Паспорт Мини музея "Бабушкин платок"
проект (младшая группа)

Ларкина Ирина Викторовна

Сколько сложено песен, сказок, стихов, поэм о платках! Писатели  и поэты, художники и ваятели, народные умельцы- никто не может обойти своим внимание эту тему, потому что с платками связана наша жизнь, и этот атрибут присутствует и прописан в каждой семье, в каждом доме...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini_muzeya.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №6 г.Починка

МИНИ-МУЗЕЙ

"Бабушкин платок"

                                       Автор: Ларкина И.В                  

                                                               воспитатель младшей    

        группы.

Пояснительная записка

Из поколения в поколение, бабушка у большинства ассоциируется с платком.

На вопрос:- Как ты понимаешь, что перед тобой бабушка?

Дети отвечают:- бабушка в платочке!

"Плат, платок, шаль....Невозможно представить себе русскую красавицу без узорчатого платка или шали, наброшенной на голову, покрывающей плечи...

А платок и улыбка женщины неотделимы, как неотделимы небо и земля, радость и свет, вдох и выдох. Ее облик украсили цветы лугов и полей необъятной родины, перекочевали с них на голову ромашки и васильки, розы и хризантемы, созвездия и облака....

Сколько сложено песен, сказок, стихов, поэм о платках! Писатели  и поэты, художники и ваятели, народные умельцы- никто не может обойти своим внимание эту тему, потому что с платками связана наша жизнь, и этот атрибут присутствует и прописан в каждой семье, в каждом доме...

Например Александр Блок, создавая образ России, писал, что это страна с лесами, полями, проселками, это и крестьянка с "разбойной красой":

  "А ты все та же- лес да поле,

  Да плат узорный до бровей.."

В нашей памяти возникают строки из песен и романсов:"синенький скромный платочек падал с опущенных плеч..",или "Оренбургский пуховый платок"."

Видя такую красоту, невольно задаешься вопросом: -Сколько лет платку? Кто создал первый платок? Когда и кто из женщин Руси начал носить платки?

Эти вопросы останутся, конечно же, без ответа. Но это и не столь важно, а важно, что платок, шаль, пришли к нам их глубины веков, стали обычаем и традицией, заняв главенствующее место в русском костюме. А теперь еще и культурным наследием, культурным кодом России.

И на мой взгляд, очень важно прививать любовь и передавать эту любовь из поколения в поколения. Только чтя и любя истоки наши мы можем строить будущее.В многовековой и великой истории  это наш фундамент. И чем раньше мы будем это делать- тем крепче и непоколебимей он будет!

 При создании мини-музея были поставлены цели :

- способствовать разностороннему развитию детей дошкольников,

- создавать в ДОО условий для поддержки детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,

проектной, познавательной) .

А так же обозначены задачи:

- углублять и расширять представления детей о жизни, быте, традициях и

обрядах разных народов и культур,

- расширять кругозор дошкольников,

- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры,

- развивать у воспитанников познавательные способности,

- способствовать формированию проектно-исследовательских умений и навыков дошкольников.,

- развивать творческие умения , память, мышление.

- способствовать формированию эстетического вкуса дошкольников.

- стимулировать творческую активность детей и их родителей,

- приобщить родителей воспитанников к процессу

обогащения пространственной предметно-развивающей среды в группах детского,

        Использовалась следующая литература:

1.Баровский А. "Платочной радуги узор"ОАО Орехово-Зуевская типография. 2014г.

2.Королева М. " Романс о павлопосадской шали", ОАО "Типография"Новости"" 2008г.

3. Костюченко М. "Русские промыслы.Головоломки.Лабиринты", СПб:Питер, 2016г.

4.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Детство- Пресс, 1999.

5.Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ “Сфера”, 2005.

6.Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.

7.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

8. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М. : ТЦ “Сфера”, 2001

        

    Мини-музей "Бабушкин платок" сочетает в себе культурную, историческую и художественную направленность.

Для детей дошкольного возраста в полной мере понятен художественный профиль мини-музея.

Мини-музей "Бабушкин платок" расположен в группе второго младшего возраста и  занимает свободную часть стены. В нем представлены как образцы Павлопосадской мануфактуры, Оренбургский платок, так и современные платки в "русском стиле".

В нем можно выделить следующие разделы:

1.Книги о платках.

2.Экспонаты музея-платки.

3.Игровая часть (пазлы, головоломки, раскраски).

Мини-музей рассчитан  для разных возрастов, от ясельной до подготовительной группы.

Дети первого и второго младших возрастов с восторгом рассматривают экспонаты музея, примеряют их на себя, пробую себя в роли бабушек и мам, артистов сцены, собирают пазлы с рисунком платка, а самые смелые пробуют раскрасить орнамент платка.

Дети средней и старшей группы выполняют все перечисленное выше, а так же с удовольствием рассматривают книги о платках, с интересом включаются в беседу о создании платков и пробуют не только раскрасить готовый узор, но и создать свой собственный рисунок.

Дети подготовительной группы с интересом играют с платками, демонстрируя при этом бережное отношение к ним, не просто слушают информацию, а активно участвуют, задавая много вопросов, в игровой части не только собирают пазлы, но и находят цветовые различия в частях орнамента и конечно создают свой собственный рисунок платка.

При создании музея я придерживалась следующего плана:

1.Поиск экспонатов музея.

2. Подбор литературы.

3.Создание экспозиции.

4.Разработка экскурсионных программ по возрастам.

5.Подготовка документации.

Работа музея направлена познавательно, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Дети узнают новое, расширяют кругозор, отрабатывают навыки общения не только с экскурсоводом, но со сверстниками. Учатся сочетать цвета и развивать свои художественные навыки.

В разработке мини-музея принимали участие: воспитатель, дети и их родители, коллеги.

В мини-музее "Бабушкин платок"представлены следующие экспонаты:

- Оренбургский пуховый платок

- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Испанский"

- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Фея сирени"

- Павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой "Румянец"

- Современные платки в "русском стиле".

Каждый платок уникален сам по себе и несет с собой какую то историю, какой то подарен близкими и любимыми людьми, какой то достался от бабушки и хранит тепло ее рук, уникальными являются павлопосадские платки, каждый имеет свое  название.

Например, павлопосадский платок шерстяной с шелковой бахромой имеет название  "Испанский"- это воссозданная копия рисунка конца 18-го века. А воссоздал ее главный художник, член Союза художников, член Союза дизайнеров, член-корреспондент Российской Академии художеств- Виктор Иванович Зубрицкий.

Ну как можно пройти мимо такой красоты, не накинуть на плечи и не представить себя барышней конца 18-го века?

Карточки с экспонатами будут представлены в презентации.

Во время функционирования мини-музея проводятся мероприятия образовательного (экскурсии, беседы), развлекательного (раскрась готовый платочный рисунок или создай свой) и соревновательного (кто быстрее соберет пазл или найдет отличия в фрагменте платочного рисунка) характера.

В перспективах развития- расширение фонда экспонатов, в том числе редких и уникальных, проведение мастер-классов по способам  завязывания платков( рассчитан на старший дошкольный возраста с  целью развития эстетического вкуса,  крупной и мелкой моторики рук).

А также демонстрация экспонатов музея за пределами детского сада(экспонаты будут использоваться для оформления и проведения Масленицы).

Результатами создания и функционирования мини-музея можно считать:

-повышение интереса к платкам и их использованию,

- развитие эстетического вкуса воспитанников,

- расширение кругозора и словарного запаса детей,

- развитие мелкой и крупной моторики рук.

В заключении хочется сказать, что узорчатые платки твердо вошли в обиход, выдержав испытание временем; утвердились, не потеряли своего назначения и красоты и в новом тысячелетии- эпохи высоких технологий и технического прогресса.

О чем это может говорить?

Я думаю о том, что в каждом таком платке есть что то магическое, незримая нить между поколениями, передающиеся от матери к дочери. И пока мы чувствуем это- наша сила велика!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....