Развитие моторики у детей 3-5 лет
консультация (средняя группа)

Ковалёва Ольга Викторовна

Развитие моторики у детей 3-5 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_u_detey_3-5_let_.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

   «Развитие моторики у детей 3-5 лет».

 

    Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития.

     Развитие мелкой моторики имеет значение  в нескольких аспектах.:

-в связи с развитием познавательных способностей;

-развитием речи;

-с развитием движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

      Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

     С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М.М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Основной путь в овладении предметной деятельностью- совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте – методы подражания и пассивных движений.

       На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3-4 мес. Образовывать временные связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4-6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений. Движения рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.

Детям 3-5 лет доступны энергичные движения кистями («месить тесто», «Забивать гвозди»), Они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.

       Игры подбираются так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки.

       При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3-5 раз. Выполняя упражнения вместе с детьми, необходимо продемонстрировать  собственную заинтересованность, увлеченность игрой. Необходимо следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое.

         В процессе работы с детьми 3-5 лет следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям нужно оказывать помощь. При повторном проведении игры необходимо привлекать детей к частичному проговариванию текста, постепенно разучивают его, произносят целиком, соотнося слова с движением.

         Комплексные занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, после дневного сна, или интегрировать с основной образовательной программой дошкольного воспитания в разделах «Изобразительная деятельность» лил «Ознакомление с окружающим миром». Для повторения и закрепления отдельные упражнения  рекомендуется использовать в течение дня: в образовательной деятельности, режимных моментах (утреннее время, на прогулке и т.п.)

        Задачи  по развитию мелкой моторики:

-создавать условия для развития мелкой моторики;

-развивать  познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, речь;

-формировать умение производить точные движения кистью и пальцами рук;

-развивать координацию, психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие).

Формы проведения занятий могут быть различными и зависеть от условий реализации: групповая, подгрупповая (3-4- ребенка) и индивидуальная.

При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Занятие по развитию мелкой моторики

 с элементами пальчикового театра.

Тема: «Здравствуй, пальчик!»

Задачи:

-развивать мелкую моторику, используя «сухой бассейн» из крупы, воображение, образное мышление, речь;

-учить узнавать героев пальчикового театра.

Оборудование: «сухой бассейн», куклы пальчикового театра.

Массаж рук.

Дети поворачивают ладони так, чтобы одна была сверху, а другая внизу. Массажный мяч находится между ладонями. Дети перемещают мяч вперед –назад от ладони до кончиков.

Пальчиковая игра «Пальчики засыпают».

                                                                           Дети сжимают все пальцы в кулак.

Этот пальчик хочет спать.                              Разгибают большой палец.

Этот пальчик – прыг в кровать!                     Разгибают указательный палец.

Этот пальчик прикорнул.                                Разгибают  средний палец.

Этот пальчик уж уснул.                                   Разгибают безымянный  палец.

А последний – пятый пальчик                        Теребят мизинец за кончик.

Шустро прыгает как зайчик.  

Мы сейчас его уложим,                                    Кладут мизинец рядом с другими пальцами.  

Пусть поспит со всеми тоже.                      

Русская народная потешка.

Игра «Из какой сказки»

Педагог показывает по одной куколке пальчикового театра и просит рассказать, из какой сказки пришел этой герой. Затем надевает каждому ребенку фигурку на указательный палец.

Динамическое упражнение «Мы скачем по дорожке».

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.                Дети выполняют подскоки на правой ноге.

Скачем мы на левой ножке.                  Делают подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.                            Бегут на месте.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.                      Прыгают на месте на двух ногах.

Стоп. Немного отдохнем                         Ходьба на месте.               

И домой пешком пойдем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы » Опыт работы.

Из опыта работыпо теме: « Развитие   моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ.Ваш ребёнок сможет развивать мелкую моторику пальцев и кисти рук, а также отработать начальные графические навыки, подготовить руку к письму....

Развитие моторики у детей

Консультация предназначена для педагогов. В метериале представлены игры и упражнения для развития общей моторики и мелкой моторики рук....

Презентация опыта работы по развитию моторики рук детей старшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса мероприятий ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики для детей младшего дошкольного возраста «Цветок весны»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики для детей младшего дошкольного возраста «Цветок весны» Цель: развитие мелкой и общей моторики у детей. Задачи: • Познакомить д...