Тематическое занятие в старшей группе детского сада посвященного 81 годовщине снятия блокады г. Ленинграда
план-конспект занятия (старшая группа)
Пополнить знания воспитанников о Блокаде Ленинграда в годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_blokada_leningrada.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое занятие в старшей группе детского сада
посвященного 81 годовщине снятия блокады г. Ленинграда
Актуальность: Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка.
На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Цель: Расширение знаний детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших блокаду. Сохранение исторической правды о Великой Отечественной войне, повышение уровня исторической грамотности у детей дошкольного возраста о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ.
Задачи: формировать у детей осознания исторического прошлого; показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады; воспитывать мужество, гражданскую ответственность, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; формирование представления о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне; воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу;
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители, педагоги детского сада.
Материал: Оформление группы, аудиозапись, проектор, видеофильм, презентация о блокадном Ленинграде, костюм-платье журавли, солдатская накидка, ткань, солдатики, коробки фольгированные, карточки для хлеба и кусочек сахара, выставка художественной литературы.
Предварительная работа: беседы, ситуативный разговор, изготовление стенгазеты «Журавли», коллективная работы «Блокадная ласточка», рисование мемориал «Разорванное кольцо блокады Ленинграда», просмотр документальных фильмов «Блокада «Ленинграда», слушание песен военных лет.
Ход мероприятия:
Наше занятие посвящается подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны, против фашистских захватчиков и всем людям, отстоявшим наше Отечество. Сколько в войне погибло, можно ли сосчитать, Помнить, о них не поздно, всем поколениям знать! 22 июня 1941 года фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер, вероломно напала на нашу страну. Закончить войну с СССР фашисты рассчитывали за 3-4 месяца. |
81 год прошел с тех пор, но 27 января - это очень памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны. Война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества... |
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. |
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. |
Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. |
Музыка «Священная война» |
Кирилл О: Мы не слышали взрывов, грохота, Мы не видели эту блокаду. Но мы знаем, как трудно было Осажденному Ленинграду! Всем тем, кем город был спасен, и выстоял, и не согнулся, От всей души земной поклон – живым и тем, кто не вернулся! |
После жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. |
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. |
На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. |
Конструкторская композиция «Город- крепость» - (большой конструктор) |
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. |
И летели листовки с неба На пороги замерзших квартир: “Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..” “Будет мир. Вам не снится мир?” Дети, плача, хлеба просили. Нет страшнее пытки такой. Ленинградцы ворот не открыли И не вышли к стене городской. Без воды, без тепла, без света. День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету, Чтобы все это превозмочь? Умирали – и говорили: - Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли. На колени не встали, нет! Мудрено ли, что в ратной работе Город наш по-солдатски хорош?.. Петр построил его на болоте, Но прочнее его не найдешь. |
Но никакие вражеские обстрелы не могли сломить население. В суровых фронтовых условиях город продолжал жить. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. |
Дима Т: О ночное воющее небо, дрожь земли, обвал невдалеке. Бедный ленинградский ломтик хлеба – он почти не весит на руке. На Ленинград машины шли. Он жив еще, он рядом где-то, На Ленинград! На Ленинград! Там на два дня осталось хлеба! Там матери под темным небом толпой у булочной стоят Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам. |
Детям раздают кусочек хлеба, сахара. |
Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались в Ярославской, Новосибирской областях и др. |
Марьяна Х: Сквозь бури-шторма, через все преграды Ты, песнь о Ладоге, лети. Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду, Другой дороги не найти. Зимой машины мчались вереницей, А лёд на Ладоге трещал – Возили хлеб для Северной столицы, И Ленинград нас радостно встречал. И знаем мы – кровавая блокада Исчезнет скоро, словно тень. Растут и крепнут силы Ленинграда, Растут и крепнут каждый день. (П. Богданов «Песнь о Ладоге»). |
Кроме голода и артобстрелов блокада принесла ленинградцам еще одно тяжелейшее испытание. В конце ноября 1941 года ударили морозы до 40 градусов. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными окнами. За водой приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой. Транспорт не ходил. На работу люди ходили пешком по занесенным снегом улицам. Но даже в таких условиях город жил. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, подростки и дети. Они встали к станкам и делали снаряды для фронта, рыли окопы, тушили зажигательные бомбы на крышах домов, ухаживали в госпиталях за ранеными, шили обмундирование для солдат и продолжали учиться Зимой трамваи не ходили, На санках всё тогда возили, Везли и воду, маленьких детей, Дрова, больных и умерших людей. Война коснулась поколений всех, В военном, осажденном Ленинграде, Зима и голод в огненном кольце, Они коснулись каждого в блокаде. Опалённое войной блокадное детство, Под свист и разрывов снарядов врагов, Много детей эвакуировали быстро, Для остальных создали сеть детских домов. Худенькие школьники, не плача, В мороз, по снегу в школу шли, Замерзали снова синие чернила, В пальто и шапках учились они. |
По дороге к Ладожскому озеру стоит памятник – белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!» |
Пеня «Солнечный круг» |
Полина П : Слава вам, которые в сраженьях отстояли берега Невы. Ленинград, не знавший пораженья, новым светом озарили вы. Слава и тебе, великий город, сливший воедино фронт и тыл. В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил! |
Дима К : Люди Ленинграда, вы — герои! Подвиг ваш бесценен на века! Пусть не будет больше горя. Никогда, никогда, никогда! Память о блокаде Ленинграда с трепетом в сердце храним. За мужество, силу, отвагу Ленинградцам спасибо говорим! (Н.Алексеева) |
Танцевальная композиция «Журавли» |
Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Он немедленно отменил все мероприятия по подготовке Ленинграда к сдаче. Армия будет защищать город до последнего человека. |
Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью блокада Ленинград была снята только в январе 1944 года. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’ 27 января, ежегодно вечером петербуржцы притушат в квартирах свет и зажгут в окнах свечи в память о подвигах защитников блокадного Ленинграда. Эта акция, получила название «Свеча памяти». Давайте почтим память погибших. Встаньте в круг и передайте друг другу свечу. |
Видеоряд «Метроном» |
Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. На Невском проспекте есть надпись одна, И трудно сейчас нам поверить, Что именно эта была сторона Опасной при артобстреле. Зачем эту надпись наш город хранит? Чтоб взрослые знали и дети: «Ничто не забыто. Никто не забыт!» Чтоб помнили все строчки эти. |
1 мая 1945 года Ленинград получил звание Города-героя за героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады и был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». |
Ситуационная игра «Дорога жизни» Дети делятся впечатлениями о проведенном занятии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе :«900 дней» (ко дню снятия блокады) . С использованием презентации.
НОД: " Познание".Воспитатель Смирнова Татьяна Александровна....
Тематическое занятие в старшей группе детского сада «День снятия блокады Ленинграда»
Расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны...
Конспект тематического занятия в старшей группе детского сада "Удивительный ритм"
Конспект тематического занятия в старшей группе детского сада "Удивительный ритм"...
Конспект занятия в старшей группе «Блокадная ласточка», посвященное 80 -летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
По всей России проходит патриотическая акция «Блокадная ласточка», посвященная 80-летию снятия блокады Города-Героя Ленинграда.Распространяйте «Блокадную ласточку» и рассказыва...
Тематическое мероприятие в старшей группе детского сада «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»
Обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда....
Тематическое занятие в старшей группе детского сада "Птицы бывают разные"
Ребята группы "Барбарики" погрузились в изучение птиц! Птицы домашние, птицы дикие - они такие разные!...
Наша Родина – Россия. Тематическое занятие для старшей группы детского сада.
Цель:Развивать у детей интерес к истории и традициям своей страны.Звучит песня «Я – гражданин России», дети входят в зал рассаживаются на стульчики.Вед. Ребята, сегодня у нас с вами ...