Долгосрочный информационно практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»
проект (старшая группа)
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pozozh.docx | 354.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Долгосрочный информационно практико-ориентированный проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Если хочешь быть здоров!»
Выполнила:
Пляскина Л.Я
г. Нижневартовск
Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его,
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз.
Ж. Жабаев.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, группа «Смешарики», родители.
Срок реализации проекта: Долгосрочный
Вид проекта: Информационно практико - ориентированный.
Место проведения: МАДОУ ДС № 41 «Росинка, г Нижневартовск»
Руководители проекта: Пляскина Л.Я, Цымбал К.С-воспитатели группы
Условия реализации проекта:
-Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
-Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
-Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
-Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
-Реализация различных форм систематической работы с родителями;
-Развивающая среда ДОУ:
-Спортивный зал;
-Музыкальный зал;
-Физкультурный уголок в группе.;
-Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
-Спортивная площадка (на участке детского сада);
-Медицинский кабинет;
-Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
Актуальность проекта по здоровому образу жизни (ЗОЖ) в ДОУ обусловлена рядом факторов:
-Ухудшение состояния здоровья детей. Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддаётся воздействиям окружающей среды.
-Важность заложения фундамента здоровья. В дошкольном возрасте происходит интенсивный рост и развитие ребёнка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки.
-Влияние на будущее. Занятия физической культурой и ЗОЖ в дальнейшем помогут детям стать конкурентными в учёбе, устройстве на работу, карьерном росте.
Кроме того, внедрение ЗОЖ в детском саду способствует выработке человеческих ценностей у детей: здоровья, ответственности за себя, выбора правильного поведения в различных жизненных ситуациях.
Проблема:
- Низкая двигательная активность.
- Эмоциональное неблагополучие.
- Недостаточное пребывание на свежем воздухе
- Замена двигательной активности сидением перед телевизором и компьютером.
Цель проекта:
- Сформировать привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, добиваться осознанного выполнения правил ЗОЖ и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
-Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;
-Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
-Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;
-Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;
-Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;
- Развивать творческие способности детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия;
-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Методы обучения:
-Наглядный - показ, театрализация;
-Словесный - беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, объяснения;
-Практический - самостоятельная деятельность при выполнении работы);
-Проблемно-мотивационный - стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия;
-Исследовательский - опыты, вопросы проблемно-поискового характера;
-Мотивационный - убеждение, поощрение.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
1.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2.Сформированности гигиенической культуры и навыков;
3.Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1.Сохранение и укрепление здоровья их детей;
2.Педагогическая, психологическая помощь по вопросам здоровьесбережения;
Для педагогов:
1.Повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.
Формы организации работы по здоровьесбережению:
ОД познавательного цикла (чтение художественной литературы, беседы, рассматривание энциклопедий и иллюстраций, картонажный театр, театр кукол, просмотр презентаций по теме)
-ОД продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
-физкультурные занятии;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Подвижные игры;
-Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
-Гимнастика для глаз
-Пальчиковая гимнастика
-Релаксация
-Двигательно-оздоровительные физкультминутки;
-Физические упражнения после дневного сна;
-Самомассаж
-Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
-Физкультурные досуги;
Механизмы реализации проекта:
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап – реализационный
III этап – итоговый (аналитический)
Разделы работы | Цели и задачи | Мероприятия, содержание работы |
Познавательное развитие: Познавательно- исследовательская деятельность | - Объяснить детям причину болезни зубов; - Формировать привычку чистить зубы; - Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов; - Расширить представления детей о строении тела человека. - Познакомить с функциями некоторых органов и их роли в развитии. | Эксперимент «Кто живет у нас во рту». Опыт «Война с микробами», «Загорелое яблоко», «Испорченное яйцо», «Почему болят зубы? », «Рассматривание кожи через лупу», Прослушивание сердца в фонедоскоп. Игра- эксперимент «Как правильно чистить зубы». Беседы: «Сердце бывает сильным и слабым», «Как мы дышим», «Много ли в лёгких воздуха»; «Для чего человеку кожа», «Безопасность зимой на на улице», «Для чего нужны зубы?», «Кто живет в молочной стране?», «Зачем мы спим?», «зачем человеку язык?», «Спорт – залог здоровья». |
Речевое развитие: Чтение художественной литературы | -Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, понимать смысл пословиц, рассказывать наизусть отрывок из стихотворения. -Совершенствовать основные гигиенические правила . - Воспитывать уважительное, доброе отношение к своему телу. - В беседе оценивается поведение героев с позиции пользы и вреда для здоровья. Воспитатель задаёт следующие вопросы: «Что сделал литературный герой? Почему? Каков результат его действий? Как бы ты поступил, или как надо поступить правильно?» - повысить интерес детей к произведениям художественной литературы. | К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»; Алхазова Ф. «Что такое витамины», «Витамины», Собакин Т. «О пользе овсяной каши» Загадки о предметах гигиены. Благинина Е. «Почему кот моется после еды? », Остер Г. «Нарушение правил этикета: правила личной гигиены», Степанов А. «Гигиена», Коростелев Н. «А ты не забыл носовой платок? », Афонькин С. «Почему щиплет мыло? », Дриз Ю. «Тихий час», «Пока этого не случилось», Мориц О. «Это-да! Это-нет! », Афонькин С. «Как победить простуду», Страницы из энциклопедии «Я и мое тело», Бойко Г. «Зубы», Усачев А. «Жевательная история», «Баллада о конфете», Коростелев В. «Королева- зубная щетка», А. Барто «Я расту», «Дружим с водой» Г. Зайцев. Рассматривание: энциклопедии «Человек», «Все обо всем» |
Дидактические игры и упражнения | - Закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. - Познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь. - Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; - Выявление знаний о полезной и вредной пище. - Закрепить представления детей о том, какие продукты полезные, а какие вредные для зубов. - Систематизировать представления детей о частях тела, воспитывать умение слушать друг друга. - Закреплять знания детей о видах спорта и умение их различать, спортивных атрибутах. | «Полезно-неполезно», «Витаминный салат», «Овощи, фрукты», «Пазлы» (какой витамин в этом продукте) «Узнай на вкус (на ощупь, на слух, на запах)», «Подбери одежду по сезону», "Составь режим дня", «Зимние и летние виды спорта», «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование», «Окажи помощь», «Наши привычки», «Что полезно, а что вредно для зубов», «На приеме у окулиста» (стоматолога), «Кто кем был раньше». Речевая игра «Что сначала, что потом», «Доскажи словечко». Дидактическое упражнение «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! », «Что делать, если… » (порезал палец, обжегся и т. д.). «Предметы личной гигиены»; «Какой, какая, какое?», «Найди и назови», « |
Социально-коммуникативное развитие: Беседы, тренинги, ситуативные разговоры. | - Закрепить понятие «здоровье»; расширить знание детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, травм; научить строить суждения, опираясь на свой личный опыт и опыт других детей, взрослых; развиваем диалогическую речь. - Обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье. - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу. | Беседы: «Что такое здоровье?»; Рассматривание плаката «Человеческое тело», «Что такое витамины?», «Полезные и вредные привычк», «Здоровые зубки», «Микробы и вирусы», «Виды спорта». Ситуативный разговор: «Что я знаю о себе», «Можно ли есть немытые овощи и фрукты?», «Опасные предметы», «Для чего нужна зарядка». Беседа-размышление: «Полезная и вредная еда», «Где прячется здоровье», Тренинг: «Как вызвать скорую помощь по телефону», «Продолжи фразу: Чтобы быть здоровым, я…» Проблемная ситуация: «В глаз попала соринка» (закрепить правила первой медицинской помощи) |
Игра- драматизация произведения | -Вовлекать детей в игру-драматизацию по сюжету сказки, передавать характерные черты героев сказки с помощью простейших движений, жестов и мимики. -Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности. | Игра «Серый волк умывается» «Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко» «Хозяйка с базара пришла», «Спор овощей». «Что такое хорошо и что такое плохо» «Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер) "Три товарища" А.Осеевой «Жадина»(Э.Мошковская) |
Кукольный спектакль | -Учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными. - Учить детей соотносить со словами игровые действия с куклой. Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы. Уточнить и закрепить произношение звуков «о», «а», в звукопроизношениях. | «Маша обедает» «Девочка Чумазая», «Оля и Айболит» «Сказка о глупом мышонке» «Два жадных медвежонка» |
Настольно-печатные игры, лото, пазлы. | - Закрепление или отработка полученных знаний; - Развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи; - Тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца; - Воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать. | «Театр настроения», «Что лишнее», «Операция», «Вредно-полезно» «Противоположности» «Когда это бывает?» «Где это можно купить?» Подбери картинки «Личная гигиена» Чудесный мешочек «Полезные продукты» |
Сюжетно-ролевые игры | -Закрепить знания детей о профессии врача, фармацевта, инструктора по физической культуре, продавца. - Закреплять умение узнавать продукты по внешнему виду. - Закреплять знания содержащихся в них витаминах, пользе для здоровья человека. - Подвести детей к выводу, что здоровье приносит людям движение, свежий воздух, хорошее настроение. А лекарства помогают быстро избавиться от болезни. - Формировать понятие детей о том, что важно выполнять упражнение качественно, а не быстро. - Воспитывать бережное отношение к атрибутам игры. Способствовать активности малоподвижных детей. | «Поликлиника», «Аптека», «В кабинете врача», «В нашем доме больной», «Скорая помощь», «Магазин», «В спортзале», «У меня заболели глаза», «Повара». |
Художественно-эстетическое развитие: Рисование | -Формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении. - Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней). - Закреплять знания о полезной и здоровой пище, о видах спорта. - Закрепить умение детей рисовать фигуру человека в движении. - Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, речь, воображение. - Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью. | «Здоровые зубы – здоровью любы» «Мой любимый вид спорта» «Овощи и фрукты, полезные для здоровья». «Важные профессии» (Врач, стоматолог, ветеринар) |
Лепка | - Формирование у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх. - Формировать умения детей правильно ухаживать за зубами, объяснить детям, почему необходимо беречь зубы с детства; | «Спорт – это здоровье» «Зубная щетка» «Витаминный вклад» |
Аппликация | - Расширить представления детей о олимпийских видах спорта, путем создания творческих работ. - Расширить и уточнить знания детей по теме: «Профессии»; -Формировать элементарные представления о медицинской помощи. | «Виды спорта» «Доктор Айболит» «Витамины» «В гости к стоматологу» |
Конструирование | - Познакомить детей с понятием «стадион», его функциональным назначением. -Формировать представление, о том, что такое чертёж (начерченный план будущей постройки). -Продолжать знакомить детей с различными видами спорта, для каких видов спорта нужны стадионы. - Учить самостоятельно проектировать работу, распределять роли; развивать умение работать в команде. | «Стадион» (конструктор Лего и кубики) «Дворец спорта» «Каток» «Больница для кукол». |
Физическое развитие | - Сохранение и укрепление здоровья детей. - Обеспечение гармоничного физического развития; -Совершенствование умений и навыков в основных видах движений; - формирование потребности в двигательной деятельности; - Осуществлять профилактику и оздоровление средствами физического воспитания. -Развивать психофизические качества. | Картотека – Подвижных игр Картотека- Пальчиковые игры Картотека -Гимнастика для глаз (офтальмологические паузы). Картотека - Динамических пауз Релаксация; Гимнастика пробуждения, Утренняя гимнастика Точечный массаж Закаливание |
Мультсеансы: | - Формирование здорового образа жизни по средствам мультимедийных технологий. - Сформировать потребности детей в соблюдении здорового образа жизни посредствам мультипликации. - Осуществлять привлечение родителей по вопросам здорового образа жизни с использованием инновационных технологий - Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. | «Мойдодыр», «Айболит»; «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»; «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и Микробус». |
Работа с родителями: | -Заинтересовать взрослых возможностями детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ - Знакомство с проводимой в группе работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. - Повышение педагогической культуры родителей. - Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. - Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка. - Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через беседы, консультации. «Как я расту». | Консультации: «Закаливания в домашних условиях», «О пользе прогулок», «Спорт – в жизни ребенка». Анкета «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» Буклеты: «Берегите зрение детей», «Режим - значимый фактор в жизни ребенка ребёнка!» Памятка для родителей: «В каких продуктах живут витамины», «Берегите зрение детей». Рекомендации для родителей: «Что делать, чтобы у ребёнка были здоровые зубы?» |
Результаты проекта:
-Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
-Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.
-Пополнение атрибутов для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа.
-Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.
- Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.
Включение родителей в реализацию проекта «Здоровый дошкольник» помогает основательно изучить и осмыслить материал. Родители использовали разные источники поиска информации: Интернет, периодичные издания, книги. Творческие способности родители и дети особенное ярко проявляют при оформлении материалов проекта – сочинении сказок, изготовлении, оформлении книг, презентациях.
Список использованной литературы:
1. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003.
2. Филиппова С.О «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «Детство-Пресс» 2005 г.
3. Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009.
4. Интернет-сайт «Дошколёнок.ру».
5. «NSportal.ru» - образовательная социальная сеть.
6. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».С.П., 2012
7. Журнал «Ребенок в детском саду» №3, 2010.
8. Журнал «Здоровье дошкольника» №3, 2009.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).
10. Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
11. Шебеко Н.В. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»- М., Изд-во Института Психотерапии, 2003.
12. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. -- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
13.Учебно-методические журналы: «Обруч», «Практика управления ДОУ»,2014
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007 г.
14. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001г.
15. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непрерывной - образовательной деятельности по речевому развитию на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»
В данной образовательной ситуации используется интерактивная компьютерная разработка, которая позволяет расширить представления детей о разных видах спорта, о здоровом образе жизни. В ходе занятия у д...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров».
В ходе развлечения у дошкольников формируются начальные представления о здоровом образе жизни, бережное отношениек своему здоровью....
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»
Закрепить знания и формировать навыки здорового образа жизни....
Долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновые чудеса»
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилино...
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»
Спортивное развлечениедля детейстаршего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров!»...
Проект по формированию основ ценностного отношения к здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста «Если хочешь быть здоров» (совместная деятельность педагогов и родителей)
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области ...
Оздоровительно-игровая программа для детей старшего дошкольного возраста "Если хочешь быть здоров...!"
Программа предназначена для проведения в летний период на улице. Разделена на 3 этапа: утренний прием детей, утренний прием пищи, спортивно-оздоровительная часть во время прогулки детей. включены зака...