Методическое обеспечение к проекту Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
учебно-методический материал

Побойнева Наталья Николаевна

   Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

                                                                                                                                            Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй. Через сказки каждое поколение приобретали  нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.                                                                                          

Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно сказать, рядом  идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей  ДОУ становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению, что мне необходим  такой  метод, как 
сказкотерапия.                                                                            

   Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.                                                                                  

  Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова. Кроме того – и это важно! – малыш уже умеет четко разграничивать реальный и выдуманный мир.

Сказка даёт   возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

 

Сказкотерапию для детей дошкольного возраста, я провожу с использованием определенных видов сказок.                                                                                                                   

Народные сказки.

Авторские

Художественные сказки
Дидактические сказки

В своей работе использую следующие методы сказкотерапии:

Демонстрация. В этом методе я  предусматриваю постановку сказки в виде выступления. Подобное сочетание  помогает детям вживаться в роли сказочных персонажей, переживать их эмоции и сталкиваться с их проблемами.                                                                                                               Арт-терапия.  Тот метод использую чаще всего. Это может быть рисование, лепка или другого формата творчества. Это влияет на двигательную активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка будет свое представление о герое. С точки зрения психокоррекции полезно посмотреть, как именно ребенок представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с детьми.                                                                                                                                      Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы детей или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно построить структурный процесс  занятия           

Структура проведения занятия   по сказкотерапии

I этап — ритуал «входа» в сказку 

Цель этапа: помочь детям расслабиться, создать настрой на совместную работу. «Войти» в сказку. Этот этап может содержать упражнения на расслабление и коллективные упражнения, например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или выполняют какое-то иное сплачивающее действие.

II этап — повторение 

Цель этапа: вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. На этом этапе ведущий задает детям вопрос о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

 III этап — расширение

 Цель этапа: расширение представлений ребенка о чем-либо. На этом этапе ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки, чему-то научиться, попробовать и т. д.

IV этап — закрепление

 Цель этапа: создание условий для приобретения детьми нового опыта, проявления новых качеств личности ребенка. На этом этапе ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и т. п.

V этап — интеграция 

Цель этапа: связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня на занятии.

 VI этап — резюмирование

Цель этапа: обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

VII этап — ритуал «выхода» из сказки

Цель этапа: закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. На этом этапе повторяется ритуал «входа» в занятие с дополнением. Ведущий может сказать: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.                                                                                          

А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего мастер класса. 

Приветствие

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня я предлагаю отправиться со мной в сказочную страну. Хотите пойти со мной?

Тогда надо сказать волшебные слова (проводится ритуал вхождения в сказку)

Ритуал вхожения в сказку.

Фея  (В роли феи может выступать сам педагог.)

 Только Фея нас коснется,

Сразу в сказку путь начнется.

Вот мы и оказались с вами в сказке.  Давайте с вами познакомимся, теперь вы не просто дети, а сказочные герои, назовите свое имя и немного расскажите какой вы герой.

Предлагаю поделиться на три группы по три человека, посмотрите внимательно, что общего у ваших героев.

Каждой группе предлагается проблемная ситуация из сказки.

Сказка ложь, да в ней намек… любая сказка решает какие-нибудь вопросы, учит  исправлять ошибки, избегать опасных ситуаций и т.д.

Вот и вам я предлагаю решить проблему сказочных героев.
Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?
Сказка «Три медведя»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Сказка «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Сказка «Волк и семеро козлят»
Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Сказка «Айболит»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Сказка «Три поросенка»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Проблемная ситуация: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в

воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Сказка «Лиса и журавль»
Проблемная ситуация: Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

А теперь предлагаю немного отдохнуть и подвигаться

Подвижная игра «Красная шапочка» (еще с помощью сказок можно играть)

Дети стоят в кругу. Пока играет музыка передают шапку по кругу, как только музыка остановилась, ребенок одевает шапочку, выходит в круг и танцует.
«эй  ребята не зевайте, шапочку передавайте?»

Смотрите, Красная Шапочка оставила нам корзинку  корзину (корзина с карточками), хотите узнать ,что там .

Участники достают карточки с картинками. Посмотрите, что вы на них видите и объединитесь по группам , согласно вашим картинкам. Приглашаю вас пройти за столы и поработать в группах, которые у вас образовались.

Задание №1

Первой группе надо придумать и инсценировать сказку, главные герои животные.

 проблемная ситуация «Ребенок не хочет идти в детский сад».

Задание №2

Вторая группа , используя настольный театр, разыгрывает сказку «Колобок».

Цель: формировать представления у  детей об опасных ситуациях

Придумывает новый конец .

Задание №3

Используя метод арт – терапии, сочинить и нарисовать сказку на преодоление страха.

Вот и подходит наше путешествие по сказкам, но прежде, чем вернуться в детский сад предлагаю вам выбрать по волшебному яблоку, если во время нашего путешествия вам было тревожно и некомфортно, выберете красное яблоко, если вы были заинтересованы и чувствовали себя комфортно, возьмите зеленое яблоко.

Ритуал выхода из сказки

Фея (В роли феи может выступать сам педагог.) Только Фея нас коснется, из сказки  путь домой начнется.

Вот мы и вернулись в детский сад.  Как вы думаете, справились ли мы с заданиями, все выполнили?

Возьмите ваши яблочки и прикрепите их на нашем дереве желаний. (смотрим кие яблоки выбрал ребенок и исходя из того можно строить индивидуальную работу).

А я благодарю всех за внимание и активное участие.

Мастер класс для педагогов

«Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

  Цель:

Создание дидактической сказки.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методом сказкотерапии;
  • Видами сказок;
  • Создать дидактическую сказку

Дополнительные материалы:

Карандаши, ручки, бумага, проектор , музыкальное сопровождение.

Этапы проведения:

  • Приветствие (настройка на работу);
  • Основной этап (практика);
  • Заключительный этап (рефлексия).

Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги, тема нашего сегодняшнего мастер класса «Сказкотерапия. Сочиняем дидактическую сказку».

Что такое сказкотерапия и почему этот метод наиболее эффективен для реализации воспитания и обучения.

Но перед началом работы, я предлагаю небольшое упражнение на релаксацию, для того, чтобы настроиться на нужный рабочий лад!

(Звучит спокойная музыка, с помощью проектора на экран транслируются фотографии дикой природы под звуки природы).

Давайте закроем глаза и представим, что мы находимся на природе, мы чувствуем, как ветер ласкает наше лицо, звуки природы, помогают нам расслабиться…

Небо над нами голубое и чистое, мы чувствуем как тепло разливается по всему телу, тревога и напряжение покидают наше тело. Мы видим животное перед собой. Какое это животное? Попробуем повторить за ним движения. Что это животное пытается нам сказать, показать?

Возвращаемся назад! Раз.. Два… Три… Открываем глаза.

Основной этап. Все мы в детстве, а кто-то и сейчас любили сказки. Сказка-уникальный инструмент, с помощью которого можно транслировать и закреплять знания и навыки.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. (согласно официальному определению понятия сказкотерапии на википедии)

Сказки бывают разные:

1. Дидактические сказки, помогают усвоению новых знаний, умений и навыков. Отличить такую сказку можно по заданиям, которые используются в конце для закрепления новой информации или на протяжении всей сказки.

Психологическая сказка- история, цель которой влиять на личностное развитие с помощью метафор и ярких сказочных образов.

2. Психокоррекционная сказка-сказка, которая поможет поменять негативные установки для слушателя, В таких сказках показывают 2 способа разрешения проблемы: эффективный и неэффективный.

3. Психотерапевтическая сказка-не стоит её, пожалуй, путать с психокоррекционной, хотя, на первый взгляд они могут быть довольно похожи. Они затрагивают глубинные проблемы слушателя и проработать их. Травмы, обиды, и другие психологические проблемы, основная задача сказки-оказание поддержки и эмоциональной помощи.

4. Медитативная сказка- сказка-аэропорт перед вылетом к медитации, у таких сказок может не быть сюжета , а повествование складывается исходя из чувств и внутренних ощущений.

Сегодня мы попробуем составить дидактическую сказку.

Для начала мы создадим образ места где будут происходить наши сказочные события. Я предлагаю 2 способа по желанию: можно нарисовать или просто описать.

Придумываем проблемную ситуацию, которую наш герой должен будет решить. Какой урок он должен будет усвоить.

Придумываем образ героя. Нужно постараться приблизить образ героя характеристиками к образу клиента, который приходит к нам с запросом. В нашем случае это ребенок, который обладает теми или иными характеристиками. При работе в группе, можно предложить детям создать-нарисовать аватары своих героев.

Помещаем героя в проблемную ситуацию.

Находим выход из проблемной ситуации.

Важно понимать причину, которая привела к проблеме.

Возможные причины:

Привлечение внимания;

Переживание травматических событий;

Высокая тревожность или наличие страхов.

Проживание чувства обиды.

Итд.

Начнем сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и фломастеры.

Создаем образ места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь придавать значительное внимание деталям.

(педагоги рисуют под релаксационную музыку)

Отлично! Локация дла сказки готова.

Придумаем образ героя. Можно проговорить вслух его основные качества и характеристики. Внимание внешним деталям тоже важно уделить, чтобы поспособствовать созданию проекции на героя.

Также создадим героя помощника (Герой помощник это дополнительный персонаж, помогающий главному герою проходить испытание.

В некоторых случаях можно создавать образ злодея, который может ассоциировать негативные качества главного героя и быть инициатором проблемной ситуации.

Мы можем рисовать детали нашей сказки, а можем просто прописывать.

Создаем проблемную ситуацию.

Находим решение, придавая действию противоположное действие.

Разберем на примере сказки «конёк-горбунок»

Локация сказки, сказочное королевство.

Главный герой Иван-дурак.

Герой помощник Конёк-горбунок.

Трудности, с которыми встречается герой (непринятие в обществе-отвергнут семьей и другие испытания)

Решение проблемы: принятие себя, вера в себя, дружба, преодоление страхов.

Начнем сочинение нашей дидактической сказки. Перед вами листы бумаги, карандаши и фломастеры.

Создаем образ места. Это может быть сказочная территория или привычная нам атмосфера, например: детский сад, комната, парк итд.

Постарайтесь придавать значительное внимание деталям.

(педагоги рисуют под релаксационную музыку).

Разбор получившихся сказок.

Заключительный этап:

Заполнение анкеты-опросника «Впечатления от мастер-класса»,

рефлексия.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер класс с молодыми педагогами: «Навыки эффективного взаимодействия с дошкольниками»

Игро-практическое мероприятие, направленное на получение знаний, умений и навыков молодыми педагогами в ходе взаимодействия с дошкольниками (посредством использования игрового эмоционального тренажера...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Семинар – практикум для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.Х. К. АндерсенВ данной презентации я описываю особенности работы со сказками с детьми в разном возрасте, как ценно и важно воспитани...

Презентация. Семинар – практикум для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками».

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах.Х. К. АндерсенВ данной презентации я описываю особенности работы со сказками с детьми в разном возрасте, как ценно и важно воспитани...

Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых...

Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых...