Консультация для педагогов "Методика организации физкультуры в детском саду"
консультация
Дошкольный возраст совпадает с периодом активного физического и психологического развития, формировнием пказателей здоровья. Физкультура в детстком саду, признанная одним из базовых методов воспиания гармоничной личности, является одной из ключевых оснвов современного образовательного комплекса, которая позволяет обеспечить достижение ряда приоритетных задач и гарантировать сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_fizvosp_v_dou-2.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации физкультуры в детском саду
Дошкольный возраст совпадает с периодом активного физического и психологического развития, формированием показателей здоровья.
Физкультура в детском саду, признанная одним из базовых методов воспитания гармоничной личности, является одной из ключевых основ современного образовательного комплекса, которая позволяет обеспечить достижение ряда приоритетных задач и гарантировать:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников; удовлетворение физиологической потребности малышей в движении; снижение уровня негативного воздействия факторов окружающей среды;
- формирование основы для осмысленного принятия в будущем необходимости вести здоровый образ жизни;
- поощрение спортивных интересов, увлечений;
- укрепление уверенности дошкольников в своих физических силах и умениях;
- качественную подготовку воспитанников к школьным занятиям физической культурой.
Реализация комплекса оздоровительной работы с детьми, которая является одной из приоритетных видов деятельности современного ДОУ, включает разные формы работы, ключевой из которых остаются занятия физкультурой в детском саду. Организация физического воспитания осуществляется систематически по группам, в соответствии с возрастными потребностями и показателями здоровья воспитанников, согласно актуальной рабочей программе и по твердому графику. Ответственными за проведение занятий является педагог, получивший статус инструктора по физической культуре в ходе профессиональной подготовки, и воспитатель группы.
В современной педагогической практике допускается использование единственной формы работы с воспитанниками — традиционного занятия, способствующего достижению положительной динамики в вопросах физического развития.
Методика проведения занятий физкультурой в ДОУ базируется на необходимости обеспечения двух базовых задач:
1. Организации оздоровительного комплекса, который формируют оптимально подобранная последовательность движений и постепенное наращивание физической нагрузки, что способствует укреплению защитных сил организма, стимулирует психофизиологическое развитие и позволяет предупредить развитие патологических состояний.
2. Удовлетворение возрастной потребности в физической активности, которая должна восприниматься детьми как «мышечная радость», а воспитателем — как одно из основных средств комплексного развития дошкольников.
Во время занятий по физкультуре малышам традиционно предоставляется возможность не только познавать способности своего тела, но и общаться со сверстниками, соревноваться в ловкости и внимательности, в нетрадиционной манере общаться с педагогами.
Достижение образовательных задач осуществляется в ходе формирования у детей различных двигательных умений и систематического наращивания нагрузки. Усвоение программного минимума достигается посредством:
1. Предварительного формирования конечной цели занятий (количества и качества выполнения конкретных упражнений, являющихся «маркерами» уровня спортивной подготовленности воспитанников). Трансформации педагогических задач в задания для группы — четкие, интересные и достижимые.
2. Подбора оптимальных приемов обучения (наглядные, словесные, творческие, комбинированные), способов их применения и вспомогательного инвентаря.
3. Создания условий для многократного качественного повторения движений без утраты интереса со стороны детей (оценку физических достижений детей посредством выражения похвалы в общем и индивидуальном порядке).
О достижении положительных результатов свидетельствует:
1. Успешное овладение дошкольниками различными видами движений на уровне возрастных требований.
2. Снижение уровня заболеваемости.
3. Высокая заинтересованность воспитанников в физической активности, положительный настрой.
Положительная динамика по сохранению и укреплению здоровья дошкольников обеспечивается через развитие систем и функций организма, формирования выносливости, что невозможно обеспечить без строго соблюдения следующих требований:
- обеспечения оптимальных гигиенических условий, способствующих положительному настрою и повышающих эффективность занятий (чистота помещения, наличие у всех деток «дышащей» хлопковой одежды и удобной обуви);
- включения в систему работы элементов закаливания (за счет периодической организации двигательной активности на свежем воздухе, снижения температурных показателей в тренировочном зале до +15-18 градусов);
- создания педработниками положительных ассоциаций с ежедневными тренировками.
Высокая эффективность оздоровительной функции физкультуры достигается через:
1. Оптимальные показатели тренировочных нагрузок, которые определяются в соответствии с возрастом и индивидуальными показателями здоровья детей.
2. Реализацию закаливающих моментов.
В ходе реализации спортивного блока осуществляется воспитание дошколят по различным направлениям:
1. Интеллектуальному, реализуемому за счет активизации мыслительной функции во время озвучивания названий упражнений, комментирование инструктором своих действий и проговаривания рекомендаций, использования специальной терминологии, привлечения воспитанников к оценке и самооценке действий, предоставления выбора способа выполнения упражнений в соответствии с личными умениями.
2. Трудовому, осуществляемому путем грамотного использования рабочих ситуаций при организации и в ходе занятия (подготовка и уборка спортивного инвентаря).
3. Нравственному, задачи которого достигаются через обыгрывание непроизвольно возникающих моментов и специальное сюжетное проецирование (оказание посильной помощи товарищам, преодоление боязни, проведение работы над ошибками и т.д.).
4. Эстетическому, ключевыми приемами которого являются соблюдение дресс-кода (ношение спортивной формы), использование музыки, аккуратное выполнение требований, способствующих осознанию красоты спорта.
Подтверждением высокой результативности педагогической деятельности по данному направлению свидетельствуют:
1. Максимальное использование педагогом рабочих ситуаций и создание специальных воспитательных условий.
2. Выбор оптимального способа поведения с учетом возраста и настроя детей.
3. Привлечение внимание к эстетической составляющей тренировок и спортивного движения в целом.
Задачи занятий | Содержательная направленность | Критерии результативности педагогической работы |
Образовательная | Достижение образовательных задач осуществляется в ходе формирования у детей различных двигательных умений и систематического наращивания нагрузки. Усвоение программного минимума достигается посредством: Предварительного формирования конечной цели занятий (количества и качества выполнения конкретных упражнений, являющихся «маркерами» уровня спортивной подготовленности воспитанников). Трансформации педагогических задач в задания для группы — четкие, интересные и достижимые. Подбора оптимальных приемов обучения (наглядные, словесные, творческие, комбинированные), способов их применения и вспомогательного инвентаря. Создания условий для многократного качественного повторения движений без утраты интереса со стороны детей. Реализацию оценку физических достижений детей посредством выражение похвалы в общем и индивидуальном порядке. | О достижении положительных результатов свидетельствует:
|
Оздоровительная | Положительная динамика по сохранению и укреплению здоровья дошкольников обеспечивается через развитие систем и функций организма, формирования выносливости, что невозможно обеспечить без строго соблюдения следующих требований:
| Высокая эффективность оздоровительной функции физкультуры достигается через:
|
Воспитательная | В ходе реализации спортивного блока осуществляется воспитания дошколят по различным направлениям:
| Подтверждением высокой результативности педагогической деятельности по данному направлению свидетельствуют:
|
Особенности проведения физкультуры в детском саду:
Организация занятий физической культурой в дошкольной образовательной организации в полной мере определяются возрастными потребностями детей и программными требованиями.
Длительность физкультуры в детском саду обусловлена возрастом детей и строго фиксирована. Установленными нормами предусмотрено проведение занятий:
- в младших группах — в течение 15-20 минут;
- в средней группе — 20-25 минут;
- в старшей группе — 25-30 минут;
- в подготовительной группе — 30-35 минут.
При этом в младшей группе для увеличения эффективности деятельности малышей делят на подгруппы численностью не более 10 человек, а начиная со второй младшей группы — занимаются со всеми воспитанниками одновременно.
Важным моментом остается обеспечение оптимальной физической нагрузки ввиду того, что чрезмерная интенсивность упражнений может вызвать переутомление и апатию, а слабые тренировочные комплексы — отсутствие положительной динамики и сложность достижения программных требований. Чтобы в полной мере быть уверенным в правильности задаваемой двигательной нагрузки, воспитателю следует использовать шагомер и секундомер для определения граничной моторной плотности, ориентируясь на утвержденные нормы:
900-1400 шагов — для младшей группы;
1400-1800 — для средней группы;
1800-2500 — для старшей группы;
2500-3000 — для подготовительной группы.
При выполнении комплекса упражнений в помещении следует стремиться к моторной плотности в 60-80 %, во время активности на свежем воздухе — 85 %.
При реализации летней оздоровительной работы в ДОУ ввиду высоких температурных режимов нормы могут быть пересмотрены.
С целью обеспечения оптимальной спортивной нагрузки ответственному педагогу необходимо:
1. Распределить интенсивность активной деятельности с учетом структурных блоков занятия, уровня подготовленности и состояния здоровья малышей.
2. Подобрать упражнения с учетом их сложности и интенсивности.
3. Систематически увеличивать сложность тренировочных блоков, количество повторений, активно использовать вспомогательный тренировочный инвентарь.
4. Во время занятий комментировать выполнение упражнений четко и кратко, использовать различные способы организации малышей, стимулировать многократные повторения и почаще подбадривать детей, которые неизменно нуждаются в поощрении и похвалах.
Структура занятий физкультурой в детском саду
При формировании и улучшении показателей физического здоровья, к которым следует отнести уровень выносливости, тренированности, наличие развитого мышечного корсета, очень важно строить тренировочные блоки согласно утвержденной структуре, соответствующей естественным физиологическим процессам организма, характеризующихся амплитудным характером.
Занятие по физкультуре в детском саду должно включать такие части:
1. Вводно-подготовительную, в ходе которой во время разминки одновременно решаются практические и эмоциональные задачи: обеспечивается последовательная кардионагрузка и разогрев мышц, наращивание пульса, а также акцентрирование внимания воспитанников на достижении новых спортивных результатов, создание положительной мотивации.
2. Основную. На эту часть занятия приходится пик нагрузок и решение практически всего комплекса запланированных задач — формирование и закрепление двигательных навыков и умений, развитие показателей физического здоровья, выносливости, ловкости, сформированности координации движений. При этом первоочередно, когда внимательность и работоспособность малышей находятся на высоком уровне, целесообразно выполнять малознакомые упражнения, а после — закреплять ранее отработанные комплексы.
3. Заключительную, реализуемую с целью нормализации дыхания и пульса, расслабления, сохранения бодрого настроя и положительного настроения.
Временные нормы элементов структуры занятий физкультурой согласно возрасту
Группы/ | Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная |
Вводно-подготовительная | 1-2 мин. | 3-4 мин. | 4-5 мин. | 5-7 мин. |
Основная | 10-13 мин. | 13-18 мин. | 15-20 мин. | 20-25 мин. |
Заключительная | 2-3 мин. | 2-3 мин. | 3-4 мин. | 3-4 мин. |
Количество частей в структуре занятий и последовательность их реализации остается неизменно независимо от возрастной группы, при этом эффективный тренировочный блок предусматривает взаимосвязь всех частей через обеспечение нагрузки на отдельную группу мышц или работу на единый результат.
Особенности структуры занятий физической культурой в детском саду
Структурный этап занятия и содержание педагогической работы | На что обратить внимание | Перечень рекомендуемых упражнений |
|
| |
Разминка (вводно-подготовительная часть). Подготовить малышей к интенсивной нагрузке посредством выполнения разнообразных движений для всех групп мышц, постепенно наращивания показатели интенсивности и увеличивая нагрузку. |
| Для разогрева мышц наилучшим образом подходят общеразвивающие упражнения:
|
Общеразвивающие упражнения (основная часть). Следить за техникой выполнения упражнений, учить продуктивной тренировочной работе с поддержанием правильного дыхания, сохранением осанки. | Выделить одно-два наиболее важных движения и подробно показать их детям. Озвучивать название упражнений, закреплять личный пример проговариванием каждого отдельного действия. | Развитие физической силы, выносливости, гибкости, совершенствования координации движений достигается за счет выполнения основных общеразвивающих и точечных упражнений, к числу которых относятся:
|
Базовые упражнения (основная часть). Последовательно переходить от комплексного выполнения упражнения к тщательной отработке отдельных элементов, а после — к творческим вариациям. | Поощрять многократное повторение однотипных движений посредством четких обращений, подбадриваний, акцентировании внимания на отдельных элементах, внесение творческих моментов. | |
Подвижнаые игры (основная часть). Обеспечить пик физической нагрузки за счет использования игровых элементов, а также способствовать формированию нравственно-волевого поведения — контроля движений, осознанной работе на результат, выносливости. | Объяснить (озвучить) правила игры, распределить роли. Строго следить за соблюдением правил и предупреждать случаи детского травматизма. Контролировать качественное выполнение тренировочных движений. Регулировать уровень физической нагрузки через отслеживание физического состояния воспитанников. | |
Заключительная часть. Обеспечить восстановление нормального пульса, носового дыхания. | Гарантировать постепенное замедление темпа активности. Создать положительный настрой, похвалить малышей за старания. | Нормализация физиологических процессов после активной нагрузки осуществляется во время спокойной ходьбы с обязательным выполнением дыхательных упражнений, спокойных расслабляющих игр, выполнения замедленных упражнений в положении сидя или лежа. |
Реализация рекомендованной структуры занятия по физкультуре в детском саду достигается за счет использования различных способов организации воспитанников, которые определяются в соответствии с возрастным фактором, уровнем подготовленности, сложностью поставленных задач и интенсивностью упражнений, количеством спортивного инвентаря и свободной площади.
При подборе способов организации активности педагогу важно помнить о необходимости строгого обеспечения правил безопасности и предупреждения детского травматизма, которое невозможно обеспечить без рационального размещения малышей, предоставления страховки во время выполнения сложных упражнений, систематической проверки места занятий спортом на предмет опасных элементов и использования вспомогательного инвентаря — матов, оградительных элементов, специальных антискользящих ковриков.
Рабочая программа по физкультуре в детском саду предусматривает следующие способы организации дошкольников во время занятий:
Фронтальный, предусматривающий одновременное выполнение упражнений всеми детьми в группе. Преимущество такого способа — простота обеспечения высокой моторной плотности занятия, недостаток — сложность контроля техники выполнения движений, оказания точечной помощи и индивидуализации нагрузки для дошколят разных групп здоровья.
Посменный — выполнение упражнений чередующимися группами, численность которых определяется в соответствии со сложностью упражнений. На первых порах, когда происходит разучивание одного из базовых движений, одновременно работают два-три ребенка под строгим контролем инструктора. После достижения первых положительных групп педработник постепенно увеличивает численность групп и наращивает моторную плотность занятия.
Групповой, основанный на делении детей после разминки на 3-4 подгруппы, каждая из которых работает на определенном участке. Это своеобразный метод групповой тренировки, когда инструктор может поочередно контролировать деятельность каждой из групп или отрабатывать технику выполнения новых упражнений с одной из чередующихся групп, пока остальные малыши заняты хорошо знакомыми, крепко усвоенными формами активности. Групповой способ не только обеспечивает значительное пространство для педагогической практики и возможность работать над достижением поставленных целей с отдельными воспитанниками, но и способствует формированию самостоятельности.
Поточный способ, когда дошколята выполняют один и тот же комплекс движений друг за другом: пока один ребенок заканчивает задание, второй приступает к выполнению. Использование данного организационного метода целесообразно в старшей и подготовительной группе, когда дети наработают высокие двигательные умения и научаться действовать сообща.
При условии тесного взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателя группы возможно использование не только различных способов организации активности, но и форм занятий, представленных в таблице.
Формы занятий по физкультуре в детском саду
Формы спортивных занятий в ДОУ | Упражнения тренировочного блока | ||||
вводно-подготовительная часть | основная часть | заключительная часть | |||
Учебно-тренирующее | Различные формы спортивной ходьбы. Тренировочный бег на месте. Общеразвивающие разминочные упражнения. Тренировка координации движений, пространственной ориентации. | Базовые общеукрепляющие и точечные упражнения. Подвижные игры. | Успокоительная ходьба. Расслабляющая дыхательная гимнастика. | ||
Сюжетные | Любые упражнения, хорошо знакомые воспитанникам, подчиненные выбранной сюжетной линии. Например, если в качестве основы взят сюжет похода в лес за грибами, то во время разминки выполняется тренировочная ходьба, махи, поднимание ног (идем по лесу, раздвигаем густые ветви, стараемся не наступить на грибы), в основной — различные виды наклонов, бег с огибанием препятствий, подвижные игры со сбором предметов (непосредственно процесс собирания грибов), в завершении — ходьба в сочетании с дыхательной гимнастикой (выходим из леса, наслаждаемся воздухом). | ||||
Тематические | Выполнение упражнений с одним видом спортивного инвентаря: мячами, гимнастическими палками, лыжами или плавание в бассейне. | ||||
Игровые | Разминочная игра средней степени интенсивности. | Две-три активных игры с различными видами движений. | Малоподвижная расслабляющая игра. | ||
Комплексные | Выполнение упражнений, включающих элементы математики, развития речи, конструирования с сохранением амплитудного наращивания и снижения уровня нагрузки. | ||||
Контрольно-учетные | Такие формы занятий проводятся в конце учетного периода для определения достижения поставленных целей и программных задач. |
Определение форм деятельности осуществляется в соответствии с возрастным фактором: для детей младшего и среднего дошкольного возраста организуют тренировочные комплексы игровой, сюжетной и комплексной направленности, а в старшей и подготовительной группе чаще проводят учебные блоки тематического, учебно-тренирующего и контрольно-учетного типа
Физкультура в детском саду: конспект занятий в младшей группе
В младшей группе детского сада физкультура по сценарию проводится дважды в неделю, в утренние или послеобеденные часы. Максимально допустимая длительность занятия — 20 минут. Ввиду того, что в возрасте трех-четырех лет поведение дошкольников остается скорее ситуативным, чем строго осмысленным, обязательно оказание посильной помощи со стороны инструктора в подготовке малышей к занятию (проверка состояния одежды и обуви, напоминание, как работать с конкретными пособиями).
Конспект занятий по физкультуре в младшей группе детского сада должен составляться в соответствии с общепринятой структурой с обязательным включением упражнений из обязательного списка.
Согласно уровню возрастного развития, малышам трех-четырех лет целесообразно предлагать осваивать следующие упражнения:
1. Ходьба — в колонне, на носках, приставными шагами в разном темпе, с высоким подбрасыванием колен, «змейкой», по ограниченной площади, гуськом в горку и с горки.
2. Бег — в колонне, в чередовании со спортивной ходьбой, по кругу, попарно, по прямому или извилистому маршруту, с ловлей во время игр, быстро (до 10 м).
3. Ползанье и лазанье — в прямом направлении, с огибанием предметов, по доске, под дугу или обруч, на гимнастическую лестницу.
4. На совершенствование равновесия — выполнение остановок по команде во время движения, ходьба и бег по ограниченному тренировочному пространству, перешагивание через спортинвентарь, ходьба по наклонной поверхности или шнуру, подъем на носки, кружение в разные стороны.
5. Катание мяча на расстояние до 1,5 м, подбрасывание мяча вверх и вперед двумя руками снизу, бросание мяча из-за головы, метание мешочка с песком в цель или вдаль, ловля мяча, брошенного с расстояния не более 1 м.
6. Прыжки — на обеих ногах (на месте, вверх, вперед, в длину с места, в лежащий обруч, через палку, установленную на высоте до 10 см), с ноги на ногу, прямой галоп.
7. Выполнение строевых упражнений — построение в колонну по одному и по два, построение в шеренгу, круг, выполнение поворотов направо-налево по команде. Следует отметить, что построение часто вызывает у малышей наибольшие трудности из-за сложности ориентирования в пространстве, неумении работать сообща, поэтому в начале учебного года строевые упражнения лучше заменить игровыми действиями с аналогичными задачами («Найди свое место», «Идем в гости к кукле»).
Во время работы с воспитанниками младшей группы инструктору (воспитателю) следует как можно чаще использовать заранее подготовленный спортинвентарь в качестве ориентиров, тщательно следить за положением ног малышей во время выполнения тренировочных занятий, поскольку именно этот фактор определяет характер общей нагрузки на активно растущий организм. Особое внимание следует обратить на переход из одного положения в другое — его следует совершать плавно, последовательно, в соответствии с общепризнанной спортивной техникой, чтобы избежать травматизма и заложить основы для продуктивных занятий в будущем.
Физкультурно-обучающую деятельность с младшими дошкольниками не желательно проводить с частой сменой инвентаря, что может снизить концентрацию внимания. Если в основной части использовались мячи, то выполнять упражнения общеразвивающей направленности также следует с ними. В структуре одного занятия рекомендуется предусматривать не более двух видов движений, чтобы достигнуть оптимальной результативности.
Физкультура в детском саду в средней группе по ФГОС
В средней группе ДОУ физкультура проводится по графику три раза в неделю в утренние часы, максимально допустимая продолжительность тренировочных комплексов составляет 25 минут. Согласно ФГОС каждое третье занятие физкультурой в средней группе детского сада проводится на свежем воздухе с целью обеспечения закаливающего эффекта, дети на улице занимаются в облегченной одежде (не обязательно специальной спортивной).
Ввиду высокой возрастной потребности в движении, связанной с расширением физических возможностей, постепенно следует наращивать интенсивность нагрузок. Так, во время вводно-подготовительного блока важно как можно чаще чередовать ходьбу, быстро утомляющую дошколят однообразием, с бегом — его продолжительность должна составлять 20-25 секунд в начале учебного года и 30-35 секунд в конце.
Общеразвивающие упражнения проводятся в стандартной последовательности — сначала инструктор предлагает упражнения для мышц плечевого пояса, после осуществляется тренировка мышц живота, ног.
Суммарно в основном блоке выполняется до 6 упражнений (по 5-6 тренировочных движений на каждую сторону) с повторением до 6 раз. Дошкольникам возрастом 4-5 лет рекомендованы такие виды физической активности:
1. Ходьба — в разных направлениях, со сменой темпа, на пятках и носках, с разными положениями рук, по кругу со сменой направления, в чередовании с другими движениями.
2. Бег — в колонне, по одному и парами, широким шагом, «змейкой», со сменой ведущего, в быстром темпе (до 20 м), в чередовании со спортивной ходьбой (до 60 м).
3. Катание мяча (в парах, в ворота шириной до 0,5 м, с попаданием в предметы, между линиями), обруча.
Подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей.
Бросание мяча (оземь с ловлей, через сетку, натянутую на уровне поднятой руки, друг другу.
Метание резинового мячика вдаль и в цель каждой рукой поочередно.
Бросание мяча о стенку с последующей ловлей при работе в подгруппах.
4. Ползанье с использованием спортивной инфраструктуры ДОУ (на четвереньках на расстояние до 8 м, между предметами «змейкой», в приподнятый от пола обруч (на 10 см), на животе под скамейкой, по бревну на четвереньках), с подлезанием под поднятую на высоту до 0,5 м веревку.
Лазанье по наклонной лестнице, вверх и вниз по гимнастической стенке с переходами по пролетам.
5. Прыжки — на месте и вперед-назад, с подскоками, вверх на двух ногах, в длину с места, в глубину с 20-30 см, из круга в круг, с ноги на ногу, прямой галоп.
6. Упражнения на совершенствование равновесия — остановка по сигналу и выполнение приседа во время бега, ходьба по шнуру, положенному прямо, по зигзагу или кругу, с мешочком на голове, по ребристой доске, по скамейке с перешагиванием.
Ходьба по бревну или наклонной доске, кружение в разные стороны.
7. Строевые упражнения — перестроение в колонны по одному, по два и по три, равнение по заданным ориентирам, повороты налево-направо и кругом, размыкание смыкание строя.
Физкультура в детском саду в старшей группе по ФГОС
Тренировка физических навыков для дошкольников возрастом 5-6 лет организуется три раза в неделю в утренние часы, максимальная продолжительность занятия составляет 30 минут. Каждое третье занятие проводится на свежем воздухе (перед прогулкой или после), приоритет при организации отдается активной деятельности в игровой форме с элементами соревнования. Инструктору при работе с малышами старшей группы следует разнообразить количество исходных положений с целью усложнения двигательных задач, обеспечивать частое чередование бега и ходьбы. Также важно организовать частую смену спортивного инвентаря — такая схема работы позволяет сохранить высокую концентрацию внимания воспитанников, стимулировать развитие координации движений и ориентации в пространстве, реализовать задачи трудового воспитания.
Физкультура для старшей группы детского сада по ФГОС проводится с последовательным усложнением всех тренировочных заданий без исключения. Предъявляются строгие требования к принятию исходного положения, технике выполнения упражнений. Для каждого занятия инструктор согласно должностным обязанностям тренера-преподавателя подбирает три вида движений, предлагая их многократное повторение в вариациях через небольшие временные промежутки.
В системе планирования рекомендуется предусмотреть следующий вариант цикличного разучивания и повторения тренировочных блоков:
Неделя месяца | Разучивание | Повторение |
Первая | Упражнения в равновесии | Прыжки, метание |
Вторая | Прыжки | Метание, лазание |
Третья | Метание | Лазание, упражнения на равновесие |
Четвертая | Лазание | Упражнения в равновесии |
Рекомендуемые упражнения для физического развития детей пятого-шестого года жизни:
1. Ходьба — на носках и пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе, широким шагом, со сменой положений рук, с перекатом с пятки на носок, в колонне с перестроением в пары, «змейкой», с чередованием с другими движениями.
2. Бег — на носках, в медленном и среднем темпе, мелким и широким шагом, с выполнением дополнительных движений, в быстром темпе на расстояние до 10 м (допускается 3-4 повторения), на скорость 20-30 м, челночный бег на расстояние 10 м (допускается 3 повторения).
3. Прыжки — на двух ногах с дополнительными движениями, с хлопками и продвижением вперед на расстояние до 4 м, попеременно на разных ногах, в чередовании с бегом, из обруча в обруч, в длину с места на расстояние 0,8 м, в глубину с высоты 0,3 м.
4. Бросание мяча — вверх с последующей ловлей до 10 раз подряд, а также ловлей одной рукой, друг другу с хлопком, из положения сидя, с поворотом кругом, в движении.
Отбивание мяча оземь стоя на месте (до 10 раз), с продвижением вперед, с поворотом, с хлопком, отскоком от земли.
Метание вдаль предметов разного веса со сменой рук, бросание набивного мяча весом до 1 кг двумя руками из-за головы и от груди.
Тренировки с баскетбольной корзиной.
5. Ползанье — прямо на четвереньках с толканием мяча головой (расстояние до 8 м), по скамейке на предплечьях и коленях, стоя на коленях или лежа на животе с подтягиванием руками.
Пролезание в обруч, влезание и слезание по наклонной лестнице, лазанье по гимнастической лестнице с поднятием на пролеты по диагонали.
6. Строевые упражнения — перестроение в колонне (по одному, двое или трое), перестроение из одной шеренги в две, равнение и размыкание в колонне и шеренге, повороты направо-налево, кругом с переступанием и прыжком.
7. Ритмика — грациозное выполнение упражнений, соотнесение ритма движений и музыкального ритма.
Физкультура в детском саду в подготовительной группе: конспекты занятий
Для дошкольников шестого-седьмого года жизни проводится три занятия в неделю, в утренние часы. Каждый третий тренировочный блок проводится на свежем воздухе до или после прогулки, максимальная продолжительность физкультуры в подготовительной группе детского сада согласно конспекту занятий составляет 35 минут. Особенность работы инструктора физической культуры с ребятами старшего дошкольного возраста заключается в необходимости одновременного стимулирования двигательных функций и психологической сферы. Это достигается посредством усложнения предлагаемых игровых сценариев занятий и упражнений, выполнением упражнений с ориентацией исключительно на команды, индивидуальной проработкой наиболее сложных движений, создания ситуация для развития нравственно-волевых качеств.
Также становится более значимой роль педагога в вопросах организации игровых задач: важно не только обеспечить тщательное выполнение правил, но и способствовать достижению поставленных двигательных целей, поощрять развитие сообразительности, ловкости, внимательности, умения поддерживать и выручать товарищей.
В тренировочные комплексы включаются игры большой и средней подвижности (согласно интенсивности основных упражнений).
Рекомендуемые упражнения для подготовительной группы:
1. Ходьба — с приседе и полуприседе, скрестным и гимнастическим шагом, спиной вперед, с выпадами, с преодолением препятствий, с закрытыми глазами на расстояние до 5 м, назад с правой и левой ноги поочередно.
2. Бег — с подъемом ног, с захлестом голеней, в сочетании со сложными движениями (ведение мяча, со скакалкой), широким шагом с преодолением препятствий, установленными на высоте до 15 см; в среднем темпе по пересеченной местности.
3. Ползанье — по бревну, по скамейке (на животе и спине с подтягиванием руками, на четвереньках назад), по полу (на животе или животом вверх с опорой на ладони и ступни).
Лазанье — по веревочной лестнице и канату, по гимнастической стенке (вверх со спуском по диагонали, чередующимся шагом).
4. Упражнения для совершенствования равновесия. Ходьба по скамье (с перешагиванием предметом, пролезанием в обруч, на четвереньках с мешочком на спине, с периодическим приседанием на одной ноге и т.д.), по наклонному бревну, приставными шагами по большому обручу, с перешагиванием высоких препятствий. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами, выполнение «ласточки» после прыжков или бега, работа с мячом, стоя на скамейке.
5. Бросание мяча — одной и двумя руками вверх с последующей ловлей, с поворотами и хлопками, из положений стоя, сидя, лежа, на коленях.
Отбивание мяча двумя или одной рукой, с продвижением вперед прямо и «змейкой».
Метание снарядов в цель из разных исходных положений, а также в движущуюся цель.
Бросание и отбивание мяча через сетку попарно и в командах.
6. Прыжки — из глубокого приседа, с разбегом, с продвижением в разных направлениях, на одной ноге с толканием предмета, в длину с места, вверх-вниз по наклонной доске, из положения «стоя спиной вперед», с поворотами.
7. Строевые упражнения — самостоятельное построение и перестроение в колонну и шеренгу, расчет на «первый-второй», смыкание и размыкание по команде приставным шагом, равнение по ориентиру.
8. Различные корректирующие упражнения, предусмотренные планом оздоровительном работу ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Методика организации праздников в детском саду.
Как сделать праздник интересным, запоминающимся? Стараться следовать принципам и рекомендациям построения и проведения праздника, который объединяет участников в один большой коллектив.Дарите пр...
Консультация для педагогов "Методика проведения прогулок в детском саду"
Консультация для воспитателей....
Консультация для педагогов "Методика проведения прогулок в детском саду"
Консультация для воспитателей....
Консультация для педагогов: «Методика проведения прогулки в детском саду»
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей....
Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"
Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"...
Консультация для педагогов "Методика организации театрализованной деятельности в детском саду"
Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих спосо...