Занятие "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад
Конспект занятия «Блокада Ленинграда» с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Кочнева Т.В.,
воспитатель высшей категории
с. Галкинское 2025
Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
Задачи:
- Формировать у детей интерес к историческому прошлому страны;
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда;
- Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Активизация словаря: блокада, город-герой Ленинград, «Цветок жизни», буржуйка.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на занятии. Скажите, какое сегодня число?
(слайд 1) 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас он называется Санкт-Петербург.
- Много лет тому назад на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Ребята, что такое война?
(слайд 2) Это была жестокая война, страшная, беспощадная. Она принесла много горя и разрушений. Рушились города, горели деревни. Все мужчины уходили на фронт. Враг наступал на нашу землю. В первые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с фашистами. Эта песня называется «Священная война». (звучит песня «Священная война»)
- Враги считали город Ленинград душой России и поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
(слайд 3) На подступах к городу шли жестокие бои. Враг хотел быстро завоевать его, но город превратился в крепость. Жители не хотели сдаваться. И тогда фашисты окружил Ленинград со всех сторон. Город оказался блокированным с суши и с моря, он оказался в кольце. Посмотрите на карту. - Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти.
(слайд 4) В город перестали привозить продукты. Ленинград лишился всего: отопления, воды, электричества, но продолжал бороться.
(слайд 5) Шли тяжелые блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем. В домах не работал водопровод. (слайд 6) За водой ходили на реку Нева к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад.
(слайд 7)Город регулярно, по несколько раз в сутки бомбили с воздуха. На улицах Ленинграда было установлено много громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. (звучит запись воздушной сирены).
От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
(слайд 8) Но все-таки главным врагом жителей был голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточками. Он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была -125грамм. И всё, только вода и хлеб… Блокадный хлеб был не такой, какой мы едим сейчас. В нём почти не было муки.
- Ребята, как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
(слайд 9) Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем.
Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. С наступлением морозов по тонкому льду за продовольствием сначала отправили лошадей. А когда лед окреп, в путь отправились грузовики. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому получила название «Дорога жизни». По этой дороге под огнем противника везли продукты в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения: раненых, стариков, детей.
(слайд 10) После очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зеленые листочки с деревьев, листья растений.
В городских парках и садах разбили огороды. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. Под огороды были выделены все пустыри, сады, стадионы, Огород был разбит даже на Исаакиевской площади – там выращивали капусту, а на площади Декабристов – картошку.
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре (Руки поочередно то на пояс, то вниз)
Будем всех сильнее в мире. (Руки в стороны и с силой к плечам)
Будем мир мы защищать, (Поднимают прямые руки и скрещивают над головой)
Будем маму обнимать, (Обнимают себя)
Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (Жест указательным пальцем)
(слайд 11) Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
(слайд 12) Несмотря на суровые условия, жизнь в городе продолжалась. Дети на равнее со взрослыми работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку, разносили письма по домам, выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках.
(слайд 13) Детям блокадного города, которые жили и боролись вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни» (посмотрите на экран).
Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где проходила «Дорога жизни». На лепестках 15 – ти метровой каменной ромашки – лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
(слайд 14) Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, 27 января 1944г. радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»
(слайд 15) Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».
За мужество и массовый героизм его защитников городу Ленинграду было присвоено звание «Город – герой».
Рефлексия
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. О каких памятниках вы узнали?
4.Что вам запомнилось из моего рассказа?
Итог: Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах.
(слайд 16) Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».
-В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...
Презентация к организации НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» " Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда....