"Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пономарёва Евгения Сергеевна

Сценарий занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Давным-давно, жил на Руси царь Петр I. Решил он на пустынных берегах Невы построить город и назвал его Санкт-Петер-Бурх. Ещё не раз потом менялось название города: Петроград, Ленинград, снова Санкт-Петербург. Много трудностей выпало на наш город и пожары и наводнения, но самым страшным испытанием оказалась война с фашистами.

Представьте, что этот домик - город Ленинград. Представили? А мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг вокруг нашего города. Видите, что у нас получилось: город в кольце. Пусть (Назвать детей: Алена, Даша, Ева, Костя будут жителями города). Вы согласны?

А теперь жители города пусть попробуют выбраться из нашего кольца, а мы их отпускать не будем. (Поиграть). Ребята получилось выбраться?- нет!

 Вот такая ситуация и называется блокадой: когда город окружен вражескими войсками, и никто не может выбраться из него и попасть в город. А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!

Теперь вам понятно, в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны? Спасибо за помощь, занимайте свои места.

Открываем конверт 1

Воспитатель читает задание. Как называется ситуация, в которую попал наш город во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.

2.В нашем городе было очень много жителей, в том числе и детей. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Конечно, наши солдаты пытались, как могли спасти детей, вывезти их. Но кольцо блокады сомкнулось так стремительно, что многие дети остались в осажденном городе. Ребята, вы представляете там каждый день взрывались снаряды, не было тепла, не было света, не было еды, как вы думаете, детям было страшно?

Из-за того, что в город не могли привезти продукты, люди голодали. Они стояли в огромных очередях, чтобы в специально оборудованных местах по карточкам получить свою долю хлеба (Показать пайку хлеба). Это была вся еда на целый день. Как вы думаете, возможно, ли этим наесться?

 (Выслушать ответы детей.)

 Спросить у детей, что они делают, когда им страшно?

 (Выслушать ответы детей.)

 А вы представляете, дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, пытались приблизить победу. Они шли на заводы к станкам, дети были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов, видите вот на этой фотографии. Весной и осенью дети активно собирали ягоды и грибы, работали на огородах и совхозных полях юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

 А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете, они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу. Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».

Открываем конверт 2

Воспитатель читает задание. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 2.

3.Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда:

военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города;

рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в

уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.

Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль? Впервые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном. До 1945 года было награждено около 600 000 участников обороны Ленинграда. Сведения об этих людях по состоянию на 1945 год хранились в музее блокады Ленинграда, было 6 томов с фамилиями награждённых. Позже эти документы были утеряны.

Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги?

На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди них - 15 тысяч блокадных детей и подростков.

Медаль изготавливалась из латуни, и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части знака отличия - пятиконечная звездочка и надпись по краю «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Лицевая сторона окаймлена выпуклым бортиком.

На оборотной стороне - надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ», а над ней изображены серп и молот. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине шириной 2 мм. Ширина ленты 24 мм. Носится на левой стороне груди.

Открываем конверт 3

Воспитатель читает задание.

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет победы на год запирали!
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея;
Доставайте чаще ОРДЕНА,
Мир от них становится светлее.

4.Открываем конверт 4

Воспитатель читает задание. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА! (собери пилотку)

5.До войны Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР. Здесь работали более тысячи предприятий. С началом гитлеровского нашествия вглубь страны удалось эвакуировать 90 крупных заводов. В блокаду многие фабрики остановились. Но оборонные предприятия продолжали работать. Большая часть вооружения, необходимого для защиты города на Неве, производилось именно в Ленинграде. Несмотря на обстрелы и бомбежки, голод и нехватку электроэнергии.Т-34 - самый массовый танк времен второй Мировой Войны и послевоенного времени. Он начал выпускаться в 1940 году и являлся самым главным танком Красной Армии аж до 1944 года. После (во второй половине 44 года) его сменила модификация Т-34-85.

Этот танк - мощная, боевая машина, способная двигаться на довольной большой скорости и преодолевать любые препятствия. Т-34 объединяет в себе хорошую маневренность, скорость, проходимой и убойную силу (благодаря длинноствольной пушке).

Открываем конверт 5

Воспитатель читает задание. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!

(Раскрась танк Т-3). Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 5.

ФЛАГ.

7.Открываем конверт 7

Воспитатель читает задание. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 7

8.У ленинградских «Катюш» был свой, блокадный шарм

Легендарные «Катюши», которые вызывали панический страх у немцев, изготавливались на Выборгской стороне, в цехах соседствующих заводов имени Климова и имени Карла Маркса.

- Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.

Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.

Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.

Скоро из газет рабочие заводов узнали: фашистов буквально ошеломило «ужасное оружие русских». Гитлеровцы пытались разгадать его тайну, но так и не смогли этого сделать до самого конца войны.

Открываем конверт 8

Воспитатель читает задание. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША.

Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная … Катюша

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 8.

9.9. Звезда символ победы красной армии. Какого она цвета?

Где, на чем вы видели звезды? (на башнях Кремля, на головных уборах, на боевой техники, на погонах, орден Красной звезды)

Ребята, сколько лучей у звезды? Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде. Кто эти богатыри? Это пехотинец, моряк, летчик, партизан и труженик тыла.

Открываем конверт 9

Воспитатель читает задание. Соедините точки по порядку, и раскрась нужным цветом.

Минута молчания.

По горизонтали:

1. Как называется ситуация, в которую попал наш город Ленинград во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.
2. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.
3. Читают стихотворение! - ОРДЕН!
4. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА!
5. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!
6. Отгадай загадку - ФЛАГ!
7. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!
8. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША
9. Ребята, сколько лучей у 
ЗВЕЗДЫ?

По вертикали:

10. Какое слово получилось? Город-герой - ЛЕНИНГРАД!



Предварительный просмотр:

 Давным-давно, жил на Руси царь Петр I. Решил он на пустынных берегах Невы построить город и назвал его Санкт-Петер-Бурх. Ещё не раз потом менялось название города: Петроград, Ленинград, снова Санкт-Петербург. Много трудностей выпало на наш город и пожары и наводнения, но самым страшным испытанием оказалась война с фашистами.

Представьте, что этот домик - город Ленинград. Представили? А мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг вокруг нашего города. Видите, что у нас получилось: город в кольце. Пусть (Назвать детей: Алена, Даша, Ева, Костя будут жителями города). Вы согласны?

А теперь жители города пусть попробуют выбраться из нашего кольца, а мы их отпускать не будем. (Поиграть). Ребята получилось выбраться?- нет!

 Вот такая ситуация и называется блокадой: когда город окружен вражескими войсками, и никто не может выбраться из него и попасть в город. А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!

Теперь вам понятно, в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны? Спасибо за помощь, занимайте свои места.

Открываем конверт 1

Воспитатель читает задание. Как называется ситуация, в которую попал наш город во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.

2.В нашем городе было очень много жителей, в том числе и детей. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Конечно, наши солдаты пытались, как могли спасти детей, вывезти их. Но кольцо блокады сомкнулось так стремительно, что многие дети остались в осажденном городе. Ребята, вы представляете там каждый день взрывались снаряды, не было тепла, не было света, не было еды, как вы думаете, детям было страшно?

Из-за того, что в город не могли привезти продукты, люди голодали. Они стояли в огромных очередях, чтобы в специально оборудованных местах по карточкам получить свою долю хлеба (Показать пайку хлеба). Это была вся еда на целый день. Как вы думаете, возможно, ли этим наесться?

 (Выслушать ответы детей.)

 Спросить у детей, что они делают, когда им страшно?

 (Выслушать ответы детей.)

 А вы представляете, дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, пытались приблизить победу. Они шли на заводы к станкам, дети были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов, видите вот на этой фотографии. Весной и осенью дети активно собирали ягоды и грибы, работали на огородах и совхозных полях юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

 А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете, они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу. Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».

Открываем конверт 2

Воспитатель читает задание. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 2.

3.Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда:

военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города;

рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в

уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.

Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль? Впервые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном. До 1945 года было награждено около 600 000 участников обороны Ленинграда. Сведения об этих людях по состоянию на 1945 год хранились в музее блокады Ленинграда, было 6 томов с фамилиями награждённых. Позже эти документы были утеряны.

Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги?

На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди них - 15 тысяч блокадных детей и подростков.

Медаль изготавливалась из латуни, и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части знака отличия - пятиконечная звездочка и надпись по краю «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Лицевая сторона окаймлена выпуклым бортиком.

На оборотной стороне - надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ», а над ней изображены серп и молот. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине шириной 2 мм. Ширина ленты 24 мм. Носится на левой стороне груди.

Открываем конверт 3

Воспитатель читает задание.

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет победы на год запирали!
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея;
Доставайте чаще ОРДЕНА,
Мир от них становится светлее.

4.Открываем конверт 4

Воспитатель читает задание. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА! (собери пилотку)

5.До войны Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР. Здесь работали более тысячи предприятий. С началом гитлеровского нашествия вглубь страны удалось эвакуировать 90 крупных заводов. В блокаду многие фабрики остановились. Но оборонные предприятия продолжали работать. Большая часть вооружения, необходимого для защиты города на Неве, производилось именно в Ленинграде. Несмотря на обстрелы и бомбежки, голод и нехватку электроэнергии.Т-34 - самый массовый танк времен второй Мировой Войны и послевоенного времени. Он начал выпускаться в 1940 году и являлся самым главным танком Красной Армии аж до 1944 года. После (во второй половине 44 года) его сменила модификация Т-34-85.

Этот танк - мощная, боевая машина, способная двигаться на довольной большой скорости и преодолевать любые препятствия. Т-34 объединяет в себе хорошую маневренность, скорость, проходимой и убойную силу (благодаря длинноствольной пушке).

Открываем конверт 5

Воспитатель читает задание. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!

(Раскрась танк Т-3). Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 5.

ФЛАГ.

7.Открываем конверт 7

Воспитатель читает задание. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 7

8.У ленинградских «Катюш» был свой, блокадный шарм

Легендарные «Катюши», которые вызывали панический страх у немцев, изготавливались на Выборгской стороне, в цехах соседствующих заводов имени Климова и имени Карла Маркса.

- Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.

Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.

Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.

Скоро из газет рабочие заводов узнали: фашистов буквально ошеломило «ужасное оружие русских». Гитлеровцы пытались разгадать его тайну, но так и не смогли этого сделать до самого конца войны.

Открываем конверт 8

Воспитатель читает задание. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША.

Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная … Катюша

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 8.

9.9. Звезда символ победы красной армии. Какого она цвета?

Где, на чем вы видели звезды? (на башнях Кремля, на головных уборах, на боевой техники, на погонах, орден Красной звезды)

Ребята, сколько лучей у звезды? Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде. Кто эти богатыри? Это пехотинец, моряк, летчик, партизан и труженик тыла.

Открываем конверт 9

Воспитатель читает задание. Соедините точки по порядку, и раскрась нужным цветом.

Минута молчания.

По горизонтали:

1. Как называется ситуация, в которую попал наш город Ленинград во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.
2. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.
3. Читают стихотворение! - ОРДЕН!
4. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА!
5. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!
6. Отгадай загадку - ФЛАГ!
7. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!
8. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША
9. Ребята, сколько лучей у 
ЗВЕЗДЫ?

По вертикали:

10. Какое слово получилось? Город-герой - ЛЕНИНГРАД!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...