Картотека музыкально-речевых игр для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
методическая разработка (средняя группа)

Конькова Иркям Назировна

Данная методическая разработка "Картотека музыкально-речевых игр для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)" является программно-методическим материалом ООП ДО.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»

(МАДОУ д/с № 1)

Принято

Протокол педагогического совета

от _____________________ №

Утверждаю

Заведующий МАДОУ д/с № 1

______________ И.А.Пряхина

 Приказ МАДОУ д/с № 1

 от____________      № ____

Приложение к основной образовательной программе

дошкольного образования МАДОУ д/с № 1

Блок 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическая разработка

Картотека музыкально-речевых игр

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Разработчик:

Конькова И.Н.,

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

г. Волжский, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                     Аннотация 

       «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

     Данная методическая разработка «Картотека музыкально-речевых игр для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)» является программно-методическим материалом ООП ДО, разработано музыкальным руководителем Коньковой И.Н. для сопровождения образовательного процесса и повышение качества образования для детей среднего дошкольного возраста. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Актуальность 

     Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Музыкально-речевые игры используются в музыкальной деятельности в и отражают современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

      Предназначены для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, детских утренников и праздников, для работы по развитию и коррекции речи детей. А также в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

       Основой музыкально-речевых игр является синтез слова, музыки и движения: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к восприятию музыкального произведения, способность на вербальном и эмоционально-образовательном уровне выражать отношение к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Игровая форма материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, способствует творческой активности, создаёт у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – в процессе которой, можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.

        Музыкально-речевые игры, способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений.  В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л. С. Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Музыкально-речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Музыкально-речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Цель: Развитие речедвигательной координации, правильного звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

Задачи:

-  способствовать развитию умения соотносить ритм движений игровых действий с текстом;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки.

- воспитывать интерес к музыкально – речевой   деятельности.

Отличительные особенности данного методического пособия:

        Игровой материал используется в рамках музыкальных занятий ДОУ, закладывает основы успешной деятельности в любой образовательной области.

        Каждая игровая ситуация реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных линиях сказок, что в свою очередь придает игровую форму взаимодействию, создает эмоционально-положительный фон, не утомляет ребенка и помогает ему раскрыться, продемонстрировать свои творческие и интеллектуальные и речевые способности.

        Игры, для игровых ситуаций подобраны по принципу того, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой. Это помогает эффективно развивать познавательные и речевые способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которое надо преодолеть, делает развитие слабым и вялым.

        В основу игровых ситуаций заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную мелодию, ритм.

        Образовательное содержание игровых ситуаций выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали.

        Применяются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения и пальчиковые игры, которые направлены на развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

        Представлена характеристика возрастных особенностей детей /Приложение 1/, план игровых ситуаций /Приложение 2/, учебно-тематическое планирование /Приложение 3/, план работы с родителями /Приложение4/, материально-техническое оснащение /Приложение 5/.

Основные принципы

          Игра плюс сюжет

Первым принципом является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

        Интеллект

Второй принцип— построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

        Творчество

Третий принцип— раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

         Формы организации детской деятельности

1. Музыкально-речевые игры.

2. Интегрированные игровые ситуации.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

          Описание содержания:

       Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности.

       В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. При использовании музыкально-речевых игр на музыкальном занятии соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

       Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

         Предполагаемый результат.

 ДЕТИ:

  • активизируется развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма и речи. 

РОДИТЕЛИ:

  • повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
  • повысится компетентность родителей в вопросе выбора музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста.
  • появится заинтересованность в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами музыкального руководителя.

Планирование

Возраст детей

Длительность игровых ситуаций

(в минутах)

Количество игровых ситуаций

в неделю

в месяц

в год

4-5 лет

3  мин.

1

4

36

Список используемой литературы:

1. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
2. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
3. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 198 с.

4. «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста» О. Воеводина, 2022.

5. «Речевые игры для дошкольников» А.Чугайкина,2022

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 5 - го года жизни.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.

Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:

 завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.

 Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

месяц

Тема игровых ситуаций

всего занятий

1

сентябрь

«Здравствуйте, ладошки!» Е. Макшанцева

1

2

«Едем на лошадке» Т. Тютюнникова

1

3

«Музыкальные игрушки» Т.Тютюнникова

1

4

«Музыкальные кубики» Осень. О. Воеводина

1

5

октябрь

«Барабан» Т.Тютюнникова

1

6

«Передай ритм» Т.Тютюнникова

1

7

«Начинаем перепляс!» М. Соснина

1

8

«Мы танцуем буги-вуги»

1

9

ноябрь

«Весёлые мышата» А. Чугайкина

1

10

«Аквариум» А. Чугайкина

1

11

«Бабах» А. Чугайкина

1

12

«В лесу» А. Бояринова

1

13

декабрь

«Белое и снежное» А. Чугайкина

1

14

«Музыкальные кубики» Спорт автор О. Воеводина

1

15

«Времена года» А. Чугайкина

1

16

«Все в движении» А. Чугайкина

1

17

январь

«Где еда?» А. Чугайкина

1

18

«Гимнасты» А. Чугайкина

1

19

«Да-нет» А. Чугайкина

1

20

«Домик для скворца» А. Чугайкина

1

21

февраль

«Телефон» А. Чугайкина

1

22

«Зима» А. Чугайкина

1

23

«Зимние забавы» А. Чугайкина

1

24

«Зимняя прогулка» А. Чугайкина

1

25

март

«Игра с шарами» А. Чугайкина

1

26

«Идут часы» А. Чугайкина

1

27

«Как на масленицу» А. Чугайкина

1

28

«Сказочные герои» О. Воеводина

1

29

апрель

«Музыкальные инструменты» О. Воеводина

1

30

«Веснушки на макушке!» А. Чугайкина

1

31

«Лето» А. Чугайкина

1

32

«Моё утро» А. Чугайкина

1

33-34

май

«Музыкальные кубики» О. Воеводина

2

35-36

«Я - музыкант» А. Чугайкина

2

ИТОГО

36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Цели

Описание игры

Литература

Сентябрь

1 неделя               Игровая ситуация

«Здравствуйте ладошки!» Е.Макшанцевой

Развивать речедвигательную координацию, правильное звукопроизношение, артикуляцию, автоматизацию произношения звуков.

Музыкальный руководитель предлагает детям поприветствовать друг друга с помощью речевой игры «Здравствуйте, ладошки!» с помощью звучащих жестов.

Здравствуйте, ладошки-хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки-топ, топ, топ!

Здравствуйте щёчки-плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щёчки-плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте губки-чмок, чмок, чмок(«поцелуйчики»)

Здравствуйте зубки! (стучат зубками) -чок, чок, чок!

Здравствуй наш носик-пик, пик, пик! (нажимают на носик)

Здравствуйте малышки-всем привет! (машут ладошками)

«Музыкальные игры» Е.Макшанцева

2 неделя                  Игровая ситуация

«Едем на лошадке» Т.Тютюнникова

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, развитие чувства ритма и речи.

Дети берут музыкальные инструменты, декламируют стихотворение и сопровождают его ритмической игрой.

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой (ладошки по коленям, ксилофон)

Цок, цок, цок

Цок, цок, цок!

Санки скрипят, бубенчики звенят! (трещотка, бубенцы)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Цок, цок, цок

Цок, цок, цок!

Санки скрипят, бубенчики звенят!

Ветер шумит, дятел стучит (маракасы, коробочка)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Цок, цок, цок

Цок, цок, цок!

Санки скрипят, бубенчики звенят!

Ветер шумит, дятел стучит,

Холод, стужа, снег пушистый кружит, кружит (треугольник, бубен)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Цок, цок, цок

Цок, цок, цок!

Санки скрипят, бубенчики звенят!

Белка на ветке орешки грызёт,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (бумага или пакет)

Ехали, ехали, наконец приехали!

С горки ух, в ямку-бух! (металлофон, тарелочки)

«Речевые игры с музыкальными инструментами» Т.Тютюнникова

3 неделя

Игровая ситуация

«Музыкальные игрушки»

Развивать чувство ритма, воображение, внимание речевую координацию.

Для игры понадобятся колокольчики, барабаны (по количеству участников)

Водящий декламирует:

Динь, динь, динь, динь-колокольчик,

Динь, динь, динь, динь-колокольчик,

Динь-слушай колокольчик!

Бам-бам-бам-бам, барабанчик!

Бам-бам-бам-бам, барабанчик!

Бам,бам,бам,слушай барабанчик!

Хлопай, хлопай, хлоп в ладоши!

Хлопай, хлопай, хлоп в ладоши!

Хлоп! (хлопаем в ладоши)

«Речевые игры с музыкальными инструментами» Т.Тютюнникова

4 неделя                Игровая ситуация «Музыкальные кубики» О.Воеводина

Развивать мышление, чувство ритма, речевую координацию, умение собирать картинку-отгадку.

 Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с картинками овощей, которые дети должны будут собрать на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

Далее игра повторяется сначала, но уже с другой загадкой.

ЗАГАДКИ

1.Словно девица на грядке,

Сто рубашек в беспорядке.

В бочках солят её густо…

Как зовут её… (Капуста)

2.Хвост зелёный на дворе.

А сама сидит в земле.

Её вытянем мы ловко.

Любят дети все… (Морковку)

3.Очень горький, но полезный!

Защищает от болезней!

Ох, наплачемся мы с ним,

Если чистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький...(Лук)

4.Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

За стеклом сидит синьор,

Толстый, красный… (Помидор)

5.В парнике зеленый, новый,

В кадке, в бочке — он соленый

В листьях прячется, хитрец,

В пупырышках… (Огурец)

6.Приготовим на обед

Вкусный борщ и винегрет.

Под дождём не раз промокла,

Королева кухни … (Свёкла)

«Коммуникативные игры для детей» О. Воеводина

Октябрь

1 неделя

Игровая ситуация «Барабан»         

Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики пальцев рук.

У меня барабан, я стучу бам, бам!

Барабанит барабан: бам, бам, бам, бам!

…(имя) палочку возьми, в барабан наш постучи!

Барабанит барабан: бам, бам, бам, бам!

Тот, кого выберет водящий, может повторить предложенный ритм или придумать свой.

«Речевые игры с музыкальными инструментами» Т.Тютюнникова

2 неделя                 Игровая ситуация «Передай ритм»

Развивать ритмическое восприятие, музыкальную память.

 Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребёнку. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

«Речевые игры с музыкальными инструментами» Т.Тютюнникова

3 неделя

 Игровая ситуация «Начинаем перепляс»

М. Соснина

Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

Музыканты, веселей! (На проигрыш ритмичные хлопки)

Барабанов не жалей!

Раз, два, три! (Большой палец здоровается с указательным)

Три, два, раз! (Средний с безымянным и в обратном порядке).

Начинаем перепляс! («Пружинка»)

Начинаем перепляс! (Топают в ритм музыки)

Собирайтесь, плясуны!

Бегемоты и слоны, зебры, ёжики, еноты- («Пружинка»)

Все, кому плясать охота! (топают в ритм музыки) в конце два коротких хлопка)

«Речевые игры с музыкальными инструментами» Т.Тютюнникова

4 неделя                     Игровая ситуация «Мы танцуем буги-вуги»

Развитие координации движений, умения двигаться в такт музыки.

И. п. стоя в кругу, руки вдоль туловища ноги вместе выполняют движения в соответствии с текстом.

Руку правую вперёд, а потом её назад,

А потом опять вперёд, и немножко потрясём.

Мы танцуем Буги-Вуги (твист на месте)

Поворачиваясь в круге (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп)

Буги-вуги, О, кей! (дети идут в центр круга)

Буги-вуги, О, кей! (дети идут из круга)

Повторить 2 раза

Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо и т.д.

Ноябрь

1 неделя                Игровая ситуация «Весёлые мышата»

Воспитывать интерес к музыкально – речевой   деятельности.

Ведущий. Пели песню два мышонка,

Два веселеньких ребенка...

Все. Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

Ведущий. Пели песню очень тихо,

Выговаривая лихо...

Все (тихо). Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

Ведущий. Пели песню мелодично

И на слух весьма прилично...

Все. Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

Ведущий. Пели песню очень тонко

И выкрикивали громко...

Все (громко). Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

Ведущий. Их услышал кот,

Ох, доставил им хлопот...

Все (тихо). Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

(Громче.) Пи-пи-пи да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

(Громко.) Пи-пи-пи, да пи-пи-пи,

Пи-пи-пи, пи-ри-пи-пи.

«Речевые игры» А.Чугайкина

2 неделя                 Игровая ситуация «Аквариум»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Чтобы нам не заскучать,

Будем в рифму отвечать.

Всем понятно, детвора?

Начинается игра!

И представим хорошо

Мы аквариум большой.

Тут поместится у нас

С аквалангом... водолаз.

А еще тут спит, храпит

Преогромный синий... кит.

Реагируя на храп,

Боком убегает... краб.

А на дне в песке прилег

С щупальцами... осьминог.

Рядом с ним зарыться рад

Электрический брат... скат.

Не попавшись на крючок,

Здесь живет морской... бычок.

Ищет лучшие места

Пятикрылая... звезда.

Рядом только проплыла

С плоским телом... камбала.

А за нею, как обуза,

Мчится жгучая... медуза.

В панцире плывет без страха

Среди рыбок... черепаха.

Где-то челюстью блеснула

Черноморская... акула.

Здесь на дне, ну как игрушка,

Лежит чудесная... ракушка.

Рядом камень, как пенек,

А над ним морской... конек.

Тут резвится не один

Умный ласковый... дельфин.

С ним играют, словно в салки,

Длиннохвостые... русалки.

Кто-то головой качает...

Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтал...

А в игре настал финал!

«Речевые игры» А.Чугайкина

3 неделя                Игровая ситуация «Бабах»

               

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий читает текст и показывает движения, дети повторяют.

Жил да был в лесу Бабах… (Дети стучат по столу.)

Ночью сладко спал в кустах… (Дети кладут руки под щеку.)

Днем по лесу он ходил… (Топают.)

И мешок с собой носил… (Показывают, как несут мешок.)

Как развяжет он мешок… (Развязывают.)

Звуки-стуки сразу — скок… (Прыгают.)

И давай в лесу стучать… (Хлопают в ладоши.)

Чтоб кого-то напугать... (Делают «страшные» лица.)

Зайчика-трусишку... (Руками показывают ушки.)

Серенькую мышку... (Водят пальцем, как хвостиком.)

Ежиху колючую… (Отдергивают руку, словно укололись.)

Но в крапиву жгучую

Сам случайно он упал… (Закрывают лицо руками.)

Свой мешочек потерял… (Разводят руки.)

И теперь он не Бабах… (Дети тихо стучат по столу.)

А тихоня Пых в кустах… (Вздыхают и опускают голову.)

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя                  Игровая ситуация «В лесу»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

3ал условно делится на три части: кукушки, дятлы, комары. Ведущий читает текст. Дети, услышав слово «кукушка», произносят «Ку-ку», «дятел» — «Тук-тук-тук», «комары» — «3-з-з».

На экскурсию однажды

Собралась я в лес сходить.

3десь ведь главное, ребята,

Ничего не позабыть.

Вот аптечка, вот панама,

Это мазь от комаров,

А еще еды немного.

Что ж, рюкзак почти готов.

Да, еще фотоаппарат,

Чтоб снимать лесных зверушек.

Их не встречу — подойдут

Дятлы, вороны, кукушки.

Вот иду я по тропинке,

Комары мешают мне,

И стучит не прерываясь

Дятел где-то в вышине.

Насчитала мне кукушка

Жизни целых двести лет,

Но покуда куковала,

Комару поспел обед.

Искусал меня прилично,

Ведь живого места нет.

Дятел застучал ритмично,

Посылая всем привет.

Я кукушку заругала:

Эх, ну сколько можно врать?!

Лучше попрошу у дятла

Мне годочки посчитать.

Только дятел не ответил —

Видно, он устал стучать.

Лишь комар неугомонный

Навестил меня опять.

Я перебираю фотки.

Что на них, сказать пора:

Дятлы, вороны, кукушки.

Жаль, что нету комара.

«Речевые игры» Бояринова Е.А.

Декабрь

1 неделя               Игровая ситуация «Белое и снежное»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

А теперь еще одно соревнование —

На зимнее снежно-белое внимание!

Я буду много чего называть,

А вы будете белое лишь узнавать!

Скажу про белое и снежное — хлопайте,

А как про что другое — топайте!

Зима… Снежок… Книжка… Сосулька… Зайчик… Лисичка… Елочка… Сугроб… Мороженое… Сосиска… Автобус… Чайка… Льдинка… Машина… Яблоко… Конфета… Борода Деда Мороза.

«Речевые игры» А.Чугайкина

2 неделя                Игровая ситуация «Музыкальные кубики» О. Воеводиной

Развивать речевую координацию, мышление, чувство ритма, умение собирать картинку-отгадку.

Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с разными спортивными картинками, которые дети должны будут выложить на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом её сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

Далее игра повторяется сначала, но уже с другой музыкой и загадкой.

ЗАГАДКИ

По мячу ногами бью,

Пас друг другу отдаю

Комбинация и гол

Знают все игру… футбол

Назови скорей вид спорта

Где ни клюшки нет, ни корта

Челюсть береги и нос

Спорт серьёзный - это... бокс

Под музыку на льду прыжки,

Зал затаил дыханье,

Полозья у коньков блестят,

Вид спорта называется … фигурное катанье

Корт, сетка, мячики, ракетки,

Подачу шлёт ударом метким

Соперник, но я отбить надеюсь.

Спорт этот называют… большой теннис

Клюшки есть и есть ворота

Да и с шайбой всё окей!

Это разновидность спорта

Называется … хоккей

К штанге подходит спортсмен,

Тяжеловес и рекордсмен.

Старт, вдох и выдох.

Взят снаряд и льётся энергетика

Вид спорта называется … тяжёлая атлетика

«Коммуникативные игры для детей» О.Воеводина

3 неделя

Игровая ситуация «Времена года»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий объясняет условия игры: если речь идет о лете, игроки обмахиваются руками, о зиме — обхватив себя руками, дрожат, весну изображают, показывая «фонарики», а осень — взмахивая руками, будто крыльями.

Солнышко сияет ярко.

Дед Мороз несет подарки.

Птицы с юга прилетают.

Все на пляже загорают.

Грибы собрать пришла пора.

Горку лепит детвора.

Листья с дерева слетают.

Снежные сугробы тают.

На ветвях набухли почки.

В школу мы несем цветочки.

Хоккеисты режут лед.

Пруд купаться всех зовет.

Нудный дождик моросит.

А в берлоге мишка спит.

Мать-и-мачеха цветет.

Наступает Новый год.

Соловьи поют на ели.

Дети шубы все надели.

Улетел от нас скворец.

А игре нашей конец!

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя

 Игровая ситуация «Все в движении»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Все в движении живет!

Кто летит, а кто идет,

Жестом надо показать!

Я вам буду помогать.

(Показывает движения.) Кто летает — взмахни рукой!

Кто плавает — отметь волной!

Кто просто ходит — хлопай!

Кто ползает — потопай!

Движенья не забудьте,

Внимательнее будьте!

Дети, слушая стихи, выполняют движения.

Тяжелый колорадский жук...

Кандидат медицинских наук...

Конек быстрый-быстрый морской...

Жужжащий пчелиный рой...

Красивый белый мотылек...

Пушистый маленький хорек...

Длинный дождевой червяк...

Пузатый маленький хомяк...

Воздушно-белая медуза...

Поэта или композитора муза...

Зеленая пучеглазая стрекоза...

Дающая молоко коза...

Усатый рыжий таракан...

Большая ящерка — варан...

Как сажа, черная галка...

Прекрасная дева-русалка...

Пятнистая, юркая змея...

Он, она, ты и я...

Крылатая птица страус...

Дед Мороз или Санта-Клаус...

«Речевые игры» А.Чугайкина

Январь

1 неделя

Игровая ситуация «Где еда, где не еда?»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Словом, «да» и словом «нет»

Надо быстро дать ответ:

Где еда, где не еда?

Вы готовы, дети?.. ( Да.)

Есть в кастрюле пять котлет.

Мы их будем кушать? (Да.)

Возьмем суповой пакет

И рассыпем на пол? (Нет.)

Налита в стакан вода.

Будем пить ее мы? (Да.)

В миске с солью лебеда,

Мы ее в окрошку? (Нет.)

Есть на кухне газ-плита,

Мы ее почистим? (Да.)

Из укропа есть букет,

В суп его мы кинем? (Да.)

В вазочке кило конфет,

Мы съедим их, дети? (Да.)

На плите сковорода,

Мы ее проглотим? (Нет.)

В кухне есть большой буфет,

Мы его поджарим? (Нет.)

На столе стоит обед,

Мы его забросим? (Нет.)

Лег на блюдце солнца свет,

Есть его мы будем? (Нет.)

От рыбешки есть скелет,

Мы его в отходы? (Да.)

На тарелке груда льда,

Весь съедим его мы? (Нет, да.)

Тот, кто громко крикнул «нет»,

Дал неправильный ответ.

Кто воскликнул слово «да»,

Тот простудится тогда.

Вы решайте сами, дети,

Нужно ль есть ледышки эти!

Ну а мне уже пора,

Ведь закончилась игра.

Теперь вместе, детвора,

Крикнем громкое… (Ура!)

«Речевые игры» А.Чугайкина

2 неделя

Игровая ситуация «Гимнасты»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Кто выполнит задания ведущего лучше?

Нам собрать гимнастов нужно.

Ну-ка, повторяйте дружно!

Руки здесь (обхватывают талию),

И руки здесь (другое движение руками),

А теперь нужно присесть.

Все на месте побежали,

Нос соседа подержали.

Взмах рукой,

Нога за ногу...

Так кого берем в подмогу?

Отбираются самые активные «спортсмены».

«Речевые игры» А.Чугайкина

3 неделя

Игровая ситуация «Да-нет»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

 Вновь игра приходит к нам —

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают «нет».

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер?.. Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может богатырь-атлет

До луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет —

И авто, и люди?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?.. Нет!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Все ли надо города

Писать с заглавной буквы?.. Да!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

Давайте на прощанье

Крикнем... До свиданья!

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя

Игровая ситуация «Домик для скворца»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий читает текст, дети хлопают, соглашаясь с теми предметами, которые нужно взять для строительства скворечника, или топают, не соглашаясь.

Вас зову с собой, друзья,

Строить домик для скворца.

В мастерскую приходите,

А с собою приносите…

Доски… Ветки… Молоток…

Краски… Пластилин… Сверло…

Тряпки… Дырокол… Ножовку…

Гвозди… Пенопласт… Веревку…

Дрель… Линейку… Карандаш…

И готов скворечник наш!

«Речевые игры» А.Чугайкина

   Февраль     

1 неделя            Игровая ситуация «Он, он, телефон!» 

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий задает вопросы, а присутствующие хором отвечают: «Он, он, телефон!»

Что для связи есть у нас?

Что трезвонит каждый час?

Что порой нам спать мешает?

Друзей найти что помогает?

Что надо, чтобы бизнес шел?

Чтоб кошелек не был тяжел?

Любимый друг что болтунам?

Так что же очень нужно нам?

«Речевые игры» А.Чугайкина

2 неделя

Игровая ситуация «Зима» 

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий предлагает детям в случае согласия с утверждением хлопать, несогласия — топать.

Вот зима сменила осень.

Вспомнить нам пришла пора,

Чем же может заниматься

В это время детвора.

Можно на коньках кататься,

Свежим воздухом дышать,

Поиграть в снежки, побегать

И на речке загорать.

В декабре, в последних числах,

Вокруг елки танцевать.

А в лесу зимой неплохо

Землянику собирать.

На качелях покататься

И на саночках с горы,

И лыжня давно готова

Для любимой детворы.

А еще зимой ребята

Могут в бадминтон сыграть,

На заснеженном окошке

Человечка рисовать,

Под зонтом в метель укрыться,

По сугробам погулять...

Очень здорово, ребята,

С вами было поиграть!

«Речевые игры» А.Чугайкина

3 неделя                Игровая ситуация «Зимние забавы»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Дети встают в круг. Ведущий рассказывает историю и показывает действия, которые дети повторяют под музыку.

Налетела вдруг пурга, закружила, замела

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. (Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.)

Кругом голова идет? Покрутись наоборот! (Кружатся в противоположную сторону.)

Прыгать будем, как пружинки. (Прыгают на месте.)

Ловим мы теперь снежинки. (Поднимают вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.)

Снежный шарик мы скатаем. (Делают движения ладошками, будто лепят.)

И друг в друга им бросаем. (Делают броски вперед, по очереди меняя руки.)

Поиграли со снежком, крикнем громко «С праздником!» (Кричат.)

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя

Игровая ситуация «Зимняя прогулка» 

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Со мной, ребята, поиграйте,

Движенья дружно повторяйте!

Погулять пошли мы в лес (шагаем на месте),

Полный сказочных чудес.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем. (Шагаем, высоко поднимая ноги.)

В руки снега наберем (наклоняемся)

И снежки лепить начнем («лепим» снежки),

Кинем их вперед скорей,

Испугаем всех зверей. (Выбрасываем вперед правую руку.)

Нам теперь согреться нужно,

Потрем свои ладошки дружно (потираем ладошки),

Теперь уши, щеки, нос (дотрагиваемся до ушей, щек, носа),

И не страшен нам мороз!

Соседу слева мы поможем,

Его ухо потрем тоже (поворачиваемся налево, дотрагиваемся до уха соседа),

А теперь соседа справа. (Дотрагиваемся до уха соседа справа.)

Молодцы, ребята! Браво!

«Речевые игры» А.Чугайкина

Март

1 неделя             Игровая ситуация «Игра с шарами»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Все сидящие в зале держат в руках разноцветные шары, поднимая которые, они отвечают на вопросы ведущего:

Дорогие гости! Вы пока не устали?

А вот шарики ваши в руках заскучали.

А ну-ка, поднимем их дружно повыше!

А еще выше - до самой до крыши!

Ну, а теперь покажите мне срочно -

Не ошибайтесь, показывать точно -

Какие весной распускаются почки?

Какими в волненье становятся щечки?

А лучики солнца какие всегда?

А ночью над нами какая звезда?

А праздник веселый здесь всех нас собрал -

Какой разноцветный здесь шариков бал?

А если к веселью не будем близки,

Какими же станем мы все от тоски?

Приветствуя новый спектакль хороший,

Какими же станут в усердье ладоши?

Так пусть только радостью светятся лица,

И солнце каким только светом искрится?

Пусть всех нас минует любая беда,

Пусть будет какое небо всегда?

А праздник веселый здесь всех нас собрал -

Какой разноцветный здесь шариков бал?

«Речевые игры» А.Чугайкина

2 неделя               Игровая ситуация   «Идут часы»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий произносит текст и показывает движения, дети повторяют их.

Идут часы — тик-так, тик-так,

Стрелки движутся вот так… (Скрещенными перед собой руками изображают стрелки.)

Дверцы открываются,

Кукушка появляется. (Руки как дверцы раскрывают в стороны.)

Ку-ку, ку-ку, а вот и я!

Привет вам, милые друзья! (Руками, как крыльями, хлопают по бокам.)

Я укажу, который час,

Сколько времени сейчас. (Кланяются, руки разводят в стороны, как крылья.)

А потом в часах опять

Буду целый час я спать. (Руки-«дверцы» закрывают.)

Маятник качается,

А игра кончается. (Сцепленные руки качают, как маятник.)

«Речевые игры» А.Чугайкина

3 неделя

Игровая ситуация  «Как на масленицу»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Зал делится на две части, одна по сигналу правой руки ведущего кричит: "Блины!", другая по сигналу левой - "С припеком!" После этих слов выполняются движения, которые оговариваются в кричалке.

Как на масляну неделю

Каждый день с утра мы ели... Что?

Блины! С припеком!

Вокруг себя с подскоком!

В обед чай пивали,

Горстями в рот кидали… Что?

С припеком! Блины!

Поклон для Зимы!

Ну а в ужин, как всегда,

Лучшая для нас еда…Что?

Блины! С припеком!

Встаньте к сцене правым боком!

У тещи бывали

И целый день жевали… Что?

С припеком! Блины!

Поклон для Весны!

Все обиды прощали

И маслом поливали… Что?

Блины! С припеком!

Вокруг себя с подскоком!

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя

Игровая ситуация   «Сказочные герои» О. Воеводина

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с картинками сказочных персонажей, которые дети должны будут выложить на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

            Далее игра повторяется сначала, но уже с другой загадкой.

ЗАГАДКИ

1.Деревянным острым носом

Всюду лезет он без спросу:

Даже дырку на картине

Носом сделал …(Буратино)

2.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор ...(Айболит)

3.Хоть твердит, что он — мастак,

Попадал не раз впросак,

Просто он — большой зазнайка,

И зовут его … (Незнайка)

4.Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку ... (Ягой)

5.Она на балу никогда не была,

Чистила, мыла, варила, пряла.

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял

Красива, как ясное солнышко,

А звали красавицу... (Золушка)

6.Встретила девочка волка в лесу:

— Бабушке я пирожёчков несу

Их испекла моя мамочка, —

Хвасталась …(Красная Шапочка)

«Коммуникативные игры для дошкольников» О.Воеводина

Апрель

1 неделя              Игровая ситуация   «Музыкальные инструменты» О. Воеводина

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с картинками музыкальных инструментов, которые дети должны будут выложить на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

Далее игра повторяется сначала, но уже с другой загадкой.

ЗАГАДКИ

1.Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего - то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша…(Балалайка)

2.Есть у нас веселый друг,

Обожает громкий стук,

Бей его сто раз подряд,

Он ударам только рад.

И крикун он и буян,

Звонкий, круглый…(Барабан)

3.В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее? (Гармонь)

4.То ли зебра, то ли лесенка,

Прикоснёшься – будет песенка.

Есть педали: от одной

Звук становится глухой,

От другой звучит он длинно.

Что же это? (Пианино)

5.В дырках палочки пустой.

Звук хранится непростой

Ты подуй в нее слегка -

Будет музыка слышна.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? (Дудочка)

6.Её голос самый главный,

Коль смычком проводишь плавно.

Узнаем мы без ошибки.

Инструмент волшебный…(Скрипка)

«Коммуникативные игры для дошкольников» О.Воеводина

2 неделя

Игровая ситуация «Веснушки на макушке»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий называет разные части тела и кладет руки на эти места, а детей просит повторять движения за ним.

Веснушки на макушке,

Веснушки на щеках,

Веснушки на улыбке,

Веснушки на плечах,

Веснушки на затылке,

Веснушки на локтях,

Веснушки на ушах,

Веснушки на друзьях!

Затем Ведущий начинает игру сначала, но руки кладет не на те части тела, которые называет, тем самым путая детей.

3 неделя               Игровая ситуация   «Лето»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Зал делится на две половины. Одна по сигналу водящего произносит слово «лето», вторая — «море».

Если все вокруг цветет,

А мы солнышком согреты,

Можно в речке поплескаться,

Значит, наступило... лето.

Вот и отпуск подошел.

Не смолкают разговоры,

Как мы будем отдыхать

На далеком синем... море.

Далее ведущий старается запутать зал, показывая не на тех, кто должен произносить слова.

В сарафанах, шортах, майках,

Легком головном уборе

Мы идем по лесу, полю

И за это любим... лето.

Шум прибоя, пляж, лежак,

Вот волна плеснула где-то...

Хорошо, что в жизни есть

То, что называем... морем.

Как нам нравится играть,

Бегать, прыгать на просторе,

Эти радости простые

Нам подарит только... лето.

Мы на белом пароходе...

Во все белое одеты...

Впереди дельфинов стая,

Что за прелесть это... море.

Мимо бабочки летают,

Но они исчезнут вскоре,

Потому что быстротечно

Дорогое наше... лето.

В горы мы в поход сходили,

У костра все песни спеты.

Отпуск быстро завершился,

Но еще в разгаре... лето!

«Речевые игры» А.Чугайкина

4 неделя               Игровая ситуация «Моё утро» 

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Вот и новый день пришел,

Это очень... (Хорошо.)

Воду я включаю ловко.

Душ принять, ведь это... (Хорошо.)

Но водички нет потока,

А неумытым быть-то... (Плохо.)

Зубной просыпал порошок,

Не чистить зубы... (Плохо.)

И потерялся гребешок,

А это очень... (Плохо.)

Два наклона, три подскока,

Это утром очень... (Хорошо.)

Любитель спорта я большой,

Зарядку делать... (Хорошо.)

Висит одежда кособоко,

Что выглядит, конечно... (Плохо.)

У зеркала я не сдержал смешок,

Ведь выгляжу ужасно... (Плохо.)

И вот закончен наш стишок.

Он не про вас? И это... (Хорошо.)

«Речевые игры» А.Чугайкина

Май

1-2 неделя               Игровая ситуация   «Музыкальные кубики» О. Воеводиной

Развивать речевую координацию, чувство ритма, воображение, умение собирать картинку-отгадку.

Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с разными картинками на школьную тематику, которые дети должны будут выложить на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

Далее игра повторяется сначала, но уже с другой загадкой.

ЗАГАДКИ

1.Тетради и ручки, учебник, дневник

Ты с вечера всё собери, ученик

Всё в школе тебе пригодится, поверь

Поэтому должен быть собран …(Портфель)

(Ведь должен быть собран всегда твой)

2.Расскажи-ка, первоклассник,

Куда положишь ты свой ластик?

Ручки, карандаши простые

И фломастеры цветные.

Не беда, что очень мал

Всё вместит в себя… (Пенал)

3.Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я.

Он не атлас, не словарь,

Как зовут его?... (Букварь)

4.Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

Как учишься расскажет всем

Твой, с отметками…(Дневник)

5.Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

6.Сидят за ней ученики.

Лежат на ней учебники.

Тетради, ручки, карта-

Не просто стол, а… (Парта)

«Коммуникативные игры для дошкольников» О.Воеводина

3-4 неделя               Игровая ситуация «Я-музыкант»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Ведущий произносит фразу и выполняет движение, указанное в скобках, затем предлагает присутствующим сделать то же самое.

Я — музыкант (показывает на себя),

Мы — музыканты (обводит руками зал),

Мы — музыканты, все таланты.

Я умею играть (показывает на себя),

Мы умеем играть (обводит руками зал),

Мы умеем играть на бубне (поднимает руки вверх и влево),

Бубен-таки (7 раз хлопает поднятыми вверх и влево руками),

Хэй! (Разводит руки в разные стороны.)

Ведущий повторяет текст сначала, но чуть быстрее и с другим концом.

Мы умеем играть на трубе (изображает игру на трубе),

Труба-таки (7 раз изображает процесс игры на трубе),

Хэй! (Разводит руки в стороны.)

Следующие варианты: «Мы умеем играть на пузе соседа справа», «Мы умеем играть на пятке соседа справа».

«Речевые игры» А. Чугайкина

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

  1. Повысить родительскую компетенцию в развитии музыкально-речевых способностей детей 4-5 лет.
  2. Познакомить родителей с музыкально-речевыми играми О. Воеводиной, Т. Тютюнник, А. Чугайкиной для детей 4-5 лет.
  3. Научить родителей играть в музыкально-речевые игры О. Воеводиной, Т. Тютюнник, А. Чугайкиной.
  4. Оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр О. Воеводиной,Т.Тютюнник,А.Чугайкиной.
  5. Способствовать развитию положительных эмоций родителей в музыкальной деятельности.
  6. Содействовать активному участию родителей в оформлении стенда «Играя, учимся вместе!».

Месяц

Мероприятие

1

Сентябрь

Анкетирования родителей «Что мы знаем о музыкальном развитии детей 4-5 лет?»

2

Октябрь

Консультация «Как заинтересовать ребёнка музыкально-речевыми играми О. Воеводиной, Т. Тютюнник, А. Чугайкиной»

3

Ноябрь

Консультация «Знакомьтесь: коммуникативные игры О. Воеводиной, Т. Тютюнник, А. Чугайкиной для развития ребёнка»

4

Декабрь

Видео мастер-класс по музыкально-речевым играм О. Воеводиной,Т.Тютюнник,А.Чугайкиной.

5

Январь

Оформление стенда для родителей «Играя, учимся вместе!»

6

Февраль

Мастер-класс для родителей «Играя, обучаемся вместе!»

7

Март

Консультация «Музыкальные способности и речевое развитие детей 4-5 лет»

8

Апрель

Родительская мастерская – оформление домашней картотеки музыкально-речевых игр О. Воеводиной, Т.Тютюнник, А.Чугайкиной.

9

Май

Круглый - стол «Музыкально-речевые игры» - обобщение семейного опыта по использованию игр О. Воеводиной, Т.Тютюнник,

А.Чугайкиной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЯ, ОБУЧАЕМСЯ ВМЕСТЕ!»

Цель: Обучение родителей музыкально-речевым играм и приемам работы в домашних условиях.

Задачи:

•        Показать родителям различные возможности использования игр и игровых пособий О. Воеводиной;

•        дать практические рекомендации по использованию игр в различных видах детской деятельности;

•        оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр О. Воеводиной, Т. Тютюнник, А. Чугайкиной.

Оборудование и материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты, колечки пластмассовые по количеству участников.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент

Игра «Здравствуйте!»

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

II. Теоретическая часть

Что лучше всего подготовит дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. У ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт. Народная мудрость гласит: «Дайте, ребенку что ни будь в руки, чтобы он начал думать».

Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово.

Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

Вы не пробовали с детьми танцевать стихи? Это очень увлекательное занятие. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость импровизации являются основой для творческих действий детей. Поиск пластического сопровождения — текста- это особая тема, потому что движение является способом эмоционального вовлечение ребёнка в процесс обучения. Пластическое отображение текста создаёт особое мотивационное пространство, в котором каждый ребёнок оказывается сотворцом. Не стоит «придумывать» движения к тексту. Пластическое отображение текста- это, как правило, спонтанная жестовая импровизация. Поэтому в большинстве случаев используйте в игре идеи детей, лишь иногда корректируя их собственными заготовками.

Говоря о пользе речевых упражнений, отметим, что они являются также эффективным средством развития интонационного слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки.

Ещё раз подчеркнём, что речевые упражнения- наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация- это словесная фантазийная игра, запускающая механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слава или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова. Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес-элементарной устной композиции. Предложенный стихотворный текст (4 строчки) ребёнок может изучить по- своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Возникают различные варианты пантомимы и ролевая игра.

Сегодня, мы вас познакомить с интересными музыкально-речевыми играми Т. Тютюнник, О. Воеводиной, А. Чугайкиной и приемами коррекционной работы в домашних условиях. Позвольте представить вам тему нашего тренинга «Играя, обучаемся вместе!».

Мы предлагаем провести нашу работу в три этапа: информационный – познакомитесь с музыкально-речевыми играми Т. Тютюнник, О. Воеводиной, А. Чугайкиной, их значением для развития детей, практический – вы сами побудете в роли детей и поиграете в них, т.е. приобретете практические умения по использованию игр в домашних условиях и завершающий, рефлексия мастер-класса. Надеемся, что процесс будет двусторонним и вы, так же, как и мы, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

III.        Теоретическая часть

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.  

- Многофункциональность и универсальность.

Играя, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (развитие речевой активности, чувства ритма, внимания, мышления, музыкальной памяти)

IV.        Практическая часть

Поиграем? Первая игра, с которой я хочу вас познакомить, это «Музыкальные кубики».

Рекомендации к игре: для игры понадобятся 4 больших кубика с разными картинками на школьную тематику, которые дети должны будут выложить на полу, после услышанной загадки.

И.П.: дети стоят в кругу, поют и передают кубики друг другу по кругу.

Кубик, ты, передавай,

И загадку отгадай.

А потом его сложи

Всем картинку покажи!

На окончание музыки, у кого остались кубики в руках, выходят в центр круга, слушают загадку и выкладывают картинку.

Далее игра повторяется сначала, но уже с другой загадкой.

ЗАГАДКИ

1.Тетради и ручки, учебник, дневник

Ты с вечера всё собери, ученик

Всё в школе тебе пригодится, поверь

Поэтому должен быть собран …(Портфель)

(Ведь должен быть собран всегда твой)

2.Расскажи-ка, первоклассник,

Куда положишь ты свой ластик?

Ручки, карандаши простые

И фломастеры цветные.

Не беда, что очень мал

Всё вместит в себя… (Пенал)

3.Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я.

Он не атлас, не словарь,

Как зовут его?... (Букварь)

4.Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

Как учишься расскажет всем

Твой, с отметками…(Дневник)

5.Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.. (Карандаш)

6.Сидят за ней ученики.

Лежат на ней учебники.

Тетради, ручки, карта-

Не просто стол, а… (Парта)

Игра «Музыкальные кубики» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает речь, ритм, музыкальную память, внимание, развивают мелкую моторику и другие психологические процессы.

Игра «Я-музыкант». «Я-музыкант» - ещё одна уникальная авторская игра А. Чугайкиной. Она интересна детям. Ведущий произносит фразу и выполняет движение, указанное в скобках, затем предлагает присутствующим сделать то же самое.

Я — музыкант (показывает на себя),

Мы — музыканты (обводит руками зал),

Мы — музыканты, все таланты.

Я умею играть (показывает на себя),

Мы умеем играть (обводит руками зал),

Мы умеем играть на бубне (поднимает руки вверх и влево),

Бубен-таки (7 раз хлопает поднятыми вверх и влево руками),

Хэй! (Разводит руки в разные стороны.)

Ведущий повторяет текст сначала, но чуть быстрее и с другим концом.

Мы умеем играть на трубе (изображает игру на трубе),

Труба-таки (7 раз изображает процесс игры на трубе),

Хэй! (Разводит руки в стороны.)

Следующие варианты: «Мы умеем играть на пузе соседа справа», «Мы умеем играть на пятке соседа справа».

В игре с «Я-музыкант» развиваются:

- Психические процессы: внимание, мышление, память, речь, воображение.

- Творческие способности: умение осуществлять свои собственные замыслы, импровизировать.

Данная игра очень нравится нашим ребятам. Сюжет, стихотворная форма делает процесс обучения ненавязчивым и понятным ребенку, а значит, новая информация осваивается быстрее и эффективнее.

Молодцы все справились с заданием.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в обучении ваших детей.

V. Рефлексия

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Упражнение «Сердце»

Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав все это в письменной форме. По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка).

До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Методическое обеспечение

Картотека музыкально-речевых игр

Наименование

Количество, шт

«Здравствуйте, ладошки!» Е. Макшанцева

1

«Едем на лошадке» Т. Тютюнникова»

1

«Музыкальные игрушки» Т.Тютюнникова»

1

«Музыкальные кубики» Осень. О. Воеводина»

1

«Барабан» Т.Тютюнникова»

1

«Передай ритм» Т.Тютюнникова»

1

«Мы танцуем буги-вуги»»

1

«Весёлые мышата» А. Чугайкина»

1

«Аквариум» А. Чугайкина»

1

«Бабах» А. Чугайкина»

1

«В лесу» А. Бояринова»

1

«Белое и снежное» А. Чугайкина»

1

«Музыкальные кубики» Спорт автор О. Воеводина»

1

«Времена года» А. Чугайкина»

1

«Все в движении» А. Чугайкина»

1

«Где еда?» А. Чугайкина»

1

«Гимнасты» А. Чугайкина»

1

«Да-нет» А. Чугайкина»

1

«Домик для скворца» А. Чугайкина»

1

«Телефон» А. Чугайкина»

1

«Зима» А. Чугайкина

1

«Зимние забавы» А. Чугайкина

1

«Зимняя прогулка» А. Чугайкина

1

«Идут часы» А. Чугайкина

1

«Как на масленицу» А. Чугайкина

1

«Сказочные герои» О. Воеводина

1

«Музыкальные инструменты» О. Воеводина

1

«Веснушки на макушке!» А. Чугайкина

1

«Лето» А. Чугайкина

1

«Моё утро» А. Чугайкина

1

«Музыкальные кубики» О. Воеводина

1

«Я - музыкант» А. Чугайкина

1

Технические средства

Наименование

Количество, шт

Магнитофон

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Здесь представлены опыты с водой, с воздухом, с песком, ксперименты с магнитом, игры с красками...

Картотека русских народных игр для детей среднего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей среднего дошкольного возраста...

картотека сюжетно - ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста

Подбор сюжетных игр для детей среднего дошкольного возраста. Предложены рекомендации для организации игр, подборка литературы....

Картотека детской художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека    рассчитана на детей среднего дошкольного возраста по лексическим темам....

Картотека игр для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр для развития речи детей среднего дошкольного возраста...