Поддержка детской инициативности в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО
статья
Данная статья о поддерке педагогами детской инициативности, согласно ФГОС ДО и ФОП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_initsiativnosti_v_kontekste_fgos_do_i_fop_do.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативности в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО
В настоящее время общество заинтересовано в появлении инициативных людей, обладающих энергичностью и предприимчивостью, умением отстаивать свою позицию и брать на себя ответственность в решении разнообразных жизненных ситуаций.
Поддержание инициативы ребенка - один из основных принципов ФГОС ДО и ФОП ДО. Активность ребенка в процессе обучения приводит к улучшению показателей успеваемости. Развитие инициатив в различных видах деятельности и общения необходимо начинать с раннего возраста и формировать на всех этапах детского развития.
Под инициативностью понимают активную позицию в общении, поведении, деятельности. Исходя из этого, под формированием инициативности подразумевается процесс изменения поведения ребенка по отношению к собственным действиям в условиях развивающей культурной среды, которая приведет к качественным показателям его личностного роста: например, «Я не могу!» трансформируется в «Я могу!», «Я не буду!» в «Я попробую!».
Согласно ФОП ДО, культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
- в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
- в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
- в познавательно-исследовательской практике - как субъект исследования (познавательная инициатива);
- коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
- чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).
Усваивая учебный материал под руководством взрослого, применять самостоятельно полученные знания и умения дети зачастую не способны. Важный вопрос «Как научить так, чтобы ребенок смог полученные знания применить в собственной практической деятельности?» остается открытым для обсуждения. Главная задача - чтобы выпускник ДОО смог самостоятельно усваивать образовательную программу начальной школы. Ключевое значение приобретает не только умение читать, считать и писать, а готовность к получению новых знаний, возможность включаться в образовательный процесс, перестроить собственное поведение согласно условиям решения предложенных задач. Только при таких условиях обучение в начальной школе станет закономерным продолжением обучения ребенка в детском саду, и в период адаптации удастся избежать всевозможных проблем и трудностей. Обеспечение преемственности и сохранение целостности образовательной среды - одно из условий психологического сопровождения образовательной деятельности при переходе от дошкольного к школьному образованию.
Один из негативных факторов, влияющих на развитие инициативности будущих младших школьников, — «подготовка в школе», которая иногда проходит в рамках школьных уроков, без учета психологических особенностей детей в данный период развития.
Довольно часто педагоги, обучая чтению, письму и счету детей шестилетнего возраста, упускают тот факт, что только в игре формируются элементы будущей учебной деятельности, закладываются основы теоретического мышления. Огромное значение для его развития приобретают всевозможные игры с правилами, в которых заложены принципы овладения элементами учебной деятельности. Вопрос «Во что играть?» включает предпосылку постановки учебной задачи; вопрос «Как играть?» помогает формировать учебные действия в будущем. Об этом говорится в работах Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой.
Очень часто фактором, препятствующим развитию инициативности, служит чрезмерная активность самих педагогов. Они объясняют, показывают образцы готовых решений, указывают, задают вопросы и тут же сами на них отвечают, контролируют способ выполнения, оценивают результаты, что тоже приводит к понижению активности ребенка.
В противоположность сказанному, нетрадиционные формы занятий способствуют проявлению инициативности детей. Педагог должен понимать главную составляющую образовательного пространства для развития и поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников. Многие педагоги создают своими руками развивающие и обучающие игры и пособия, которые интегрируют с образовательным процессом, решая задачи организации образовательного пространства, отвечающего требованиям образования, воспитания и развития детей в дошкольный период.
На занятиях и интерактивных мероприятиях педагоги ставят вполне определенные цели, направленные на поддержку лидерских качеств, в результате которых формируются самосознание, уверенность, смелость.
По итогам наблюдений определились показатели сформированности таких лидерских качеств дошкольников, как самостоятельность и инициативность:
- проявление данных качеств в деятельности (умение поставить цель, знать алгоритм ее достижения);
- умение планировать собственную деятельность по реализации цели;
- самостоятельная деятельность (осознанность самостоятельности, самоконтроль);
- проявление ответственности (самоанализ).
Успешность будущих граждан России зависит от нас, взрослых, педагогов и родителей.
Педагогическая работа направлена на развитие стремлений каждого ребенка реализовать свой врожденный потенциал через самостоятельную деятельность при помощи взрослых, продвигаясь по ступенькам познания до вершины самореализации себя как личности, используя лидерский потенциал и определенные потребности, заложенные с раннего детства.
Современное дошкольное образование создает условия для развития успешного человека, будущего лидера, способного адаптироваться и принимать решения в различных жизненных ситуациях. Использование технологий критического и нестандартного мышления создает фундамент для развития мышления в дальнейшем в соответствии с современными требованиями. Поэтому педагоги используют различные упражнения и методы для развития критического мышления и речи на своих занятиях.
Сегодня очень много говорят о личностно ориентированной направленности обучения дошкольников, предполагающей развитие самостоятельности, ответственности, инициативности и способствующей формированию активной и творческой личности. Задача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития. Для решения этой задачи оптимальна методика развития критического мышления в совместной деятельности педагога и детей. Среди приемов развития критического мышления у детей особенно эффективны:
- логические цепочки;
- синквейны;
- «дерево предсказаний»;
- кубики.
Согласно ФОП ДО, для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка ДОО как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребёнок приходит в ДОО и вторая половина дня.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например:
- самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
- свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
- игры - импровизации и музыкальные игры;
- речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;
- логические игры, развивающие игры математического содержания;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
- самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:
- уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребёнка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;
- организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребёнка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
- расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребёнок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребёнка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
- поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребёнка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
- создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребёнка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;
- поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребёнку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;
- внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к её дозированию. Если ребёнок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребёнка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
В возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы. Важно поддержать данное стремление ребёнка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребёнка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их свойства и качества. Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, поощрять и поддерживать их познавательную активность, создавать ситуации, побуждающие ребёнка самостоятельно искать решения возникающих проблем, осуществлять деятельностные пробы. При проектировании режима дня педагог уделяет особое внимание организации вариативных активностей детей, чтобы ребёнок получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в экспериментах, в рисовании, в общении, в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому подобное), в двигательной деятельности.
С четырех-пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребёнка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действии, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Педагог намеренно насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребёнком. В течение дня педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребёнка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы. Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.
Важно, чтобы у ребёнка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).
Дети пяти-семи лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю, постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребёнка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.
Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов.
- Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
- У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
- Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
- Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
- Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
- Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
«Такие «я» ребенка, как «я умею», «я знаю» носят... инструментальный характер. То есть «хотеть», «мочь» и «сметь» стоят в детском возрасте на первом месте, уже потом следуют «уметь» и «знать». Вот что надо четко понимать». А.Г. Асмолов
Список использованной литературы
- Кравцов Г.Г., Кравцов Е.Е. Психология игры: культурно-исторический подход. М., 2017.
- Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности /на основе детского творчества/ (ч. 1,2,3). 2016.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании инициативности в контексте ФГОС дошкольного образования
В статье рассматривается понятие инициативности как социально-значимого качества личности, определяются особенности поддержки детской инициативы в контексте ФГОС дошкольного образования на примере про...
Игра как продуктивный вид деятельности в поддержке детской инициативности
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку и аппликацию – традиционно представленных в детской жизни и занимающих в не...
Семинар для педагогов “Поддержка детской инициативности и самостоятельность как приоритет ФГОС в ДО”
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...
Поддержка детской инициативности и самостоятельности
16.01 – выступление на педчасе в рамках подготовки к пед.совету №3. Презентация их опыта работы с элементами мастер-класса «Театрализованная деятельность дошкольников к...
Семинар для педагогов “Поддержка детской инициативности и самостоятельность как приоритет ФГОС в ДО”
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...
"Поддержка детской инициативности и самостоятельности на основе детского творчества"
консультация для воспитателей...