Здоровьесберегающие технологии для дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа)
В данной статье описывается совокупность методов и приемов, используемых в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками по преодолению речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьеразвивающие технологии в работе с дошкольниками. | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Е. Н. Щелконогова, учитель-логопед
МБДОУ компенсирующего вида № 68, г. Одинцово, Московская область.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Очень важно, чтобы используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Основными формами организации взаимодействия учителя-логопеда с детьми в ДОУ общеразвивающего вида являются:
1. Подгрупповые логопедические занятия. Основная цель – закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в различных фонетических условиях.
На подготовительном этапе коррекционной работы провожу логотренинг с детьми старшего дошкольного возраста. Это система занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти. Занятия логотренинга помогают подготовить детей к логопедическим занятиям.
Для автоматизации закрепляемых звуков; как средство оптимизации двигательной активности, мною используется система игровых упражнений сочетающих речь с движением:
- Самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица;
- Самомассаж кистей, пальцев рук;
- Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне».
При проведении занятий использую методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Алябьевой Е.А., дыхательные упражнения по методу Б. Толкачёва (озвученный выдох). Система логоритмических средств на занятиях варьируется в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы.
2. Индивидуальные логопедические занятия. На этих занятиях использую комплекс логопедических приемов, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников строится на основе методических рекомендаций Т.Б.Филичевой, Т.В. Чиркиной.
Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции [3]. Поэтому обязательным этапом моих занятий является артикуляционная гимнастика, массаж и самомассаж языка. Использование этих методик позволяет нормализовать мышечный тонус языка у ребёнка с проявлениями дизартрии.
В сочетании с логопедической работой использую метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребёнком в домашних условиях.
3. Коррекционно-развивающие игры и упражнения. Применяю игры и упражнения на основе метода фонетической и логопедической ритмики. Логоритмические приёмы активно использую на логопедических занятиях.
Опираясь на методологическую основу, и придерживаясь методических разработок авторов (Г.А.Волковой, В.А.Гринер, Е.В.Кузнецовой, М.Ю. Картушиной и др.) считаю, что логоритмические приёмы систематизируют деятельность логопеда, позволяют решать в комплексе задачи речевого развития детей.
Используя разработки авторов Е.Кузнецовой, Р.Л. Бабушкиной, О.М. Кисляковой, М.Ю. Картушиной и др., в практической деятельности использую логоритмические приёмы:
- фонопедические и дыхательные упражнения, логопедическая гимнастика;
- фонетическая разминка (для проведения упражнений использую мягкие игрушки, массажные мячи, звуковые карточки-символы, пальцы рук)
- речедвигательные упражнения, чистоговорки, речевые игры.
- пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз.
- в заключительной части занятия провожу упражнения на релаксацию, которые способствуют расслаблению и предупреждают возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения.
Для проведения логопедической гимнастики использую традиционные и нетрадиционные формы (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
Такие методы и приёмы работы включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность, нормализуют общую моторику, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, общении) у детей с дислалией и стертой дизартрией. Осуществляю мотивацию педагогов к использованию таких упражнений в различных формах педагогического воздействия: консультации, мастер-классы, открытые занятия. Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре стали включать дидактические приёмы и коррекционно-развивающие игры в содержание специально-организованных занятий, в совместную деятельность, в индивидуальную работу с детьми.
Таким образом, системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений психофизического и речевого развития у детей, с использованием здоровьесберегающих технологий позволило значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Созданные коррекционно-педагогические условия позволили осуществить индивидуализированное, комплексное и систематическое воздействие на все стороны развития и личность ребёнка-дошкольника с речевыми проблемами, способствовали ценностной ориентации у педагогов и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004. – 296 с.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ, Пособие для воспитателей и логопедов – М.: Айрис-пресс 2007 – 112 с.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 – 448 с.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006 – 266 с.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ, М., ТЦ Сфера 2003 – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
Картотека упражнений дыхательной гимнатсики, утренней гимнастики, точечный массаж....
Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников»
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. И одной из сторон данного процесса должно явиться фо...
Здоровьесберегающие технологии для дошкольников
Моделирование инновационных технологий способствует здоровьесбережению дошкольников....
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...
Использование современных здоровьесберегающих технологий с дошкольниками»
Задачей здоровьесберегающих технологии в дошкольном образовании является сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и...
Консультация на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.Дошкольный возраст является решающим этапом в формир...
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников
Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников...