Консультация для родителей "Воспитательная роль сказок в развитии дошкольников и их связной речи"
консультация

Данный материал будет полезен для педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитательная роль сказок в развитии дошкольников и их связной речи»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - это выражение знакомо каждому человеку с детства.  Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.

Что такое СКАЗКА?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание

Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. 

Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение к русской культурек мудрому народному опыту, родному языку.

Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Вот какое мнение о сказках выразил народ в таких пословицах: "Сказка - складка, послушать сладко". "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Народная сказка играет важную развивающую и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он. Народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления малыша, всегда найдётся подходящая поучительная история, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость, и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сказочном сюжете. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем.

 Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Именно в этом возрасте дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное. У детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники и младшие школьники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес к окружающему миру.

 Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей.

Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели.

Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как

трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким быстрашным оно не было.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение. Сказки, которые невелики по объему, можно рассказать детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений лучше читать по книге.

Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При

рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика - выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и

способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации,

узнавать на них героев прочитанной сказки. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных.

При ознакомлении детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста. Все вышеперечисленные приемы используются с учетом возраста детей.

Для закрепления знаний сказок целесообразно обучать детей пересказу. Хорошую помощь в этом оказывают - схемы (мнемотаблицы) с изображением главных героев и ситуаций. Самостоятельное рассказывание ребёнком сказки играет важную роль в развитии его самостоятельной связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль сказок в развитии речи дошкольников"

Много педагогов обращают внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы, с каждым годом увеличивается. В ходе многочисленных бесед с родителями, педагогам...

"Роль природы в развитии логического мышления и связной речи"

laquo;Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» - советовал русский педагог К. Д. Ушинский....

Консультация для педагогов «Роль сказок в развитии связной речи»

Роль сказок в развитии связной речи.Трудно переоценить роль детских сказок в развитии речи детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребёнка, развивая фантазию, знакомя малыша с удиви...

Консультация для родителей: «роль сказок в жизни дошкольника»

Консультация для родителей: «роль сказок в жизни дошкольника»...

консультация для родителей "Роль сказок в жизни дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27341256","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация на тему: "Роль сказок в жизни дошкольников"

ldquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский...