Праздник родословной по Проектной деятельности
методическая разработка
Родословная человека – уникальная связь настоящего с прошлым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_rodoslovnoy.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
“Моя родословная”
Праздник родословной.
Вед : М.Г Славься земля серединная,
Золотая, роскошная, дивная.
Так природа сама захотела,
Чтоб земля здесь о радости пела,
Над волнами чтоб чайки носились,
А в лесах чтобы звери водились,
Чтобы недра богатыми были,
Чтобы здесь все мы счастливо жили.
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
Вед на баш.: Хәйерле көн, хөрмәтле ҡунаҡтар. Бөгөн беҙ быуындар араһындағы бәйләнеште, туғанлыҡты нығытҡан, нәҫел тармаҡтарын барлаған шәжәрә байрамына йыйылдыҡ.
Шәжәрә- ул байрам ғына түгел,
Ул ҡурайҙай рухтың үҫеше,
Мең ғазаптар аша ҡан тартыуы,
Уттар аша ғүмер киҫеше. (Под музыку в зал входят дети)
Стихи на русском
1: У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
2: Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
3: Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
4: Как не любить твои просторы
Как не любить твои луга
Урала яркие узоры
Долины, горы и поля.
5: О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РАХМЭТ!
Песня “Родина у каждого своя
Стихи на башкирском:
1.Башҡортостан – тыуган илем минең,
Минең тыуып-үҫкән еркәйем!
Был шиғырҙы һиңә яҙамын мин,
Йырҙарымды һиңә көйләйем!
2..Башҡортостан – минең тыуған ерем,
тыуған ерем – матур туғайҙар.
Урмандарҙа моңло тауыш менән
Һандуғастар йәйен һайрайҙар
3.Тыуған илем, илгенәм,
Тыныс булһын ергенәм.
Иҫән булһын дуҫ-туғандар,
Атай, әсәй – бер генәм!
4 Расцветай, Республика,
5. На Урале сказочном
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран.
Пусть цветут сады,
Всем джелаем радости,
Никому-беды.
Вед на баш. Хеҙҙең өсөн ҡыҙҙар башҡарыуында башҡорт халыҡ бейеүе “Биҙәкле батмус” бейеү.
Танец башкирский с подносами
Вед на баш; Ғаилә – киләсәктең иң ышаныслы нигеҙе. Ғаилә – ул беҙҙең өй, ата-әсә, олатай- өләсәйҙәребеҙ. Ата-әсә- ғаиләнең тотҡаһы, ә балалар көҙгөһө. Тотҡа ҡупмаһын, көҙгө ватылмаһын өсөн бер-беребеҙҙе һаҡлап, яҡлап, хөрмәт итеп йәшәргә тейешбеҙ.
Ева
Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало б дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел
В башкирском том полку?
И, если все узнаешь ты,
Изучишь древний род,-
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Входят бабушка с внучкой. (под музыку)
С.З. и Анеля.
В. Ненейка моя, а я тебя так люблю! А, ты всегда была бабушкой?
Б. Нет, внучка, были времена, когда я была таким же ребёнком как и ты.
В. А с кем ты жила? У тебя были мама и папа?
Б. Конечно были.
В. А, они и для меня мама и папа?
Б. Нет, внучка, для тебя мои мама и папа – прабабушка и прадедушка.
В. А братики и сестрички у тебя есть?
Б. Дядя Рустам – это мой младший брат.
В. А значит он и мне брат?
Б. Он для тебя дядя.
В. Значит все наши дяди и тёти, сёстры и братья – все они – это наша семья.
Б. Совершенно верно.
В. А у каждого человека большая семья?
Б. Да, у каждого.
В. Я хочу узнать всю – всю мою большую семью. Помоги мне ненейка.
Б. Конечно внучка. Ведь в былые времена, люди знали свой род до седьмого колена, а теперь своих родных не знают.
В. Ненейка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Б. Это моё шежере, мая родословная, которая поможет тебе познакомится с нашей большой семьёй.
Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называлась родословной – шежере. Я Составила это дерево, чтобы вы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни.
А вы, ребята знаете своё шежере?
Дети: Да!
Самат…….
Аделина с мамой. Марс с мамой. Тимур с мамой.
М.Г. Спасибо большое нашим Ребятам и родителям, все приготовили такие хорошие свои шежере.
Чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев.
Танец: Русский.
Вед башҡ
Ал ҡулыңа баяныңды
Һыҙдыр ауыл көйҙәрен.
Еҙдэн булһа-көмөш сыңлы
Баҫа торған телдәре.
Баян...Һинең яңғырашың
Йәндәрҙең зил-зиләһе.
Ағыла һыман уйнағанҙа
Күңелдең моң шишмәһе...
Бая́н – рус халҡының ғына түгел, шулай уҡ башҡорт һәм татар илдәрендәлә дан алған музыҡа ҡоралы. Бер генә байрамҙыла баянһыҙ күҙ алдына килтереп булмай. Әйҙәгеҙ беҙҙә моңло баян тауышын тыңлап үтәйек. Баянист
М. Г. Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – четверо, прабабушек и прабабушек – восемь…..
И так далее. Вот сколько у человека предков.
Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. Но чтобы «роду не было переводу» он должен жить много – много лет, и даже столетий.
На Руси в старину говорили, что дом и всё, что в нем есть: песни, и вышивки, и любимое блюдо, и танцы, и доброе слово – делают семью богатой.
Вот и нашей Амине от бабушки перешла песня.
А сейчас Амина с мамой расскажут, что в их семье передаётся по женской линии.
Вед на башк. Ә хәҙер беҙҙең өсөн хөрмәтле әсәйҙәр беҙгә йыр бүләк итә.
Песня на тат.яз.
М.Г. Ну, а теперь предлагаю игру для родителей, а игра называется «Седьмое колено».
Я задаю вопросы, а вы должны вспомнить и правильно ответить.
«Седьмое колено».
Вопросы:
Брат жены (Шурин)
Брат мужа (Деверь)
Сестра мужа (Золовка)
Сестра жены (Свояченица)
Мать жены (Теща)
Отец жены (Тесть)
Отец мужа (Свекор)
Мать мужа (Свекровь)
Дочь брата или сестры (Племянница)
Брат отца или матери (Дядя)
Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)
Мужья двух сестер (Свояки)
Матери жены и мужа (Сватьи)
Вед на баш. Беҙҙең халыҡ бейеп йырҙарға ғына түгел, шулай уҡ уйнарға ла бик оҫта. “Йаулыҡ уйыны”
Игра с детьми «Платочек».
М.Г. Из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.
Вот и наши мальчики хотят продемонстрировать свою силу.
Танец “ Богатыри”.
М. Г. Я вижу, что все мы – одна большая дружная семья. И все мы живём в одной большой стране – Россия.
Песня Моя семья
Вед: М.Г. . Сегодня у нас состоялся праздник «Шежере». Это праздник дружбы, это торжество связи поколений, где мы знакомим наших детей с традициями и обычаями наших предков, это воспитание любви к Родине!
Стихи
Тимур. Край родной мой, нет тебя милей
В день праздника «Шэжэрэ»
С уважением принимаем гостей
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья-
Это всё называется Родина.
Алмаз. Дорогая, родная Земля!
Даже солнце светит теплее,
И ромашки красивее цветут,
И горжусь я землею своею
Здесь хорошие люди живут!
Вед. М.Г.
Танец Дружба
М.Г. Дорогие дети, гости не забывайте свои корни, сохраняйте самые яркие и прекрасные обычаи, традиции своих бабушек, дедушек, родителей. Любите, берегите их! Будьте патриотами своей Родины!
Вед башҡ: Ошоноң менән беҙ байрамдың аҙағына ла килеп еттек. Бөгөн байрамда ҡатнашыусыларҙың бөтәһенә лә ҙур рәхмәт! Үҙегеҙҙең ғаиләләрегеҙҙең тарихын яҡшы итеп өйрәнеп, шәжәрә ағастары төҙөп килгәнһегеҙ. Киләсәктә лә шулаә итеп үҙ ғаиләгеҙҙең тарихын өйрәнегеҙ, шәжәрәләр төҙөгөҙ, туғандарығыҙға, атай-әсәйҙәрегеҙгә, олатай-өләсәйҙәрегеҙгә мәрхәмәтле, изгелекле булығыҙ!
Вед М.Г. Уважаемые гости, дорогие дети пусть в вашей замечательной семье, всегда царят мир, достаток и звонкий смех!
И по традиции после праздника гостей принято угощать. ( Бабушка вносит Тош.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность воспитанников и родителей "Моя родословная. Создание генеалогического древа"
«Моя родословная»: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, ведь знание своей родословной, сво...
Проектная деятельность по теме: "Моя родословная"
ПРОЕКТ "Моя Родословная" Цель: Расширять представления детей об истории семьи, своей родословной в контексте истории родной страны (значимость труда родственников в разные периоды истории.)...
Проектная деятельность в средней группе на тему: "Родословная моей семьи"
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "Малая Родина". Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возн...
Сценарий праздника: « Шежере байрамы – праздник родословной семьи»
Помочь ребенку узнать, что такое родословная, традиции; сформировать положительное отношение к понятию "родственные связи"....
Конспект Шэжэрэ-байрам-Праздника родословной "Свою родословную знай, традиции семьи уважай и почитай!"
Программное содержание:Образовательная область «Музыка»:Обогащать музыкальный опыт детей через знакомство с народными русскими и башкирскими песнями и танцами.Воспитывать любовь к родному ...
Нравственно - патриотическое воспитание детей подготовительной группы через ознакомление с государственными праздниками по средствам проектной деятельности
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, воспитывать чувство сопричастности к окружающему, развивать чувства сострадания, сочувствия, находчивость, любознательность....