Технология «Клубный час» как одна из форм развития социально- коммуникативных навыков у детей с ООП (РАС)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кухарева Елена Валерьевна

Практика направлена на решение проблем по социальной адаптации детей, в том числе детей с ООП.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Клубный час» как одна из форм развития социально- коммуникативных навыков
у детей с ООП (РАС)

Автор: Кухарева Елена Валерьевна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей (МДОБУ «Детский сад №7», г. Минусинск

Педагогическая технология «Клубный час» (автор Н.П. Гришаева)

Одной из главных целей реализации – формирование социально - коммуникативных умений у дошкольников, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Актуальность внедрения и реализации практики – она направлена на решение проблем по социальной адаптации детей с ООП.

Наблюдение за ребенком с РАС,
во время участия в «Клубном часе» средняя группа

- У ребенка не было желания выходить из своей группы;

- Если он и выходил, то шел только к знакомым педагогам;

- Занимался не по тематике клуба, а тем, что его привлекало (игры с цифрами);

- На сигнал начала «Клубного часа» ребенок эмоционально бурно реагировал (закрывал уши, кричал, пытался уединиться);

- Безынициативность (выбор капитана, выбор клуба по интересу, стремление быстрее справиться с заданиями на квесте);

- Во время рефлексии ребенок не рассказывал педагогу о том, где он был и чем он занимался.

Проводимая коррекционно-развивающая работа:

1) Постоянное напоминание о правилах поведения и вежливого общения детей во время «Клубного часа» на утреннем круге перед линейным календарем, с опорой на картинки и непосредственно при самом проведении;

2) Индивидуальное знакомство ребенка с существующими клубами в детском саду (с эмблемами клубов, с местами расположения клубов, деятельность);

3) Систематическое использование картинок всех клубов, перед началом «Клубного часа»;
4) Для того чтобы, детям (в том числе с РАС) было легче ориентироваться в пространстве, на дверях клубов находятся картинки с изображением клубов.

После проведения мероприятия педагоги и сотрудники обмениваются информацией о том, что делали дети с ОВЗ, приходя в их клуб или помещение детского сада, подмечают:
- что было особенного в их поведении;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать,
- были ли конфликты,
- что нужно учесть при проведении следующего «Клубного часа»

Автором технологии «Клубный час» разработаны критерии социально - коммуникативных навыков, развиваемых в дошкольном возрасте.

В соответствии с этими критериями мы сопоставили результаты стартовой диагностики и наблюдения за ребенком с РАС (средняя группа) с текущей промежуточной диагностикой, проводимой в январе 2024г. (старшая группа).

Критерии:

Навыки адаптации к ДОУ:

  • Умение обращаться за помощью (ребенок может обратиться за помощью к взрослому, самостоятельно или иногда с напоминанием взрослого к другому ребенку);
  • Умение выражать благодарность (ребенок всегда вежлив, благодарит, у ребенка вежливое поведение); 

      -      Умение следовать полученной инструкции (получив инструкцию, ребенок правильно ее выполняет)

Навыки общения со сверстниками:

  • Умение знакомиться (ребенок спрашивает имя рядом сидящего ребенка, проявляет дружелюбие, вступает в диалог);
  • Умение присоединиться к играющим детям и педагогам (ребенок выбирает деятельность в соответствии со своими интересами, заходит в клуб, включается в игру или подсаживается к другим детям, чтоб участвовать в деятельности);
  • Умение играть по правилам (правила знает и выполняет, жетоны в кармашке на груди, всегда на месте).

Навыки обхождения с чувствами:

  • Умение воспроизводить основные чувства (ребенок знает, как называются чувства, если он чего-то боится, он говорит об этом, может сформулировать свое впечатление о посещаемых клубах, рассказать, чем занимался); 
  • Умение справляться со страхами (на сигнал начала «Клубного часа» реагирует, но это не крик и закрытие ушей, а сигнал к действию, что нужно строиться и идти в музыкальный зал).

Навыки альтернативы агрессии:

  • Умение спрашивать разрешение (спрашивает);

- Умение отстаивать свои интересы мирным путем (не всегда мирным путем, проявляет реакции протеста криком, нежелания уходить с клуба, если ребенок не успел справиться с заданием, а время «Клубного часа» вышло и прозвучал сигнал завершения).

Одной из главных целей реализации педагогической технологии «Клубный час» является формирование социально – коммуникативных умений у дошкольников, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми. В нашем ДОУ в технологии «Клубный час» участвуют все воспитанники со средней по подготовительную группу, нормативно – развивающиеся и воспитанники с ООП. Все дети взаимодействуют между собой это позволяет ребятам находить новых друзей, общаться в непринужденной обстановке, учиться друг у друга чему-то новому, стараться сделать то, что делают сверстники, помогать друг другу и ребятам, которым эта помощь действительно необходима.

Сопоставляя результаты диагностики, отмечается положительная динамика в социальной адаптации у всех воспитанников с ООП. Педагоги стараются организовать взаимодействие всех детей, как взаимодействие равных партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра, как ведущая деятельность, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализац...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙДЛЯ  РАЗВИТИЯ  СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВДЛЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"

в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....

Методическое объединение воспитателей групп компенсирующей направленности. Тема: «Квест-технологии, как инновационная форма развития социально-коммуникативных качеств личности детей с ОВЗ»

Инновационные технологии - это новейшие внедренные методы и инструменты, приемы, средства, которые обладают повышенной эффективностью по результатам интеллектуальной деятельности педагога....

Программа саморазвития «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Содержание №Название Страница 1Обоснование актуальности выбранной темы 32Сроки реализации программы 43Цель и задачи 44Ожидаемые  результаты реализации программы саморазви...