Деятельность музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей
статья

Шайхутдинова Мария Петровна

В статье описывается функция музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей. Подчёркивается, что для успешного выполнения этой функции оба специалиста должны обладать глубокими знаниями в своей области и умением ясно и выразительно донести эти знания до детей.

Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения. Воспитатель закрепляет музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними произведения, которые звучали на занятиях. Он также может использовать игры, инсценировки и другие материалы, не требующие развёрнутой беседы о музыке.

Воспитатель должен обладать исполнительскими навыками и умениями, чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, включая обучение игре на инструментах и музыкально-ритмическим движениям.

Таким образом, оба специалиста должны обладать определёнными качествами личности, знаниями и умениями для успешного выполнения педагогической деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей

Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен обладать глубокими знаниями в своей области, а также умением ясно и выразительно донести эти знания до детей. Культурная речь является неотъемлемой частью его работы.

Музыкальный руководитель должен знать эффективные методические приемы, которые подходят для определенной возрастной группы детей, и уметь творчески применять их на практике.

Воспитатель, как правило, не имеет навыков игры на фортепиано, поэтому он использует аудио или магнитофонные записи для передачи музыкального содержания. Различия в информационных функциях этих двух специалистов объясняются различными формами организации музыкальной деятельности, в которых они общаются с детьми.

Музыкальный руководитель, при участии воспитателя, проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения. Воспитатель же занимается с детьми в быту: руководит их самостоятельной деятельностью, организует игры, слушает музыку и готовит инсценировки. Большая часть его работы по музыкальному воспитанию осуществляется под руководством музыкального руководителя или с его непосредственным участием.

Воспитатель может закреплять музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в аудиозаписи произведения, которые звучали на занятиях. Такое повторное слушание не требует развернутой беседы о музыке, а лишь подразумевает краткое напоминание ярких характеристик отдельных тем, музыкальных образов и средств выразительности.

Воспитатель обогащает музыкальные впечатления детей, используя игры, инсценировки разучиваемых песен и предлагая им повторить фрагменты праздничных утренников, которые им особенно понравились. Он также может обращаться к произведениям, не звучавшим на занятиях, таким как музыкальные сказки, диапозитивы и диафильмы, озвученные музыкой. Эти материалы не требуют развернутой беседы о музыке, а просто привлекают внимание детей к ее характеру и смене настроений.

Воспитатель слушает с детьми фрагменты классических произведений и народную музыку. Он отбирает эти произведения вместе с музыкальным руководителем и согласовывает с ним методику проведения беседы.

Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя, например, кукольные театры и инсценировки.

Чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей, включая обучение игре на детских музыкальных инструментах, свободному музицированию в пении и музыкально-ритмическим движениям, воспитатель должен сам обладать исполнительскими навыками и умениями: играть на детских инструментах, петь и красиво двигаться. Он также должен знать методику музыкального воспитания и уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.

Таким образом, для успешного выполнения информационной функции как музыкальный руководитель, так и воспитатель должны обладать определенными качествами личности, знаниями и умениями.

Развивающая функция является одной из ключевых задач педагога любого профиля. Обучая детей, он должен способствовать развитию их способностей, стимулировать самостоятельное мышление и поощрять творческие проявления.

В деятельности воспитателя эта функция осуществляется в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, под его руководством. Воспитатель должен обладать знаниями о методах диагностики и оказывать помощь музыкальному руководителю в проведении обследований. Он может фиксировать некоторые показатели развития музыкальных способностей детей, такие как их внешние проявления во время прослушивания музыки, продолжительность внимания, высказывания о прослушанных произведениях, желание повторного слушания, соответствие движений ритму и характеру музыки и другие. Участие в диагностике позволяет воспитателю узнать сильные и слабые стороны каждого ребенка, что помогает ему строить свою работу в соответствии с полученными данными.

Реальное участие воспитателя в музыкальном развитии детей во многом зависит от уровня его музыкальной культуры и способностей. Если воспитатель обладает хорошим слухом, приятным голосом, красивой походкой, умеет играть на детских музыкальных инструментах или просто интересуется музыкой и любит ее, он может стать отличным помощником музыкального руководителя. Чтобы развивать творческие проявления детей, воспитатель должен сам уметь импровизировать попевки голосом и на музыкальных инструментах, а также находить выразительные движения, соответствующие характеру музыки. Наблюдая за детьми в повседневной жизни, организуя игры, драматизации и прослушивание музыки, а также направляя их самостоятельную музыкальную деятельность, воспитатель обогащает их музыкальные впечатления и развивает способности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Он поддерживает интерес детей к музыке и создает проблемные ситуации, активизирующие их самостоятельность и творческие проявления.

Мобилизационная функция педагога заключается в умении воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным способом. Строгие указания могут помочь мобилизовать внимание, но обучение будет носить развивающий характер только тогда, когда педагог заинтересует и увлечет детей.

В деятельности воспитателя мобилизационная функция также требует увлеченности самой музыкой, знания музыкального репертуара и интересных сведений о ней. Воспитатель должен уметь в увлекательной форме организовывать слушание произведений и самостоятельную музыкальную деятельность детей, а также находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Еще одна важная функция педагогической деятельности — ориентационная. Она заключается в формировании устойчивой системы ценностных ориентаций личности. Ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания и положительной оценки — рациональной или эмоциональной.

Чтобы успешно реализовать ориентационную функцию, воспитатель должен обладать музыкальной культурой, знать разнообразный музыкальный репертуар и интересные детям сведения о музыке. Поскольку общение с детьми в быту происходит в более свободной форме, чем на занятиях, воспитатель может использовать различные методические приемы, в том числе и придающие обучению занимательность. Организуя самостоятельную музыкальную деятельность детей, воспитатель должен учитывать их желания, склонности и качества личности. Его тон речи и стиль общения должны быть доброжелательными. Авторитетный воспитатель может быстрее добиться успеха.

Для выполнения этой функции необходимы такие качества личности, как любовь к музыке, артистизм, изобретательность и находчивость, как у музыкального руководителя, так и у воспитателя.

Таким образом, музыкальный руководитель и воспитатель информируют детей о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства, используя образное слово и другие методы и приемы. Они развивают музыкальные способности, мобилизуют внимание и формируют положительное отношение к музыке, а также ценностные ориентации личности. Эти педагогические функции могут быть успешно выполнены, если музыкальный руководитель и воспитатель обладают необходимыми качествами личности, знаниями и умениями.

В конструктивной функции педагога, по мнению Н. В. Кузьминой, можно выделить три ключевых компонента:

  1. Конструктивно-содержательный: отбор и композиция учебно-воспитательного материала.
  2. Конструктивно-оперативный: планирование собственных действий и действий детей.
  3. Конструктивно-материальный: планирование учебно-материальной базы для проведения работы.

Музыкальный руководитель и воспитатель разрабатывают перспективный план, который может быть годовым или квартальным. В этом плане определяются задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальной деятельности детей (виды занятий, праздников, развлечений), а также намечается основной репертуар, темы бесед с родителями и аспекты работы с педагогическим коллективом.

Для выполнения организаторских функций музыкальный руководитель и воспитатель должны обладать глубокими знаниями в области теории и методики музыкального воспитания на современном уровне. Они должны внедрять новые достижения науки и практики в педагогический процесс, продумывая различные формы включения музыки в деятельность дошкольников с учетом их индивидуальных проявлений и склонностей.

Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по отбору репертуара и использованию эффективных методов и приемов работы с детьми. Он ведет кружковую работу, участвует в педагогических советах, организовывает открытые занятия для воспитателей с целью изучения лучшего опыта работы, а также работает с родителями — проводит собрания, индивидуальные консультации и беседы.

Чтобы успешно выполнять организационные функции, музыкальный руководитель и воспитатель должны быть организованными, инициативными, ответственными и способными к творческому поиску.

Коммуникативная функция подразумевает умение общаться и устанавливать доброжелательные отношения с детьми, педагогическим коллективом и родителями. Личностные качества музыкального руководителя и воспитателя, такие как любовь к детям, терпение, справедливость, доброжелательность и уравновешенность, играют важную роль в этом процессе. Также важны глубокие профессиональные знания и умение творчески применять их в работе.

Для осуществления коммуникативной функции важно обладать коммуникативными умениями: находить подход к каждому воспитаннику, учитывая его склонности, интересы и уровень развития музыкальных способностей; оказывать внимание каждому ребенку; быть доброжелательным, заботливым, сохранять чувство юмора и уметь переключать внимание детей в конфликтных ситуациях.

Исследовательская функция требует творческого подхода к работе, стремления к самосовершенствованию и постоянного пополнения профессиональных знаний и умений. Музыкальный руководитель должен следить за специальной литературой, изучать ее, знакомиться с передовым педагогическим опытом и внедрять новейшие методы и приемы обучения в практику. Он должен вести собственный творческий поиск новаторских форм и методов работы с детьми.

Для повышения своей профессиональной квалификации музыкальный руководитель должен регулярно посещать методические объединения в городе и районе, курсы повышения квалификации, проблемные семинары, кружки и педагогические чтения. С помощью заведующего детским садом он занимается повышением квалификации воспитателей в области музыкального воспитания, способствуя повышению уровня их музыкальной культуры.

Таким образом, выполнение обще трудовых функций требует от музыкального руководителя и воспитателя знаний, умений и качеств личности, которые являются традиционными для педагогической деятельности, но в то же время имеют свою специфику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад  для  музыкальных руководителей  на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания  детей дошкольного возраста»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

«Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей»

    Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников"

Консультация о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Кконсультация для воспитателей.«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...