СТАТЬЯ "ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ"
статья

Боровик Елена Владимировна

          Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций у детей, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников.

          На основе этой концепции мною была разработана и реализуется педагогическая программа духовно – нравственного развития и воспитания детей и подростков «ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ», основная цель которой -  создание условий для формирования гармоничного духовного и нравственного развития личности воспитанника с присущими ей ценностями, взглядами, ориентациями, мотивами деятельности и поведения; приобщение воспитанников к основам православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_2023_istoki_vozrozhdeniya.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\123\Desktop\ФОТО ЦЕНТР\ФОТО Я\Untitled-1 Копировать.jpg Боровик Елена Владимировна,

воспитатель ГКУСО РО Донецкого центра помощи детям

тема:

«Истоки возрождения».

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций у детей, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников.

На основе этой концепции мною была разработана и реализуется педагогическая программа духовно – нравственного развития и воспитания детей и подростков «ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ», основная цель которой - создание условий для формирования гармоничного духовного и нравственного развития личности воспитанника с присущими ей ценностями, взглядами, ориентациями, мотивами деятельности и поведения; приобщение воспитанников к основам православной культуры.

Задачи программы предусматривают создание системы духовно-нравственного воспитания, а так же формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

В ходе реализации тематического планирования программы осуществляется приобщение воспитанников к истории своей страны, к мировой истории, восстановление духовно-нравственных ценностей.

Работа строится на взаимодействии воспитателя и воспитанников.

Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю. Длительность занятий: младший школьный возраст 30 – 35 мин., старший школьный возраст 45 мин.

Реализация программы осуществляется посредством 4 модулей:

  1. Цикл занятий и прогулок «Наш красивый добрый мир», задачи которого – воспитание у детей нравственных чувств: милосердия, сострадания; положительного отношения к окружающему миру, живой и неживой природе; развитие у детей умения наблюдать, видеть и слышать красоту природы, всего, что нас окружает.
  2. «Народные традиции и праздники», задачи которого – познакомить детей с культурным наследием русского народа, его обычаями и традициями; воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.
  3. «Добрые дела и поступки», задачи которого – воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; формировать стремление совершать добрые дела, любовь, уважение друг к другу, окружающим людям.
  4. «Мир Здоровья» - задачи которого – формирование и развитие культуры физического и духовного здоровья детей, стойкой убежденности воспитанников в сопротивлении вредным, асоциальным привычкам.

Данная программа основана на том, чтобы помочь воспитанникам увидеть себя как носителей духовных ценностей, понять, что уже сегодня у них есть все данные стать творцами своей судьбы и направлена на формирование нравственного багажа, как личностной характеристики каждого воспитанника, так и коллективного нравственного сознания сотрудников и воспитанников центра.

Программа представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Сущность работы воспитателя заключается в принятии личности ребенка, максимально допустимом устранении недостатков, максимальном улучшении личностных качеств ребенка. Воспитатель должен нормализовать психическую и психологическую жизнь подростка, ускоренно развить положительный фонд личности, путем вовлечения в работу по развитию положительных качеств личности в довольно короткий срок.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью воспитания полноценной, социально-активной личности.

Программа предназначена для организации духовно-нравственного воспитания подростков в условиях социального учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Гимнастика "Око Возрождения"

Комплекс упражнений (в стихах) для оздоровления детей...

Возрождение.Болгар

консультация для воспитателей о древнем городе Болгар...

Возрождение традиций

Национальная культура, память, уважение позволяют ощутить связь между современными людьми и нашими предками, получить духовную поддержку и жизненную опору. Задача каждого поколения - сохраняя ду...

Кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию "Возрождение"

Кружковая работа направленна на формирование всесторонне  развитой личности ребенка, воспитание интереса и уважение ребенка к наследию русской православной культуры....

"Содействие воспитателя возрождению лучших традиций семейного воспитания" . Консультация для родителей.

Совместное проведение досуга - одна из самых важных основ построения счастливой жизни. Семейные развлечения - это очень большая подпитка и для больших и для маленьких участников игры. Предлагаю рассмо...

Методическая разработка образовательной деятельности по петергофоведению с использованием ИКТ: "Друг Петергоф, из пепла возрожденный!".

Данный материал знакомит детей с историей Петергофа во время ВОВ; подвигом людей, которые его восстанавливали. Это позволяет воспитывать патриотические чувства у наших детей....