Педагогическая разработка Тема: «Использование театрализованных игр для развития творческих способностей дошкольников»
рабочая программа (старшая группа)
Сегодня, когда проблема дошкольного образования и воспитания решается широко и фундаментально, а задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, усложняются, очень важно привлекать детей к театральной деятельности с раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека являются неотъемлемой частью социально-экономического и духовного направления современной общественной системы. Хотя в научной литературе существует множество методов и подходов развития творческих способностей дошкольников, эта проблема требует достаточного внимания со стороны педагогов и психологов. Детское творчество является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования и детской психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_teatr.docx | 66.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 56 «Улыбка»
Педагогическая разработка
Тема: «Использование театрализованных игр для развития творческих способностей дошкольников»
Разработала: Воспитатель Наумова М.П.
г. Белая Калитва
2024г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятия «творчество» и «творческие способности» 5
Роль развития творческих способностей у детей дошкольного
возраста 9
Особенности работы воспитателя по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста 13
Глава 2. ОПЫТ - ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 19
Заключение 24
Список литературы 26
Приложение 1 28
Приложение 2 39
Приложение 3 45
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, когда проблема дошкольного образования и воспитания решается широко и фундаментально, а задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, усложняются, очень важно привлекать детей к театральной деятельности с раннего возраста. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека являются неотъемлемой частью социально-экономического и духовного направления современной общественной системы. Хотя в научной литературе существует множество методов и подходов развития творческих способностей дошкольников, эта проблема требует достаточного внимания со стороны педагогов и психологов. Детское творчество является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования и детской психологии.
В дошкольном возрасте творческая деятельность является постоянным занятием практически для всех детей. Участвуя в творческой деятельности, они имеют возможность выразить свое понимание, понимание и эмоциональные взгляды на окружающую жизнь. Творческая деятельность играет важную роль в духовном развитии дошкольников и способствует развитию нравственных и эстетических чувств. В то же время - это среда, способствующая развитию творческих способностей и самореализации ребенка.
Л.С. Выготский охарактеризовал театральную деятельность как наиболее распространенную форму детского творчества, поскольку она отражает то прекрасное понимание жизни, которое заложено в природе детей и, независимо от потребностей взрослых, спонтанно находит выражение. Она включает в себя разнообразную символическую деятельность и построена на органическом единстве игры, речи и рисунка [2].
В свое время над проблемой развития творческих способностей работали выдающиеся педагоги, такие как Л. Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, позже Г.В. Лабунская, Б.П. Никитин, И.П. Волков, Л.Н. Книш, Г.В. Трегубова и другие. Л.С.
Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Использование театрализованных игр для развития творческих способностей дошкольников».
Объектом исследования выступает процесс развития творческих способностей дошкольников.
Предметом исследования является влияние театрализованных игр на процесс развития творческих способностей у дошкольников
В качестве цели исследовательской работы определено изучение возможностей театрализованных игр как средства для развития творческих способностей дошкольников. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть содержание понятий «способности», «творчество», «творческие способности» дать характеристику видов способностей
3. Выявить условия и факторы эффективного развития воспитателем творческих способностей у дошкольников
4. Описать опыт практической деятельности воспитателя по развитию творческих способностей дошкольников с помощью театрализованных игр
Для эффективного разрешения задач данной работы нами была использована следующая совокупность методов научно-педагогического исследования: теоретические: анализ педагогических идей; эмпирические: изучение педагогического опыта.
Глава l. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятия «творчество» и «творческие способности»
Творчество является одной из важнейших форм умственной деятельности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство личностного развития, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, необходимое количество сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к реальности. Это творческая деятельность, которая заставляет человека смотреть в будущее, создавать и модифицировать его.
Творческие способности детей дошкольного возраста – то оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел.
По своей природе дети дошкольного возраста являются естественными творцами. Их воображение богато и многогранно, они могут играть роли различных персонажей, с легкостью придумывать сказочные сюжеты и события.
В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.
До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.
Важно понимать, что творчество у детей дошкольного возраста необходимо поддерживать и развивать. Это помогает ребенку раскрыть свой потенциал, развить креативное мышление и умение находить нетрадиционные решения. Также это способствует развитию его наблюдательности, воображения, абстрактного мышления и позволяет усвоить новые знания через опыт и самостоятельную деятельность.
Для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо создавать благоприятную атмосферу, где они могут свободно и без ограничений выражать свои идеи и взгляды. Важно предоставлять им возможность самостоятельно экспериментировать, выбирать и пробовать различные виды творческой деятельности.
Педагогические методы, направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, должны быть игровыми и интерактивными. В процессе игры ребенок имеет возможность проявить свое воображение и фантазию, научиться работать в команде, обмениваться идеями и выстраивать диалог [11].
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. [9].
Выделяют несколько постулатов в «теории творчества».
1. По мнению А.Д. Александрова, «творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры».
2. По мнению В.В. Шаронова, «творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы, по своему содержанию оно тесно связано с игрой» [19].
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7 - 8 лет, постепенно замедляется.
Таким образом, нами будет пониматься под термином «творчество» – решение нестандартных задач в разнообразных видах деятельности. Сама творческая задача будет пониматься нами, как ситуация, которая возникает в любом виде деятельности, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. В любой сфере жизни существует обширный класс задач, имеющих готовые логические программы решения, которые необходимо изучить и поупражняться в их применении для успешного решения задачи. Но существуют такие задачи, которые не имеют готовой, известной логической программы решения. Их решение происходит на интуитивной основе и подчиняется определённым закономерностям.
К творческим способностям относят комплекс многочисленных качеств, без которых их реализация невозможна. А.Н. Лук, отечественный исследователь в области проблемы творчества, выделяет такие компоненты творческих способностей, как:
- «способность видеть проблему там, где её не видят другие»;
- «сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним»;
- «способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой»;
- «воспринимать действительность целиком»;
- «ассоциация с отдалёнными понятиями»;
- «гибкость мышления»;
- «лёгкость генерирования идей»;
- «творческое воображение»;
- «способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла» [5].
Д.Б. Эльконин, в своих работах, делает упор на то, что развитие творческих способностей происходит наиболее интенсивно посредством развивающего обучения. Развивающее обучение представляет собой систему, в которой обучение направлено от общего, абстрактного к частному, конкретному. Ведущая значимость развивающего обучения в умственном развитии выражается через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения [20].
Таким образом, в первом параграфе нашей работы мы пришли к мнению, что актуализация проблемы творческих способностей обусловлена запросами общества, спецификой современного социального опыта, который должен быть усвоен последующими поколениями, его динамическим, нестабильным и всеобъемлющим характером.
Далее для решения поставленных нами исследовательских задач нам необходимо выявить условия и факторы эффективного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Роль развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей дошкольников является одной из ключевых задач в современной педагогике.
Творческие способности включают в себя такие психические свойства человека, как: мышление, воображение, беглость, точность и оригинальность восприятия образов. Первичным процессом психического развития дошкольников является восприятие. Именно через чувство ощущается весь набор свойств различных предметов, явлений, происходящих в мире. Во время различных событий дошкольники учатся исследовать предметы и явления (смотреть, делить части, сравнивать форму, цвет, размер с сенсорными стандартами и на этой основе определять соответствующие характеристики предметов и явлений). Для него направление восприятия является активным процессом, который неразрывно связан с другими психическими и когнитивными процессами: памятью, воображением и мышлением.
Как отмечают ряд исследователей (Л. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В. Петровский, Д. В. Менджерицкая, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л.С. Выготский отметил, что создание новых образов требует организации внутренних отношений между мышлением, воображением, произволом и свободой деятельности. Он доказал, что благодаря этим отношениям воображение совершает полный круг: от накопления, обработки впечатлений реальности до стадии созревания и конструирования продуктов воображения, до материальных результатов творчества, которые снова влияют на человека [9].
Исследуя творческое мышление дошкольников, Н.Е. Веракса замечает, что «постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует развитие мышления». Она может вести к отказу от познавательной активности и пассивному ожиданию помощи от взрослого. По мнению Н.Е. Вераксы, «эти действия составляют основу формирования диалектического мышления основы творчества, способности к преобразованию» [8].
Н.А. Ветлугина, проведя комплекс исследований, пришла к выводу о том, что творчество и обучение связаны меж собой. Она считала, что к критериям успешности творчества детей можно отнести наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
В.В. Давыдовым было рассмотрено воображение, как основное новообразование в дошкольном возрасте. Автор отмечает, что «основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра».
Также, Е.Е. Кравцова считает воображение одним из основных новообразований дошкольного возраста. Ею было выдвинуто предположение о том, что «психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности».
Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют особенности восприятия индивида с творческим потенциалом, которые выражаются в необычайной интенсивности внимания, большой впечатлительности и восприимчивости. Интеллектуальные проявления включают интуицию, фантазию, художественную литературу, предвидение, обширность знаний. Среди характерных черт отклонения от шаблона, оригинальности, инициативности, настойчивости, высокой самоорганизации, огромных показателей. Дошкольный возраст предоставляет отличные возможности для развития творческих способностей. Вот как долго они начали развиваться, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Поэтому творческие способности ребенка должны развиваться с раннего возраста и на протяжении всего его детства. Творческая деятельность происходит не сразу, а медленно, постепенно эволюционируя от простых к более сложным формам. На каждом возрастном уровне у него есть свое выражение, своя специфика. Поэтому воспитатель дошкольной образовательной организации должен, среди прочего, обратить пристальное внимание на процесс развития творческих способностей своих учеников. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих областях, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, на их основе - способности и способности. В дошкольных образовательных учреждениях творчество развивается через различные виды детской деятельности, такие как: игра, общение, продуктивность и другие. [17].
Каждый период, связанный с дошкольным детством, характеризуется своими особенностями в развитии творческих способностей детей. 3-4 года. По утверждению психологов, трехлетний возраст является наиболее важным для формирования ребенка как личности, половина всех присущих взрослому качеств формируется у ребенка именно в этом конкретном возрасте. Существует пик творческой активности детей, поэтому необходимо как можно больше времени уделять отдельным урокам, уделяя особое внимание выбору упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они себя проявляют в этом. частный случай. ребенок [14].
5 - 6 лет. К этому возрасту у ребенка достаточно большой словарный запас, логическое мышление (способность анализировать и обобщать, воображение, память, воображение. Это приводит к необходимости заниматься деятельностью и играми, творческими заданиями, что помогает подготовить дошкольников к школе.
Особый интерес, по мнению ученых, представляет старший дошкольный возраст с изменением характера деятельности детей по сравнению с ранним детством, которым является Л.С. Выготский назвал переход к творческой деятельности: «Если иметь ввиду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольников проявляется своеобразное отношение мышления к реальности, то есть возможность реализации плана ...» [9].
Творческое развитие дошкольников невозможно без участия мотивационных потребностей. Задача воспитателя - найти наиболее подходящие для детей мотивы, способствующие творческому развитию личности. Чтобы ребенок действительно был вовлечен в работу, необходимо убедиться, что он не только понятен, но и внутренне принят в процессе учебной деятельности, чтобы он приобрел значение и отвечал, а также был руководством. в своем опыте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет такую задачу, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [16].
Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок имел возможность заниматься различными видами деятельности: рисованием, спортом, музыкой, пением, чтением книг и придумыванием сказок, театром, игрой на музыкальных инструментах, проектированием - все эти занятия позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности.
Для развития творческих способностей необходимо создать следующие условия:
- физические условия, то есть наличие материалов для творчества и умение работать с ними в любое время;
- социально-экономические условия, то есть создание у взрослого чувства внешней безопасности ребенка, когда он знает, что его творческие проявления не получат негативной оценки взрослых;
- психологические условия, суть которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы, поддержка взрослых в его творческих начинаниях.
Все вышеперечисленные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста вытекают друг из друга, поэтому они легко применимы и естественны в жизни каждого ребенка.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать заключение, что творческие способности - это индивидуальные характеристики качества человека, которые определяют успех его или ее творческой деятельности различных видов. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих областях, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), развиваются личностные качества, развиваются способности и способности на их основе. И для развития творческих способностей необходимы особые условия.
Особенности работы воспитателя по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Игра в дошкольный период является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Л.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.) Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются прежде всего характером действий и их направленностью, - это игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, музыкальные и др. Таким образом, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Театрализованная деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В.Г. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал [9].
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.
Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития театральных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития театрального творческого воображения.
На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально-игровой деятельности дошкольников. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации коснулась прежде всего способность к театральному творчеству.
Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях - впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.
Возникает противоречие: с одной стороны - признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
В совместной деятельности воспитателя и детей активно используется театральная игра. Она направлена не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все театральные игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх. В играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.
Одна из ведущих ролей в них принадлежит воспитателю. Дети вначале являются зрителями; они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь воспитателя на этом этапе служит образом для подражания. Ребята наблюдают, как педагог говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Особое внимание при этом уделяется анализу сюжета игры, характеристика действий, совершаемых предметами; явлениям, их значению. Дошкольники сравнивают героев, выявляют отличительные признаки предметов, которые «оживают» в театрализованных играх.
Воспитатель организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения. Наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть.
От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. Дошкольники начинают чувствовать ответственность за успех игры. Большое значение придаётся оформлению театрализованных игр, обсуждению атрибутов, костюмов. Ребята с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок. Подготовить его для малышей, родителей. При организации игр используются куклы разных систем.
Театрализованные игры дают ребятам возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах деятельности. Использование театральных кукол способствует ускорению процесса обучения.
Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов.
На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.
Широко применение театральных игр на занятиях познавательного цикла и даже математических.
Таким образом, можно смело заявить, что театральная деятельность охватывает все образовательные области педагогического процесса.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития театральных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать детей к театральной культуре;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя [5].
В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение, отмечал А.В.Запорожец [3].
На основании сходства между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой можно предположить, что линии влияния на развитие ребенка аналогичны. Основными из них являются: развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения.
Не вызывает в настоящее время сомнений ценность использования игры в воспитательной и образовательной работе.
Театрализованные игры рекомендуется использовать прежде всего в работе по развитию речи. Игра-драматизация рассматривается как действенное средство для закрепления знаний детьми по содержанию литературных произведений. Проведение игр-драматизаций, на занятиях по развитию речи, поможет детям понять главный смысл произведения, оценить поступки героев.
Театрализованные игры могут быть включены в другие виды детской деятельности. Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, во-вторых, при возникновении образов у детей.
Таким образом, театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Театральные игры имеют значительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Играя роли различных персонажей и взаимодействуя с другими детьми, они развивают не только свою творческую мысль, но и познают множество эмоциональных нюансов. Они помогают выражать свои эмоции, развивают эмпатию и способствуют формированию социальных навыков. Важно не пропустить этап театральных игр в развитии детей, чтобы помочь им раскрыть свой творческий потенциал и глубже понять мир эмоций [13].
Таким образом, в первой главе нашей работы изучив понятие «творчество» и «творческие способности» мы пришли к мнению, что актуализация проблемы творческих способностей обусловлена запросами общества, спецификой современного социального опыта, который должен быть усвоен последующими поколениями, его динамическим, нестабильным и всеобъемлющим характером.
Далее для решения поставленных нами исследовательских задач нам необходимо ознакомится и описать опыт практической деятельности воспитателя по развитию творческих способностей дошкольников с помощью театрализованных игр, к чему мы и переходим в следующей части курсовой работы.
Глава II. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
В практической части нашей работы мы представим опыт работы воспитателя старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 56 города Белая Калитва, Наумовой Марии Павловны, педагога высшей квалификационной категории.
Нами были рассмотрены методы и приёмы воспитателя в развитии творческих способностей старших дошкольников, с помощью театрализованных игр.
Возможности театрализованных игр огромно: их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и потребности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного Марина Сергеевна использует театрализованные игры, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, способствую развитию мышления, воображения, памяти.
В процессе исследования нами было выделено два основных вида театрализованных игр:
Игры-драматизации. Основаны на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы. Основные средства выразительности - мимика, пантомимика и жесты.
Режиссёрские игры. Ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.
Для театрализованных игр в группе, Мария Павловна старается создать соответствующие условия. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности педагогам были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения, где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.
В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра: би-ба-бо; пальчиковый театр, фигурки и декорации для театра на фланелеграфе, игрушки для настольного театра, атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.
Учитывая полоролевые особенности дошкольников, в этих зонах размещается оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.
Театрализованные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Также театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, что не мало важно для развития творческих способностей в любой сфере. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
При организации педагогом театрализованной игры дети с удовольствием включались в игру, отвечали на вопросы кукол, выполняли их просьбы и поручения. Театрализованные игрушки отличаются от обычной большей выразительности, они умеют передвигаться, петь, танцевать. Поэтому дети воспринимают их живыми, одушевленными.
По мнению Марии Павловны, театрализованная деятельность играет важную роль на занятиях в детском саду, так как она позволяет детям развивать свою фантазию и коммуникативные навыки. Занятия, основанные на элементах театра, помогают детям погрузиться в мир воображения, где они могут быть кем угодно – принцессами, пиратами, сказочными героями или животными.
В своей работе Мария Павловна применяет игры и упражнения, способствующие общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление). Приложение 2
Во время проведения занятия нами были рассмотрены приёмы и виды деятельности для создания благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.
Вводная часть игрового занятия была направлена на создание положительного настроя и на развёртывание образовательной ситуации.
Для создания мотивационного настроя педагог использовала игровой сюрпризный момент. Решение проблемного вопроса помогло развернуть игровую образовательную ситуацию, поставить перед детьми учебную задачу и мотивировать их на деятельность.
Целью основной части являлось обогащение игрового опыта при условии развития специальных игровых умений.
Дети выполняли практические задания, которые помогли решить учебную задачу, активно и с желанием сыграли свою выбранную роль сказочного персонажа, согласовывая действия с другими героями сказки.
Театрализованная игра по сказке «Теремок» стала эффективным средством социализации ребёнка в процессе осмысления им нравственного подтекста сказки, которая имеет коллективный характер, что и создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В процессе театрализованной игры дети познакомились с чувствами, настроениями сказочных героев.
Образовательный процесс осуществлялся в познавательно – исследовательской и театрализованной деятельности. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. По итогу занятия нами был сделан вывод о том, что поставленная педагогам цель, создание благоприятных условий для творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности, реализована.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, следует подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно только совместными усилиями воспитателей дошкольных учреждений и семьи. К сожалению, зачастую не хватает адекватной поддержки со стороны родителей, особенно когда речь идет о педагогике творчества.
Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, чтобы рассказать о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развивать творческие способности в семье, а также рекомендовать родителям специальную литературу по этому вопросу.
Заключение
В нашей курсовой работе мы рассмотрели роль театрализованных игр на развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Так, в первом параграфе нами было представлено «творчество» и «творческие способности». Мы пришли к заключению, что актуализация проблемы творческих способностей обусловлена запросами общества, спецификой современного социального опыта, который должен быть усвоен последующими поколениями, его динамическим, нестабильным и всеобъемлющим характером.
Кроме того, в своей работе мы рассмотрели развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в современной педагогике и психологии и пришли к выводу, что театрализованные игры способствуют формированию личности ребенка, развитию его речи, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Изучив различные мнения психологов, мы пришли к пониманию, что, во-первых, театрализованные игры стимулируют социальное взаимодействие между детьми. В ходе совместной игры они осваивают навыки сотрудничества, коммуникации и эмпатии. учатся слушать и понимать друг друга, а также выражать свои эмоции и мысли в соответствии с происходящим в игровой ситуации. Этот опыт формирует у них навыки эмоциональной развязки и строительства здоровых отношений с окружающими.
Во-вторых, театрализованные игры помогают старшим дошкольникам осознать и контролировать свои эмоциональные реакции. Через воплощение разных ролей и ситуаций, дети могут экспериментировать с разными стратегиями поведения и пробовать новые способы реагирования на различные эмоциональные вызовы. Они учатся использовать адекватные методы регуляции своих эмоций и развивают навыки самоконтроля.
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Систематическая и планомерная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности приносит свои плоды. Происходит интенсивное развитие речи, активизируется и обогащается словарный запас, развивается воображение, способность управлять собой, эмоции и чувства. Дети становятся более свободными и раскрепощенными в общении, а главное у них загораются глаза и светятся лица улыбкой при слове «театр». Они хотят и желают выступать на сцене. Дошкольники стали более общительны, активны в театральной деятельности, эмоциональны на содержание художественных произведений.
Таким образом, нами были решены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы.
Список литературы
- Алексеев Н.Г. О психологических методах изучения творчества / Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 2017. – 335 с.
- Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, ; 127 с
- Бахтиярова, Э.И. Театрализованные игры в детском саду//Детский сад. Все для воспитателя! – февраль 2018, №2.
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – СПб:, Нева, 2018. – 240 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. переизд. – М.: Академия, 2019. – 496с.
- Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. // – Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. 38с.
- Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии.// – 2017. – 230с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 266 с
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.
- Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Молодой ученый. – 2019. – 569с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 – 280 с.
- Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений – М.:ТЦ "Сфера", 2019
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 456 с.
- Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе театральных игр // Дошкольное воспитание. – 2019. - № 5. – 30с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от №1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2014.
- Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 2021. - № 8. 120 с.
- Селиванова Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2019. - № 12.
- Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 90 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., Академия, 2016. – 406 с.
Приложение 1
Технологическая карта игрового занятия с элементами театрализованной деятельности «Ребята спешат на помощь» по сказке «Теремок»
Образовательные области: речевое развитие, социально – коммуникативное, познание, физическое развитие.
Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями.
Развивающая: развивать диалогическую речь и интонационную выразительность детей, развивать мелкую моторику и координацию движений.
Воспитательная: воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.
Дидактическая задача: закрепить последовательность сюжетов.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок» и беседа по содержанию.
Чтение пьесы «Теремок» Л. Поляк.
Показ настольного театра «Теремок».
Отгадывание загадок о животных.
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрального уголка.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация, экран, ноутбук, магнитофон, настольный театр, мягкие модули, «волшебный» ящик с шапочками сказочных героев.
Словарная работа:
Терем-теремок, не низок – не высок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, косолапый медведь.
Предполагаемый результат: дети умеют согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи | Деятельность педагога | Методы, формы, Приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | ||
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса детей к предстоящей деятельности | - Соберемся дети в круг - Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы друг другу, Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. | Фронтальная, приём привлечения внимания | Стоят в кругу, держатся за руки. | Настрой на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности | ||
2. | Основной этап | Настроить детей на предстоящую деятельность, решение поставленных задач | ||||||
Этап постановки Проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Какая красивая коробочка, интересно, что в ней? (пытается открыть, но она не открывается) Может сказка? | Проблемная ситуация | Отвечают на вопросы. | Заинтересованы, желание узнать, что в коробке. | |||
Этап ознакомления с Материалом | Продолжать развивать творческие способности | Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать. Если верной будет отгадка Сказка к нам придет опять! (воспитатель начинает загадывать загадки) . 1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка) (коробочка открывается, и воспитатель достает игрушку-мышку, ставит ее на стол) . 2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка) . 3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка) . 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк) . 5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (Лиса) . 6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) . - Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка! Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Давайте вспомним название зверей, которые поселись в теремочке. Я буду начинать, а вы заканчивать. (проводится словесная игра) Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Я мышка … (Норушка) Я лягушка … (Квакушка) Я зайчик … (Побегайчик) Я лисичка … (Сестричка) Я волк … (Зубами щелк) - А сейчас мы все вместе поиграем. (дети имитируют движения лесных зверушек. Игра имитация «Покажи образ сказочного героя» Лиса, лисонька, лиса! Очень хитрые глаза, Шубка - глазки не отвесть. «Курочек люблю поесть! » Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят, что он любит, Скажет: «Меду бы поесть! » Вышел зайка погулять, Стал он прыгать и играть. Вдруг раздался треск и щелк, Прижал зайка ушки и прыг-скок. Лягушка, выпучив глаза, сидит, Не по-русски говорит. В болоте любит жить одна, Ловит комаров она. Серый зубастый волк по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. Серенькая, маленькая мышка Под полом таится, кошки боится. - Молодцы ребята. А сейчас мы покажем нашим гостям сказку «Теремок». (проводится драматизация сказки «Теремок») - Выходи народ становись-ка в хоровод. (все дети вместе с героями сказки становятся в хоровод) - Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит. - Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норушка! А ты кто? - А я лягушка-квакушка. - Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норушка! - Я, лягушка-квакушка! - А ты кто? - А я зайчик-побегайчик. - Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норушка. - Я, лягушка-квакушка. - Я, зайчик-побегайчик. - А ты кто? - А я лисичка-сестричка. - Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норушка. - Я, лягушка-квакушка. - Я, зайчик-побегайчик. - Я, лисичка-сестричка. - А ты кто? - А я волчок-серый бочок. - Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: - Терем-теремок! Кто в тереме живет? - Я, мышка-норушка. - Я, лягушка-квакушка. - Я, зайчик-побегайчик. - Я, лисичка-сестричка. - Я, волчок-серый бочок. - А ты кто? - А я медведь косолапый. - Иди к нам жить! Вошел и мишка в теремок и стали они жить все вместе. Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили. Чай пили, песни пели Танцевать все захотели. - Давайте и мы потанцуем все вместе. (включается фонограмма песни «Ах, вы сени, мои сени».) - Вот как весело мы потанцевали. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. | Словесный Указания | Рассаживаются на места
Слушают и отвечают на вопрос | Проявляют интерес к произведению Дети узнали сказку «Теремок» | |||
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщения полученного опыта, формирование элементарных навыков, самооценки. | - Давайте вспомним чем мы сегодня занимались Артистами вы побывали! И сказку показали! - Какую сказку показали? (русская народная сказка «Теремок») - Назовите героев сказки. - Ребята, чему учит нас эта сказка? - Верно, дети, эта сказка учит нас быть добрыми и помогать друг другу | Рефлексия Вопросы | Отвечают на вопросы | Восстановление событий занятия. Подведение итогов. |
Приложение 2
Картотека театрализованных игр и упражнений в подготовительной группе
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
- Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
- Как ходит Старичок-Лесовичок?
- Как ходит принцесса?
- Как катится колобок?
- Как серый волк по лесу рыщет?
- Как заяц, прижав уши, убегает от него?
«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
«Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.
Игра «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушкина загадку:
Поверчу волшебный круг -
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
6. У вас именины
Игра: «Как варили суп» на имитацию движений
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
- Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
- Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»
Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие - детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку...), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.
Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок - мяуканьем; лягушка и лягушонок - кваканьем.
Упражнение «Скульптор»
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
Игра «Запомни фотографию»
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
Упражнение «Хлопай топай- Топай» без музыкального сопровождения.
Цель: Развивать чувство ритма и темпа.
И.П. Дети стоят в большом кругу, педагог занимает позицию, чтобы все дети хорошо его видели.
Педагог: Все ладошки показали, дружно хлопать начинаем: // /// // /// (дети повторяют ритм).
То же самое быстрей, хлопать начинай скорей: // /// // /// (дети повторяют в указанном ускоренном темпе).
Педагог: Топать дружно мы начнём, друг от друга не отстаём! // /// // /// (дети повторяют)
Топай веселее, топай побыстрее: // /// // /// (дети топают в заданном темпе)
Педагог меняет ритмические рисунки: // /, // /. / //, / // и т.д., при повторе ускоряя темп, если дети правильно сразу выполнили задание.
Упражнение «Паровоз» без музыкального сопровождения
Цель: развивать чувство ритма и темпа, воображение. Умение сочетать движения с текстом стихотворения.
И.П. Дети стоят по кругу по 4 человека «в вагончиках», руки кладут на плечи впереди стоящего.
Педагог: речитативом читает текст
Чук- чук- чук! Чук- чук- чук!
Паровоз- наш лучший друг!
Дети дружно выполняют «пружинку».
Он промчит нас по лесам,
По оврагам и холмам!
Дети ритмично топают на месте.
Крепко за руки держитесь,
От друзей не оторвитесь.
Дети ритмично хлопают обеими руками по плечам впереди стоящего ребенка.
Машинист вперед гляди,
Путь веселый впереди.
Тише- тише, не спешите, паровоз остановите.
Раз- два, раз- два, мы приехали «Ура!»
Дети идут в умеренном темпе, с высоким подъёмом ног, затем по сигналу педагога, переходят на «дробный шаг», ускоряя темп. По сигналу бубна, дети переходят на легкий бег.
По сигналу педагога «поезд» медленно останавливается.
Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов»
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур. Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Упражнение «Дорисуй так, как хочешь»
Цель: та же. Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Упражнение «Дорисуй фигуры»
Цель: та же. Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Упражнение «Дорисуй прямоугольники»
Цель: та же. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Упражнение «Что ты видишь?»
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы. Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Упражнение «Необыкновенное дерево»
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Упражнение «Облака-загадки»
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов. Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
Упражнение «О чем говорит музыка» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников).
Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Ребёнку с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.
Приложение 3
Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
В современном мире творчество ценится очень высоко. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны со стороны взрослых, чтобы папы, мамы, бабушки и дедушки помогли раскрыться и развиться этим способностям и талантам.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
1. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
2. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
3. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
4. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
5. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
6. Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
Эффективные методы развития творческих способностей у дошкольников.
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир. Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг, ответьте на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры. Покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.
3. Рисование. Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры. Не жалейте бумаги на это дело.
4. Лепка. Лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей, к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки, после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры. Пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение. Детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью. Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами. Берите малышей с собой в библиотеку. Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности. Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность, обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка. С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию. обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по теме: «Использование театрально-игровых ситуаций в театрализованной деятельности для развития творческих способностей дошкольников» в первой младшей группе на 2014-2015 гг.
Перспективное планирование по программе "От рождения до школы" театрализованной деятельности в первой младшей группе...
Мастер-класс "Использование театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей в ДОУ"
Целью данного мастер-класса является освоение навыков кукловождения, создание условий для развития творческих способностей педагогов средствами театрального искусства....
Использование театрализованных игр в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
презентация опыта работы...
"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.
quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....
«Статья на тему: " Театрализованная игра в развитии творческих способностей дошкольников "»
Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольникасфер искусства. Театрализованная деятельность- это мостик, который помогает детям в их дальнейшую взрослую жизньи сформи...
Обобщение педагогического опыта в ДОУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников»
Обобщение педагогического опыта в ДУ на тему: »Танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей дошкольников» Самое лучшее, что есть в жизни – это свободно...
Выступление на педагогическом совете на тему " Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей дошкольников"
Набор счетных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж.Кюизенером, популярен во всем мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста постепенно усложн...