педагогический опыт «Использование пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_poslovitsam_2025.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 19»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«Использование пословиц в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста»

ВОСПИТАТЕЛЯ

Гавриковой Татьяны Викторовны

г. Алексин

Хочу поделиться своим опытом работы:

 «Использование пословиц в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

С детьми я начала работать с сентября 2020 года. Наблюдая за ними, обратила внимание, что они, играя, общаясь между собой, не всегда могли выразить свои мысли, желания, с трудом отвечали на мои вопросы. Словарный запас был невелик для их возраста, некоторые ребята боялись, стеснялись вступать в диалог друг с другом или со мной. Все эти наблюдения заставили меня уделить особое внимание развитию речи моих воспитанников.  Ведь речь - это приобретённая способность, а не врождённая.

Теперь передо мной стоял вопрос, как решить эту задачу. Непросто научить ребёнка говорить. Нужно было внедрить в работу что-то необычное и интересное для детей и при этом делать незаметно и ненавязчиво. И тогда я вспомнила о пословицах. Пословицы – это неотъемлемая часть нашей русской культуры.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.

Пословицы – богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-интонационной выразительности речи. В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

        Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. 

Прежде всего, я стала работать над собой. Прочитала и осмыслила много пословиц и начала применять их в своей речи. Очень важно, чтобы сам педагог имел запас пословиц и употреблял, вспоминал бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатель сам употребляет пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети.

Следующим этапом было знакомство детей с пословицами. Здесь процесс постепенный. Надо начинать с простого, понятного детям. Вначале пословицы применялись в режимных моментах. Идём умываться, звучит пословица: «Не умывши лица, за стол не садятся», «Не замоча руки, не умоешься», «Захочешь есть – умоешься». Собираемся на прогулку, и кто-то медленно одевается: «Семеро одного не ждут». Садимся за стол обедать: «Когда я ем - я глух и нем», «Без хлеба да без каши ни во что и труды наши», «Без хлеба не обедают», «Зелень на столе – здоровье на сто лет», «За общим столом и еда вкуснее». Ложимся спать: «Сон дороже лекарства», «Спит — хоть из пушек пали», «Во сне хвори скорее проходят».

Потом перешли к пословицам о временах года, природных явлениях, дружбе, труде, семье, совести, пословицах о Родине. Вначале ребятам приходилось толковать смысл пословицы. Со временем дети научились понимать их.

 Пословицы хороши тем, что их изучение и применение не требуют материальной базы.  Их можно применять, когда дети играют, занимаются непосредственно-образовательной деятельностью, говоря: «Делу время, а потехе час», «Ученье свет, а не ученье – тьма», «Без терпенья нет ученья», «Знание — сила». Когда между детьми происходят разного рода конфликтные ситуации: «Живут — как кошка с собакой», «Мир да лад — большой клад», «Нелады да свары хуже пожара», «С людьми браниться — никуда не годиться». А чтобы помирить детей, пословица всегда придёт на помощь: «Без друга в жизни туго», «Был бы друг – будет и досуг», «Дерево держится корнями, а человек — друзьями».

    Чтобы не потерять интерес к пословицам у детей, мне пришлось поселить в нашей группе сказочного персонажа - домового Кузьму. Домовой – это знаток русского фольклора, устного творчества. Кузьма со своим сундучком сказок и пословиц прочно занял место среди нас. Дети с интересом слушают его необычную речь, где встречаются устаревшие слова русского языка. Пословицы из его уст звучат естественно и      их смысл дети улавливают быстрее.

Пословицы – это народная мудрость, часть нашей истории, самобытности. В детском саду есть мини музей «Русская изба», где представлены экспонаты жизни русского народа. Погружая ребенка в национальный быт, создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни. Поэтому ряд занятий, бесед по пословицам проходили в «Русской избе», чтобы дети почувствовали родной язык, его многогранность и выразительность.

Следующим этапом в моей работе стало привлечение родителей. Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей. «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - гласит одна из пословиц. И родители стали моими партнерами. Наряду с детьми они познавали мир пословиц.

       Итогом этой работы стала созданная руками детей и родителей книга «Пословицы». Дети с родителями выбирали пословицу, иллюстрировали, используя разные материалы (карандаши, краски, пластилин и др.) и объясняли её смысл. Книга получилась яркой, интересной. И их труды не пропали даром. Изучая пословицы, объясняя их детям, они больше времени проводили с детьми: разговаривали, общались, дарили частичку своего тепла. Дети находились в активном общении, что положительно сказывалось на развитии речи.

       Дальнейшая работа немного усложнилась. Дети увлеклись театрализованной деятельность, где мы инсценировали сказки по пословицам. Здесь нужно не только уметь говорить, но делать это выразительно, не боясь публики. Инсценируя сказки, дети знакомились с богатством родного языка, его многогранностью. У них формировалась диалогическая, эмоционально насыщенная речь, совершенствуется артикулярный аппарат, стимулируется активная речь. Сказка по пословице «Как потопаешь, так и полопаешь» привела в восторг не только детей группы, но и других ребят, посмотревших её. Работу высоко оценили педагоги ресурсного центра по развитию речи, который проводился на базе нашего ДОУ, а также родители нашего детского сада и воспитатели.

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно использовать и применять новые приёмы работы с пословицами в развитии речи детей. На помощь пришли информационно – коммуникационные технологии. Внедрение в работу планшетных компьютеров ещё больше заинтересовало детей. С помощью планшетов дети рассказывают сказку и подбирают к ней пословицу. Тем самым выделяя главный смысл и мораль произведения. Всё происходит в игровой, занимательной форме, идя в ногу со временем. 

   

      Не последнее место в изучении пословиц, как средства развития речи, заняли дидактические игры. Ведь дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Применяя дидактические игры в индивидуальной и подгрупповой работе, я ставила задачу обратить внимание на проблемы каждого ребёнка.

Вот примеры дидактических игр:

  1. Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.

Предложения

Пословицы или поговорки

Учись всю жизнь.

Век живи, век учись.

Беречь время.

Делу время – потехе час.

Разумно жить – минутой дорожить.

Береги здоровье.

Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Больной и сам не свой.

Не болтай.

Держи язык за зубами.

2. Закончи пословицу.        

        Терпение и труд …              всё перетрут.

        Дело мастера …                   боится.

        С волками жить…                по волчьи выть.

        Яблоко от яблони …            недалеко падает.

        Грамоте учиться …              всегда пригодится.

        Худой мир …                        лучше доброй ссоры.

        На безрыбье …                      и рак рыба.

        Один в поле …                      не воин.

        Ученье свет …                       а неученье – тьма.

         Что посеешь…                      то и пожнёшь.

         Шила в мешке …                  не утаишь.

3.Составь пословицу правильно.

              1. Едешь на день,                           а сам не плошай.                            1.            

         2.Заставь дурака молиться,          а всё молока от него не добиться. 2.

              3. Чужую беду руками разведу,   а худая сама бежит.                        3.

              4. Как с быком не биться,             он и лоб расшибёт                          4.

               5. На бога надейся,                        хлеба бери на неделю.                   5.

               6. Добрая слава лежит,                  а к своей ума не приложу.            6.

4.Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.

         Один с сошкой – семеро с ложкой.

         Семеро одного не ждут.

         Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

         Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

         Один, да дорог, не надобно и сорок.

         Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

         За семь вёрст киселя хлебать.

          Седьмая вода на киселе.

          Сто голов, сто умов.

          Семеро по лавкам.

          Семь раз отмерь, один раз отрежь.

         

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что пословицы прочно вошли в жизнь детей. Они стали применять их в речи в соответствие с ситуацией. Это говорит о понимании смысла пословицы и выражении её словами.

Динамику положительных изменений в речевом развитии можно увидеть на диаграмме.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров.
  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Диаграмма 1. Сентябрь 2023г., %

        

Диаграмма 2. Январь 2025 г., %

По итогам мониторинга видно, что речь детей стала открытой, активной, предложения более распостранёнными. Дети не стесняются выражать свои мысли. Лексические средства разнообразны, используют все части речи, синонимы, антонимы. Стараются правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами, проявляют активность в словотворчестве, отчётливо произносят большинство звуков, регулируют громкость голоса и темп речи в разных обстоятельствах, хорошо понимают прочитанное, пересказывают индивидуально и коллективно, знают и с удовольствием воспроизводят стихи, сказки, рассказы.

Подводя итог, можно сказать, что использование пословиц в развитии речи детей дало положительный результат: «Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИН В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необх...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей " Разучивание стихов с помощью мнемотехники"...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...