« Уалдзæг (Весна)» для детей 5-6 лет
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Занятие посвящено отрабатыванию последовательности обучения детей связной речи на осетинском языке; умению замечать ошибки в речи собеседника, составлять предложения с описанием характерных примет весны с помощью воспитателя или по картинкам.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы утвердительно и отрицательно.
Ввести в речь детей антонимы: бæрзонд – ныллæг; ставд – лыстæг; зæнг, тыхджын – лæмæгъ.
Совершенствовать звуковую и интонационную выразительность речи
Развивать память, мышление, внимание, воображение, наблюдательность, относительно языковых явлений, диалогическую и монологическую речь.
Прививать интерес к осетинскому языку, используя новые сюжетные идеи , желание говорить на нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ualdzaeg.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКÆ ЦÆГАТ ИРЫСТОН – АЛАНИ ÆРЫДОНЫ РАЙОНЫ БЫНÆТТОН ХИУУЫНАФФÆЙАД РÆВДАУÆНДОНЫ РАЗАМЫНД | РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ – АЛАНИЯ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ АРДОНСКОГО РАЙОНА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г.Ардон | ||
363 330, РСО - Алания Ардонский район, г.Ардон, ул.Комсомольская 1 «а»,т.3-14-62. | ||
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ д\с №9
Пальцева Е.В.
____________
КОНСПЕКТ
На тему: « Уалдзæг (Весна)» для детей 5-6 лет
Подготовили воспитатель
осетинского языка
Будтуева З.Я.
г.Ардон
2024г.
Цели:
- Отрабатывать последовательность обучения детей связной речи на осетинском языке; уметь замечать ошибки в речи собеседника, составлять предложения с описанием характерных примет весны с помощью воспитателя или по картинкам.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы утвердительно и отрицательно.
Ввести в речь детей антонимы: бæрзонд – ныллæг; ставд – лыстæг; зæнг, тыхджын – лæмæгъ.
Совершенствовать звуковую и интонационную выразительность речи
- Развивать память, мышление, внимание, воображение, наблюдательность, относительно языковых явлений, диалогическую и монологическую речь.
- Прививать интерес к осетинскому языку, используя новые сюжетные идеи , желание говорить на нем.
Материал и оборудование: картинки по теме «Весна», картинки с изображением различных действий человека и животных, проектор, картинки-антонимы, кукла Дзерасса, аудиозаписи осетинской национальной музыки, «Голоса птиц.
Ход занятия:
Дети заходят в помещение под осетинскую национальную музыку «Хонгæ». Они здороваются с гостями, затем воспитатель предлагает им встать в круг.
В.: Кæсут-ма, абон мæ сывæллæттæ куыд хъæлдзæг сты. Æз зонын сымахæн ахæм хъæлдзæг æмæ хорз зæрдæйы уаг цæмæн ис, уый. Уымæн æмæ ралæууыд цавæр… афæдзы афон?
Д.: Уалдзæг.
В.: Раст зæгъут, ныртæккæ у уалдзæг.
Воспитатель: Дети, давайте поиграем нашими пальчиками! Цæй-ма, не ´нгуылдзтæй ахъазæм!
Пальчиковая игра.
Воспитатель и дети: Иу – фæтæхы цъиу,
Дыууæ – æз цæуын дæумæ,
Æртæ – сымах стут мæ хуртæ,
Цыппар – пурти мæм æппар,
Фондз – мах стæм æмзонд!
(Дети загибают пальчики одной, затем другой руки, начиная с мизинца. При слове «æмзонд» они берутся за руки, подняв их вверх.)
Воспитатель (по окончании пальчиковой игры): «Мне кажется я слышу какие-то звуки. (аудиозапись «Голоса птиц»). Интересно, кто это поет?
Цыма уый цы зары?» (ответы детей на осетинском языке).
Воспитатель: Как красиво поют птицы! (предлагает детям прислушаться) Цæй-ма, байхъусæм, куыд зарынц цъиутæ!
Фонетическая игра
(Воспитатель объясняет детям, что при произнесении звука -цъ- требуется сомкнуть зубы . дети вместе с воспитателем поют песенки птиц в теплую погоду (громко) и в холодный весенний день (тихо). Воспитатель внимательно следит за правильным произношением этого звука.
- Цъыввит, цъыввит – цъиу, цъиу, цъиу,
Бæласыл ныззарыд цъиу:
- Уалдзæг, уалдзæг, тавы хур,
Цъиу, цъиу, цъиу, цъыбар-цъыбур!
Воспитатель: Дети, давайте споем с ними! Сабитæ, цæй азарæм семæ!
(Дети повторяют слова фонетической игры. Воспитатель следит за правильным произнесением звука [цъ].
Уалдзæг у расугъд афæдзы афон. Цыма боныхъæд та цавæр у? Цæй-ма, ахъазæм. Нæ хъазт хуыйны «Боныхъæды прогноз». Хъæуы на равзарын диктор, уый тыхæй мах спайда кæндзыстæм нымайæнæй.
Хур скаст, Хъæзтæ дард,
Уыгæн маст, Цъиу æнкъард!
Мыст кæуы, Уый нæу раст,
Куыдз хæры, Райдай хъазт.
Диктор уыдзæн … Ма уæ ферох уæд, диктор кæддæриддæр дзуры аив æмæ рæсугъд.
Д/и «Прогноз погоды» («Боныхъæды прогноз»).
Кто-то из детей: Ныртæккæ у уалдзæг. Абон у уазал (хъарм, тæвд) бон. Хур кæсы (нæ кæсы) æмæ тавы. Уары къæвда (кæнæ нæ уары).
(Далее воспитатель обращает внимание детей еще на одну гостью (на экране «появляется» красавица Дзерасса из нартских сказаний).
В: Дзерассæйы фæнды базонын, иронау зонут дзурын æви нæ.
В: Дзерассæ хæслæвæрдтæ æрцæттæ кодта, фæнды йæ бавзарын, куыд æмбарут æмæ дзурут иронау.
Д/и «Что не так» («Афтæ цы нæ у?»).
Дзерасса (голосом воспитателя) рассказывает о весне. Воспитатель предлагает детям быть повнимательнее.
Дз.: Уалдзæджы арæх уары мит? О æви нæ?
Д.: Нæ.
Дз.: Уалдзæджы хур кæсы æмæ тавы?
Д.: О!
Дз.: Уалдзæджы сыфтæртæ згъæлынц зæхмæ?
Д.: Нæ
Дз.: Уалдзæдзы кæрдæг фæцъæх вæййы?
Д.: О!
Дз.: Уадзæджы цъиутæ атæхынц хъарм бæстæм?
Д.: Нæ.
Дз.: Уалдзæджы цъиутæ æрбатæхынц хъарм бæстæйæ æмæ зарынц?
Д.: О!
(По окончании игры воспитатель хвалит детей за наблюдательность предлагает поиграть в игру «Закончи предложение» («Хъуыдыйад кæронмæ ахæццæ кæн»).
Д/и «Закончи предложение» («Хъуыдыйад кæронмæ ахæццæ кæн») с камушком.
В. (детям): Æз хъуыдыйад райдайдзынæн дзурын, дарддæр та йæ дур кæмæн радтон, уый кæронма ахæццæ кæндзæн.
- Уалдзæджы хур…
Д.: … кæсы æмæ тавы ( и т.д.).
(Использовать камушек в подобных играх целесообразно, т.к. отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камушек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать).
В. Цæй ныр та æнæ мæн æххуысæй радзурут, цы вæййы уалдзæджы. Раст куы радзурат, уæд экраны фæзындзæн диссаджы уалдзыгон ныв.
Д/и «Что бывает весной» (с опорой на картинки-символы).
(Картинки-символы разложены на дидактическом столе. Дети по очереди берут картинки, прикрепляют их к демонстрационной доске и описывают приметы весны, в рамках знакомой и усвоенной лексики и грамматических форм). Воспитатель помогает им, задает наводящие вопросы. После рассказа детей на экране появляется картина весны.
В. (детям): Цыма Дзерассæйæн йæ иннæ хæслæвæрд цавæр уыдзæн?
(На экране появляются картинки: высокое дерево и низкий кустик, «сильный мишка» и «слабый зайчик», два дерева (у одного толстый ствол, у другого тонкий, в речь детей вводятся слова-антонимы: бæрзонд бæлас – ныллæг къутар, тыхджын арс – лæмæгъ тæрхъус, ставд бæлас – лыстæг бæлас.
Воспитатель наводящими вопросами напоминает детям антонимы, введенные в речь детей ранее.
В.: Кæс-ма, цас ног дзырдтæ базыдтам.
Физминутка
В. (по окончании): Ныр та ног хъазт «Зæгъ иннæрдæм»
Д/и «Скажи наоборот» («Зæгъ иннæрдæм»).
В.: - Стыр Д.: - Гыццыл
В.: - Уæлейы Д.: - Бынæй
В.: - Хъæлдзæг Д.: - Æнкъард
В.: - Хæстæг Д.: - Дард
В.: - Тыхджын Д.: - Лæмæгъ
В.: - Бæрзонд Д.: - Ныллæг
В.: - Ставд Д.: - Лыстæг
В.: - Тæвд Д.: - Уазал
В. (детям): Уæ зæрдæмæ фæцыдис куыд хъазыдыстæм, уый? (ответы детей Дзерасæ тагъд кæны иннæ сывæллæттæм, зæгъæм ын фæндæраст, нæ уазджытæн та – хæрзбон.
Ног фембæлдмæ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.
Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....
Сценарий тематического развлечения «Встреча весны» для детей 2 младшей группы
Сценарий тематического развлечения «Встреча весны» для детей 2 младшей группы...
6.04.2020г. Конспект занятия по ознакомлению с природой. "Весна". Рисунки детей на тему "Весна из моего окна"
Конспект занятия по ознакомлению с природойВРЕМЕНА ГОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ: ВЕСНА Времена года: весна. Игры, стихи, познавательные задания о весне для детей, познавательное видео. Давайте вместе с де...
"Чем занять ребенка на прогулке весной?", "Расскажите детям о весне"
консультация для родителей...
"Ссориться не нужно, весну встречаем дружно"! Сценарий праздника весны для детей среднего дошкольного возраста.
Сценарий праздника весны для детей среднего дошкольного возраста....