"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
консультация (младшая группа)

Мастер - класс для педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 г. Курганинска

муниципальное образование Курганинский район

Мастер-класс для педагогов

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Подготовила старший воспитатель

Татьяна Николаевна Шахова

г. Куганинск

2025г.

Цели: 

• знакомство воспитателей со способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

• создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов

• внедрение новых технологий обучения.

Задачи:

1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста

2. Содействовать появлению желания у участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать «Да» или «Нет»

Хочу я услышать честный ответ,

Детей вы любите? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук у детей с раннего дошкольного возраста, и о способах ее развития.

Все мы знаем, что для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, и попробуем с вами поиграть в одну из игр на развитие мелкой моторики.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Почему так важно для детей раннего возраста развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика отображает, как развивается ребенок, свидетельствует о его способностях. Впоследствии, дети, у которых плохо развита мелкая моторика рук, плохо держат ложку, карандаш, не могут зашнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Таким детям сложно собрать рассыпавшийся конструктор, тяжело работать с пазлами, мозаикой, счётными палочками. Они не успевают за остальными ребятами на занятиях, они отказываются от любимых другими детьми занятий лепки, аппликации.

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего, познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

Один из способов развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки т.д. У вас в группах должны быть различные игры и пособия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Как игры и пособия фабричного производства, так и пособия и игры, которые сделаны своими руками: игры на липучках, разные шнуровки, мозаики, пазлы, конструкторы, волчок, различные головоломки, разрезные картинки, «Дополни предмет» (игры с прищепками), «Волшебные камешки», «Найди такой же на ощупь», «Гладкий - шершавый», и т.д. 

И ещё раз повторюсь: для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Давайте тоже с вами поиграем в игру.

1. Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают кровоснабжение пальцев рук.

Мы с вами помним, что детки у нас ещё малыши, поэтому им будет интересно и полезно речевое сопровождение игр и занятий потешками, стишками, прибаутками и т.д.

2. «Крокодильчик»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

НО я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

3. Выкладывание контуров предметов горохом (фасолью).

Берем бархатную бумагу и рисуем на ней горохом (фасолью), это может быть и солнышко, и дерево, и цифра, и буква и т. д.

Берем горошинку – читаем стишок и выкладываем контур, тут же у нас подключается и заучивание:

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем начать играть

Надо пальчику сказать,

Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай,

И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить небольшие мешочки, наполнив их любой крупой, фасолью, горохом, ватой и т. д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.

Также хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку имитируя бусы  макароны, сушки и т. д.

4. Пальчиковые игры.

Расскажи сказку руками.

Без предметов: рисунки в воздухе (пальцем, ладонью, расскажи сказку, расскажи стихи руками, логосказки и т. д.

Практическая часть:

Я вас познакомлю с персонажами сказки «Репка».

Репка – показываем руками круг;

Дедушка – показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка – показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка – показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка – показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец правой руки, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка - показываем ушки, загибаем большой, средний и безымянный палец левой руки, указательный и мизинец согнуты;

Мышка – показываем кулачок правой руки.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку "Репка":

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут, вытянули репку.

5. Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

А вы любите рисовать? Берем кисточки в руки и начинаем рисовать.

Раз, два три, четыре, пять

Я умею рисовать

На столе, и на стене,

На бумаге, и крупе.

Да, да, даже на крупе можно рисовать, хотите попробовать? Но сначала сделаем массаж для рук.

Массаж ладошек начинаем:

Зернышко мы покатаем.

Спрятали, показали,

Снова покатали.

Нарисуем на ладони

Солнце круглое, большое.

От него идут лучи.

Их покажем. Молодцы!

Вот массажу и конец.

А кто делал — молодец!

Раздать подносы с манкой. Рисуют общую картинку.

(Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.)

6. Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

7. «Пирамида»

Чтобы быть победителем в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц. Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть. Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

8. Предложите ребенку круглую щетку для волос (мячик массажный)

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

9. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

10. Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

11. «Лыжная эстафета»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

12. Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех»

13. «Золушка»

Перемешать в одной тарелочке фасоль, горох, орешки и предложить ребенку рассортировать их. Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки

14. Массаж с зубными щетками

Дети берут в руки зубную щетку, растирают щеткой ладони, затем подушечки пальцев, начиная с большого пальца и, заканчивая мизинцем.

Раз, два, три, четыре,

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я!

Вот и вся моя семья!

Давайте немного коснемся и работы с родителями. В уголке для родителей необходимо размещать информацию и консультации по развитию мелкой моторики например такие как: «Рисование пальчиками», «Вместо кисточки - ладошка», «Для чего развивать мелкую моторику». Работая с родителями, подумайте, прежде всего, о том, каким навыкам и умениям могут приучить детей обычные предметы, постарайтесь это донести до родителей, рассказывайте им о важности и необходимости развития мелкой моторики у малышей, и с помощью родителей вы достигнете поставленной цели гораздо быстрее.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности. А мне остаётся только поблагодарить Вас за то, что вы посетили наш мастер-класс и приняли в нем активное участие, мне было приятно с вами работать. Надеюсь, что Вы узнали много нового и интересного. Я благодарю Вас за внимание и вашу активность! 

Желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».       Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...