Главные вкладки
Консультация для родителей от музыкального руководителя
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
![]() | 18.04 КБ |
![]() | 14.68 КБ |
![]() | 31.82 КБ |
![]() | 929.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыки на развитие ребенка
Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами. Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка- это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
- Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности – Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.
- Чтобы успокоиться — Бетховен, Шуберт, Брамс.
- От напряжения в отношениях – Бах.
- Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.
- Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.
- Уменьшает злобность - Бах, Гайдн.
- Концентрация внимания - это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.
Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т.п. Выбор музыки огромен. И можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку?
Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы…Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения. Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании, ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только, что в ней содержится, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается, собственно, творческое воображение, а через него - восприятие разных сторон жизни! В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепиано. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов. Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему? Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями. В разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоции собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение, которое он исполняет. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее, и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность. Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Ребенок идет в десятый класс математической школы, и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепиано? Но перед тем, как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка дает и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Скажите откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье - форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…»
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.
- Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
- Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
- Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Энштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. Во-первых, ребенок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребенка. О влиянии же музыки на человека можно говорит ь бесконечно…
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей "Как научить малыша подпевать"
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
Старайтесь не искажать мелодию. Пойте негромко, избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни.
Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, в песне «Маленькая птичка» - нам, дам, клюет, поет, ля.
Маленькая птичка Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам. Зёрнышки клюёт, клюёт.
Маленькой птичке Маленькая птичка
Зёрнышки я дам, дам, дам. Песенки поёт, поёт.
Ля-ля-ля- ля, ля-ля, ля-ля-ля;
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.
Или в ещё одной песенке про птичку:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» — посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребнком и поет:
Ладушки, ладошки, Маслом поливала,
Где были? – У бабушки. Деткам давала.
Испекла нам бабушка, Оле два, Коле два,
Вкусные оладушки – Да! Ане два, Ване два.
Всем дала! - Да!
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. Вслед за подговариванием идут звукоподражания.
В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении: песня «Бобик»
Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!
Белый лобик черный нос. Ав! Ав! Бобик,
Бобик лапку дай. Ав! Ав!
Сядь на коврик и не лай. (грозим пальчиком)
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещ шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка):
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т. д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы.
Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его!
Так же можно использовать детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Предварительный просмотр:
КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.
3. Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после
прихода из детского садика).
Предварительный просмотр:
«Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
(выступление на родительском собрании)
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.
Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.
А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко взрослой жизни.
Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.
Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.
Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.
Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.
Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.
Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.
Функции игры.
Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Методика организации дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.
Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.
Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.
Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний
Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
- настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания и правил;
- игровых действий.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр:
- для развития звуковысотного слуха;
- на развитие чувства ритма;
- на развитие тембрового слуха;
- на развитие памяти и слуха;
- на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:
- в процессе пения;
- в процессе слушания музыки;
- в процессе ритмических движений;
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли, и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.
Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие, познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии.
Что такое педагогическая (образовательная) технология?
Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Таким образом, технология отражает последовательность педагогической деятельности, её логику и поэтому всегда представлена этапами деятельности, каждый из которых имеет свою цель. Лишь после достижения поставленной цели одного этапа происходит переход к следующему этапу деятельности.
При этом первый этап любой технологии — диагностический, и в этом отличительная особенность технологии от традиционной методики обучения. Для реализации технологического подхода нужна детальная информация об исходном состоянии каждого ребёнка. Исходным же объектом методики обучения является "усреднённый" дошкольник (воспитанник, начальное состояние которого для построения методической системы не имеет значения.
Виды педагогических технологий
• «Здоровьесберегающая» технология
• Технология «ТРИЗ»
• Технология «Проблемного обучения»
• Технология «Марии Монтессори».
• «Игровая» технология и др.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
• отбору, разработке, подготовке игр;
• включению детей в игровую деятельность;
• осуществлению самой игры;
• подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
В отличие от методов, способов и приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я так делаю». Кроме того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога 21 века.
Игровые технологии на музыкальных занятиях:
• технология элементарного музицирования - использование
технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами,с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
• Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Цель:развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
• Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)
• Технология практического освоения музыкальной информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной технологии относятся: слушание музыки, размышление о музыке, пение хором,игры: «угадай мелодию», «на чем играю», «На что похожа музыка», «Музыкальная викторина и т. д.
• театрально-игровая технология.
Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни - инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.
Классификация песен для инсценировки:
Фольклорные песни – хороводы
Детская эстрадная песня
Псни-попевки
Песенки – шумелки.
Песенки – инсценировки, такие, как «Два весёлых гуся», «Маленький ёжик», «Антошка» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка, помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.
• танцевально – игровая технология.
Игротанец- новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто то скажет, что – получение удовольствия, кто то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во вторых – ритм, в третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично.
Использование музыкально - игровых технологий поможет музыкальномуруководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия – пение, слушание, импровизирование.
Литература
1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль «Академия развития»2007.
2. Давыдова М. А. «музыкальное воспитание в детском саду»,М. «Вако»2006.
3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», М. 2006.
4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010.
5. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
6. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
7. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.
8. Щуркова Н. Е. «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
Предварительный просмотр:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/07/_vospitanie_v_seme.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/07/-tgtl-_-.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/07/vzapgnprmw0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/02/07/sovety.jpg)