Система эколого-валеологического воспитания в условиях ДОУ
методическая разработка
Цель, задачи, условия и основные принципы системы.
Цель: создание целостной системы работы, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них эколого-валеологической культуры.
В связи с этим в работе с детьми, педагогами и родителями были определены следующие задачи:
С детьми:
1. Способствовать формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2. Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы;
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом; способствовать развитию чувства эмпатии к объектам природы;
5. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
6. Способствовать формированию первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, признание самоценности и многообразия явлений природы, ценности общения с природой);
7. Формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
8. Формировать желание и умения сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также осуществлять элементарную природоохранную деятельность в ближайшем окружении;
9. Способствовать формированию элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
С педагогами:
1. Способствовать осознанию педагогами приоритетности эколого-валеологичееского образования на современном этапе;
2. Помочь освоить эффективные методы, приемы организации работы с детьми по эколого-валеологическому образованию;
3. Научить педагогов диагностировать уровень экологической воспитанности детей;
4. Углубить и расширить эколого-валеологические знания педагогов;
3. Научить воспитателей способам установления взаимоотношений сотрудничества с родителями по проблеме эколого-валеологического воспитания детей;
4. Способствовать формированию у педагогов экоцентрического типа сознания.
С родителями:
1. Способствовать осознанию родителями значимости эколого-валеологического образования – как важнейшего направления развития личности ребенка;
2. Актуализировать потребность в совместной с педагогами деятельности по эколого-валеологическому образованию;
4. Познакомить родителей с методами и способами организации экологически ориентированной деятельности в ДОУ и в домашних условиях;
5. Углубить и расширить эколого-валеологические знания родителей;
6. Создать условия для привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_po_ekologo-valeologi.docx | 296.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Система эколого-валеологического воспитания в условиях ДОУ
Выполнила:
старший воспитатель
МКДОУ №330 «Аринушка»
Довыдова Галина Николаевна
Новосибирск 2014
Содержание:
- Введение стр.3
- Актуальность темы стр.4
- Цель, задачи, условия и основные принципы системы стр.10
- Ключевые понятия системы стр.11
- Ожидаемые результаты системы стр.14
- Концептульная идея и содержание системы стр.15
- Преемственность и поэтапность в изучении и распределении содержания эколого-валеологического воспитания детей стр.15
- Взаимодействие с семьями воспитанников стр.23
- Оздоровление педагогического коллектива в условиях ДОУ стр. 27
- Социальное партнерство с другими учреждениями
района и города стр. 31
- Результаты системы, выводы стр. 35
- Список литературы стр. 37
Введение.
«Здоровый человек есть самое
драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль
Взаимоотношения человека с обществом, природой имеют глубокую экологическую сущность и проникают в область знания, называемого валеологией, предметом изучения которой является здоровье (И.И. Брехман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева и др.). Человек существо не только социальное, но, прежде всего, биологическое, поэтому содержание экологического образования должно быть ориентировано не только на духовное, социальное, интеллектуальное развитие личности, как социального объекта, но и на телесное, физическое развитие. Основным интегральным экологическим критерием является здоровье, а гармония отношений с окружающей средой основывается на равновесии внутренней и внешней сред организма человека (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, З.И. Тюмасева и др.). Словосочетание «эколого-валеологическое образование» отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов образования. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей его среды.
Валеология - наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении ним. Здоровье, по определению ВОЗ, - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия...». Академик В.П.Петленко определяет здоровье как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была и остается ведущей целевой установкой системы дошкольного образования. По данным статистики Минздрава РФ, за последние 10 – 15 лет наблюдается тенденция дальнейшего ухудшения основных показателей состояния здоровья населения, начиная с дошкольного возраста. Это касается, прежде всего, увеличения роста числа заболеваний, связанных с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата детей, и, в первую очередь, осанки.
Задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников является задачей государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность ОУ. Ответственность дошкольного образования за сохранение и укрепление здоровья детей предусмотрена двумя важнейшими документами: Федеральным законом «Об образовании в РФ» и «ФГОС дошкольного образования». Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Статья 64 Федерального закона «Об образовании» гласит: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Во ФГОСе дошкольного образования отмечено, что приоритетной задачей дошкольного образования является задача охраны укрепления физического и психического здоровья детей. Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В Уставе ДОУ, как и в образовательной программе нашего детского сада, задача охраны и укрепления здоровья дошкольников находится на первом месте.
Актуальность темы.
Работая в дошкольном учреждении не один год, считаю важнейшим направлением дошкольного учреждения формирование у детей, родителей и педагогов ценностного отношения к собственному здоровью, навыков здорового образа жизни. При этом я исхожу из следующих идей:
- Валеология - наука о здоровье. Имеется много определений здоровья, но все они характеризуют здоровье как состояние, при котором организм (человек) наиболее полно участвует в трудовой и общественной деятельности. По определению ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Свою задачу вижу в том, чтобы самой вести здоровый образ жизни, быть в этом примером для других, следить, чтобы окружающая ребенка среда была оздоравливающей или хотя бы не вредной, консультировать родителей, при необходимости и сотрудников детского сада по поводу целесообразности различных оздоровительных методик. Кроме того, считаю важным поддерживать контакт с медиками.
- На состояние здоровья влияют многие факторы: экологические, социальные и др., но на 60-70% здоровье человека определяется его образом жизни. Здоровье - это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма - невозможно. Умение адаптироваться к изменениям в окружающем мире - залог человеческого здоровья и выживания. Не каждый человек, а тем более ребенок способен правильно реагировать на изменения в окружающей среде, а тем более перестроить принципы проживания: как и что есть, как одеваться, как общаться. Наших детей с ранних лет нужно учить здоровому и безопасному образу жизни. Здоровье ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых, от того, какую среду проживания они ему обеспечат, какой пример здорового образа жизни продемонстрируют. Ребенок всему учится у взрослых. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок беречь свое здоровье, овладеет ли элементарными валеологическими знаниями, навыками, приемами.
- Дошкольный возраст является самым сензитивным периодом для формирования безопасного поведения, правильных привычек, бережного отношения к окружающей среде и к себе самому.
- Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья.
В нашем ДОУ функционируют 8 групп: 4 из которых являются логопедическими, 1 - санаторной и три группы общеразвивающей направленности.
В настоящее время списочный состав детей составляет 245 человек.
Дети, посещающие детский сад, распределяются следующим образом по группам здоровья:
1 группа здоровья – 62 ребенка;
2 группа здоровья – 156 детей;
3 группа здоровья – 27 детей.
Современные российские условия: экономическая, политическая, ценностная нестабильность, быстрота трансформации социальной ситуации, возрастающий информационный поток неблагоприятно влияют на физическое, психическое и социальное здоровье детей. Помимо выше перечисленного, также факторами риска нарушения здоровья детей является повсеместное внедрение раннего обучения, дефицит общения (в большинстве случаев семьи однодетные), потускнение сюжетно-ролевой игры и др. И тем не менее, родители и педагоги стремятся, чтобы каждый ребёнок рос активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым, сопереживающим. Не случайно, многие из этих характеристик взяты в качестве оценочных результатов освоения образовательной программы дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральными государственными требованиями).
Осуществляя диагностику развития наших воспитанников, мы столкнулись с большим количеством проблем. Около 30 % детей подвержены частым перепадам настроения, бывают вспыльчивы, импульсивны, имеют трудности в общении со сверстниками. В двух группах старшего дошкольного возраста по этой причине педагогом-психологом и воспитателями реализуется специальная игровая программа по формированию дружеских отношений между детьми.
Наиболее распространенной проблемой является повышенный уровень агрессивности у части дети. Довольно часто (не реже 1 раза в месяц) с жалобами на агрессивное поведение детей к психологу обращаются родители и педагоги. Высокую физическую агрессию демонстрируют дети раннего возраста; дети старшего возраста в большинстве случаев проявляют словесную агрессию.
В 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах повышенный и высокий уровень тревожности зарегистрирован у 40 и 50 % (соответственно) детей подготовительных к школе групп. Ребята из этих групп – будущие выпускники детского сада, казалось бы, должны мечтать о поступлении в школу, но в действительности в 20-30 % случаев дети не имеют мотивации к школьному обучению, при этом некоторые говорят о страхе быть неуспешным («получать двойки»), либо наказанным («учитель наругает»). Это свидетельствует об эмоциональном неблагополучии наших ребят.
Около 5 % детей, по заключению медицинских специалистов, имеют синдром гипервозбудимости и синдром дефицита внимания с гиперактианостью. Хотя количество детей, имеющих трудности в усидчивости, удержании внимания, планировании и организации деятельности, значительно выше. Детский сад посещают три ребёнка с диагнозом «задержка психического развития».
Диагностика по физическому воспитанию, направленная на выявление показателей физического развития, позволила обнаружить следующие результаты: 25% детей имеют высокий уровень показателей физической подготовленности, 45% детей имеют средний уровень и 30% - низкий. Среди показателей физической подготовленности наибольшую трудность для детей вызвали такие как прыжок в длину с места, метание мяча и выносливость. Наилучшие же показатели были выявлены у детей при обследовании прыжка в высоту, быстроты бега на 30 метров и показателей на координацию.
Мониторинг здоровья детей, представленный в таблицах, показывает возрастающую тенденцию увеличения количества детей с 3 группой здоровья, возросло количество детей, наблюдающихся или состоящих на учете узких специалистов, таких как хирург, окулист, фтизиатр, кардиолог. В детском саду появились дети, состоящие на учете у аллерголога и нефролога.
Количество детей в ДОУ
2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 2008/ 2009 | 2009/ 2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 | |
ясли | 37 | 40 | 55 | 61 | 60 | 65 | 69 |
сад | 103 | 113 | 177 | 189 | 200 | 195 | 188 |
всего | 140 | 153 | 232 | 250 | 260 | 260 | 257 |
Анализ групп здоровья:
2005/2006 | 2006/2007 | 2008/ 2009 | 2009/ 2010 | 2010/2011 | 2011/ 2012 | 2012/ 2013 | ||
1 группа здоровья | ясли | 5 | 4 | 5 | 5 | 13 | 8 | 25 |
сад | 22 | 14 | 30 | 25 | 30 | 47 | 37 | |
всего | 27 | 18 | 35 | 30 | 43 | 55 | 62 | |
2 группа здоровья | ясли | 32 | 36 | 49 | 56 | 46 | 55 | 33 |
сад | 78 | 99 | 140 | 164 | 167 | 145 | 128 | |
всего | 110 | 135 | 189 | 220 | 213 | 200 | 161 | |
3 группа здоровья | ясли | - | - | 1 | - | 1 | 2 | 11 |
сад | 3 | - | 7 | 1 | 3 | 3 | 23 | |
всего | 3 | - | 8 | 7 | 4 | 5 | 34 | |
4 группа здоровья | ясли | - | - | 1 | - | - | - | - |
сад | - | - | 7 | - | - | - | - | |
всего | - | - | 8 | - | - | - | - |
Диагностика физического здоровья детей:
2004/ 2005 | 2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 2008/ 2009 | 2009/ 2010 | 2010/ 2011 | 2011/ 2012 | 2012/ 2013 | ||||||
Норма 1гр . | 123 | 135 | 153 | 232 | 247 | 43 | 55 | 62 | |||||
2 гр. | 5 | 213 | 200 | 161 | |||||||||
3группа здоровья | 3 | 5 | - | 391 | 17 | 4 | 5 | 34 | |||||
Патология (на учёте у специал.) | Лор | 17 | 19 | 34 | 56 | 65 | 33 | 30 | 18 | ||||
Хирург | 49 | 57 | 67 | 17 | 8 | 3 | 9 | 61 | |||||
Окулист | 3 | 6 | 48 | 24 | 23 | 1 | 17 | 28 | |||||
Логопед | 29 | 34 | 32 | 40 | 39 | 35 | 42 | ||||||
Пульмон. | 1 | - | - | 1 | 1 | 3 | 8 | ||||||
Дермат. | 1 | - | - | 3 | - | 1 | 11 | 6 | |||||
Ц.Н.С. | 58 | 56 | 51 | 45 | 65 | 35 | 49 | 52 | |||||
Кардиолог | 1 | 1 | - | 6 | 10 | 1 | 3 | 12 | |||||
ДЦП | 1 | - | - | - | - | - | - | ||||||
Ортопед | - | - | 13 | 155 | 47 | 15 | 32 | 20 | |||||
Фтизиатр | 40 | 34 | 35 | 35 | 41 | 42 | 32 | 74 | |||||
Эндокринолог | 7 | - | - | - | - | ||||||||
Терапевт | 6 | - | - | 1 | - | ||||||||
Аллерголог | 3 | ||||||||||||
Нефролог | 10 |
Проведенный в ДОУ опрос детей «Где ты был на природе?» показал, что большинство детей представляют себе природу где-нибудь на даче, в деревне, в лесу. Крайне редко дети отмечали парки, деревья, птиц в городе, хотя они находятся рядом с ними.
60% детей отмечали природу в деревне, на даче
30% в лесу
10% на пляже
20% в парке и на улице
20% нигде
Еще одна проблема – замена реальной природы виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели), дети отвечали: «Птицу видел по телевизору», или «В компьютерной игре». Ребенок все больше времени проводит за компьютером, телевизором, плеером, телефоном. В эпоху нашей цивилизации это, конечно, не так плохо, однако никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево и др.
Современные дети нередко испытывают страх перед природой. Наблюдая за детьми во время работы с глиной, песком или землей, мы заметили, что некоторые ребята боятся взять «грязь» в руки, потрогать ее, т.к. дома за это их часто ругали.
Родители же, в свою очередь, зачастую ограничивают места для прогулок с детьми двором, в то время как недалеко от дома находится сквер, парк и другие места – великолепные условия для общения ребенка с природой, для его познавательного развития.
Работая в детском саду не один год и наблюдая за детьми, беседуя с ними, мы заметили, что большинство детей отдает предпочтение «вредной» пище. Многие дети имеют проблемы с избыточным весом, но родители в этом не видят ничего страшного. Для них показатели: «круглые щеки», «отменный» аппетит – норма хорошего здоровья.
А также никто из родителей не связывает поведение ребенка с его питанием. В современной педиатрии имеется мнение, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка . Достаточно проанализировать сегодняшний рост заболеваемости синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и продукты, которые в наше время попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них заключаются разнообразные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, патология внимания, беспокойство – все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка. В России по данным Министерства Здравоохранения за 2011 год, неуклонно растет количество детей, страдающих пищевыми аллергиями – 5% , с избыточной массой тела – 12%, заболеваниями ЖКТ – 90%.
Все вышеперечисленные данные говорят о необходимости психологической поддержки наших воспитанников и укреплении их здоровья, которое включает в себя физические и психические составляющие.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в эколого-валеологическом воспитании ребенка.
Понимание самими педагогами экологических и валеологических проблем и причин, их побуждающих, профессионализм и педагогическое мастерство, общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания – определяет результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры.
На начальном этапе работы по данному направлению было проведено анкетирование педагогов по проблеме экологического воспитания детей в ДОУ. Вопросы анкеты были следующими:
- Что такое экологическое образование?
- Возникают ли у Вас трудности в работе по экологическому образованию? Если да, то какие?
- На каких принципах, с вашей точки зрения, должна строиться работа по экологическому образованию дошкольников?
- Какова роль педагога в экологическом образовании дошкольников?
- Какую природоохранную деятельность могут осуществить дети совместно со взрослыми в условиях ДОУ?
Анализ результатов анкетирования показал:
45 % педагогов отмечают природоохранную деятельность – как ведущую в экологическом образовании;
65% педагогов стремятся к экологизации разных видов детской деятельности;
10% педагогов считают, что важнейшим компонентом экологического воспитания является необходимость изучения взаимосвязей в природе и формирование у детей экологически безопасного поведения;
55% педагогов достаточно владеют научными знаниями в области экологии
У 65% педагогов присутствует экоцентрический тип сознания;
60% педагогов стремятся реализовать в практике принципы современного экологического образования.
Однако:
25 % формулируют цель экологического образования достаточно расплывчато, как «воспитание любви к Родине, природе»;
20% педагогов сводят экологическое воспитание к изучению природы;
У 45% педагогов недостаточный уровень научных экологических знаний;
Для 35% педагогов характерен антропоцентрический тип сознания;
40% педагогов не реализуют в практике такие принципы как научность, регионализм, конструктивизм и гуманизм;
35% педагогов не обеспечивают экологизацию детских видов деятельности.
Также было проведено педагогическое наблюдение и собеседование с педагогами, анализ результатов которых показал, что:
- В группах недостаточно оснащены различными материалами Центры Активности и, как следствие, слабо организована деятельность с детьми;
- Часть педагогов (40 %) испытывали трудности в организации исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми и проведении наблюдений;
- Многие воспитатели испытывали затруднения в привлечении родителей в процесс эколого-валеологического воспитания детей (60%)
- У части педагогов преобладал антропоцентрический тип сознания (человек – главная единица природы);
- Педагоги владеют некоторыми методами и приемами для воспитания основ эколого-валеологического направления, однако целостной системы еще не сложилось;
- Часть педагогов понимают определение некоторых понятий достаточно узко.
Все вышеперечисленные факторы позволили прийти к выводу, что в ДОУ необходима единая система эколого-валеологического воспитания детей.
Цель, задачи, условия и основные принципы системы.
Цель: создание целостной системы работы, направленной на достижение положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников, формировании у них эколого-валеологической культуры.
В связи с этим в работе с детьми, педагогами и родителями были определены следующие задачи:
С детьми:
1. Способствовать формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
2. Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы;
3. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом; способствовать развитию чувства эмпатии к объектам природы;
5. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
6. Способствовать формированию первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, признание самоценности и многообразия явлений природы, ценности общения с природой);
7. Формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
8. Формировать желание и умения сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также осуществлять элементарную природоохранную деятельность в ближайшем окружении;
9. Способствовать формированию элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
С педагогами:
1. Способствовать осознанию педагогами приоритетности эколого-валеологичееского образования на современном этапе;
2. Помочь освоить эффективные методы, приемы организации работы с детьми по эколого-валеологическому образованию;
3. Научить педагогов диагностировать уровень экологической воспитанности детей;
4. Углубить и расширить эколого-валеологические знания педагогов;
3. Научить воспитателей способам установления взаимоотношений сотрудничества с родителями по проблеме эколого-валеологического воспитания детей;
4. Способствовать формированию у педагогов экоцентрического типа сознания.
С родителями:
1. Способствовать осознанию родителями значимости эколого-валеологического образования – как важнейшего направления развития личности ребенка;
2. Актуализировать потребность в совместной с педагогами деятельности по эколого-валеологическому образованию;
4. Познакомить родителей с методами и способами организации экологически ориентированной деятельности в ДОУ и в домашних условиях;
5. Углубить и расширить эколого-валеологические знания родителей;
6. Создать условия для привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Основные понятия:
Здоровый образ жизни – это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознано реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способных к продлению рода и достижению активного долголетия (И.В.Никишина).
Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эмоционально- положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.
Валеологическое образование есть системно организованный процесс валеологического обучения и воспитания, где валеологическое обучение предполагает овладение ребенком системой валеологических знаний, а валеологическое воспитание становится условием формирования у ребенка чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, ценностных ориентации на индивидуальное здоровье, мотиваций к его формированию и развитию.
Валеологические способности — специфические способности человека, позволяющие ему успешно осуществлять деятельность по развитию и формированию своего индивидуального здоровья — способности к валеологическому самопознанию, валеологической самооценке, валеологической саморегуляции.
Валеологическое сопровождение ребенка — деятельность воспитателя (учителя), направленная на создание «безвредных» для здоровья ребенка условий существования в образовательных учреждениях.
Словосочетание «эколого-валеологические знания», введенное З.И. Тюмасевой, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды. Под эколого-валеологической компетенцией понимается – уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности.
Экологические знания (С.Н. Николаева) – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сужества, к которым относится и человек, т.е. он сам.И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. По определению В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологической культуры личности на протяжении всей жизни.
В. А. Ситаров отмечает, что экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.
Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Однако в нашем дошкольном учреждении, в качестве методологического обоснования, применяется и используется определение, предлагаемое Н.А.Рыжовой, так как ею предложена целостная концепция экологической системы, а подход к данной проблеме является для нас более приемлемым. Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Условия, необходимые для реализации данного направления:
- соответствие деятельности ДОУ требованиям СанПиН;
- наличие в ДОУ организации рационального питания и питьевого режима, соответствующего современным требованиям, соответствующих условий для двигательного режима дошкольников;
- высокая профессиональная компетентность педагогов и специалистов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;
- качественная система мониторинга
Е.Г. Кушниной выделены условия организации единой здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ, которая применительна и к нашему ДОУ:
1) валеологизация и экологизация образовательного процесса, предполагающие нацеленность на сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка;
2) комплексный подход к сопряженным процессам обучения, воспитания, развития;
3) биоэкосоциальная адаптация ребенка к условиям пребывания в ДОУ, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, культурой взаимоотношений;
4) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
5) субъект-субъектность взаимоотношений воспитателя и детей;
6) региональность образования, позволяющая затронуть чувства ребенка на близком и понятном, дорогом для него содержании.
Ожидаемые результаты системы:
1. Повысится активность родителей в жизни ДОУ;
2. Педагоги приобретут опыт разработки и реализации проектов эколого-валеологической направленности;
3. Дети смогут участвовать в различных конкурсах городского и международного значения;
4. Повысится валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения. Дошкольники научатся оказывать элементарную медицинскую, психолоическую самопомощь и помощь;
5. У детей произойдет обогащение знаний об ОБЖ, ПДД, ЗОЖ;
6. Дошкольники проявят любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, будут стремиться быть успешными, научатся адекватно оценить свои умения;
7. Дети с интересом будут участвовать в экспериментальной и практической деятельности; научатся самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения;
Концептуальная идея, содержание системы:
Данная система базируется на следующих методологических идеях:
- Необходима поэтапность и преемственность в освоении эколого-валеологической культуры.
- Необходимо активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
- Эколого-валеологическое образование сегодня не может быть достаточно эффективным вне социального партнерства с учреждениями, организациями района и города, работающими в данном направлении
- Формировать эколого-валеологическую культуру детей , способствовать их оздоровлению может только экологически грамотный, психически и физически здоровый педагогог.
Преемственность и поэтапность в изучении и распределении содержания эколого-валеологического воспитания детей.
Новизна и оригинальность представленной системы работы заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении эколого - валеологического содержания по разным возрастным группам, в интеграции эколого- валеологических знаний, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.
Существует явная преемственность между возрастными группами по разделам эколого-валеологического воспитания детей:
младший дошкольный возраст — средний дошкольный возраст — старший дошкольный возраст — подготовительная к школе группа.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Реализация данных идей поставленных задач осуществляется, прежде всего в совместной деятельности педагога и детей, предусмотренной программой «Сообщество», на основе которой разработана ООП ДОУ.
Задачи образовательной деятельности реализуются через интеграцию всех образовательных областей и различные виды деятельности.
Например, образовательная область, чтение художественной литературы. В систему работы с детьми дошкольного возраста включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Детям постоянно читают, в каждой группе есть подбор текстов разных жанров, о природе, взаимоотношения человека и природы, соответствующие возрасту. Дети сочиняют рассказы по картинкам, придумывают загадки, оформляют книжки-малышки; разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации.
Наблюдение. Это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Процесс воспитания детей в повседневной жизни предусматривает воспитание детей в разные режимные моменты. С точки зрения эколого-валеологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между различными формами непосредственно- образовательной деятельностью и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы (в нашем детском саду — это аквариумы с рыбками, морская свинка, сухопутные улитки), различными представителями комнатных растений. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает различные формы и организацию.
Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Каждый содержательный цикл включает ряд разных по смыслу наблюдений за одним объектом, их количество зависит от возраста детей: в старших группах - 8-10 наблюдений. Наблюдения одного цикла проводятся последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня.
Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют
характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы и др. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях. С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств.
Исследовательская деятельность и экспериментально-опытническая работа.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
Моделирование в экологическом воспитании. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Рассказ воспитателя. Во время прогулок, экскурсий, в повседневном общении воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.
Беседа с детьми. Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:
для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией и др.);
для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний о природе, формирования отношения к природе.
В каждой беседе решается задача развития речи детей. Используются установочные, эвристические и итоговые беседы.
Игра. Ребенок дошкольного возраста – это еще маленький ребенок, который хочет много играть. Поэтому воспитатель включает игру в труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации. В эколого - валеологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Используются 2 группы игр: игры с готовым содержанием и правилами (дидактические и подвижные) и творческие игры.
Труд детей в природе.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания, Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость растений от животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. Дети нашего ДОУ имеют уникальную возможность принять участие в экологических акциях детского сада, таких как уборка и благоустройство территории, совместно с родителями. Акция «Накормите птиц зимой» и «Домик для скворца».
Экскурсии. Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. В содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Прогулки дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения.
Работа на участке и огороде детского сада
Во всех группах ДОУ организованы мини-огороды на окне. Данная деятельность осуществляется с самого раннего возраста и вплоть до подготовительной к школе группе. Весной данная деятельность выносится на улицу, на огород, расположенный на территории детского сада. Все наблюдения за всходами и ростом растений дети фиксируют в дневниках наблюдений, расположенных в группе.
Праздники, развлечения. Дети – постоянные участники праздников и развлечений, проводимых в ДОУ. Традиционными стали в нашем ДОУ недели здоровья и недели безопасности один раз в месяц. Праздник «Цветов», «В гостях у витаминки» и другие.
Значение праздников и развлечений как форм эколого-валеологического воспитания детей трудно переоценить. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.п.
Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Медсестра и воспитатель обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения №330 широко использует в экологическом воспитании дошкольников экологические тропы. Экологическая тропа – это особая, организованная взрослыми форма приобщения детей к знаниям о природе, настраивающая на активное восприятие разнообразных экологических объектов, наглядно демонстрирующих взаимосвязь между всеми природными компонентами, выбранными на определенной территории.
Экологическая тропа помогает решить многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи:
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенного;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Умение видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
- Воспитание эстетических чувств;
- Самовоспитание через общение с природой;
- Воспитание любви к природе, Родине;
- Укрепление дружеских взаимоотношений со сверстниками;
- Установление взаимопонимания между воспитателем и детьми;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
В каждой возрастной группе детского сада активно ведется работа по проектной деятельности с детьми, родителями и специалистами учреждения в рамках эколого - валеологической культуры.
Что такое экологический проект?
Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желаниями детей, содержанием образовательных программ.
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й – основной (исследовательский): выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й – обобщающий (заключительный): подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
В образовательном плане работа по проекту позволяет педагогу дать ребенку достаточно большой объем разнообразной информации по экологии, географии, биологии. При этом сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность, что в дальнейшем поможет им оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей. Выполняемые детьми задания носят обучающий и контролирующий характер, а сам прием является многофункциональным и может быть использован при изучении многих тем.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач. В любом случае проект длится не менее года, так как ребенок должен иметь возможность наблюдать за сезонными изменениями в окружающей среде. Регулярность выполнения зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Внедрение технологии проектирования позволяет дошкольникам стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов, проектная деятельность становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме, игры, конкурсы раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в образовательный процесс. Привлечение специалистов к совместной работе делает проект более познавательным.
В рамках данного направления реализованы следующие проекты:
- «Азбука здорового питания» (педагоги: Кунц Н.В., Чернякова С.М., Денерд Т.Г., Золотухина Л.П.)
Цель проекта: сформировать представления у детей и родителей о здоровой пище и помочь им узнать о влиянии правильного питания на здоровье.
- «Здоровое питание – залог здоровья» (педагог: Довыдова Г.Н.)
Цель: сформировать у детей и их родителей представление о том, что здоровье человека напрямую зависит от экологически чистых и полезных продуктов, употребляемых в пищу.
- «Берегите лес» (педагог: Мигужова Л.В.)
Цель: Формирование основ экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
- «Развитие речи в валеологическом воспитании детей» (учитель-логопед: Висмантнек С.Ю.)
Цель: способствовать развитию речи воспитанников посредсвом эколого-валеологического воспитания в условиях ДОУ.
- «Огород – овощей хоровод» (педагог: Канайкина С.Н.)
Цель: Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к природе.
- «Почва – живая земля» (педагог: Рушкова И.С.)
Цель: Познакомить детей с особенностями почвы, ее обитателями, ее значением в жизни растений, животных и микроорганизмов, способствуя формированию основ экологического воспитания.
- «Здоровье детей в наших руках» (педагог: Чухлебова П.А.)
- «Музыкальный мир природы» (педагог: Канайкина С.Н.) и другие.
Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно - развивающей среды в группе. При создании которой реализуется здоровьесберегающий подход:
- Безопасные условия;
- Санитарно-гигиенические условия;
- Возрастные и индивидуальные особенности;
- Современные педагогические требования;
- Современный дизайн в интерьере детских помещений и другое.
В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Также предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно-ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за живыми объектами, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Возрастает активность детей в овладении основными видами движений, поэтому в каждой группе оформлен Центр здоровья или Центр спорта – для формирования основ здорового образа жизни и организации двигательной активности, в котором имеется необходимое оборудование (мячи, кегли, скакалки, ортопедические дорожки, кольцеброс, контейнеры с наполнением фасоли и гороха и многое другое).
Активное взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий здоровьесберегающего воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Никакой образовательный процесс не является эффективным без вовлечения в него семей воспитанников. Учитывая специфику работы в детском саду, связанную прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста, особый акцент уделяется работе с родителями, так как родители являются первыми воспитателями ребёнка, именно семья оказывает решающее влияние на развитие и формирование характерологических особенностей дошкольника. На собственном опыте я убедилась, что без тесного сотрудничества с родителями невозможно достичь хороших результатов.
Направления работы для реализации поставленных задач
Направления работы | Цели | Содержание и формы работы |
Информационно-просветительская | 1. Регулярно и своевременно информировать родителей об актуальных проблемах, связанных со здоровьем детей дошкольников. 2. Вести просветительскую работу среди родителей по вопросам здоровьясбережения. | 1. Оформление информационных стендов 2. Оформление наглядной текстовой информации для родителей в группах. 3. Выпуск газеты «Аринушкины вести», «Экологический вестник» 4. Родительский клуб «Ответственных и любящих родителей» 5. Детско-родительская школа «Содружество» 6. Родительские собрания 7. Буклеты |
Консультативная | 1. Организовывать работу по поддержке каждой семьи в период адаптации для предупреждения возможных трудностей привыкания ребенка к детскому саду 2. Проводить консультативную работу с родителями с привлечением специалистов | 1. Консультации 2. Заполнение листа адаптации и карты нервно-психического развития ребенка 3. Анкетирование родителей 4. Праздник в группах «Давайте познакомимся» 1. Организация консультативного пункта на базе ДОУ 2. Проведение групповых консультаций специалистов 3. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей |
Организационная | Вовлекать родителей в образовательный процесс | 1. Проектная деятельность детей и родителей 2. Выставки детских работ 3. Совместные праздники, досуги, экскурсии, участие родителей в различных видах совместной деятельности 4. День открытых дверей |
Диагностическая | 1. Изучение особенностей семей 2. Изучение влияния на ребенка членов его семьи | 1. Собеседование 2. Интервьюирование 3. Анкетирование 4. Наблюдение |
В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. К сожалению, не всегда родителям удается осуществлять хорошее взаимодействие, избегая непонимания своего ребёнка и, следовательно, проблем в осуществлении воспитательных функций. Способствовать решению данной проблемы может детский сад. Поэтому в нашем ДОУ организована Детско - родительская школа «Содружество», куратором которой стала педагог-психолог детского сада Кох Елена Валерьевна.
Работе педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников в последнее время уделяется особое внимание. Она начинается ещё задолго до посещения ребёнком детского сада, когда родители получают рекомендации во время индивидуальных консультаций, либо общих родительских собраний. Актуальность данной работы возросла в связи с переходом дошкольных учреждений на Федеральные государственные требования, которые предусматривают ежедневное взаимодействие родителей и педагогов, активное участие родителей в образовательном процессе. Обеспечить это возможно лишь при установлении и развитии отношений партнерства и сотрудничества взрослых и детей. Данная идея сотрудничества и легла в основу создания данной программы.
Цель программы: укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
- Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, обогащение опыта взаимодействия с ним. Повышение педагогической компетентности родителей.
- Вовлечение семей воспитанников во взаимодействие с педагогами детского сада.
Предлагаемая программа в большей степени подходит для родителей младших дошкольников, которые проводят первые дни в детском саду. Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю, чередуя занятия только со взрослыми (родителями и педагогами) и совместные занятия с детьми и родителями. Продолжительность каждого занятия может варьироваться от одного до двух часов, в зависимости от интересов, активности и потребностей участников. Программа может быть легко трансформирована, исходя из запросов и пожеланий родителей и задач, которые ставят перед собой педагоги. Предлагаемые вопросы для рассмотрения выбраны на основании изучения интересов родителей, воспитывающих детей 3-5 лет.
Для оказания помощи родителям в воспитании ребёнка, налаживании общения родителей с ребёнком, в создании в семье благоприятных условий для развития ребёнка на разных возрастных этапах был создан «Клуб ответственных и любящих родителей». На протяжении длительного времени руководила клубом научный консультант детского сада, старший преподаватель кафедры психологии ЕГФ НГПУ, заведующая лабораторией здоровья и развития дошкольников МБДОУ ДОДиВ «Городской центр образования и здоровья «Магистр» Яковенко Татьяна Дмитриевна, в настоящий момент данную работу курирует педагог-психолог ДОУ Елена Валерьевна Кох. Я выступаю ассистентом, осуществляю подготовку к встрече (анкетирование родителей, интервьюирование детей, изготовление приглашений на встречу и раздаточного материала, подбор аудио- и видеозаписей по теме, создание презентаций). Заседания Клуба проходят один раз в месяц: в тёплой атмосфере за чашкой чая родители и педагоги под руководством Татьяны Дмитриевны обсуждают самые разнообразные вопросы, анализируя и оценивая различные стили воспитания детей, пытаясь понять поведение детей, их поступки и состояния. Таким образом, повышается уровень психолого-педагогических знаний и умений как родителей, так и воспитателей групп. За приобретаемый опыт участники неоднократно благодарили в устной и письменной форме – эта благодарность лучшая оценка для нас – организаторов Клуба.
На встречах клуба обсуждаются вопросы семейного воспитания, психического и личностного развития ребенка, обеспечения его эмоционального благополучия. И если сначала темы предлагались ведущим клуба, то сейчас они предлагаются родителями. Значительно повысилась вовлеченность и заинтересованность, и что нас особенно радует, активность родителей.
Для постоянного психопросвящения семей воспитанников в холлах на стендах, а также в приёмных групп специалистами ДОУ представляется информация по актуальным вопросам воспитания, развития, обучения, сохранения психического здоровья дошкольников, которая периодически обновляется. Оформляется она в виде листовок, буклетов, книжек, раскладушек и т.п.
Пути решения задач и достигнутые результаты:
Пути решения задач | Достигнутые результаты |
1. Создание единой системы психолого-педагогического образования родителей по здоровьесберегающему направлению | 1. Разработана технология «Вместе с семьей» 2. Разработан проект Детско-родительской школы «Содружество» 3. Разработан проект «Экологическая тропа в ДОУ» |
2. Определение содержания работы | 1. Разработаны методические рекомендации «Организация детского экспериментирования», «Компьютер и дети», «Гендерный подход в воспитании дошкольников» и другие. 2. Изучен передовой педагогический опыт по работе с родителями в эколого-валеологическом направлении |
3. Разработка и апробация интерактивных форм и методов работы с родителями | 1. Изучены программы и технологии по проблеме |
Оздоровление педагогического коллектива в условиях ДОУ.
Кто не ценит собственного здоровья,
Тот меньше заботится и о других людях.
В.М. Шепель
Формировать эколого-валеологическую культуру детей, способствовать их оздоровлению может только экологически грамотный, психически и физически здоровый педагог.
С целью профилактики синдрома эмоционального выгорания а так же для профессионального и личностного роста педагогов были организованы творческие мастерские, организаторами которых выступали либо сами сотрудники, либо преподаватели школы искусств. Так, например, на одной из таких мастерских педагоги смогли освоить технику изготовления денежного и кофейного дерева, свечи, декоративных елочек и др.
Организуются на базе дошкольного образовательного учреждения 1 раз в месяц под руководством специалистов из центра творчества или одного из сотрудников ДОУ.
Для педагогов, которые не смогли принять участие в творческих мастерских, была предложена альтернатива выбора стать членом театральной студии либо танцевальной группы, организованных на базе ДОУ. Танцевальная группа «Аринушка» организована с 2012 года на базе детского сада под руководством хореографа Федорининой Ольги Викторовны, занятия проводятся 2 раза в неделю (преимущественно во вторник и пятницу).
Театральная студия образовалась в ДОУ в 2010 году под руководством музыкального руководителя ДОУ Колесниковой Людмилы Лукиничны.
Стимулирование администрацией активности воспитателей, а также с учетом того, что сама по себе профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов деятельности не возможно не уделить внимание оказанию сотрудникам психологической помощи и поддержки. Под девизом «Здоровый педагог — здоровый ребёнок» был предпринят комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов. В первую очередь – это индивидуальное консультирование и диагностика уровня эмоционального выгорания по запросу педагогов. Были проведены практикумы «Эмоциональное благополучие педагога», содержащие коммуникативные игры, дыхательные и релаксационные упражнения, визуализацию, приёмы арт-терапии для создания ресурсных объектов.
За время работы в ДОУ я активно пропагандирую здоровый образ жизни среди воспитанников, педагогов и родителей, в том числе и личным примером. Так, участвуя в различных спортивных мероприятиях района и города, награждена дипломами 1 степени по 5 видам спорта: волейболу, шахматам, лыжным гонкам, настольному теннису и веселым стартам , а в 2011 году команда нашего детского сада стала абсолютным победителем спартакиады среди работников ОУ и ДОУ Заельцовского района.
С целью сплочения и оздоровления коллектива традиционными стали коллективные походы и отдых на природе
Также эффективно используется конкурсное движение педагогов - как инструмент построения образовательного процесса:
«Лучшая развивающая среда в группе»
«Лучшая приемная»
«Лучший участок детского сада»
Фотовыставка «Здоровый педагог - здоровый ребенок»
«Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ»
С 2012 учебного года реализуется активное Социальное партнерство с другими учреждениями района и города.
Новосибирский Зоопарк.
Активное сотрудничество нашего ДОУ и Новосибирского зоопарка заключается в следующем: на базе нашего ДОУ два раза в месяц сотрудниками зоопарка организуются лекции и викторины из жизни животных, об особенностях содержания животных в условиях зоопарка и др. для детей старшего и подготовительного возраста. Перечень примерных тем для лекций:
- Мир зоопарков
- Добро пожаловать в Новосибирский зоопарк
- Зоопарки мира
- Роль зоопарков в сохранении биоразнообразия
- Как живет зоопарк
- Малыши зоопарка
- Животный мир стран и континентов
- Европейцы мира зверей
- Львиная доля
- Зооазиаты
- В гостях у Кенгуру
- Эндемики и космополиты мира зверей
- Этот удивительный животный мир
- Самые-самые…
- Мифы и реальность в животном мире
- Где и как живут животные
- Приспособления в мире животных
- Разум и чувства в мире животных
- Социальное поведение животных
- Кушать подано! Рассказ о пищевых пристрастиях животных
- Герой дня
- Судьба леопарда
- Снежный барс
- Мишка на севере
- Интересные факты из жизни животных
- Удивительные змеи
- Самые родные
- Водный мир
- Удивительное рядом (животные НСО и вопросы охраны природы региона)
- Животные красной книги НСО
- Леса Сибири, их обитатели и защита
- Особо охраняемые природные территории Новосибирской области
- Будь человеком, человек! (вопросы сохранения животного мира Земли)
- Биоразнообразие и охрана животного мира
- По заповедным местам России
Один раз в месяц группа детей совместно с родителями посещает лабораторию Новосибирского зоопарка, где у детей появляется возможность не только что-то новое услышать из жизни какого-либо животного, но и самому понаблюдать за ним, прикоснуться к нему, поухаживать за ним. Воспитанники нашего детского сада с большим удовольствием изображают увиденных и полюбившихся им животных, традиционно эти работы принимают участие в выставке зоопарка.
Два раза в год (осенью и весной) у детей и родителей воспитанников появляется возможность принять участие в уборке территории нашего зоопарка в рамках кружка юннатов. Традиционными становятся посещение различных мероприятий, проводимых на территории Новосибирского зоопарка, таких, например, как масленица. После проведенных лекций в ДОУ дети и родители воспитанников стали значительно чаще бывать в Новосибирском зоопарке.
Набирает свои обороты и работа по коррекционному направлению в рамках данного сотрудничества. Была определена экспериментальная группа детей, для которых разрабатывается определенный план работы с целью снижения у данных детей повышенного уровня тревожности, агрессивности. В настоящий момент совместно с методической службой Новосибирского зоопарка разрабатывается программа коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальная школа и филармония
Учащиеся музыкальной школы традиционно приглашаются в ДОУ. Организуются коллективные походы детей и родителей воспитанников в данные учреждения. Данная форма сотрудничества возникла в процессе создания проекта группы «Ромашка» «Музыкальный мир природы» под руководством воспитателей группы.
2 раза в год приглашаются работники передвижного планетария. Темы подбираются либо экологической, либо валеологической направленности.
Результаты системы, выводы
Организованная таким образом система работы позволила:
- Существенно повысить профессиональный уровень воспитателей по данному направлению работы с детьми;
- Изменить отношение самих педагогов к проблеме экологического воспитания;
- Преобразовать, модифицировать имеющиеся в группах Центры Активности;
- Изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу;
- Повысилась активность родителей в жизни ДОУ;
- Педагоги приобрели опыт разработки и реализации проектов эколого-валеологической направленности;
- Дети все больше участвуют в различных конкурсах городского и международного значения;
- Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения;
- Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; самостоятельно ставят задачи и строят логические выводы, умозаключения;
- Благодаря социальному партнерству оформляется видеотека фильмов и презентаций о природе, животных, удивительных фактах окружающего мира;
- Повысилась и психолого-педагогическая компетентность воспитателей:
заинтересованность в сотрудничестве
преобладание у большинства педагогов использования индивидуального, личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;
- Положительные изменения социально-психологического климата, которые проявляются в доминировании профессионально-личностного взаимодействия между педагогами, в преобладании хорошего настроения и позитивного настроя у большинства педагогов, активное участие в мероприятиях напрямую не связанных с воспитательно-образовательным процессом;
- Особо значимыми результатами индивидуальной коррекционной работы определяю положительную динамику в развитии ребёнка с ЗПР, во всех случаях – избавление детей от страхов, достижение ожидаемых результатов в коррекции поведения детей.
- Результатом подгрупповой коррекционной работы – высокий процент готовности наших выпускников к поступлению в школу;
- В целом уровень сформированности экологических и валеологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился как у детей, так и у родителей воспитанников;
- Особую заботу дети стали проявлять за обитателями центров науки и природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными и растениями не только во время своего дежурства в Уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения или какого - либо дети с интересом и восторгом рассказывают воспитателю и остальным детям об увиденном. Так же большой интерес у детей вызывают аквариумные рыбки.
- Дети с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
- Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Сегодня можно говорить пока о промежуточных результатах. Очень многое по данному направлению уже сделано, но еще больше предстоит реализовать. Работа с коллективом в этом направлении практически только началась, и, поэтому, в ближайший период времени планируется более глубокое изучение данной проблемы.
Список литературы:
- Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с.
- Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» М: «Карапуз – дидактика», 2005.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево», М: «Карапуз – дидактика», 2005.
- Рыжова Н.А. Экологический проект «», М: «Карапуз – дидактика», 2005.
- Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений. М.: Академия здоровья, 1997. – 376с.
- Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с
- Программа “Что могут знать дошкольники о человеке” А. И. Иванова (расширенный вариант рубрики “Человек” в программе “Живая экология”);
- Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина;
- Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6;
- Тарасова Т. А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. М, 1998. – 333с
- Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 120с
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т. С. Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 48с.
- Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.
- Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.
- Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006. – 171с.
- Орехова Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 355с..
- Петрова Т. Н. , Дмитриенко В. Д. , Петрова Е. А. Примерное планирование занятий валеологии в средней группе // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С. 31-35
- Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях. Представлен опыт работы коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения "Аленький цветочек" г. Ноябрьска Тюменской области ЯНАО. Книга адресована руководителям и педагогам.
- Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений.
- Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для УНК / Под ред. В. Н. Касаткина.
- Примерное планирование занятий валеологии в средней группе Т. Н. Петрова, В. Д. Дмитриенко, Е. А. Петрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6
- Сизева Н. "Валеология. Конспект комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет)"
- Терпугова Е. А.Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Феникс 2007
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
- Дергунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2006.
- Агаджинова С.Н. Как не болеть в детском саду. СПб., Детство–пресс, 2010.
- Баранова М. Л., Копытина М.Г. Практический опыт здровьесберегающей деятельности в ДОУ. Москва, 2008.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М., Мозаика, 2005.
- Брязгунов И.П. Научите детей не болеть. М., ВЛАДОС, 2004.
- Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток, 1996.
- Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое просвещение родителей. СПб., Детство-пресс, 2009
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград, 2010
- Кайгородова Н.А., Ярманова И.В., Бловнева Т.А. и др. Здоровьесберегающая практика в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ханты- Мансийск, 2003 г.
- Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. Москва, Медицина, 1986
- Голицина Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва, 2010
- Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, СПб., 2006
- Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях.// Под ред. В.И.Орла и С.Н.Аганджановой. СПб., Детство-пресс, 2006
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии. М., Ставрополь 2003
- Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в ДОУ. М., Владос-пресс,2006
- Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. М., Просвещение, 1990
- Яковлева Т.С., И.П. Лашнева. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду М., Школьная пресса, 2007
630082
г. Новосибирск
ул. Дмитрия Донского 31/2
МКДОУ д/с №330 «Аринушка»
Тел. служебный: 226-69-30
Тел. сот.: 8-923-118-46-70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эколого-валеологической культуры детей старшего возраста
Живя в центре города, среди домов и асфальта, где парки и деревья большая редкость, я решила знакомить детей с окружающим миром по программе эколого - валеологического воспитания.Под эколого - в...
Эколого - валеологическое воспитание дошкольников
¢Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование...
Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»
Методическая разработка планирования по теме:«Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи»БЛОК «ОСЕНЬ» Лексические темыЭколо...
«Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей....
Дидактическая игра как средство воспитания у детей дошкольного возраста эколого-валеологической культуры
воспитание у дошкольников эколого-валеологической культуры средствами дидактической игры...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
в помощь педагогам...
«Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Статья «Эколого – валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»...