Проект в группе раннего возраста «Матрешка - народная игрушка»
проект (младшая группа)

Наталья Николаевна Зимина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад №20 «Ромашка»

 

 

 

                Проект в группе раннего возраста

«Матрешка – народная игрушка»

 

                                                                                                       

image

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель: Зимина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Майкоп 2025г

Актуальность проекта:

Важнейшей составной частью развивающей образовательной среды является игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект

Срок реализации: с 13.01.2025 по 17.01.2025г.

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

- формировать представления о русской народной игрушке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Предполагаемый результат:

- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

• Подбор методической литературы по теме;

• Подбор материала, дидактических, пальчиковых и подвижных игр;

• Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.

2 этап. Основной.

Беседы/общение: «Русская матрешка», «Из чего сделана матрешка».

Игры – ситуации: «А у нас сегодня гость», «В гостях у матрешки», «Уложим матрешку спать», «Матрешка в гостях у ребят», «Матрешка попляши», «Напоим матрешку чаем»

Дидактические игры: «В какой руке матрешка», «Знакомимся с матрешкой», «Собери матрешку», «Найди матрешке дом», «Матрешка, ты где?».

Подвижные игры: «Ой, что за народ», «Догони матрешку», «Доползи до матрешки», «Шли матрешки по дорожке».

Пальчиковые игры: «Матрешки», «В гости к нам пришла матрешка», «Матрешка»

Занятие по художественно – эстетическому развитию.

Рисование «Мы веселые матрешки»

Цель: продолжить формировать навык рисования ватной палочкой, развивать умение работать с гуашью, воспитывать эстетический вкус.

Занятие по познавательному развитию

«Матрешка – деревянная игрушка»

Цель: закрепить знание детей о русской народной игрушке – матрешке, развивать логику, речь, память, закрепить представления «один – много», «большая – маленькая», воспитывать любовь к русской народной кукле – матрешке.

Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Стихотворение Л. Громова «Матрешка»

Цель: познакомить детей со стихотворением Л. Громовой «Матрешка», пополнить и активизировать словарь, развивать способность понимать стихотворения.

Занятие по речевому развитию

«Народная игрушка – матрешка»

Цель: знакомить с национальной культурой России, познакомить с народной игрушкой – матрешкой, расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке.

Занятие по художественно – эстетическому развитию.

Конструирование «Мебель для матрешки»

Цель: формировать умение создавать простые конструкции (стол, стул, диван, кровать, обыгрывать их.

Продуктивная деятельность лепка «Угощение для матрешки»

Цель: познакомить детей с новым материалом – соленым тестом, вызвать интерес к лепке баранок и бубликов, формировать умение раскатывать тесто столбиками и замыкать их в кольцо, развивать восприятие формы и мелкую моторику рук. зайчику.

Художественная литература

Стихи З. Медведева «Матрешка», С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке», А. Кулешова «Кукла славная – матрешка», Г. Лагздынь «Матрешка», потешка «Как у нашей у Матрешеньки».

Художественно – эстетическое развитие. Музыка.

Музыкально – коммуникативные игры: «Мы матрешки, вот такие крошки», «Мы веселые матрешки», «Танец с ложками», «Танец с платочками»

3 тап. Заключительный

Работа с родителями:

Папка – передвижка «Игры с матрешками. Для самых маленьких»

Буклет «В какие игры можно играть с матрешками»

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация «Матрешка-сказка»;
  • Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;
  • Интересный гость «Игры с матрешкой»;
  • Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;
  • Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».

В результате проведенной работы было отмечено:

  • Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;
  • На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;
  • Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;

 

Список литературы:

  1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
  2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
  3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
  4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
  5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
  6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
  8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
  9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.


image

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc_8.doc591.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              «Детский сад №20 «Ромашка»

                Проект в группе раннего возраста

«Матрешка – народная игрушка»

                                                                                                       

Подготовила воспитатель: Зимина Н.Н.

Майкоп 2025г

Актуальность проекта: 

Важнейшей составной частью развивающей образовательной среды является игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной. Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.

Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

·         формировать представления о русской народной игрушке;

·         вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

·         познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;

·         развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук;

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта: 2 недели (с 23.10.2017г. по 03.11..2017г.)

Участники: дети группы раннего возраста, воспитатель, родители.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением матрешек, деревянные матрешки, силуэты матрешек, изображение матрешек на бумаге, разрезные картинки, домик, матрешка, костюмы (ряжения): платочки, шумовая и музыкальная запись «хлопки в ладоши», запись песенки-танца «Матрешки», гуашь красного и желтого цветов, трафареты с изображением матрешек для каждого ребенка, соленое тесто, салфетки, поднос.

 

Предполагаемый результат:

·         Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

·         Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

·         Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Подготовительный  этап:

·         Подбор методической литературы по теме;

·         Подбор материала, дидактических, подвижных игр;

·         Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций;

 

Основной  этап:

 

Непосредственно образовательная деятельность

Задачи приоритетной области:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Формировать представления о русской народной игрушке.

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой-матрешкой,  привлечь внимание детей к игрушке, развивать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней, развивать умение различать матрешек по размеру, умение различать цвета, правильно называть их. Развивать эстетическое восприятия.

Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.

Развивать  познавательные способности.

Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

 Задачи образовательных областей;

Речевое развитие:

Формировать умение отвечать на вопросы, умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений, повторять несложные фразы.

Развивать речевую активность. Активизировать словарь – матрешка-открывающаяся деревянная кукла; сарафан – платье без рукавов; деревянная, бумажная, матрешка – веселая, радостная, грустная, ладошки, румяные щкчки; обогащать словарный запас детей. Рассматривание иллюстраций и игрушки-матрешки.

 Художественно-эстетическое развитие

Закрепить навык нетрадиционного рисования красками; учить ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок на поверхность бумаги;

воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему.

Вызывать интерес к совместной деятельности. Создавать атмосферу, способствующую проявлению чувства радости по поводу изготовления угощения для Матрешки. Вызывать у детей желание работать с тестом.

Физическое развитие

Подвижные игры, утренняя гимнастика

Формировать способность воспринимать и воспроизводить движения; менять движения с изменением содержания песни; выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать активность. Воспитывать умение работать в группе, сообща. самостоятельность, активность.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

Познавательное развитие

«В гости к нам пришла матрешка»

Формировать понятия «один», «много», «большая», «маленькая»

Конструктивная деятельность

«Домик для матрешки»

Развивать элементарные конструктивные навыки, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

 Речевое развитие

 «Матрешки» (Л. Олифирова)

Чтение «Матрешка» (В. Орлов)

Чтение «Матрешка» (Р. Карапетьян)

Чтение «Матрешка» (А. Кулешова)

Приучить детей слушать произведение.

Чтение стихов, потешек «Матрешки»

Познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Социально-коммуникативное  развитие

 Беседа «Знакомимся с матрешками».

 Дидактическая игра «Разложи матрешек»

Игра «Веселый хоровод с матрешкой»

 Настольная игра «Найди парные матрешки»

 

Пазлы «Сложи матрешку»

 

Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»

 

Дидактическая игра «Матрешка – коробочка»

 

Дидактическая игра «Матрешка с цветочками»

 

Игра «Цветные матрешки с карманами»

Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку.

 

Продолжать развивать умение понимать слова «большая – маленькая».

 

Развивать игровую деятельность детей.

 

Умение находить одинаковые матрешки.

 

Упражнять детей составления целого предмета из двух частей.

 

Найти среди фигур такую же, как на матрешке, методом сравнения по признакам: цвету, форме.

Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия предмета, расширение представлений о свойствах предмета, развитие воображения.

Развивать мелкую моторику рук.

 

Развивать сенсорные навыки, память, внимание, наблюдательность.

Физическое развитие

 

Подвижные игры

«К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой», «Играем в мячик с матрешкой».

 

Пальчиковые игры

«Матрешки»

Развивать умение детей согласовывать детей со словами. Вызывать чувство радости от совместных действий. Совершенствовать ходьбу, бег. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве.

Развивать мелкую моторику пальцев рук

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»

Лепка «Угощаем матрешек».

 

Заключительный этап:

·         Развлечение «Матрешки играют с нами в прятки»;

·         Выставка «Матрешки - крошки».

Продукт проекта:

·         Дидактическая игра «Матрешка с геометрическими фигурами»;

·         Пазлы «Сложи матрешку»;

·         Дидактическая игра «Разложи матрешек»;

·         Дидактическая игра «Найди парные матрешки»;

·         Дидактическое пособие «Цветные матрешки с карманами»;

·         Театр «Матрешки – платочки»;

·         Развивающая игра «Матрешка – коробочка»;

·         Дидактическое пособие «Матрешка с цветочками»;

·         Альбом «Матрешки».

Взаимодействие с родителями:

·         Консультация «Матрешка-сказка»;

·         Интересный гость «Украсим сарафан», аппликация;

·         Интересный гость «Игры с матрешкой»;

·         Помощь в оформлении выставки «Матрешки - крошки»;

·         Развлечение «Веселые матрешки»;

·         Буклет «В какие игры можно играть с матрешкой».

В результате проведенной работы было отмечено:

·         Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую);

·         Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей;

·         На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними;

·         Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - дети –родители;

·         70% родителей принимали активное участие в реализации проекта.

Список литературы:

  1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.
  2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
  3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
  4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
  5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
  6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
  8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
  9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста "Матрешки в гостях у детей"

Конспект представляет собой интегрированное занятие, включающее следующие виды деятельности детей - развитие речи, навыков конструировыания. смена видов деятельности позволяет удерживать внимание дете...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МАТРЕШКИ-КРОШКИ»

Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "МАТРЕШКИ-КРОШКИ"

Цель: формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере. Задачи:- совершенствовать умение видеть общи...

Конспект занятий по математике в группе раннего возраста «Матрешка»

Познакомить с новым качеством предмета-величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме предмета; способствовать обле...

Сценарий 8 марта в группе раннего возраста «Матрешка в гостях у малышей».

Международный женский день 8 марта мы встречаем праздничным мероприятием каждую новую весну. И каждый раз стараемся организовать что-то особенное, приносящее радость детям....

Сценарий развлечения в группе раннего возраста "Праздник народной игрушки"

     Сценарий развлечения в группе раннего возраста"Праздник народной игрушки"...

ПРОЕКТ Во второй группе раннего возраста Тема: «Народная игрушка Матрешка»

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.Задачи:формировать представления о русской народной игрушке...