Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
консультация

Романова Виолетта Сергеевна

Главное назначение хороводных игр доставить детям радость и удовольствие. Приобщает дошкольников к образцам народного поэтичческого и музкального творчества. В хороводнх играх обогащается коммуникативныый опыт ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

  Играя,  ребенок  переживает  радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть!  И сегодня, я предлагаю поговорить про хороводные игры.

Хороводные игры почти забыты. Я считаю, что хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить.

Они развивают чувство ритма и музыкальный слух, способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега). Располагают детей друг к другу, раскрепощают их, учат действовать вместе, сотрудничать.

 Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки.   

Это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму.

Многие педагоги недооценивают воспитательного значения хороводных игр и не уделяют им достаточного внимания в ходе работы с детьми разного возраста. Созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания простых повторяющихся движений со словом, хороводные игры способствуют развитию совместной деятельности детей, облегчают адаптацию новых детей к условиям детского сада. Эти игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников.

Хороводные игры -  верный помощник в организации детей.

 Они помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.

      Хороводных игр огромное количество. Они, наверно,  знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться.

Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Хороводные игры доступны ребенку любого возраста, как только они встали на ножки.

Пространство хоровода

В детском саду хороводы начинают осваивать рано.
К трем годам ребенок уже многое умеет: ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать.

Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и формировать свое социальное и физическое пространство.

Взрослые должны использовать этот  период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод.

 В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.

 В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. По своему характеру они близки к играм-забавам. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать и осмыслить содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий.

Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом.

Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие.

Хороводные игры имеют следующие задачи:

Коррекционные:

Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата.

Координация движений, нормализация их темпа и ритма.

Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной

Развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

Формирование речевых, певческих, двигательных навыков

Развитие творческих, коммуникативных способностей

Воспитательные:

Формирование общей музыкальной, речевой ,двигательной культуры

Развитие чувств, эмоционального восприятия .

Развивающие:

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.

Развитие познавательной активности, устойчивого интереса к действию.

Хороводные игры зарождают в ребятах любовь к родному краю, природе. Стремление к добру. Хоровод это соприкосновение с миром народного искусства, традициями и обычаями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...

Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

   Статья посвящена вопросу о влияние игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своег...