Консультация для родителей " Малая фольклорная форма"
консультация (младшая группа)

Гаврилова Светлана Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.odt16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

 

«Народный фольклор - неиссякаемый источник народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности»
М. Горький писал: «Начало искусства слова – в фольклоре»
 

Раннее детство-начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и мы, воспитатели, наполняем жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Прочитав известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, является то, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценностей». И с этим нельзя не согласиться.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек, вызывает радость не только у малыша, но и взрослого, использующего образный язык народного творчества.

Звучность, ритмичность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять потешки, заучивать, что в свою очередь способствует разговорной речи.

В течении двух лет целенаправленной работы по использованию малых форм фольклора, на практике убедилась, что особенное значение приобретает фольклор в первые дни малыша, пребывающего в детских яслях. Период адаптации к новой обстановке в яслях характеризуется в первую очередь проблемой общения в коллективе. Следовательно, хорошо подобранная и выразительно рассказанная потешка, помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции и симпатию к малознакомому человеку-воспитателю, сверстникам.  Хорошим примером служат народные произведения, которые позволяют вставить любое имя ребенка, не изменяя содержания, например,: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий! Игорек -  хороший, Игорек – пригожий!»

 Потешки помогают наладить эмоциональный контакт и в режимных процессах, и в свободной игровой деятельности. Но нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому, потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся, должна быть выразительной и понятной детям. Простые короткие потешки побуждают малышей к действию; произнесенные же слова ласково, негромко - успокаивают, настраивают на сон, отдых. Чтобы заставить детей двигаться, провожу игры - занятия по потешкам «Катя-Катя маленькая», «Киска, брысь!», «Большие и маленькие ножки». Перед завтраком, чтобы создать у детей хорошее настроение показываю музыкальные заводные игрушки: юлу, ваньку-встаньку, дудочки, неваляшки, свистульки- птички, предлагаю поиграть на погремушках, колокольчиках, играю простую мелодию на металлофоне и поем про петушка или сороку - белобоку.  После завтрака (до занятия), если предстоит занятие, требующее физической нагрузки, предлагаю сходить в «Книжный дом», где мы рассматриваем иллюстрации книжек и читаем знакомые потешки, сказки, при этом стараюсь подчеркнуть красочность и выразительность изображения персонажей. Объектом для рассматривания брала яркую образную игрушку (кошечку, собачку или петушка). Дети внимательно рассматривают игрушку, гладят и при этом слушают потешку «К нам пришла собачка». После неоднократного чтения предлагаю поиграть в подвижную игру «Догони собачку».

 Малые формы фольклора использую при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия с моей стороны всегда сопровождается потешкой или песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо завернуть рукава, мыть руки, насухо вытирать полотенцем. Чтобы вызвать радостное настроение, процесс умывания сопровождала словами «Чистая водичка, моет Диме личико, Машеньке ладошки, а пальчики Антошке» или «Водичка- водичка, умой Саше личико». Все это помогает детям запомнить и последовательность процедуры и потешку. В дальнейшем дети самостоятельно используют потешки во время игр.

                 При подготовке детей ко сну, или проведении дидактических игр также обращаюсь к народному творчеству, например, «Вот и люди спят», «Баю- бай», «Собачка» и т.д. Во время одевания детей на прогулку, чтобы вызвать у детей желание одеваться читаю: «Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки...» Или «Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая, наденем сапожки, пустим по дорожке, или «Маша варежку надела, ой, куда я пальчик дела…» На прогулке, при наблюдении за живым объектом (собакой, кошкой, козой, коровой) побуждаю детей вспомнить потешки «Идет коза рогатая», «Киска, брысь!», «Ты собачка не лай!». Наблюдая за явлениями природы обращаюсь к таким потешкам «Радуга-дуга», «Солнышко - ведрышко», «Дождик-дождик» и др.

                 Чтобы песенка, потешка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях не просто читаю ту или иную потешку а так продумываю ее приподнесение, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства детей, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Этого добиваюсь с помощью выразительного чтения и игровых приемов. Например, после прочтения потешки «Пошел котик на торжок» подчеркиваю, что котик не ленился, а сходил и купил пирожок и съел не один, а поделился с Боренькой. Дети усваивают, что котик добрый, хороший.

                 Потешки «Водичка- водичка», «Ладушки- ладушки» побуждает детей к активной деятельности, к хорошим поступкам (быть добрыми, любить близких). Разучивая потешку «Солнышко - ведрышко», произнося текст, дети прыгают на двух ногах и хлопают в ладошки. Чтобы подвести детей к повторению, вношу плоскосной домик в окошке, которого, то появляется, то прячется солнышко. Такой игровой прием удачно дополняет подвижная игра «Солнышко и дождик». При чтении потешки «Расти коса» предлагаю кому-либо из детей показать, как мама ласково, бережно причесывает и приговаривает при этом. И дети, копируя ее в своих действиях, передают чувства испытываемые ежедневно. Во время игры в «Парикмахерскую» можно было услышать «Тебе не больно?  Я тебе волосики причешу, а коса вырастет до пояса.»

Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках дети улавливают доброе отношение ко всему живому. Это можно было увидеть на примере потешки «Дай молочка, Буренушка» и мини – развлечения «На бабушкином дворе». С целью закрепления навыков, полученных на занятиях и в повседневной жизни детей использовала дидактические игры «Узнай потешку», «Кто как кричит?», «Чей голос?», «Кто что ест?».

Наши дети любят не только потешки, песенки, прибаутки, но и сказки. Первые сказки «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Колобок» в обработке Ушинского, так как в этих вариантах конец счастливый: жители теремка построили новый дом, лучше прежнего, а волку не удалось обмануть козлят, и они остались невредимыми. Эти сказки понятны детям потому, что их герои животные, действуют и разговаривают как люди, выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай, поют, пляшут). Рассказывая детям сказки, забочусь о том, чтобы при слушании, например, сказки «Репка» дети не только поняли ее содержание, но и испытали радость от того, что репка выросла большая- пребольшая, и только все вместе, дружно, смогли ее вытащить.

Рассказывая сказку «Курочка ряба» обращаю внимание малышей на обещание курочки снести яичко не золотое, а простое, стремлюсь, чтобы дети поняли, какая курочка была добрая и как она старалась успокоить деда и бабу. После многократного рассказывания сказок, дети изображают их в лицах. Например, в образовательной деятельности по конструированию при постройке домиков-теремочков побуждала детей отвечать на поставленные вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он там делал? И другие. Или, построив дорожку из кирпичиков, предлагаю детям шарики - колобки, и эти колобки встречают зайку, волка, лису, медведя. Таким образом, с помощью вопросов и ответов, ненавязчиво, вовлекаю детей в действие сказки.

В изобразительной деятельности, прежде чем приступить к рисованию или лепке, также обращаюсь к произведениям устного народного творчества. При обучении детей лепить лепешки, калачи, оладушки, «угощаем» кукол и читаем им потешки, песенки. Рисуя дорожки, солнышко, радугу, дождик, стараюсь обыграть эти работы, придумывая интересные игры. Используя знакомые сказки, песенки, потешки, развивающая деятельность проходит более интересно, оживленно.

Музыкальная деятельность также, пробуждает в детях эмоциональные переживания. Совместно с музыкальным работником ставим цель вызвать у детей интерес к содержанию песенки, веселой музыки, создавая тем самым соответствующее настроение. Воспринятое детьми находит отражение, как на занятии, так и в свободной деятельности, и в часы игр.

Малыши самостоятельно осуществляют перенос действий, ситуаций, полюбившихся потешек в игры с куклами, они с удовольствием вспоминают содержание колыбельных песенок, при кормлении кукол приговаривают: «Ешь Маша кашку. Кашку сладенькую, кашку вкусненькую». Также отметила, что появились изменения и в нравственном воспитании. Дети научились дружно играть вместе, делиться игрушками, уступать, проявлять заботу, сочувствие к сверстникам, бережно стали относиться к игрушкам, книгам, животным, растениям, что в свою очередь прямо противоположно агрессивному поведению, характерному в период адаптации.

В заключении хочу отметить, что при целенаправленной и систематической работе по использованию малых форм фольклора, дети младшего дошкольного возраста могут овладеть первоначальными навыками художественно-речевой деятельности. Малыши учатся при помощи фольклора точнее ориентироваться среди предметов окружающего мира. У них создаются предпосылки познавательной деятельности, способности к рассуждению, формированию простейших умозаключений. Дети приобретают собственное видение и мнение, овладевают умением выражать словом свои чувства и потребности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Особенности понимания детьми малых фольклорных форм"

Слово “фольклор”, в буквальном переводе с английского, означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельно...

Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Информационный буклет для родителей "Малые фольклорные формы в развитии речи детей"

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников...

Консультация для родителей «Возможности фольклорных форм в работе с детьми 4-5 лет по развитию речи»

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которо...

Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры в развитии речи дошкольников»

Как малые фольклорные жанры, влияют на развитие речи дошуольников....