ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
статья

Каданцева Екатерина Александровна

Дошкольный возраст – это важный период становления личности, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важных для дальнейшей жизни навыков, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_dou_s_sotsialnymi_partnerami.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Каданцева Е.А.

Дошкольный возраст – это важный период становления личности, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важных для дальнейшей жизни навыков, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап социализации, когда происходит "врастание в человеческую культуру" (Л.С. Выготский) и закладываются многие личностные качества[3, 25].

Важнейшая функция дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но в развитии основных способностей личности, ее социальных и культурных навыков, а также основ экологически значимого поведения, здорового образа жизни.

Социальное партнерство в образовании - это отношения, которые организовываются образовательным учреждением между двумя и более равноправными субъектами, а также различных социальных групп, которые приводят к благоприятным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам и в создании психолого-педагогических и социокультурных условий для развития обучающихся и повышения качества образования[1, 15].

Законодательство социального партнерства в сфере образования дает Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов[5, 93].

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования по ФГОС – это не только система институтов и механизмов, но и согласование интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равном сотрудничестве педагогов, родителей и детей[2, 15].

Одним из важных условий, для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, соответствующего вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе с помощью создания и реализации образовательных проектов вместе с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной активности семьи[4, 67].

Таким образом, конкретным становится вопрос выбора социальных партнеров, с которыми дошкольное учреждение могло осуществлять взаимодействие, условий этого сотрудничества, его форм.

Социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, Дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки, музыкальная школа, художественная школа и другие.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на базе соглашений с определением реальной деятельности и задач по развитию детей дошкольного возраста.

Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими учреждениями может иметь разные формы и уровни:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
  • партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;

Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного образовательного учреждения необходимо:

  • четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных партнеров для их достижения;
  • владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
  • предвидеть возможные результаты партнерства для развития ДОУ, повышения качества образовательных услуг (ориентировка на положительный результат совместной деятельности - совершенствование процесса социального и личностного становления дошкольника).

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

  • для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
  • формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых;
  • привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Так, например, мероприятия школы искусств помогают дошкольникам прикоснуться к миру настоящей музыки, услышать ее живое звучание, что очевидно оказывает положительное влияние на формирование эмоциональной сферы, воображения, мышления и способствует повышению мотивации к музыкальным и художественным занятиям.

Посещение различных выставок в музеях помогают приобщить детей к нравственным и культурным ценностям нашего города, обогатить знаниями о творческом труде художников и профессиях скульптора, графика, мастера декоративно-прикладного искусства. Совместные мероприятия с галерей искусства позволяют развить детский интерес и потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, что находит отражение в создании своего мини-музея в стенах детского сада.

Для развития у детей целостного представления об окружающем мире, усвоения социальных ценностей, формирования личностной культуры организована совместная деятельность с городской библиотекой. Беседы, конкурсы, викторины, совместные мероприятия способствуют развитию воображения, любознательности, вдумчивости, повышают интерес к чтению детской литературы и любовь к художественному слову.

Работа с родителями заключается в индивидуальных, а также групповых консультациях, участие в родительских собраниях, посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и многое другое[6, 7].

Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия и другое.

Таким образом, организация взаимодействия с социальными партнерами позволяет детскому саду создавать благоприятные условия для самореализации дошкольников, способствует повышению профессиональных навыков педагогов, предоставляет детям больше возможностей для достижения новых образовательных целей и их индивидуальных потребностей, а также реализовываются многие образовательные задачи, тем самым, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Литература

  1. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
  2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 8. - С. 47-49.
  4. Миленко В. Мы - социальные партнеры // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 11. - С. 117-120.
  5. Социализация и воспитание ребенка. Н. Ф. Голованова — СПб.: Речь, 2004. - 272 с
  6. Яковлева С. Н. Социальное партнерство : шаг за шагом // Новая библиотека. - 2008. - N 5. - С. 22-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система взаимодействия ГДОУ с социальными партнерами"

Сетевой долгосрочный проект по организации взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнёрами в рамках приоритетного направления ООП ДОУ....

Отчет по взаимодействию с родителями (социальными партнерами).

В семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, ...

Перспективный план взаимодействия с родителями, социальными партнерами (средняя группа)

Родительские собрания, анкетирование,консультации, акции, взаимодействие с социальными партнерами, экскурсии к светофору (инспектор ГИБДД)....

Отчет по взаимодействию с родителями (социальными партнерами).

В семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, ...

"Скоро в школу" проект взаимодействия ДОУ с социальными партнерами

Проект взаимодействия детского сада с социальными партнерами...

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами

ПРОЕКТЫ, КОТОРЫЕ МЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕМ С СОЦИУМОМ....