Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" тема : «Сурский рубеж.Помним, гордимся и чтим»!
план-конспект занятия (старшая группа)

Венера Михайловна Орлова

Тема  «Помним, гордимся и чтим»!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomnim_gordimsya_i_chtim.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей  с героическим трудовым подвигом строителей Сурского оборонительного рубежа.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формирование у дошкольников патриотических чувств, ознакомление с историей и подвигом народа в Великой Отечественной войне.
  • Дать детям представление о Сурском оборонительном рубеже и его значении  в годы войны.
  • Показать  подвиг  тружеников тыла при сооружении оборонительных рубежей во время  Великой Отечественной войны.
  • Познакомить детей с памятниками строителям Сурского оборонительного рубежа.

Развивающие:

  • Развивать представление о тружениках тыла, показать трудовой героизм наших предков, развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к родине.
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям.

Словарная работа: Сурский оборонительный рубеж, кирка.

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, физкультминутка, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: 

  • Чтение  детских произведений о войне.
  •  Разучивания стихотворения Т.Лавровой «Пусть дети не знают войны». 
  •  Разучивание песни « А закаты алые» автор Любовь Ширяева.
  • Рассматривание иллюстраций о войне, картины: В.Костецкий «Возвращение».
  • Беседы « Чувашия в годы войны», «Наши земляки герои Великой Отечественной войны», «Письма с фронта».
  • Практическая деятельность: изготовление пилотки, рисование « Я не хочу войны».
  • Методические приемы:

Вводная часть: 

  • Установка на образовательную деятельность.
  • Чтение стихотворения А. Шамарина «Никто не забыт и ничто не забыто».

Основная часть:

  • Рассматривание и сравнение памятников строителям Сурского оборонительного рубежа.
  • Чтение стихотворения описывающего данное событие.
  • Рассматривание архивных фотографий строительства Сурского оборонительного рубежа
  • Рассказ воспитателя.
  • Рассматривание карты Сурского оборонительного рубежа.
  • Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» 
  • Словесная дидактическая игра «Узнай по описанию».

Заключительная часть:

  • Рефлексия
  • Украшение «Дерева памяти».

Демонстрационный наглядный материал:  мультимедийная презентация, ноутбук, настенное дерево, зеленные листочки, карточки с орудиями труда.

Приоритетная образовательная область: «Познавательная».

Ход ООД.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в прошлое в далекие военные годы Великой Отечественной войны. Давно отгремела война .Все меньше участников тех событий. Они живы пока мы помним о них, о их подвигах на войне и в тылу.

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет,
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)

  Ребята я хочу вам сегодня показать два  памятника. Один расположен в Мордовии, а другой у нас в Чувашии. Я хочу у вас спросить, знаете ли вы, что это за памятники? Кому они посвящены?

Дети: варианты ответов 

Слайд 1. Воспитатель показывает на слайде детям изображение памятников строителям Сурских оборонительных рубежей.

Воспитатель: Как вы, думаете, что объединяет эти памятники, расположенные в разных республиках?

Дети: варианты ответов.

Воспитатель: А объединяет их трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Давайте прочитаем таблички, прикреплённые к памятникам.

Воспитатель показывает подготовленную фотографию   таблички с надписью и читает вместе с детьми. «Строителям Сурского рубежа обороны»

Воспитатель: Кому поставили эти памятники?

Дети: Строителям Сурского рубежа.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно и скажите, какие фрагменты у памятников похожи?

Дети: Они похожи тем, что на обоих памятниках есть орудия труда.

Воспитатель: Правильно ребята. Лопата, кирка и лом это были основные орудия труда при строительстве Сурского рубежа. Послушайте внимательно стихотворение, которое описывает данное событие.

Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.

 И принято решение на берегу Суры

 Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.

  Зима. Мороз стоял трескучий,

  А люди ломом и киркой крушили эти кручи.

  Им не хватало тёплой обуви, еды,

  Но все же они выстояли, построили, смогли.

  9 мая здесь многолюдно,

  Дети приносят букеты цветов.

  Помнят сельчане, как было трудно

  И мы не забудем тот подвиг отцов!

Слайд 2 Архивные фотографии строительства Сурского оборонительного рубежа.

Воспитатель: Вам интересно узнать  исторические факты  строительства Сурского оборонительного рубежа?

Дети: Да

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов о событиях того времени.

Воспитатель: Ребята обратите внимание,  кто участвует в строительстве оборонительного рубежа?

Дети: Мужчины и женщины и подростки.

 Воспитатель: А кого больше? Почему?

Дети: Женщин больше, потому что мужчины ушли воевать.

- Воспитатель:  Немцы в конце сентября 1941 года дошли до Москвы. Чебоксары находилась примерно в 600 км от линии фронта. Немецкие самолеты добрались и до нашей столицы города Чебоксары. На город  сбрасывались  немецкие агитационные листовки, а также и  бомбы.

 Было принято решение  строить оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек.  На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать  эти оборонительные сооружения. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод.

Слайд 3: Карта Сурского оборонительного рубежа.

Воспитатель: Ребята, предлагаю посмотреть  на карте, где располагались эти оборонительные сооружения. Дети рассматривают линии оборонительных рубежей на карте.

Сурский рубеж проходил вдоль Суры по линии Засурское (Засурье) Ядринского района — Пандиково Красночетайского — Сурский Майдан Алатырского районов — Алатырь до границы с Ульяновской областью.

В строительстве Сурского рубежа участвовали 171450 рабочих и 13660 человек конных. Это почти столько же, сколько ушло воевать на фронт. Большая часть из них женщины, много было и подростков, хотя по правилам не должны были на такую тяжелую работу в неприспособленных условиях брать молодежь младше 17 лет, но на самом деле работали и помоложе. Дети сменяли своих родителей, старших братьев и сестер.  

В день за лопату и кирки брались разом 83 тысячи человек, в отдельные дни эта цифра доходила до 110 тысяч. При этом техники было очень мало. Всего, по архивным данным, на строительство было направлено 226 колесных и 77 гусеничных тракторов, 5 экскаваторов. 

Посмотрите на эти фотографии.

 Слайд 4-5: Архивные фотографии строительства Сурского оборонительного рубежа.

 Трудились по 10 часов в день без выходных, в любую погоду, а зима в тот год выдалась особенно холодной, временами температура воздуха опускалась до минус 40 градусов
Не хватало питания, жилья, приспособленных помещений, где можно было бы обогреть людей. Строителям оборонительных сооружений приходилось жить в землянках и шалашах, наскоро собранных из хвойных лапок, соломы, хвороста. Несмотря на все лишения и трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед Родиной.

От плохой еды и недоедания многие болели, для лечения были организованы передвижные госпитали-изоляторы, врачебные пункты. У мобилизованных не было хорошей обуви и одежды. Почти все ходили в лаптях. Несмотря на все лишения и трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед Родиной. В основном работы шли вручную – использовались лопаты, кирки, кувалды, лом, тележки. Тогда в народе это  называли «идти на окопы». Сурский оборонительный рубеж был возведён за рекордные 45 дней.

Хотя это была всенародная стройка, самая масштабная даже по нынешним меркам, о ней не писали газеты и не снимали репортажи — первое скупое упоминание в официальной республиканской печати встречается только через два месяца после завершения стройки. Более того, до сих пор многие архивные материалы, связанные с обороной, засекречены.

Воспитатель: Как вы думаете,   почему строили эти оборонительные рубежи?

Дети: Наши   думали, что немцы могут захватить Москву и  дойти  до Чувашии и поэтому построили  оборонительные сооружения.

Воспитатель: Правильно. Цель этих сооружений   задержать  и не дать врагу пройти дальше.  

Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Слайд 8-13: Сурский оборонительный рубеж в наше время.

Воспитатель: Сейчас от Сурского рубежа остались лишь холмы и овраги. Участок Сурского оборонительного рубежа сохранился в Шумерлинском районе Чувашской Республики. Благодаря особенностям рельефа — местность на возвышенности не затапливало при разливе реки, а из-за труднодоступности ее не перепахивали и не засыпали землей, как на других участках Сурского рубежа в Чувашии, Здесь даже через много десятилетий сохранились очертания окопов.
Сейчас этот участок в лесу — музей под открытым небом, часть экспозиции Шумерлинского историко-краеведческого музея.  Посмотрите на фотографии.

Воспитатель: А сейчас мы подойдем к столу где у нас лежат картинки с изображением орудий труда . Я описываю предмет а вы угадываете о чем я говорю.

 Словесная дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатель описывает предмет ( лопата, лом, кирка, носилки, тачка т.д) Дети угадывают и показывают  картинку с отгадкой .

Воспитатель: Ребята, кому бы вы  рассказали о том, что мы сегодня узнали?

Дети: Родителям, друзьям.

Воспитатель: А о чем вы бы рассказали? Что потрясло вас в моем рассказе?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами обладали эти люди работающие на этой стройке? Чтобы узнать это мы украсим  «Дерево памяти» зеленными листочки. Ведь мы все знаем, что зеленый цвет это цвет жизни.

Дети называют нравственные качества (выносливость,  любовь к Родине, смелость, отвага, храбрость, героизм , мужество, патриотизм.) и прикрепляют к дереву зеленные листочки.

 Воспитатель.  

Враг не дошел, он западней разбит был,

 Вдали от этих Сурских рубежей,

 Враг не дошел, но все равно СПАСИБО!

 Строителям безмолвных блиндажей.

  Воспитатель.  Ребята, мы с вами живём в мирное время. Его для нас завоевали солдаты, женщины, старики и дети. В этом году наша страна отмечает 75-годовщину Великой Победы.  Уже много лет прошло с того времени, как прогремел последний выстрел Великой Отечественной войны, но  мы должны помнить о тех, кто отдал свою жизнь за будущее, в котором нет войны. В этот светлый праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто прошел трудными дорогами войны, трудился в тылу. Память об этих людях должна жить не только в обелисках и памятниках, но и в наших сердцах.

Воспитатель: 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

В Козловском районе Чувашии в 2021 году будет построен мемориальный комплекс «Строители безмолвных рубежей», чтобы на века сохранить память об этих трагических событиях. Это будет проект федерального значения, его возведут при участии Министерства культуры России и Российского военно-исторического общества.

Список использованных источников:

1.Григорьев, Н. Сурско-Казанский оборонительный рубеж: (Оборонительные рубежи в тылу) / Н. Григорьев // Народная школа, 2005. – №2. – С. 35–36.

2. «Здесь кровь сочилась из ладоней»: как в Чувашии шли «на окопы».

            Ссылка: https://regnum.ru/news/society/2621460.html

3.Сурско-Казанский оборонительный рубеж.

Ссылка: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=1&id=96858

 4. «Это страшный подвиг»: особое событие в истории чувашского народа.

        Ссылка:  https://regnum.ru/news/polit/2952662.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Помним, гордимся и чтим!"

повящен патриотическому воспитанию детей...

«Помним, гордимся и чтим!» фотоотчет о возложении цветов к Вечному огню

Чувство патриотизма разнообразно по содержанию. Это и любовь к своей стране, к своей Малой Родине, и гордость за свой народ, его подвиги.Одной из задач патриотического воспитания в детском саду я...

Название работы: «Помним, гордимся и чтим!»

В центре культурного развития "Строитель прошёл I Межрегиональный творческий конкурс-фестиваль Память сердца" Цель: воспитание патриотизма граждан и уважения к памяти защитников Отечества. Т...

«Помним, гордимся и чтим!»

В центре культурного развития "Строитель прошёл I Межрегиональный творческий конкурс-фестиваль память сердца"Цель: воспитание патриотизма граждан и уважения к памяти защитников Отечества.Тех...

Гордимся, помним, чтим

Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине....

Мы помним! Мы гордимся! Мы чтим!

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. ...