«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство стимулирования творческого потенциала у детей»
статья

Апевалина Ирина Васильевна

Как индивидуальный подход и учёт уровня подготовки каждого ребёнка в процессе музыкально-ритмического и танцевального воспитания помогают раскрыть творческие способности и достичь успеха. Именно такой подход не только приносит детям радость, но и способствует их развитию. Главная задача педагога — создать в детском саду атмосферу радости и веселья.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство стимулирования творческого потенциала у детей» 

В современном мире, где успех и признание являются основными критериями оценки человеческой жизни, всестороннее развитие детей с помощью музыки и ритмических упражнений играет важную роль в формировании успешной и творческой личности. Шведский педагог и композитор Э. Жак-Далькроз видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений и творческого воображения. В России методы музыкального движения были разработаны отечественными педагогами-музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой и Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза .Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве и выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Выразительность пластики тела понятна взрослым и детям  Основой, конечно, является музыка, так как это идеальный образец организованного движения и даёт чёткое представление о соотношении времени, пространства и движения. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальны и широко используются многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов и помогает осознать себя. Важность этой темы обусловлена социальной значимостью вопроса формирования деятельной и креативной личности. Решение этой значимой задачи начинается ещё в дошкольном возрасте. Именно в детском саду дети знакомятся с искусством танца и впервые активно вовлекаются в этот вид творческой активности. . Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. Занятия танцами в дошкольном возрасте способствуют активному развитию творческих способностей, и это факт, который невозможно отрицать. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) — трёх характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества и воображения. Творческие способности детей, проявляющиеся в ритмике и танцах, служат важным показателем их музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать и создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Чтобы ребёнок мог раскрыть свои танцевальные таланты, необходимо создать для него следующие условия:

Он должен с лёгкостью воспринимать музыку и чувствовать её. Верить в происходящее вокруг.

Иметь возможность выполнять движения с воображаемыми предметами. Свободно общаться с другими детьми во время создания и исполнения музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Успех детей в танцевальном искусстве во многом зависит от того, насколько хорошо они освоили музыкально-ритмические и танцевальные движения.

Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, а танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.Дети копируют друг друга, повторяя заученные движения. Они двигаются скованно, малоактивны и не проявляют эмоций. В их движениях отсутствует лёгкость и грациозность. Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными. Анализ этой ситуации позволил прийти к выводу, что основным инструментом развития музыкально-двигательного творчества в танце является обучение детей языку движений. Возникает вопрос: почему наши дети испытывают трудности с запоминанием и освоением разнообразных танцевальных движений, а также не могут использовать их в своей практике?  В процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Обучению недостаёт продуманной систематичности, включающей специальные занятия. Нет системы работы по данному направлению. Причины проблем: В процессе обучения дети обычно просто заучивают движения, не осознавая их выразительных возможностей. Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы. В силу того, что в процессе обучения каждый отдельный двигательный навык отрабатывается в течение длительного времени, дети успевают освоить лишь ограниченное их количество, что приводит к недостатку накопленного двигательного опыта. На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребёнка. Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.  У родителей не хватает навыков, чтобы научить детей танцевать под музыку, так как они не имеют опыта в этой области. Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций. Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).

Принципы педагогического опыта

1.        Создание непринуждённой обстановки

Формирование пространства, в котором дети ощущают себя свободно и комфортно, играет ключевую роль в их раскрепощении и раскрытии творческого потенциала.

2.        Творческая направленность

Каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно создавать новые движения, основываясь на своём двигательном опыте. Это позволяет развивать фантазию и воображение, открывая новые горизонты.

3.        Систематичность и последовательность

Для полноценного физического развития необходимо придерживаться системного и непрерывного подхода к изучению материала. Усложнение творческих заданий должно происходить постепенно, от простого к сложному, что позволяет детям постепенно наращивать свои способности.

4.        Доступность и индивидуализация

Музыкальный образ, характер и настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Движения для танцев, игр и этюдов тщательно продумываются, чтобы соответствовать двигательным возможностям детей с точки зрения координации, ловкости, точности и пластичности.

Содержание игрового образа должно быть доступно для понимания. Для младших детей это может быть мир игрушек, окружающей природы или персонажи популярных мультфильмов. Для старших — герои волшебных    сказок и переживания различных состояний.

При планировании важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности. Это позволяет создавать индивидуальные траектории развития и более эффективные занятия.

5.        Принцип наглядности

Этот принцип тесно связан с осознанностью: то, что ребёнок понимает на словах, он должен проверить на практике, воспроизводя движение. Двигательные ощущения играют ключевую роль в этом процессе, позволяя глубже погрузиться в мир музыки и движения.

6.        Принцип партнёрства

Я привлекаю педагогов и родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. Это создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания, что, в свою очередь, способствует развитию более тесных отношений между всеми участниками.

Зная своих детей, педагог может отслеживать творческие процессы взаимодействия в коллективе, их эмоциональное состояние и оказывать индивидуальную помощь, что, в свою очередь, способствует более эффективному обучению и развитию.

Таким образом, можно сделать вывод: регулярная работа над задачами в области музыкально-ритмической и танцевальной деятельности способствует развитию у детей воображения, творческой активности и осознанного восприятия музыки, а также эмоционально-динамического осмысления движений.

Если педагогическая работа в музыкально-ритмическом и танцевальном направлениях осуществляется с учётом уровня подготовки детей, то их творчество достигает высокого уровня и приносит положительные результаты. Это приносит детям радость, и создание радостной атмосферы в дошкольном учреждении является главной целью педагога.

Литература:

  1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
    2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
    3.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
    4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.
    5. Кукловская, В. Г. Музыкально-ритмические движения в детском саду [Ноты] / В. Г. Кукловская. – Киев : Музычна украина, 1986. – 46 с.
    6. Каплунова, И. Топ,топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
    7. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движенья. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям: учеб. пособие / М. А. Михайлова. – М. : Академия, 2001. – 68 с.
    8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...

Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....

доклад «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей»...

педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».

работа музыкального руководителя и педагогов  над  развитием творческих способностей детей разного возраста....

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...