Беседа "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мнекина Любовь Николаевна

Беседа с детьми о блокаде Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 г.Пугачева Саратовской области»

 

 

Тематическое мероприятие в старшей группе детского сада

 «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…»

Составила:

Воспитатель МДОУ

Мнекина Л.Н.

2025 год


Цель: обогащение знаний детей о героическом прошлом города на Неве - о блокаде Ленинграда.
Задачи:
1.Образовательные:
· Расширять и обогащать знания детей об истории России, о блокаде Ленинграда
· Формировать представления детей о героизме людей, переживших блокаду в годы войны
2.Воспитательные:
· Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
· Воспитывать чувство сопереживания жителям Ленинграда,  попавшим в блокаду
3.Развивающие:
· Развивать память и коммуникативные способности детей.
Предварительная работа:
• рассказ воспитателя о событиях в дни блокады Ленинграда,
• рассматривание фотографий, иллюстраций из книг о военном прошлом
• словарная работа: осада, блокада, бомбоубежище, «дорога жизни»
• чтение художественных произведений на военную тему
Материалы и оборудование:
чёрные листы картона, пластилин (для рисования пластилином праздничного салюта)
• фонограмма песен «Пусть всегда будет солнце», «Священная война»
• запись звуков метронома, воя сирены


                             Ход мероприятия:


Звучит запись песни «Пусть всегда будет солнце»:
- Дети, как вы считаете, какое слово самое главное на свете? 
(мир)

- Ребята, в нашей стране России, в нашем посёлке и в нашем детском саду все живут мирно.
Миру – мир! Сегодня, завтра.
Миру – мир! Всем на века… Но так было не всегда… (Звучит запись песни 
«Вставай, страна огромная».
- Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и беды в каждый дом.
Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить смелому, стойкому, несломленному городу, который раньше назывался 
Ленинградом, и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.
22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашистской 
блокады
Изверглись над городом 
Ленинград..
-  Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить 
Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города. Это случилось в начале осени (8 сентября).
- Посмотрите, на какую фигуру похоже это окружение? 
(круг, кольцо)
- Правильно, так и говорили: 
«Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это окружение называют блокадой. Все дороги, ведущие к Ленинграду, были перерезаны фашистами. Остался только один путь - по воде Ладожского озера.
Началась суровая 
блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с половиной года.


Враги окружили город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно беда.


Воспитатель ведет рассказ, показывая фотографии и иллюстрации.
- В первый же 
день блокады, после одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день (показать). В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало.
- Помимо голода в 
блокадный Ленинград пришла другая беда: очень ранняя, холодная зима. Мороз опускался до - 40 градусов. Город остался без тепла и питьевой воды, потому что водопроводные трубы замёрзли. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли воду домой.
Что бы согреться, в комнатах ставили маленькие печки - буржуйки. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле, разрушенных бомбежкой, зданий. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья в 
садах и парках. Они сохраняли их для нас с вами.
- В квартирах не было света, люди зажигали керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилек.
- По улицам перестал ходить транспорт, потому что не было бензина и электричества. Остановившиеся трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы.
- Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на 
Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. Окна домов ленинградцы заклеивали узкими полосками бумаги. Как вы думаете, почему? Правильно, что бы осколки стекла при бомбёжке не отскочили и не поранили людей. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Послушайте, как она пронзительно выла. (Дети слушают звук сирены)
- Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища.

-Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в 
блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»).
Воспитатель читает стихи:
Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война –
Глухая, немая стоит тишина.
На той, на опасной в обстрел стороне,
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою«Враг у ворот!»
Нацеленный в небо застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется – стрелки стоят,
И очередь тоже стоит и стоит
Угрюмо, как наш 
ленинградский гранит…


- Наша страна всегда помнила о 
блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов.


Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город  любимый спасет.
«Дорогой жизни» Ладогу назвали,
Надеждой на спасение людей.
Раненых, больных и истощенных,
везли полуторки по ней.
Фронтовой шофер –герой
Много в жизни повидал,
Но за руль держался крепко,
Свою песню напевал.
-И вот пришел 
день освобождения. Наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.


За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А 
ленинградцы
Тихо плачут.
Пусть будет мир на всей планете,
И войны не знают дети,
Пусть дети учатся, мечтают,
Ни горя, ни беды не знают.


- С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный 
ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады.
- Давайте почтим память о погибших ленинградцах минутой молчания.

Продуктивная деятельность: рисование пластилином «праздничного салюта» в честь знаменательного Дня снятия блокады Ленинграда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...