Авторская развивающая Программа "Тайры природы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Качалова Янина Александровна

       Программа «Тайны природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon познавательное направление140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрен: Утверждаю:

на заседании педагогического совета Заведующая МДОУ

от ______2024г. «Высокогорский детский сад «Петушок»

протокол №  __________Н.Д. Шебалова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад  «Петушок»

                                     Авторская развивающая

                                            ПРОГРАММА

Познавательная направленность

«Тайны природы»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатели:

Качалова Я.А.

Николаева Е.М.

с. Высокая Гора, 2024-2025уч.год.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В. Сухомлинский.

Направления и актуальность:

       Программа «Тайны природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Причинами создания рабочей программы « Тайны природы» стали:

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

- желание родителей,

- работа со способными детьми.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое

внимание на следующие основные направления.

1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с

компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на

эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,

ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции

природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка

цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной

деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Основной целью программы является:

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и

любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

безопасного

поведения в природе и в быту;

- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного

края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Задачи:

Программа реализует следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,

расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению

повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей

элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе

взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,

умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование

мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и

последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к

самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения

сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,

воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего

мира и бережно относиться к ней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

6-7 лет.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

- экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

Наглядные:

Наблюдения;

Кратковременные и

Длительные;

Определение предмета по определённым признакам;

Восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические:

Игра;

Эксперименты;

Дидактические игры

(настольно-печатные, словесные),

Игры-занятия;

Подвижные игры;

Творческие игры.

Словесные:

Рассказывание;

Беседа;

Чтение.

Время проведения: Режим работы 1 раз в неделю по 25-30 минут, каждый четверг с 16.00 до  16.25.

 

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий  дом»

Возрастные особенности детей:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:

Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным

и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.

Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного  отношения к живым существам.

Литературным стержнем экологической работы являются  произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию

и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание  на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных

объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут    учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно   развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Содержание и методическое обеспечение программы

Сентябрь

1.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.  Дать понятие живая – неживая  природа. Учить детей различать по характерным  признакам  живую и неживую природу.

Беседа «Материалы из экспериментальной зоны» (камни, песок, глина)

Т.М.Бондаренко «Экологические  занятия с детьми 6-7 лет» стр.40.

 2.«Наш дом – природа»-экскурсия по экологической тропе.

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. ОД

3.«Как вести себя в природе»

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Сюжетные картинки знакомство с окружающим.

Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей». стр.62

4. «Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.

Предметы различные, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

Л.Г. Горькова,  А.В.Кочергина

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию» стр.35

Октябрь

1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки)

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Глобус , картинки с изображением различных водоёмов. Л.Г.Горькова,А. В.Кочергина , Л.А Обухова

2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода)

Познакомить детей с различными природными разнообразие состояний воды

в окружающей среде. Дидактическая игра.  « Какой вода бывает?» Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Загадки о воде и её состоянии. Т.А Шорыгина «Зелёные сказки»стр.14

3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) Дать детям первые

элементарные знания о круговороте воды в природе.

ОД Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы,

краски, кисти Л.Г.Горькова , А.В Кочергина, Л.А Обухова

4. «Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с

Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Наборы для экспериментирования лабораторная посуда.

О.В.Дыбина Н.П. Рахманова,

«Неизведанное рядом» с.5.

Ноябрь

1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

ОД (практическая) «Мыльные пузыри» Воздушные шарики,

стаканчики с мыльной водой и соломинки.

Стихотворение «Мыльные пузыри» С. Маршака Т.А.Шорыгина

«Зелёные сказки»

2. «Прозрачный неведимка»-опыты с воздухом.

Познакомить детей с некоторыми свойствами  воздуха.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля,мыльные пузыри,

воздушные шарики. О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» с.6.

3. «Чистый и загрязнённый воздух». Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической

безопасности. Опытно-экспериментальная деятельность.

Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами.

Сказочный герой Карлсон. О.В.Дыбина Н.П Рахманова

«Неизведанное рядом». Рассказ «Экологическая тревога.

«Дымоловка» из книги А.Дитрих «Почемучка»

4. «Солнечная система».

Солнце – источник света и тепла. Дать первоначальные представления о строении

Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем.

Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

ОД: «Солнце, Земля и другие планеты» Карта солнечной системы, глобус и лампа для

освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли

Л.Г.Горькова 

Декабрь

1. «Роль света в жизни растений , животных, человека».

Сезонные изменения в природе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного

мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Беседа в живом уголке комнаты практические занятия в уголке

экспериментирования. Горшочки для посадки растений ( для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте.) природы и время роста в светлом месте.

А.И.Иванова» Мир растений» стр.114..

2. «Космос. Вселенная.Звёзды».

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. Беседа, иллюстрации с изображением Вселенной , звёзд, фото космонавтов. Л.Г.Горькова

3. «Почва – верхний слой земли – «Живая земля»

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. Т.А .Шорыгина

«Зелёные сказки» стр.25.

4. «Обитатели почвы. Значение  почвы для жизни растений, животных, человека».

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека

Практическое занятие Образцы разных видов

почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

Рассказ «Почва- «живая земля» И. Белавина, Н. Найдёнкая

«Планета – наш дом», «Почва»

Январь

1. «Песок и глина». Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Практическое занятие в уголке экспериментирования.

Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения С.Николаева «Юный эколог» с.43.

2. «Камни». Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные.

Практическое занятие в лаборатории. Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях.

С.Н.Николаева «Комплексные

занятия по экологии» с.42.

3. «Разнообразие видов растений».

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать

представление о том, что камни бывают разные:

(морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные.

другим признакам. Обобщающая беседа.

Демонстрационный материал из серии

«Знакомство с окружающим Т.А. Шорыгина  « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?»

4. «Части растений». Формировать представления

детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они

имеют для растений.

Обобщающая беседа.

Демонстрационный  материал из серии

«Знакомство с окружающим миром», гербарий растений

А.И.Иванова «Мир растений» с.75.

Февраль

1. «Развитие растений». Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.

Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу

несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Экспериментальное занятие. Растения теневыносливые и светолюбивые.

Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях.

Черенки растений (бальзамина).

А.И. Иванова «Живая экология», стр.60 «Растения»

2. «Комнатные растения».

Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними , закрепить

знания об основных потребностях комнатных растений.

Беседа по вопросам и иллюстрациям. Иллюстрации комнатных растений, растения, лейка с  водой, тряпочки. Г.Горькова ,

3. «Понятие о дикорастущих и культурных растениях».

Лекарственные и ядовитые растения.

Познакомить детей с разновидностями растений.

Учить различать их в природе.

Игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений»

Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,

Гербарий этих растений Л.Г.Горькова , А.В.Кочергина

4. «Охрана растений. Красная книга природы»

Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать

стремление к этой деятельности. Беседа на тему: «Растения просят помощи»

Рисунки охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы,

репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева.

Л.Г.Горькова , А.В.Кочергина

Март

1.«Дикие и домашние животные».

Познакомить детей с разнообразными видами животных .Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. Рассматривание иллюстраций

Животных разных широт, беседа по содержанию. Демонстрационный материал из серии

«Знакомство с окружающим миром», «Животные» Т.М Бондаренко Л,Г.Горькова стр.71-74.

2. «Рыбы». Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа по содержанию, рисование рыб. Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в

картинках». Интернет ресурсы.

3. «Земноводные». Познакомить детей с таким классом животных, как

земноводные. Их особенностями и средой обитания. Интернет ресурсы

4. «Пресмыкающиеся». Познакомить детей с таким классом животных, как

пресмыкающиеся. Их особенностями и средой  обитания. Интернет ресурсы.

Апрель

1. «Насекомые». Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть их.

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание

картин с изображением насекомых Наглядный материал «Насекомые в картинках».

 Т..М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.34. , Л.Г.Горькова  с.105.

2. «Птицы». Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам. Наглядный материал «Птицы в картинках». Т.А. Шорыгина  «Птицы. Какие

они?», Т.М. Бондаренко с.92.

3. «Звери». Учить группировать животных по общим признакам. Материал из серии

«Знакомство с окружающим миром», «Животные»

Т.А.Шорыгина «Звери. Какие они?»

4. «Животные разных континентов». Красная книга Природы.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.

Познакомить детей с Красной книгой.

Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей

природе, в том числе и человека. ОД «Какая птица, где живёт», «Звери, какие они?»

Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные»

Май

1. «Лес - как пример сообщества». Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить

различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно

познакомить детей с обитателями леса нашей местности. ОД– беседа с использованием

иллюстраций с видами леса, его обитателя

Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И.Белоусова

Заповеди правильного поведения людей в лесу. Т.М. Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» с.85..,С.Н.Николаева «Юный эколог» С.67. , с.92.

2. «Лес и человек. Охрана леса».

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время

пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Дидактическая игра: «Угадай правило» Л.Г.Горькова с.109., с. 158.

3.»Десять заповедей друзей природы».

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. Интернет ресурсы.

4. «Нужны все на свете» (Обобщение знаний)

Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам.

Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения

человека в природе и в быту. Экологический вечер развлечений:

« Земля наш общий дом»

Список литературы

1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.

2.  Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

3. О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.

5. Л.П. Молодова  «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.

10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.

11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

14.  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г



Диагностика

экологических знаний детей дошкольного возраста

Критерии  сформированности  экологических знаний:

             

-знания о неживой природе;

- уровень знания  по отношению к объектам живой и неживой природы;

- знания о временах года;

- уровень отношения к миру природы;

- знания о мире животных.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:

(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).

                             Задание 1

( проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».

Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?

- Где спряталась вода?

- Кто не может жить без воды?

- Где живёт вода?

- Кому нужна вода?

- Что такое кислый дождь?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

(ребёнок без труда отвечает на вопросы).

-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:

-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:

-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;

-называет отличительные признаки неживой природы;

-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.

Уровень ниже среднего.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;

-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;

-затрудняется при ответе на вопросы.

                           Задание 2

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.

Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».

Инструкция к проведению.

Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень.

-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;

-правильно называет правила поведения в окружающей природе;

-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.

Средний уровень.

-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;

-отвечает на дополнительные вопросы;

-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.

Низкий уровень.

-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;

-затрудняется при ответе на  вопросы;

-не может анализировать поступки людей к природе.

                           Задание 3

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания времён года.

Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.

Инструкция к проведению

Педагог.

-Какое время года тебе нравится больше и почему?

-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;

-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;

-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Вопросы для детей подготовительной группы:

-Назови времена года;

-назови три месяца осени;

-назови месяца весны и т.д.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-перечисляет их в нужной последовательности;

-знает характерные признаки каждого времени года;

-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;

-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень.

-Ребёнок правильно называет времена года;

-иногда затрудняется назвать  их в нужной последовательности;

-в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;

-выражает эстетическое отношение к природе.

Уровень ниже среднего.

-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;

-затрудняется назвать их в нужной последовательности;

-не знает характерных признаков разных времён года;

-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;

-не выражает эстетического отношения к природе.

                        Задание 4

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень отношения к миру природы.

             Инструкция к проведению.

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);

-если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

-как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;

-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;

-как мы можем помочь зимующим птицам?;

-какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

-Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;

-знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-без труда выражает своё отношение к проблеме.

Средний уровень.

-Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;

-в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-может выразить своё отношение к проблеме.

Уровень ниже среднего.

-Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;

-не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;

-не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;

-затрудняется выразить своё отношение к проблеме.

                           Задание 5

( проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья ,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них ( зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

-как называется животное (птица, насекомое)?

-что ты можешь рассказать о нём?

-твоё отношение к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Уровень ниже среднего.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

          Высокий уровень.

                 ( 13- 15 баллов)

 Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

                        Средний  уровень.

                      (8 – 12баллов)

Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.  Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные

характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.

                           Уровень ниже среднего.

                               (5 – 7 баллов)

Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Цель:

  • Расширить представления детей о различных природных объектах ( воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
  • Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
  • Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
  • Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т.д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.

Сентярь 20____ год

  • Высокий уровень - ____ детей;
  • Средний уровень - ___ детей;
  • Низкий уровень - ____.

Май  20___ год

  • Высокий уровень -   _____детей;
  • Средний уровень -  _____ детей;
  • Низкий уровень - ______

Цель диагностики:

Выявить уровень сформированности у детей экологических знаний.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

 

Учитывая показатели уровня овладения экологическими знаниями детей, можно допустить положительную динамику сформированности у детей  экологических умений и навыков.

Однако, результаты критериев развития (живой и неживой природы, времени года) остаются ниже других составляющих критериев экологической деятельности.

Соответственно:

  • Для развития у детей экологической деятельности обогатить группу материалами: дополнить мини – лабораторию, исследовательский центр.
  • Использовать в речи словесно – дидактические игры.
  • Применять в работе инновационные методы и приёмы как: проектная деятельность, музейная педагогика, интегрированные методы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская развивающая психолого-педагогическая программа "Тим и Ростик"

Представленная программа направлена на формирование психологического здоровья старших дошкольников и построена на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его ...

"Авторские развивающие игры"

Материал содержит авторские игры на развитие мышления, внимания, коммуникативных навыков....

Авторские развивающие игры "Мы идем в гости" и "Наша группа"

Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста и направлены на формирование этических представлений у детей....

Авторские развивающие игры "Наша группа" и "Мы идем в гости"

Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста и направлены на формирование этических представлений....

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...