Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования» 2024-2025 учебный год
материал (средняя группа)

Новотаева Гульнара Файрузовна

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnoe_risovanie.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Долгосрочный проект

По художественно-эстетическому развитию

«Нетрадиционные техники рисования»

Выполнила:

Воспитатель Новотаева Г.Ф

                                                                           2024- 25 учеб.год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).

• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.

• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)

• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;

• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисованиеиграет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Паспорт проекта

Наименование«Нетрадиционные техники рисования»

Составитель проекта: Новотаева Г.Ф

Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.

Длительность проекта: Долгосрочный

Сроки и этапы реализации проекта: Сентябрь 2024 - Май 2025гг

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продукты детской деятельности: рисунки, выставки.

Итоговое проектное мероприятие: Выставка детских рисунков по нетрадиционной технике рисования 

Этапы работы

1. Организационный (сентябрь)

- Разработка проекта

- Подбор материала для художественной деятельности

- Разработка тематического плана мероприятий

- Подбор иллюстраций, фотографий

- Подбор материала для родителей

2. Внедренческий 

- Работа с детьми

- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми)

- Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий

- Игры

- Оформление выставки

- Работа с родителями

- Проведение анкетирования для родителей на тему«Любит ли Ваш ребенок рисовать?»

Папка-передвижка«Роль рисования в жизни ребенка»

Папка-передвижка«Рисование нетрадиционными способами»

Домашнее задание

3. Аналитический

- Ознакомление родителей с результатами реализации проекта

- Ознакомление воспитателей ДОУ (педсовет; презентация)

Проблемы:

Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.

Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Цель: Поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.

Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.

Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.

Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Развивающая среда:

Обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию)интереса к художественному творчеству.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;

владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

ПЛАН РАБОТЫ

Свою работу начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками, рисование ладошками. Затем постепенно будем вводить новые техники: техника «принт», оттиск поролоном, тычкование, набрызг, оттиск пробкой, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с набрызгом, кляксографией обычной и с трубочкой, печать по трафарету, монотопией предметной.

Вследствие этого, был составлен план совместной деятельности с детьми:

Сентябрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Ягоды и фрукты

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Плюшевый медвежонок

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Октябрь

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Солнышко

Рисование ладошками

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

                                                                           Ноябрь

3

Плакат ко дню Единства

Рисование ладошками

Учить рисовать ладошками состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Флаг России

Гуашью губкой

Учить рисовать флаг губкою. Учить с помощью акварели передавать триколор. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Декабрь

N

Тема

Техника

Программное содержание

1

Флаг России

Рисование гуашью печатью из ватных дисков

Учить рисовать печатками  различной формы. Закрепить основные цвета: красный, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Снеговичек

Рисование оттиск  скомканной бумагой

 Январь. Закреплять технику рисования. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Зимний лес

Рисование путем набрызка

Упражнять детей в выкладывании  изображения  фигур создавая сюжет совершенствовать умение рисовать путем набрызка; воспитывать аккуратность при работе с  красками, желание помочь другу.

Февраль

4

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Март

N

Тема занятия

Техника

Программное содержание

1

Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Акварель или гуашь, ватные палочки

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью ватными палочками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Апрель

3

Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Май

4

Как я люблю одуванчики

Обрывание, восковые мелки,  тычкование.

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Для родителей будут сделаны консультации в электронном\печатном виде: «Роль рисования в жизни ребенка»«Рисование нетрадиционными способами» и анкетирование «Любит ли Ваш ребенок рисовать».

Итоговое проектное мероприятие: Выставка детских работ

Заключение

Проект «Нетрадиционные техники рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Деткам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие НОД в первой младшей группе художественно – эстетическая деятельность в нетрадиционной технике рисования пальчиками.

Тема: Наши красные цветы, небывалой красоты.Цель:    Учить передавать образ цветов, строение и форму.Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования .Формировать художе...

Занятие ООД в первой младшей группе художественно – эстетическая деятельность в нетрадиционной технике рисования пальчиками. "Ах , какой цветочек!"

Цель:  Учить передавать образ цветов, строение и форму.Задачи:Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования .Формировать художественное мышление и нравственные черты лично...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Долгосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Нетрадиционные техники рисования»

Паспорт проектаНаименование: «Нетрадиционные техники рисования»Составитель проекта: Овчинникова В.В.Вид проекта: Информационный, познавательный, творческий.Длительность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"...