Паспорт Мини музея "Бабушкин платок"
проект (младшая группа)
Сколько сложено песен, сказок, стихов, поэм о платках! Писатели и поэты, художники и ваятели, народные умельцы- никто не может обойти своим внимание эту тему, потому что с платками связана наша жизнь, и этот атрибут присутствует и прописан в каждой семье, в каждом доме...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 г.Починка
МИНИ-МУЗЕЙ
"Бабушкин платок"
Автор: Ларкина И.В
воспитатель младшей
группы.
Пояснительная записка
Из поколения в поколение, бабушка у большинства ассоциируется с платком.
На вопрос:- Как ты понимаешь, что перед тобой бабушка?
Дети отвечают:- бабушка в платочке!
"Плат, платок, шаль....Невозможно представить себе русскую красавицу без узорчатого платка или шали, наброшенной на голову, покрывающей плечи...
А платок и улыбка женщины неотделимы, как неотделимы небо и земля, радость и свет, вдох и выдох. Ее облик украсили цветы лугов и полей необъятной родины, перекочевали с них на голову ромашки и васильки, розы и хризантемы, созвездия и облака....
Сколько сложено песен, сказок, стихов, поэм о платках! Писатели и поэты, художники и ваятели, народные умельцы- никто не может обойти своим внимание эту тему, потому что с платками связана наша жизнь, и этот атрибут присутствует и прописан в каждой семье, в каждом доме...
Например Александр Блок, создавая образ России, писал, что это страна с лесами, полями, проселками, это и крестьянка с "разбойной красой":
"А ты все та же- лес да поле,
Да плат узорный до бровей.."
В нашей памяти возникают строки из песен и романсов:"синенький скромный платочек падал с опущенных плеч..",или "Оренбургский пуховый платок"."
Видя такую красоту, невольно задаешься вопросом: -Сколько лет платку? Кто создал первый платок? Когда и кто из женщин Руси начал носить платки?
Эти вопросы останутся, конечно же, без ответа. Но это и не столь важно, а важно, что платок, шаль, пришли к нам их глубины веков, стали обычаем и традицией, заняв главенствующее место в русском костюме. А теперь еще и культурным наследием, культурным кодом России.
И на мой взгляд, очень важно прививать любовь и передавать эту любовь из поколения в поколения. Только чтя и любя истоки наши мы можем строить будущее.В многовековой и великой истории это наш фундамент. И чем раньше мы будем это делать- тем крепче и непоколебимей он будет!
При создании мини-музея были поставлены цели :
- способствовать разностороннему развитию детей дошкольников,
- создавать в ДОО условий для поддержки детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,
проектной, познавательной) .
А так же обозначены задачи:
- углублять и расширять представления детей о жизни, быте, традициях и
обрядах разных народов и культур,
- расширять кругозор дошкольников,
- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры,
- развивать у воспитанников познавательные способности,
- способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков дошкольников.,
- развивать творческие умения , память, мышление.
- способствовать формированию эстетического вкуса дошкольников.
- стимулировать творческую активность детей и их родителей,
- приобщить родителей воспитанников к процессу
обогащения пространственной предметно-развивающей среды в группах детского,
Использовалась следующая литература:
1.Баровский А. "Платочной радуги узор"ОАО Орехово-Зуевская типография. 2014г.
2.Королева М. " Романс о павлопосадской шали", ОАО "Типография"Новости"" 2008г.
3. Костюченко М. "Русские промыслы.Головоломки.Лабиринты", СПб:Питер, 2016г.
4.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство- Пресс, 1999.
5.Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ “Сфера”, 2005.
6.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
7.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
8. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М. : ТЦ “Сфера”, 2001
Мини-музей "Бабушкин платок" сочетает в себе культурную, историческую и художественную направленность.
Для детей дошкольного возраста в полной мере понятен художественный профиль мини-музея.
Мини-музей "Бабушкин платок" расположен в группе второго младшего возраста и занимает свободную часть стены. В нем представлены как образцы Павлопосадской мануфактуры, Оренбургский платок, так и современные платки в "русском стиле".
В нем можно выделить следующие разделы:
1.Книги о платках.
2.Экспонаты музея-платки.
3.Игровая часть (пазлы, головоломки, раскраски).
Мини-музей рассчитан для разных возрастов, от ясельной до подготовительной группы.
Дети первого и второго младших возрастов с восторгом рассматривают экспонаты музея, примеряют их на себя, пробую себя в роли бабушек и мам, артистов сцены, собирают пазлы с рисунком платка, а самые смелые пробуют раскрасить орнамент платка.
Дети средней и старшей группы выполняют все перечисленное выше, а так же с удовольствием рассматривают книги о платках, с интересом включаются в беседу о создании платков и пробуют не только раскрасить готовый узор, но и создать свой собственный рисунок.
Дети подготовительной группы с интересом играют с платками, демонстрируя при этом бережное отношение к ним, не просто слушают информацию, а активно участвуют, задавая много вопросов, в игровой части не только собирают пазлы, но и находят цветовые различия в частях орнамента и конечно создают свой собственный рисунок платка.
При создании музея я придерживалась следующего плана:
1.Поиск экспонатов музея.
2. Подбор литературы.
3.Создание экспозиции.
4.Разработка экскурсионных программ по возрастам.
5.Подготовка документации.
Работа музея направлена познавательно, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Дети узнают новое, расширяют кругозор, отрабатывают навыки общения не только с экскурсоводом, но со сверстниками. Учатся сочетать цвета и развивать свои художественные навыки.
В разработке мини-музея принимали участие: воспитатель, дети и их родители, коллеги.
В мини-музее "Бабушкин платок"представлены следующие экспонаты:
- Оренбургский пуховый платок
- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Испанский"
- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Фея сирени"
- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Румянец"
- Современные платки в "русском стиле".
Каждый платок уникален сам по себе и несет с собой какую то историю, какой то подарен близкими и любимыми людьми, какой то достался от бабушки и хранит тепло ее рук, уникальными являются павлопосадские платки, каждый имеет свое название.
Например, павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой имеет название "Испанский"- это воссозданная копия рисунка конца 18-го века. А воссоздал ее главный художник, член Союза художников, член Союза дизайнеров, член-корреспондент Российской Академии художеств- Виктор Иванович Зубрицкий.
Ну как можно пройти мимо такой красоты, не накинуть на плечи и не представить себя барышней конца 18-го века?
Карточки с экспонатами будут представлены в презентации.
Во время функционирования мини-музея проводятся мероприятия образовательного (экскурсии, беседы), развлекательного (раскрась готовый платочный рисунок или создай свой) и соревновательного (кто быстрее соберет пазл или найдет отличия в фрагменте платочного рисунка) характера.
В перспективах развития- расширение фонда экспонатов, в том числе редких и уникальных, проведение мастер-классов по способам завязывания платков( рассчитан на старший дошкольный возраста с целью развития эстетического вкуса, крупной и мелкой моторики рук).
А также демонстрация экспонатов музея за пределами детского сада(экспонаты будут использоваться для оформления и проведения Масленицы).
Результатами создания и функционирования мини-музея можно считать:
-повышение интереса к платкам и их использованию,
- развитие эстетического вкуса воспитанников,
- расширение кругозора и словарного запаса детей,
- развитие мелкой и крупной моторики рук.
В заключении хочется сказать, что узорчатые платки твердо вошли в обиход, выдержав испытание временем; утвердились, не потеряли своего назначения и красоты и в новом тысячелетии- эпохи высоких технологий и технического прогресса.
О чем это может говорить?
Я думаю о том, что в каждом таком платке есть что то магическое, незримая нить между поколениями, передающиеся от матери к дочери. И пока мы чувствуем это- наша сила велика!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-275992-1525514176.jpg)
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-183865-1375185721.jpg)
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-317001-1381922851.jpg)
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/29/picture-326479-1493483747.jpg)
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....