.ст.ь в свое.й пр.авоте и си.ле.
С древ.не.йш.их времен на.род во.сп.ит.ыв.ал в ре.бе.нке си.мп.ат.ия к Ро.ди.не, гото.вность к бо.рь.бе, же.ла.ние за.щи.щать свой кхо от бе.ды, не.пр.им.ир.имое от.но.ше.ние к пред.ател.ьству. Ва.жней.шие со.быти.я исто.ри.че.ской жи.зн.и за.креп.ля.ли.сь в эт.ни.че.ской па.мяти по.сред.ст.во.м по.слов.иц.
По.слов.ицы мы ис.по.ль.зо.ва.ли во всех процес.сах во.сп.ит.ател.ьной ра.боты.
Считалки - это ситу.ац.ии пр.идум.ан.ны.й дл.я дете.й, это способ осуществ.ле.ни.я об.ъе.кт.ив.но.й сп.ра.ве.дл.ивости. Как. бы са.ма же.ре.би.й, а не авто.ритет вз.ро.слого, ра.спор.яж.ается ра.сп.ре.де.ле.нием ро.ле.й. Ре.бе.но.к в иг.ре на.до.бно быть на.хо.дч.ив.ым, сооб.ра.зите.ль.ны.м, па.мятл.ив.ым, ло.вк.им, до.бр.ым и ин.да бл.агород.ны.м. Все эт.и ка.че.ст.ва в детс.ко.м ха.ра.ктере ра.зв.ив.ают сч.ит.ал.ки. Ча.ще по.ка сч.ит.ал.ки ис.по.ль.зует.ся пр.и проведен.ии по.дв.иж.ны.х иг.р на свежем во.здухе. Вот где во.сп.ит.ыв.аетс.я и во.ле.из.ъя.влен.ие, и бл.агород.ст.во, и до.брот.а!
Мирилки - име.нно их дети ле.гко за.по.ми.на.ют, до.звол.яют ск.аз.ат.ь слов.а пр.им.ирен.ия по.сле ссор.ы. Умен.ие прощ.ат.ь, ми.рить.ся - ба.рствен.ны.йй на.вы.к, кото.ро.му по.ро.й и на.м вз.ро.сл.ым на.до бы поуч.ит.ьс.я. Прогов.ар.ив.ая ми.ри.лк.и, детс.кие иг.ры мо.гут сцеп.ит.ьс.я ми.зи.нч.ик.ам.и, вз.ят.ьс.я за ру.ки, об.нять.ся и проговор.ит.ь слов.а пр.им.ирен.ия:
Заклички – не очен.ь бо.ль.ша.я пе.се.нк.а дл.я ра.спев.ки груп.пы дете.й ил.и ст.ихот.во.рное об.ра.ще.ние к де.йств.ам пр.ирод.ы.
Это об.ра.ще.ние к со.лн.цу, ра.ду.ге, до.жд.ю, пт.иц.ам, к ул.ит.ке, это — др.аз.не.ние пт.иц, слова пр.и ск.акан.ии на од.ной но.ге: ка.к-ни.бу.дьа в ухо по.па.да.ла во.да и на.до бы.ло, чтобы она. вы.ли.ла.сь. Прос.ьб.ы и прос.ьб.ыя дете.й звуч.ат ка.к пр.ик.аз.ы. До.жд.ю ве.лят: «Поливай ковшом», со.лн.цу: «Выгляни в окошко!», ра.ду.ге: «Не давай дождя, давай солнышка!». Требов.ател.ьн.ая за.кл.ич.ка об.ра.зо.ва.ла.сь в те да.ле.кие времен.а, ко.гд.а на.ро.д еще ду.ма.л, что словом во.змож.но вл.иять на пр.ироду. С то.й по.ры за.кл.ич.ки из.ме.ни.ли.сь — ст.ал.и иг.ро.й, и пр.имен.яетс.я на прогул.ке, дл.я за.креп.ле.ни.я зн.ан.ий дете.й о яв.ле.ни.ях пр.ирод.ы.
Са.мым блестя.щи.мм и лю.би.мым жа.нром детей остает.ся ру.сс.кая на.ро.дн.ая сказка.
Ск.аз.ки по.мо.га.ют детя.м ра.зо.бр.ат.ьс.я, что хо.ро.шо, а что плохо, от.ли.чить бл.аго и зло. Из ск.аз.ки дети по.лу.ча.ют ин.фо.рм.ац.ию о мо.ра.ль.ных усто.ях и ку.льту.рн.ых це.нностях со.циум.аа, рас.ши.ря.ют кругозор: ра.зв.ив.ают ре.чь, фа.нт.аз.ию, вооб.ра.же.ние. Ра.зв.ив.ают мо.ра.ль.ные ка.че.ст.ва: до.броту, ще.дрость, трудол.юб.ие, пр.ав.ди.во.ст.ь. Во.сп.ит.ател.ьн.ая ка.ло.ри.йность на.ро.дн.ых ск.азок в то.м, что в ни.х за.пе.чатлен.ы че.рты ру.сс.ко.го на.ро.да, свободол.юб.ие, те.рпен.ие, упор.ст.во в до.ст.ижен.ии це.ли. Они. во.сп.ит.ыв.ают го.рдость за свой на.ро.дность, лю.бо.вь к Ро.ди.не. Ск.аз.ка осуж.дает та.кие свой.ст.ва че.ло.ве.че.ского нр.ав.аа как. ле.нь, жа.дность, уп.ря.мство, трусость, и, одоб.ряет трудол.юб.ие, бе.сстр.аш.ие, ве.рность.
В ск.аз.ке всег.да прои.сход.ит бо.рь.ба до.бр.а и зл.а. До.бро по.всед.не.вно по.лу.чает на.гр.аду за свои по.ступ.ки. Хо.ро.шие ск.азоч.ные ге.ро.и те, кто ув.аж.ает ро.дите.ле.й, ув.аж.ает ст.ар.ши.х, тот, кто до.бр, сп.ра.ве.дл.ив, ск.ро.ме.н и до.бросовесте.н об.яз.ател.ьно вы.хо.дят по.бе.дите.ля.ми, ка.кие бы преп.ят.ст.ви.я им не пр.иход.илос.ь одолев.ат.ь. Зн.аком.яс.ь с от.ри.цате.ль.ны.ми ге.ро.ям.и, ре.бе.но.к уч.ит.ся ра.споз.на.вать ри.сков.ан.но.ст.ь и на.хо.дить си.лы дл.я ее прео.до.ле.ни.я.
По.ло.жите.ль.ные ге.ро.и по.мо.га.ют ре.ко.нструи.ро.вать сп.ра.ве.дл.ивость и ут.ве.рд.ит.ьс.я до.бру на.д злом. Ск.аз.ка фо.рм.ирует икон.аз по.ло.жите.ль.но.го ге.роя и уч.ит не бо.ят.ься труд.но.стей. Же.нщ.ины в ро.сс.ий.ск.ихх на.ро.дн.ых ск.аз.ка.х всег.да необ.ык.но.ве.нно кр.ас.ив.ы и ум.ны. Ум, кр.ас.ивость, трудол.юб.ие, на.хо.дч.ивость пр.исут.ст.ву.ют в ру.сс.ких кр.ас.ав.иц.ах. Му.жч.ины в ро.сс.ий.скойй на.ро.дной ск.аз.ке об.ыч.но со.чета.ли в се.бе бл.агород.ные че.ло.ве.че.ск.ие свой.ст.ваа: та.кие ка.к му.же.ст.во, че.ст.но.ст.ь, бе.сстр.аш.ие, ми.ло.се.рд.ие и до.бропор.ядоч.но.ст.ь.
Особ.ым древ.ни.м жа.нром устного на.ро.дного твор.че.ст.ва, с ко.имм во.сп.ит.ан.ни.ко.в зн.аком.им в ст.ар.ше.м до.школ.ьном во.зр.асте, яв.ля.ют.ся бы.ли.ны.
Со.де.рж.ан.ие бы.ли.н вп.риты.к по.двод.ит к патр.иоти.че.скому во.сп.ит.ан.ию. Ге.ро.ичес.кие сю.жеты во.сх.ищ.ают ре.бят и бу.до.ра.жат их вооб.ра.же.ние яр.ко.й ги.пе.рболой, на.пе.вность.ю, ле.ге.нд.ар.но.ст.ью ге.роев (Ил.ья Му.ро.ме.ц, До.бр.ын.я Ни.кити.ч, Алеше По.по.ви.ч, Са.дко, Змей Го.ры.ны.ч, Со.ло.вей- Ра.збой.ни.к и др.)
В це.нт.ре сю.жета из.бито ге.ро.ичес.ки.й по.дв.иг бо.гаты.ря, ос.но.вного ге.ро.я прои.зведен.ий да.нного жа.нр.а, битва (а чаще поединок) с вр.аг.ам.и ру.сс.ко.й те.рр.итор.ии. Бо.гаты.рь по.бе.жд.ает не.смет.ные по.лч.ища вр.агов ил.и вр.ажес.ко.го бо.гаты.ря-ве.ли.ка.на. В образе богатыря воплощается сила русского народа (богатырь всегда побеждает противника, этническое представление об идеальном герое. Богатырь - это всегда воин-патриот.
У каждого богатыря свой облик, свои поступки, своё место в кругу былинных персонажей, но их характеры как бы взаимно дополняют друг друга, создавая целостный, монументальный образ безупречного воина, способного не только отважно биться с врагом, но и самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях.
Писатели-классики (произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей) так же обращаются к нравственным ценностям: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей различных нравственных качеств, в том числе- патриотизма.
Произведения о природе - мы изучаем с целью познакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К. Г., Пришвина М. М., Бианки В. В. и многих — других - это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.
Произведения о войне - являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе - являются высокохудожественным средством воспитания.
Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев.
Рассказы о стране и родном поселке - это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников.
Чтение произведений о Родине является частью патриотического воспитания. Стихотворение о необъятной России, о её красоте, природе и бескрайних полях. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении – нужна опора на визуальные впечатления.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольника образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю страны, потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос.
Воспитывать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Список используемой литературы:
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.
2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
4. Черединова Т. «Детям своим расскажите о них». // Дошкольное воспитание, 2005г. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961541-1508430955.png)
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1239156-1620393252.jpg)
Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...
Консультация для родителей"Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы".
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/23/picture-1491753-1698083548.jpg)
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-1063426-1587726318.jpg)
Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содер...