« Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»
методическая разработка (подготовительная группа)
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;
- Приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание своей принадлежности к определенной нации, как следствие – гордость за это;
- Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie20-21.docx | 97.44 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
« Приобщение детей дошкольного возраста
к культуре Донского края и его окружающего мира»
Цели:
- Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;
- Приобщение детей к историческим ценностям родного края, осознание своей принадлежности к определенной нации, как следствие – гордость за это;
- Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Задачи:
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма и начал гражданственности – любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну);
- Развивать у детей представления о человеке в истории и культуре донского казачества, представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение;
дата | Наименование деятельности | |
Организованные формы обучения | Совместная деятельность | |
Сентябрь | Мотивация: Сельское хозяйство донских казаков. Познавательное развитие. Тема: «Хлеб – всему голова» Цель: познакомить детей с выращиванием сельскохозяйственных культур, с земледелием на Донской земле. Воспитывать уважительное и бережное отношение к хлебу. Экологическое. Тема: Знакомство со строением хлебных злаков. Цель: познакомить детей со строением хлебных злаков, с условиями, необходимыми для их выращивания. Уточнить, какие продукты можно приготовить из хлебных злаков; люди, каких старинных казачьих профессий занимаются выращиванием хлеба. | Рассматривание инвентаря, применяемого казаками в земледелии. Цель: закрепить и расширить знания детей об орудиях обработки земли, используемых казаками (плуг, борона, грабли, мотыга, коса, серп и т.д.). Дид. игра «Вершки и корешки» Цель: закрепить знания детей о растениях, их строении, применении в пищу; уточнить, что земледелием начали заниматься наши предки – казаки. Выпечка каравая. Цель: обогатить знания детей о роли каравая в казачьих традициях, прививать навыки лепки из теста, развивать умение украшать изделие косичками, налепами. |
Октябрь | Мотивация. Коневодство. Познавательное. Тема: «Сам погибай, а коня выручай» Цель: познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях. Расширить и обогащать знания детей о жизни и быте донских казаков. Лепка. Тема: «Конь» Цель: учить детей создавать изображение по мотивам донских умельцев. Учить лепить фигуру коня из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать уважение к казачьему народному творчеству. Эколого-эстетическое занятие Тема: «Домашние животные» Цель: познакомить детей с содержанием донской казачьей усадьбы, с трудовой деятельностью казаков по содержанию домашних животных и уходу за ними. Развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. | Заучивание пословицы «Казаку конь себя дороже» Цель: обогатить знания детей о том, почему казаки так заботились о своем коне. Подвижная игра «Кони» Цель: развивать двигательную активность детей в прямом галопе. Рассматривание иллюстраций «Мой конь вороной» Цель: расширить интерес детей к изучению истории донской земли. Изготовление атрибутов к игре «Кони» Цель: обогащать знания детей о традициях донских казаков, развивать творческие способности детей. |
Ноябрь | Мотивация. Колодец. Познавательное. Тема: «Колодец, колодец, дай воды напиться». Цель: познакомить детей со значимостью колодца в донской степи, расширить знания о быте донского казачества. Развивать интерес к изучению истории родного края, дать знания о профессиях лозоходцев и копателей колодца. Конструирование (из природного материала) Тема: «Сруб колодца» Цель: обогатить знания детей о различных формах колодцев, строящихся донскими казаками (журавль). Познакомить с приемом выкладывания сруба из бревен (веточек) Аппликация. Тема: Коромысло. Цель: расширить знания детей о быте донских казаков, о значимости воды и методах ее доставки в дом: показать, что такое коромысло, рассказать, как им пользовались для переноски воды. | Разучивание казачьей песни «Как на горке, на горе крутой». Цель: развивать память, расширить знания о казачьем фольклоре, значении коня для казака. Экскурсия в уголок истории донского казачества. Цель: уточнить знания детей об устройстве степного казачьего колодца, расширить знания о быте донского казачества. Сюжетно-ролевая игра «Несэ Галя воду». Цель: расширить знания детей о казачьей утвари, прививать навыки пользования старинной утварью. Подвижная игра «Ручеек» Цель: познакомить с народной игрой, развивать подвижность, активность, закрепить знания о воде в степной зоне. |
Декабрь | Мотивация. Самоуправление. Познавательное занятие. Тема: «Казачий круг» Цель: познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширить знания о правительстве в казачестве. Конструирование. Тема: «Булава» Цель: познакомить с символами казачьей власти (булавой, бунчуком, насекой), рассмотреть как и из чего они сделаны. Предложить детям изготовить выбранный символ, украсить соответствующей исторической символикой. Познавательное. Тема: «История костюма донских казаков». Цель: познакомить детей с историей мужской и женской одежды донских казаков, пополнить словарь староказачьими словами: юбка – запаска, парочка – юбка и кофта, завеска - фартук, чекмень – папаха, фуражка. Расширить знания об истории донского казачества. | Изготовление символов казачьей власти. (булава, бунчук, насека). Цель: обогатить знания детей о значении символов в казачьей жизни, закрепить знания о казачьих традициях и обрядах. Организовать выставку иллюстраций книг, казачьих символов с привлечением родителей воспитанников. Цель: стимулирование познавательной активности детей. Сюжетно-ролевая игра «Казачий круг» Цель: закрепить знания детей о казачьих обычаях и традициях, учить принимать единое решение в спорных вопросах. Дидактическая игра «Атаман» Цель: познакомить с правилами выбора атамана, его обязанностями и правами. |
Январь | Мотивация: Семейный уклад казаков Познавательное. Рождение ребенка в казачьей семье. Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом. Познавательное. «Не нужен клад, если в семье лад». Цель: Закрепить знания детей о семье, о ее членах, традициях. развивать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамины бусы, папина шляпа),подбирать прилагательные к существительному. | Разучивание пословиц и поговорок о семье, маме Беседа об обязанностях членов семьи по дому Изготовление «кукольной семьи» (тряпичные, нитяные куклы). Чтение сказки «Слезы казачьих матерей», «Ск5азка о жемчугах Богородицы». Прослушивание казачьей колыбельной (на стихах М. Ю. Лермонтова). Разучивание казачьей потешки «Ой, батя, батя родненький…» |
Февраль | Мотивация: Обычаи, обряды. Познавательное. Цель: уточнить знания детей об обычаях и обрядах донских казаков. Познакомить с зимними христианскими праздниками крещение, колядки, масленица. Музыкальное развлечение. Тема: «Масленица пришла – радость принесла» Цель: закреплять умение передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям. Формировать психологически комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере. Ручной труд. Тема: «Масленичка» (кукла-девочка). Цель: расширить знания детей об обычаях донских казаков дарить Масленичку, желая хозяевам здоровья, богатства и всего хорошего. Показать прием изготовления Масленички. Рисование. Тема: «Наряд казачки» Цель: развивать умение создавать декоративный рисунок в стиле донского казачества, развивать чувство цвета, умение правильно подбирать цвета и оттенки. | Создать в зоне ряженья уголок казачьего костюма, где разместить одежду донских казаков. Цель: стимулировать игровую активность детей. Организовать показ и примерку костюмов донских казаков. Цель: развивать интерес к изучению истории донского казачества, обогащать знания детей о быте казаков. Дид. игра «Ателье» Цель: расширить знания детей о казачьей одежде, ее украшении и разнообразии, закрепить умение вырезывать одежду из сложенного вдвое листа бумаги, раскрашивать в казачьем стиле. Игра- инсценировка «Колядки» Цель: обогащать знания детей о проведении казачьих обрядов, формировать интерес к истории донских казаков, развивать память детей, заучивая тексты колядок. Разучивание стихов, песен, закличек о масленице. Цель: развивать слуховое восприятие народного фольклорного языка, воспитывать уважение и любовь к истории предков. Изготовление чучела Масленицы. Цель: расширить знания детей об обычаях и традициях, развивать интерес к подготовке к казачьим забавам. |
март | Мотивация. Воспитание детей в казачьей семье. Познавательное. «Воспитание мальчика в казачьей семье». Цель: Познакомить детей с убранством кунацкой комнаты. - Формировать представление о воспитании мальчика-казака. - Приобщать к культуре и быту казаков. - Стимулировать желание детей к физическим упражнениям и закаливанию. Познавательное. «Воспитание девочки в казачьей семье». Цель: знакомить обучающихся с традициями воспитания девочек в казачьих семьях. Знакомить детей с традициями воспитания казачества;
| Хороводная игра «Катя по садочку гуляла» Цель: продолжать знакомить с народным фольклором, воспитывать чуткое отношение к сверстникам. |
апрель | Мотивация. Казачий фольклор. Познавательное. Тема: «Как песня родится» Цель: познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией. Развивать интерес к изучению истории своих предков, воспитывать гордость за свое происхождение. Познавательное. Занятие: «Чему учат игры?» Занятие: «Сказки и предания». Рисование «Герои любимых сказок». | Сюжетно-ролевая игра «Проводы на службу» Цель: закрепить знания обрядов и обычаев донских казаков. Подвижные игры – эстафеты «Скачки наперегонки», «Подними папаху с земли шашкой на скаку», «Перетяни канат», «Борьба» Цель: развивать ловкость, смелость и смекалку, умение владеть приемами рукопашной борьбы. Прослушивание казачьих песен в записи. Цель: воспитывать любовь к народному фольклору, расширять знания о жизни и быте донских казаков. Разучивание казачьей песни «Пчелушка златая» Цель: развивать умение обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к истории предков. |
май | Мотивация. Календарно-обрядовые праздники. Беседа о православных традициях казачества. | Чтение детской библии, рассматривание иллюстраций. Разучивание хоровода «Трава моя, трава». Казачья игра «По-за городу гуляет» Прослушивание аудиозаписи праздничного колокольного звона. |
Приложение
Занятие по познавательному развитию
Тема «Хлеб – всему голова».
Задачи:
1.Закрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку.
2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).
3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди.
4.Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва.
5.Формировать познавательную деятельность.
6.Развивать любознательность, связную речь, навыки экспериментирования.
7.Воспитывать у детей уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих.
8.Развивать психические процессы – слуховую и зрительную память, внимание, мышление.
Оборудование:
Несколько видов хлеба, колоски пшеницы, ржи, ячменя, серия картинок «Как пришел на стол хлеб», мельничка, камни для имитации жерновков, мука (ржаная, пшеничная), зерна (пшеницы, ржи, овса, просо).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Восп. Сегодня занятие необычное и интересное, о чем оно узнаете из загадки:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белей,
А бывает – подгорелый,
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет.
Дети: ХЛЕБ.
Восп. Правильно хлеб, и говорить мы будем о хлебе. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб.
Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый, без него какой обед.
Хлеб наше богатство, он дает здоровье и силу людям. Но не всегда был хлеб. Послушайте его историю. (рассказывает подготовленный реденок).
«Когда и где родился хлеб».
Впервые хлеб появился на земле более 15 тысяч лет назад .Первым « хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь и пшеница, а дуб. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями и добавлять воду. Так появилась первая мука и первый хлеб. Большой скачок в приготовлении хлеба произошел, когда человек научился добывать огонь. Зерна поджаривали на огне, затем добавляли воду. Получалась каша. Затем изобрели ручные мельницы и появился первый печеный хлеб. Прошло еще много времени и египтяне научились готовить хлеб из кислого теста, так на смену лепешкам пришли пышные булки. Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Они выпекали хлеб в горшках – «КЛИБАНОСАХ». Именно от этого названия и появилось слово «ХЛЕБ».
Воспит. Вспомним пословицы о хлебе:
«Хлеб - всему голова»
«Без хлеба нет обеда»
Восп. Вспомним скороговорку:
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
(читают быстро, медленно, громко, тихо).
Восп. За ширмой что – то спрятано. Отгадайте загадку.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Дети: колосок
Стих. читает ребенок:
В кулачке у колоска
Зернышки – малышки.
В каждом зернышке
Мука, пироги и пышки.
(Рассматривание колосков различных культур и нескольких видов муки.)
Посмотрите какие разные колоски, и сколько много в них зерен. У каждого зернышка свой домик. Какой? (пузатый, колючий, шершавый). Зернышки какие? (гладкие большие и маленькие) – тактильная память.
Восп. Как называется – колосок пшеницы (пшеничный), а мука (пшеничная),
колосок ржи (ржаной), мука (ржаная), колосок ячменя (ячменный).
Посмотрите и мука разная (белая, серая). Потрогайте, какая мука (мягкая, пушистая, рассыпчатая) (тактильная память)
Пальчиковая игра «Мукомол».
Как в древности изготовляли муку?
Сначала разгрызали, затем размельчали между плоскими камнями, потом стали строить мельницы (ветряные и водяные).
Восп. Вспомним, как из зернышка вырастают колоски. (алгоритм).
Пластический этюд – превращение детей в колоски.
Восп. Посмотрите какие у нас выросли колоски, чтобы такое поле колосьев выросло, много людей старались, трудились. Поэтому необходимо бережно относиться к хлебу.
Стих. Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит».
«Сделал дело – гуляй смело».
Созрели наши колоски, куда их повезли? (на элеватор, там его просушат и очистят, затем на мельницу – для размола зерна в муку). Потом куда? (муку отвезли на хлебозавод, добавили воду, дрожжи получилось тесто, а из него изготовляют разные хлебные изделия) (выставляем картинки)
Стих. «Каравай»
Продуктивная деятельность: лепка с элементами рисования: «Хлебобулочные изделия».
Приложение :
Игра «Мукомол»: Мукомол, мукомол! В землю зернышко попало
Ты нам зерна молол! Прорастать на солнце стало
А теперь из муки Дождик землю поливал,
Все, что хочешь пеки! И росточек подрастал
Мишке - пышки; К свету и теплу тянулся
Зайке – сайки; И красавцем обернулся.
Для ежа отличные
Бублики пшеничные.
Стихотворение «Каравай» Погореловский С.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый.
Словно солнцем налитой!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал пришел.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.
ЗАГАДКИ
Ходит полем Месяц – новец
Из края в край, Днем на поле блестел,
Режет черный каравай. К ночи на небо слетел.
(плуг) (серп)
Всем нужен, Овсом не кормит,
А не всякий сделает. Кнутом не гонят,
(хлеб) А как пашет, семь плугов тащит.(трактор)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены,Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(колос)
ПОСЛОВИЦЫ
«Не трудится – хлеба не добиться». «Кто не работает, тот не ест».
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Конспект ООД по познавательно - речевому развитию детей подготовительной группы «Поговорим о злаках»
Цель: Формировать представлений детей о злаковых культурах
Оборудование: картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод, злаков; образцы зёрен злаковых (просо, овёс, гречиха, рис, ячмень, пшеница, рожь, кукуруза); силуэты кастрюль; шапочки «соль», «сахар», «крупа», «молоко», зеркальце на каждого ребёнка; колосья пшеницы; зёрна ржи и пшеницы; кофемолка; воздушные шарики с мукой внутри на каждого ребёнка; модель колоска с зёрнами на липучках; мнемотаблица «Как хлеб на стол пришёл»; «травянчик» - игрушка; колоски; образец для аппликации из соломки «Колосок»; соломенные части деталей для аппликации; чёрный картон; клей - карандаш; салфетки; клеёнки
- Организационный момент « Кроссворд»
Воспитатель: Ребята, разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего занятия
1. Шарик голубой, домик наш родной
Планета любимая моя, называется она...(земля)
2. Там булки растут и батоны,
Баранок и бубликов тонны,
Похоже на жёлтое море
Шумящее хлебное...(поле)
3. Это - с носиком пушинки,
Это - горсточка зерна.
Тут - горошек, там - крупинки
Что же это?...(семена)
4. Он по полю быстро ходит,
Косит хлеб, зерно молотит,
Веет, да в машину грузит,
Засыпает хлеб он в кузов -
Убирает урожай, в поле трудится...(комбайн)
5. В воде растёт, уборки ждёт.
Годен для каши, ест его Маша.
Годен для плова, ест его Вова. ( рис)
Дети отгадывают загадки и вписывают буквы в клеточки кроссворда.
Читают слово «злаки»
Воспитатель: Поговорим сегодня о злаках. Как вы думаете, что это такое?
( ответы детей). Злаки - это растение со стеблем и колосом на конце, в котором находятся зёрна.
Поговорим о злаках,
Что в полях у нас растут.
Из крупы их варят каши,
Из муки блины пекут.
Рожь и пшеница за обедом
Кормят нас душистым хлебом.
- Основная часть Д/у «Что лишнее?»
На магнитной доске картинки овощей, фруктов, цитрусовых, ягод, злаковых
Воспитатель: Дети, определите, что не является злаками (дети перечисляют и называют вид, например: слива - фрукт ) На доске остаются картинки злаковых культур: рис, гречиха, просо, рожь, пшеница, кукуруза, ячмень, овёс и образцы зёрен. Педагог и дети рассматривают их.
В каком виде используют злаковые в пищу? (каши, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия...)
Дидактическая игра «Злак - крупа - каша»
На магнитной доске силуэты кастрюль с разной крупой. Детям раздаются крышки от кастрюль с теми же крупами. Дети накрывают кастрюлю соответствующей крышкой и определяют злак - крупа - каша:
Пшеница - пшеничная - манная(пшеничная мука)
Овёс - овсяная - овсяная (геркулесовая)
Просо - пшённая - пшённая
Рис - рисовая - рисовая
Гречиха - гречневая - гречневая
Ячмень - ячменная - перловая (ячневая)
Кукуруза - кукурузная - кукурузная
Рожь - ржаная мука.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Сидя. Одна рука на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в лёгкие. При выдохе громко произнести звук «ф-ф-ф» повторить 3-4 раза
«Вдыхаем вкусный аромат каши»
Вдох носом, пауза, выдох ртом повторить 3-4 раза
Воспитатель: Ребята, вы все знаете как сварить кашу. Давайте повторим правила приготовления этого полезного блюда в игре.
Игра - хоровод «Ты горшочек наш вари!»
Выбираются дети, которые будут «молоком», «солью», «сахаром», «крупой». На них надеваются соответствующие шапочки. Остальные дети - «горшочек». Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребёнок выходит в середину круга. Когда в центе круга будут все ингредиенты каши, дети берутся за руки и ведут внутри «горшочка» свой хоровод
- 1. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Молоко мы нальём, до кипенья доведём.
- 2. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
- 3. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- И крупу не забываем, ложкой дружно мы мешаем.
- 4. Раз, два и три - ты горшочек наш вари
- Каша преет «пых» - «пых» - «пых»
- Для друзей и для родных.
- 5. Мы все дружно поедим и гостей всех угостим
- Каша вышла просто класс - мы старались все для ВАС!
- (Движения соответствуют тексту песни)
Экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»
Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию. Рассмотрите колос. Как располагаются зёрна? Какой они формы, цвета? Чем отличаются зёрна пшеницы от зёрен ржи? Какая структура стебля? Какая пшеничная мука? Обратите внимание какой у нас получился «травянчик» (педагог показывает пророщенный ранее овёс - игрушка).Как вы думаете какие факторы нужны, чтобы овёс пророс? (свет, воздух, вода, почва).
А теперь попробуем превратить зёрна ржи в муку. (Педагог на кофемолке перемалывает зёрна до муки). Где используют пшеничную и ржаную муку? (пекут хлеб, пироги, блины, торты, делают квас, макаронные изделия, изготавливают поделки из солёного теста). А ещё делают игрушки из муки -- Капитошки . (Педагог раздаёт каждому ребёнку воздушный шарик с мукой внутри)
Пальчиковая гимнастика «Капитошка»
Возьмём в ладошки Капитошку
И потрём его слегка,
Разглядим его улыбку,
Помассируем бока.
С Капитошкой мы играем,
Меж ладошками катаем.
Мнём, щипаем, разминаем.
Мячик в блинчик превращаем.
Домик сделаем в ладошках,
Жить в нём будет Капитошка!
Д/у «Подбери слово»
Воспитатель: Ребята, из чего состоит колос? (из стебля, колоса с зерном, листьев, корня). Из зёрен делают муку и пекут хлеб. Давайте подберём разные слова к слову «хлеб». Вы называете слово и прикрепляете зёрнышко к стеблю. Хлеб какой? ( вкусный, аппетитный, чёрствый, бородинский, ароматный, домашний, ржаной, вкусный, зажаренный и т.д.) Молодцы вот у нас и получился колосок!
Составление рассказа по мнемотаблице «Как хлеб на стол пришёл»
Мнемотаблица состоит из схематических рисунков. Педагог предлагает каждому ребёнку составить 2-3 предложения по каждому рисунку последовательно
Д/у «Угадай сказку по строчкам »
Воспитатель: В каких сказках встречаются соломенные персонажи или предметы?
Воспитатель читает отрывки из сказок. Дети отгадывают название произведения. Проверяют правильность ответа просмотром слайдов.
(Сказки: «Бычок-смоляной бочок», «Соломенная Масленица», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросёнка», «Волшебник Изумрудного города»).
Тема: «Сам погибай, а коня выручай»
Цель: Приобщение детей к историческому прошлому родного края, формирование представлений о жизни, традициях и законах донских казаков.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа,
- Обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (нагайка, пика, сабля, кинжал)
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
- Обобщать и систематизировать знания о культуре казаков.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мне нравится одно стихотворение и сегодня я бы хотела вам его рассказать.
Воспитатель читает стихотворение «Весна в степи на Дону»
Тихий Дон разливается тихо.
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль Дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы,
И отважны донцы-молодцы.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О нашей реке Дон.
(на интерактивной доске появляется слайд с изображением реки Дон)
Воспитатель: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, города.
Воспитатель: Откуда пошло название реки Дон?
Дети: Название реке было дано древними кочевниками. «Дон» означало - вода, река.
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?
Дети: Их стали называть казаками.
Воспитатель: Давайте вспомним, что означает слово «казак».
Дети: «Казак» – означает «вольный человек».
(на интерактивной доске появляется изображение казака)
Казак: Правильно, ребята. Казаки люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Скажите, какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети:
- С уважением относится к старшим.
- Уважать мать, сестру, жену.
- Быть честным и скромным.
- Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
- Защищать от врагов свою Родину.
Казак: Молодцы, ребята! В казачьих семьях почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Ребята, а какие казачьи традиции вы знаете?
Дети:
- К отцу и матери обращались только на Вы.
- При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
- Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать.
- Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
- При рождении мальчика было принято покупать коня, с 2 лет ребенка регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу
Воспитатель: Вот такие строгие обычаи были в семьях. Казаки были воинами, защитниками Родины. Главным украшением казака считалось оружие. (на интерактивной доске появляются картинки с изображением оружия, дети называют его виды )
Воспитатель: Какое из этого оружия считалось для казака главным?
Дети: Главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
Воспитатель: Правильно. А на чем ездили казаки?
Дети: На конях.
Воспитатель: Да. У казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными их друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
Казак: А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьих лошадях?
Дети:
- Конь казаку – лучший друг
- Казак сам не ест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Сам погибай, а коня выручай.
- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
- Без коня казак кругом сирота.
- Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казачьи. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Подковка
Звонкою подковкой
Подковали ножку.
Выбежал с обновкой
Конь наш на дорожку.
Новою подковкой
Звонко ударял
И свою обновку
Где-то потерял…
Дети образуют круг. В середине – конь с подковкой в руке. Во время декламации стихотворения конь галопом скачет внутри круга. По окончании слов останавливается, кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший, становится конём. Игра повторяется.
Воспитатель: Ребята, сделаем нашему гостю подарок. Соберем из волшебного конструктора лошадок, которые превратятся в настоящих коней.
(дети собирают из «Нетающих льдинок» Воскобовича лошадок, после выполнения задания на интерактивной доске появляется изображение табуна коней)
Казак: Спасибо, ребята. Мне очень понравились ваши подарки.
Воспитатель: Ребята, вы, молодцы, знаете много интересного о казаках и их обычаях. Главное, чтобы вы не забывали о прошлом и еще больше стремились узнать историю своего народа.
Конспект занятия «Волшебный колодец»
Программное содержание:
Воспитывать бережное отношение к природе, умение и желание жить в гармонии с окружающим миром; приучать детей к экономному и разумному расходованию воды; закрепить правила поведения человека в природе.
Активизировать словарь детей по теме «Вода»
Оборудование: колодец; таз с налитой в него водой; иллюстрации с изображением разных водоёмов (озёра, реки, пруд, родник)
Ход занятия.
Дети входят на участок
Воспитатель:
- Дети, что изменилось на нашем участке?
Дети:- Здесь появился колодец.
- А для чего нужны колодцы и как вообще они появились?
Предполагаемые ответы детей: «Колодцы появились давно, тогда, когда не было водопровода; люди ходили к колодцу, чтобы вёдрами набрать воду и принести ее домой»…
- Посмотрите, что же это лежит вокруг нашего колодца?
Дети:- Это мусор: обрывки газет, пластиковые бутылки, алюминиевые банки, полиэтиленовые пакеты…
- Кто же это мог сделать?
Дети:- Люди, которые здесь ходили, может, или просто воду пили.
- А как вы думаете, колодцу и людям, которые пришли бы к нему сейчас приятно видеть это безобразие?
Дети:- Нет.
- Конечно, неприятно! Вот и колодец наш обиделся. А ведь какой была чистой эта местность!
Психогимнастика.
Колодец, если бы у него были глазки, брови и губы, нам бы показался радостным, веселым. А давайте изобразим «радостным» наш колодец. (Дети изображают на лицах удовольствие». А потом стали приходить непрошенные гости и оставлять после себя мусор, и колодец призадумался: «Зачем же они меня обижают?» (Дети изображают удивление). День ото дня мусора становилось все больше, и больше и колодец стал грустным, печальным. (Дети изображают на лице грусть и печаль». И в конце концов, колодец совсем обиделся. (Изображаем рассерженные лица).
А тут еще солнце стало припекать, наступила жара, а потом и засуха. Обиделась природа на людей! И в колодце пересохла вся вода. Опустел наш колодец. Может, мы подуем на стены колодца, чтобы они охладились (дети дуют на колодец).
Посмотрим появилась ли вода, нет не появилась вода!
Может, уберём весь мусор, пусть будет стыдно тем кто здесь намусорил! (Воспитатель детям помогаем надеть перчатки, собрать все в мешок для мусора).
Давайте теперь посмотрим, появилась ли вода, эх…всё ровно не появилась вода! А может быть загадку отгадаете и тогда появиться вода в колодце: «Кто всю ночь по крыше льёт, да постукивает, и бормочет и поёт, убаюкивает?»
Дети:- Дождик!.
- Наверное, только дождь сможет порадовать наш колодец.
Физ. минутка.
(Дети становятся друг за другом, различными движениями массируя спину, впереди стоящего ребенка).
Дождь, дождь! Надо нам расходиться по домам? (Тихо, вопросительно, перебирая пальчиками по спине товарища)
Гром, гром! Как из пушек! Будет праздник у лягушек! (Громко, отрывисто, постукивание ладонями)
Град, град! Бум и грох, покатился как горох. (Кулачками, затем растопырив пальцы, волнистыми движениями сверху вниз»
Кап, кап! Всем дождь нужен. И бежит зверьё по лужам. (Тихо, перебирая пальчиками, затем хлопаем ладонями».
(Пальчиковая игра)
Тучка по небу плыла,
Дождик за собой вела.
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких сапожках.
Дождик по крыше похлопал,
По дорожке походил, на крылечке наследил,
В темной луже потоптался
И умчался. (можно провести 2 раза)
- Опять нет воды в колодце! … А представьте себе, дети, что и у нас в домах может закончиться вода. Обидится на людей природа, пересохнут все реки, моря, озёра, что тогда будем делать?.
- Может, вы знаете, как надо обращаться с природой, с водой из колодца и кранов, чтобы не случилось такой беды? (Выслушиваем ответы детей: «На природе и на улице нельзя мусорить, с водой обращаться бережно, зря ее не тратить)
- А для чего нужна нам вода? (Ответы детей: «Воду пьют, готовят пищу, поят и кормят животных. Вода нужна для умывания, принятия душа, полива растений, цветов, деревьев, огорода; можно стирать и чистить одежду)
- Слышите, это должно быть родник стал пробиваться под землей! Природа и колодец услышали и увидели, что наши дети знают и умеют бережно обращаться и с водой, и с природой. И скоро наш колодец опять наполнится прозрачной, прохладной водой. А пока колодец заполняется, я вас угощу заранее заготовленной водой из нашего колодца. (Воспитатель угощает детей, очищенной бутилированной водой)
Тематическая беседа «Казачий круг»
Цель: познакомить с историей местного управления в казачьих станицах на Дону.
КАК ПРОХОДИЛИ КАЗАЧЬИ КРУГИ?
Казачий круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. На нём решались вопросы войны и мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевого старшины и другие вопросы. Высшая власть у казаков принадлежал кругу и только кругу, а в период между кругами — атаману. В рамках круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления, кроме самого круга казаков.
Порядок проведения
Прежде круг проходил на площади (майдан) и состоял из выборных казаков (делегаты от казачьих объединений). Старшины становились в круг, а за каждым куренным атаманом стояли казаки одного куреня. Справа место священника (однако он не голосовал и в дела круга не вмешивался), аналой c крестом и Евангелием, казачье знамя с караулом; а слева - скамья стариков, обладающих правом вето. За порядком следил есаул с нагайкой, охрану мероприятия обеспечивали приставы. Казачья традиция - женщин правом голоса не наделять, но разрешать их присутствие на круге. Права участия в Круге не имели провинившиеся казаки (пенные), навлекшие на себя за провинности немилость всего войска, а также казаки в состоянии алкогольного опьянения. Присутствующие казаки обязательно должны быть в казачью справу.
Начало круга объявлял есаул, возглашая: « Все ли казаки на Кругу?» и просил всех занять места. Затем есаул командовал приветствие атаману и все казаки (кроме стариков и священника) вставали, не снимая шапок. Затем вносили знамя и все вставали, снимая шапки и читая молитву.
Принятие решений
Всякий выступающий на Круге снимал шапку, выходил на середину, отвешивал поклон Аналою и священнику, старикам, Атаману и всему собранию. Закончив выступление, надевал шапку. Если шапка не надета, это означает, что выступающий казак не все сказал. Одобрение решений казаки выражали возгласами "любо!" В Круге каждый Казак имел право голоса и мог свободно высказывать свои предложения и замечания. Вопрос считался решенным, если большинство собравшихся бросало шапки вверх. Решение Казачьего круга принималось простым большинством голосов. Решения и постановления Круга были обязательными для всех жителей казачьего края и могли отменяться только Кругом высшей инстанции.
Классификация кругов
По старинным актам известны круги валовые, войсковые (для каждого казачьего войска) и полковые (окружные). Низшим Кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской (сход). Круг войсковой состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался Круг валовой, куда собирались представители всего народа.
Полномочия
- избрание атаманов, писарей, прием в казаки.
- объявление войны или заключения мира;
- вопросы внешних сношений;
- судили лиц совершившие тяжёлые преступления или преступления вызвавшие большой резонанс в обществе;
- иные вопросы связанные со спорами о земле.
«история костюма донских казаков».
Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.
В 16-17 веке костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный.
Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.
В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, "под горшок". Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.
Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.
Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.
Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.
Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.
«Не нужен клад, если в семье лад»
Программное содержание: Закрепить знания детей о семье, о ее членах, традициях. Обогащать речь детей;
развивать умение образовывать притяжательные прилагательные (мамины бусы, папина шляпа),подбирать прилагательные к существительному.
Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, мелкую моторику.
Воспитывать заботу и уважение к членам семьи.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
В; Здравствуйте ребята.
А у меня для вас есть сюрприз.
Если в чудо веришь ты,
Мы о нём расскажем,
Если в чудо веришь ты,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть-
Их не перечесть,
Но для вас особое Чудо из Чудес!
(открывается занавес, появляется Чудо-теремок)
В; ребята, посмотрите на теремке листочки с фотографиями ваших семей. Как мы называем такие фотографии? (Семейные)
-Как вы думаете, для чего нужны такие фотографии? (Вспомнить, какими мы были маленькими, куда ездили…)
Наши воспоминания хранятся не только в памяти, но и в семейном альбоме, в нём собираются фотографии родных и близких людей. Вы уже догадались, о чем мы поведём разговор? Правильно, мы поговорим с вами о семье.
В; Ребята, как вы думаете, что такое семья. ( Родственники, родные люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге)
В; Правильно, все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.
В; Ребята, а как появляется семья? (Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год).
В: Правильно, люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Семья, не может существовать без дома, у каждой семьи есть свой ДОМ- это место где человек чувствует себя защищённым, нужным, любимым.
(на мольберте показываю дом)
А вы хотите узнать, кто будет жить в этом доме? Я сейчас буду загадывать вам загадки, отгадав, их вы узнаете, кто поселился в новом доме.
*Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей ни чуточку не лень!
Её любит вся семья. Это…. (мамочка моя).
* Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый…(папа)
*Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Это наша… (бабушка)
* Кто на машине нас прокатит
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним и скуки нет.
Это наш любимый… (дед)
*Кто по утрам идёт учиться?
Он получать оценки рад.
Конечно это старший… (брат)
* У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики.
Смешные длинные косички
Конечно милая… (сестричка)
Ну, вот мы и узнали, кто заселился в этот красивый дом.
Ребята, давайте поможем семье разобрать вещи.
Дидактическая игра «Новоселье».
Из чемодана вы достаёте вещи, внимательно рассматриваете и говорите, кому эта вещь принадлежит.
Помада
Газета
Галстук
Бусы
Фартук
Учебник
Шапка
Сумочка
В: Ой, какие вы молодцы, хорошие помощники. А я вспомнил пальчиковую гимнастику «Моя семья», давайте поиграем.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.
В; Ребята, а вы знаете, что такое новоселье, что это значит? - это значит, семья переехала в новый дом или на новую квартиру.
В; Ребята, новоселье это семейный праздник. У каждой семьи есть свои традиции и праздники.
В; Ребята, скажите, а какие праздники отмечают в ваших семьях. Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женский праздник – 8 марта и мужской 23 февраля “ День защитников Отечества”.
В; Ребята, а если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:
Я начну, вы продолжайте, дружно хором отвечайте!
1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.
2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА
4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО
В; А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.
Встаньте в круг, посмотрите, какая у меня есть корзина. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.
(Дети становятся в круг. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок, у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)
В; Молодцы, вот, сколько добрых дел собрали.
В; Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:
В дружной семье и в холод тепло.
На что и клад, когда в семье лад.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семье и каша гуще.
В своем доме и стены помогают.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
При солнышке тепло, при матери добро.
Сердце матери греет лучше солнца.
В; Ребята семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.
Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.
(Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)
Дети составляют свое семейное дерево
В; Ребята выйдете, пожалуйста, из-за столов и расскажите, что же такое семья?
Дети читают стихотворение
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем. Волнение трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!!!»
В; Ребята, возьмите свои семейные деревья, дома вы можете продолжить работу по их составлению. Я желаю ,чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья. НЕ НУЖЕН И КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД!
Традиции, обычаи и обряды донских казаков
В настоящее время в нашей стране идет процесс обновления во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
Возрождается интерес к национальным культурам, к обычаям и обрядам наших предков, к различным этапам развития истории нашего государства. Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если он с самого раннего детства прикоснется к живительному источнику народной мудрости, впитавшей в себя духовно-нравственные, патриотические принципы наших предков.
Донская земля-это малая родина донских казаков, которые из поколения в поколение жили и трудились на ней, воевали за неё, молились о ней.
- Существовали праздники, считавшиеся своими, казачьими.
- Покров Пресвятой Богородицы (в память взятия Казани),
- День Казанской Божьей Матери — защитницы России (в память освобождения Москвы от поляков),
- Праздновался и День казачки или День матери (он приходился на Введение Богородицы во храм).
Под праздник Рождества Христова, в Свят вечер (6 января по новому стилю) в домах не ели до "первой звезды". В этот вечер девушки-казачки, собравшись группами, ходили под окнами и распевали колядки - специальные песни. Дети носили по домам своих родственников "вечерю" - обрядовое блюдо, представляющее собой кашу из пшеницы (кутью постную) с медом и взваром (Взвар - компот, сушенные плоды и ягоды, вареные и подслащенные изюмом или медом), за что им вручали подарки.
В день Рождества (7 января) дети расхаживали по станице с импровизированной звездой, манили Христа, получая за это деньги или хлеб. 4 Рождественские святки и канун Нового года (до 14 января) непременно становились временем многочисленных гаданий. Разнообразие их приемов просто поражает воображение современного человека и удивляет его некоторой прямолинейностью.
Так скажем, ставили под образа (икону, божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели, чья палка упадет, тот и умрет в следующем году, или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее - будет урожай, если дурное - недород.
В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из месяцев года. Потом проверяли: мокрая соль - дождливый месяц, сухая - сухой.
На Новый же год (14 января) ранним утром его выносили и сжигали, обкуривая дымом сады. Вечер в канун этого праздника называли "щедрым". В "щедрый вечер" хозяйки готовили специальное новогоднее блюдо - вареники с сюзьмой (заквашенным и отделенным от сыворотки молоком). В песнях вначале обязательно хвалили дом, хозяина и хозяйку, а затем посыпали (бросали пригоршнями) их зерном со словами: "Зароди, Боже, и жито, и пшеницу, и всякую пашеницу". Дети-щедровщики (Во главе ватаги щедровщиков шагал щедренец, а в хвосте шествия - мехонос(ка)) для исполнения надежд хозяев в наступающем году на хороший приплод домашнего скота и птицы изображали голосом квахтанье (кудахтанье) кур, хрюканье свиней и т. д. Щедровщиков угощали варениками, давали деньги.
Подростки и дети весело спускались с горок, вершин балок и холмов на ледянках - хозяйственных корзинках, обмазанных коровьим навозом и облитых водой на морозе. С большим удовольствием они устраивали каталки - род зимней карусели на льду, когда в лед вмораживали кол, на него одевали колесо от телеги, а уже к нему крепили чеку (жердь, брус) и салазки (санки).
Праздник заканчивался общей молитвой и обрядом прощения, когда казаки прощали обиды и молились об отпущении грехов. Знамена ватажные и станичные сносились в атаманский дом. Народ расходился по домам родственников для совершения обряда прощения. Весельем на масленицу были охвачены, пожалуй, все, кроме больных, прикованных к постели.
Вероисповедание при этом практически не имело значения. Важным считалось, что люди объединялись в единую казачью семью. На Пасху было принято дарить друг другу писанки - красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.
Древнейшие элементы весенней славянской обрядности просматриваются в 9 многочисленных играх с крашеными яйцами домашней птицы. Ими играли в "в носочки", для чего ударяли пасхальные яйца друг об друга, подставляя противнику более конусообразную часть. Популярностью пользовалась игра "в катушки", когда яйцо ставили в лунки, вырытые в земле, и выбивали их, получая за удачный удар яйцо с кона. На второй день пасхи играли "в катки", спуская яйца с горки по специально устроенному желобу и т. п. В пасхальной обрядности большая роль отводилась православной церкви.
Широко отмечалась у казаков и Троица (пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников, приходящийся на 50-й 10 день после Пасхи. Одновременно это праздник распустившейся растительности, которую, образно говоря, чествовали, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Для этого обязательно в троицкую субботу косили траву, в основном чабрец, и расстилали ее в курене. На Троицу девушки традиционно надевали венки, сплетенные из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет он или нет. Троица сопровождалась другими гаданиями о суженом, песнями с брачными молитвами, что очень характерно для казачьей весенней обрядности.
Среди осенних праздников выделялся день Покрова Пресвятой Богородицы, который официально отмечался как общественный праздник. В этот день устраивали скачки, всякого рода состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопениями в память обо всех погибших казаках
«Воспитание детей в казачьей семье».
Казаки никогда не были пассивными в воспитании своих детей.
- старину казачьи семьи были многочисленными и очень
набожными. У казаков не было четко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения.
- казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать – ответчица за дитя перед Господом, поэтому казачата до семи лет не исповедались. Сведения о мировоззрении они получали из рассказов взрослых. Бог и дьявола они представляли в образе живых существ. Господь Бог, карающий за все неблаговидные поступки. Дьявол с рожками на голове и длинным хвостом. От него можно ждать напастей.
Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал
от казаков быть всегда в постоянной готовности, в хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности. Все это не могло не сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе.
Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:
- Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, чтобы относились к вам, разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.
- Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.
- Жить только за счет своего труда, избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.
- Соблюдать воздержание и умеренность во всем.
- Быть свободным от накопительства.
Настоящий казак должен приобретать те вещи, которые
необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в
которых есть истинная нужда
Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны 10 – 15 минут уделять внимание воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.
Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими». Семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству: пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дом. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки, и непременно рысью, наметом или в карьер, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первичную медицинскую помощь.
14 – 15- летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть на него огонь.
- Учение добру, благожелательности. Как только ребенок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывались собственная позиция восприятия жизненных проблем. Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.
- Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
- Учение послушанию. Из послушного ребенка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик, насильник.
- Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких, идущих рядом. С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребенок не был заражен завистью.
У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники
– это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.
Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Реализацию родовых корней начинали с измальства. Уже к шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников, проживающих в станице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира по средствам технологии.
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущаю...
План по самообразованию « Приобщение детей дошкольного возраста к культуре Донского края и его окружающего мира»
Развитие положительное отношение ребенка к себе, к другим людям, Донскому краю, коммуникативной и социальной компетентности детей на основе познания ценности Отечества;Приобщение детей к историческим ...
"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
Дошкольный возраст-ответственный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:любовь ...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
Дошкольный возраст — важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира по средствам технологии.
Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущаю...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».
Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умнож...