РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
рабочая программа (младшая группа)

Подготовила воспитатель первой младшей группы ГБДОУ № 39           Ромашова Анна Анатольевна

 

                

 

 

 

 

 

 

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»   

 

Сенсорное воспитание-это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия и чувств.                                                               

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств : уши 

,глаза, язык, нос, тело(кожа , тактильные анализаторы, руки).Они обладают природными способностями определять: глаза - цвет ,форму, величину ;уши-звуки; нос - запахи; язык-вкус; тело- внешние качества предмета ,температуру, временные отношения.                                  Главная задача сенсорного воспитания – научить ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться ,внимательно изучать окружающий его мир. Этому можно научиться через интерес ,чтение познавательной литературы, через тактильное и визуальное обследование предмета (форма, цвет, размер, выявление главных и второстепенных частей предмета. Огромную роль в сенсорном воспитании играют дидактические игры.

                                             

           Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность  сосредоточится  на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.     

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет,  величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая  планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек , стихов, музыки и т.п.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -  4 –е изд., исп. И доп. – М.: Москва – Синтез, 2006. – 232 с.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников – М.: Просвещение.1991.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение , 1988.

4. Журнал Дошкольная педагогика №6(55) август 2009.Петербургский научно – практический журнал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель первой младшей группы ГБДОУ № 39 Ромашова Анна Анатольевна

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Сенсорное воспитание-это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия и чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств : уши

,глаза, язык, нос, тело(кожа , тактильные анализаторы, руки).Они обладают природными способностями определять: глаза - цвет ,форму, величину ;уши-звуки; нос - запахи; язык-вкус; тело- внешние качества предмета ,температуру, временные отношения. Главная задача сенсорного воспитания – научить ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться ,внимательно изучать окружающий его мир. Этому можно научиться через интерес ,чтение познавательной литературы, через тактильное и визуальное обследование предмета (форма, цвет, размер, выявление главных и второстепенных частей предмета. Огромную роль в сенсорном воспитании играют дидактические игры.

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач которая, должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Занятия имеют значение и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформление дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых занятий прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек , стихов, музыки и т.п.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4 –е изд., исп. И доп. – М.: Москва – Синтез, 2006. – 232 с.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников – М.: Просвещение.1991.

3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г.,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение , 1988.

4. Журнал Дошкольная педагогика №6(55) август #1055;етербургский научно – практический журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста

В статье рассказывается о роли дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста. Ранний возраст ( 2-4г ) - это благоприятное время для сенсорного развития детей, так как в эт...

Статья «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей...

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»...

«Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном воспитании детей в младшей группе»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность с...