Проект в группе раннего возраста «Матрешка - народная игрушка»
проект (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Ромашка»
Проект в группе раннего возраста
«Матрешка – народная игрушка»
Подготовила воспитатель: Зимина Н.Н.
Майкоп 2025г
Актуальность проекта:
Важнейшей составной частью развивающей образовательной среды является игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект
Срок реализации: с 13.01.2025 по 17.01.2025г.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
• Подбор методической литературы по теме;
• Подбор материала, дидактических, пальчиковых и подвижных игр;
• Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.
2 этап. Основной.
Беседы/общение: «Русская матрешка», «Из чего сделана матрешка».
Игры – ситуации: «А у нас сегодня гость», «В гостях у матрешки», «Уложим матрешку спать», «Матрешка в гостях у ребят», «Матрешка попляши», «Напоим матрешку чаем»
Дидактические игры: «В какой руке матрешка», «Знакомимся с матрешкой», «Собери матрешку», «Найди матрешке дом», «Матрешка, ты где?».
Подвижные игры: «Ой, что за народ», «Догони матрешку», «Доползи до матрешки», «Шли матрешки по дорожке».
Пальчиковые игры: «Матрешки», «В гости к нам пришла матрешка», «Матрешка»
Занятие по художественно – эстетическому развитию.
Рисование «Мы веселые матрешки»
Цель: продолжить формировать навык рисования ватной палочкой, развивать умение работать с гуашью, воспитывать эстетический вкус.
Занятие по познавательному развитию
«Матрешка – деревянная игрушка»
Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрешке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрешке.
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
Стихотворение Л. Громова «Матрешка»
Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрешка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.
Занятие по речевому развитию
«Народная игрушка – матрешка»
Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.
Занятие по художественно – эстетическому развитию.
Конструирование «Мебель для матрешки»
Цель: формировать умение создавать простые конструкции (стол, стул, диван, кровать, обыгрывать их.
Продуктивная деятельность лепка «Угощение для матрешки»
Цель: познакомить детей с новым материалом – соленым тестом, вызвать интерес к лепке баранок и бубликов, формировать умение раскатывать тесто столбиками и замыкать их в кольцо, развивать восприятие формы и мелкую моторику рук. зайчику.
Художественная литература
Стихи З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке», А. Кулешова «Кукла славная – матрешка», Г. Лагздынь «Матрешка», потешка «Как у нашей у Матрешеньки».
Художественно – эстетическое развитие. Музыка.
Музыкально – коммуникативные игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Мы веселые матрешки», «Танец с ложками», «Танец с платочками»
3 тап. Заключительный
Работа с родителями:
Папка – передвижка «Игры с матрешками. Для самых маленьких»
Буклет «В какие игры можно играть с матрешками»
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «Матрешка-сказка»;
- Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;
- Интересный гость «Игры с матрешкой»;
- Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
- Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».
В результате проведенной работы было отмечено:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
Список литературы:
- Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
- Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
- Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 591.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Ромашка»
Проект в группе раннего возраста
«Матрешка – народная игрушка»
Подготовила воспитатель: Зимина Н.Н.
Майкоп 2025г
Актуальность проекта:
Важнейшей составной частью развивающей образовательной среды является игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.
Задачи:
· формировать представления о русской народной игрушке;
· вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
· познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
· развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;
Вид проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 2 недели (с 23.10.2017г. по 03.11..2017г.)
Участники: дети группы раннего возраста, воспитатель, родители.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, соленое тесто, салфетки, поднос.
Предполагаемый результат:
· Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
· Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
· Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Подготовительный этап:
· Подбор методической литературы по теме;
· Подбор материала, дидактических, подвижных игр;
· Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций;
Основной этап:
Непосредственно образовательная деятельность
Задачи приоритетной области:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Формировать представления о русской народной игрушке.
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой, привлечь внимание детей к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятия.
Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.
Развивать познавательные способности.
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Задачи образовательных областей;
Речевое развитие:
Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.
Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов; деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная, ладошки, румяные щкчки; обогащать словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.
Художественно-эстетическое развитие
Закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги;
воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.
Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.
Физическое развитие
Подвижные игры, утренняя гимнастика
Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.
Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
Познавательное развитие
«В гости к нам пришла матрешка»
Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»
Конструктивная деятельность
«Домик для матрешки»
Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.
Речевое развитие
«Матрешки» (Л. Олифирова)
Чтение «Матрешка» (В. Орлов)
Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)
Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)
Приучить детей слушать произведение.
Чтение стихов, потешек «Матрешки»
Познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.
Социально-коммуникативное развитие
Беседа «Знакомимся с матрешками».
Дидактическая игра «Разложи матрешек»
Игра «Веселый хоровод с матрешкой»
Настольная игра «Найди парные матрешки»
Пазлы «Сложи матрешку»
Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»
Дидактическая игра «Матрешка – коробочка»
Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»
Игра «Цветные матрешки с карманами»
Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.
Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».
Развивать игровую деятельность детей.
Умение находить одинаковые матрешки.
Упражнять детей составления целого предмета из двух частей.
Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.
Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.
Физическое развитие
Подвижные игры
«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».
Пальчиковые игры
«Матрешки»
Развивать умение детей согласовывать детей со словами. Вызывать чувство радости от совместных действий. Совершенствовать ходьбу, бег. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»
Лепка «Угощаем матрешек».
Заключительный этап:
· Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;
· Выставка «Матрешки - крошки».
Продукт проекта:
· Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;
· Пазлы «Сложи матрешку»;
· Дидактическая игра «Разложи матрешек»;
· Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;
· Дидактическое пособие «Цветные матрешки с карманами»;
· Театр «Матрешки – платочки»;
· Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;
· Дидактическое пособие «Матрешка с цветочками»;
· Альбом «Матрешки».
Взаимодействие с родителями:
· Консультация «Матрешка-сказка»;
· Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;
· Интересный гость «Игры с матрешкой»;
· Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
· Развлечение «Веселые матрешки»;
· Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».
В результате проведенной работы было отмечено:
· Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
· Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
· На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
· Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;
· 70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.
Список литературы:
- Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
- Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
- Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
- Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
- Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
- Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
- Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
- Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
- Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/25/picture-769000-1519584177.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста "Матрешки в гостях у детей"
Конспект представляет собой интегрированное занятие, включающее следующие виды деятельности детей - развитие речи, навыков конструировыания. смена видов деятельности позволяет удерживать внимание дете...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МАТРЕШКИ-КРОШКИ»
Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1039691-1526929694.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "МАТРЕШКИ-КРОШКИ"
Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере. Задачи:- совершенствовать умение видеть общи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355328-1634399132.jpg)
Конспект занятий по математике в группе раннего возраста «Матрешка»
Познакомить с новым качеством предмета-величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме предмета; способствовать обле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-1349597-1632825986.jpg)
Сценарий 8 марта в группе раннего возраста «Матрешка в гостях у малышей».
Международный женский день 8 марта мы встречаем праздничным мероприятием каждую новую весну. И каждый раз стараемся организовать что-то особенное, приносящее радость детям....
Сценарий развлечения в группе раннего возраста "Праздник народной игрушки"
Сценарий развлечения в группе раннего возраста"Праздник народной игрушки"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/24/picture-1065037-1703445054.jpg)
ПРОЕКТ Во второй группе раннего возраста Тема: «Народная игрушка Матрешка»
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.Задачи:формировать представления о русской народной игрушке...