Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki_kak_sredstvo_garmonichnogo_razvitiya_rebenka_doshkolnogo_vozrasta_1.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста.
Детство – это самое счастливое и беззаботное время для каждого из нас. В этот период дети много времени посвящают играм. Игра дает не только положительные эмоции, но и реализовывает детские потребности и развивает способности. Игра является неотъемлемой частью жизни ребенка. С помощью неё дошкольники делают то, что еще не умеют в реальной жизни. Дети изображают труд и жизнь взрослых людей, учатся общаться друг с другом, жить в социуме. Если наблюдать за детьми во время выполнения игровых действий, то можно понять какие у ребенка есть проблемы в развитие, над чем стоит задуматься, какие воспитательные задачи поставить на первое место. Ни одна игра не обходится без неотъемлемого атрибута-игрушки.
Игрушки имеют огромное значение в воспитание детей дошкольного возраста. Они из поколения в поколение меняются, улучшаются, но главное, что их назначение остается прежним. Игрушки - это особые предметы, которые находятся около ребенка с первых дней его жизни. Их создают взрослые люди для того, чтобы помочь ребенку через игровые действия плавно войти в общественные отношения. Отличительной чертой игрушек является то, что в них в общем виде представлены характерные черты или свойства предмета, в зависимости от которых, играя, ребенок может воспроизводить определенные действия.
Для малышей мир игрушек очень привлекателен. Игрушки способны вызывать эмоциональный отклик у детей, который будет стимулировать их развитие, и активизировать игру. По этой причине, хорошие игрушки должны быть красочными и привлекательными. Они должны вызывать у ребенка интерес, ставить перед ним игровые задачи и побуждать к размышлениям. Как сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «…дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии…»[1]. Мальчикам намного интересней играть в те машинки, которые могут сами ехать, имеют звуковой сигнал, мигают фарами; в которых открываются двери, капот и багажник. Девочкам интересно играть с куклы, которые можно переодевать в одежду по сезону, причесывать, купать, кормить. В современном мире многие куклы говорят, двигают руками и ногами, открывают глаза и даже повторяют сказанные ребенком фразы.
По мнению А.С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. Её использование содействует развитию личности ребенка, самостоятельности и расширению кругозора. У детей формируются дружеские взаимоотношения, они учатся согласовывать свои действия и договариваться. Таким образом, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, игрушка «учит ребенка жить и действовать».
Игрушки необходимы каждому ребенку. "Кто в куклы не играет, тот счастья не знает" – гласит русская поговорка. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Смысл народной игрушки - развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка[2].
Взрослые люди еще с давних времен поощряли игры детей в игрушки. Они были уверены, что именно так ребенок учится вести домашнее хозяйство, познает себя и окружающий мир. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки, куклы[2]…
Во все времена дети с развитой фантазией придумывают себе игрушки сами из подручных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина) [2]. Но современные дети предпочитают покупные игрушки. Приобретая их в магазине не надо подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку, а надо подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно[3].
Игрушка-это своеобразная школа воспитания чувств ребенка[2]. Одним из первых на это обратил внимание К.Д. Ушинский: «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало»[1]. Новая игрушка сердце ребенка завоевывает не сразу. Как быстро ребенок полюбит игрушку зависит от его игр и жизненных ситуаций.
Больше всего в игрушках нуждаются дети дошкольного возраста. Существуют множество видов игрушек, развивающие определенные способности ребенка. На протяжении многих лет исследований педагоги создали классификацию игрушек по принципу участия их в различных видах игр. На сегодняшний день существуют следующие виды игрушек:
- сюжетные игрушки (куклы, фигурки людей, фигурки животных, автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др);
-дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др);
-игрушки-забавы (смешные фигурки людей и животных);
-спортивные игрушки (волчки, мячи, обручи, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, настольный баскетбол, настольный хоккей и др);
-театрализованные игрушки (куклы-марионетки, куклы бибабо, театральные персонажи, сказочные персонажи; также к этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др);
-технические игрушки (машины, транспортные средства, механизмы, игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины, детские кассы, детские компьютера и др);
-строительные и конструктивные материалы (различные конструкторы с разными способами соединения деталей, конструкторы нового поколения- «LEGO»);
-игрушки-самоделки (такие игрушки дошкольник создает сам из подручных материалов).
Каждый вид игрушек способствует развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста:
- сюжетные игрушки развивают творчество, расширяют кругозор ребенка и его социальный опыт;
-дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития ребенка;
-игрушки-забавы будят в ребенке заинтересованность, яркие эмоции, развивают чувство юмора, помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости;
-спортивные игрушки способствуют укреплению мышц руки, предплечья, ног, туловища, а также развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, координации движений, навыков бега, прыжков;
-музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха;
- театрализованные игрушки развивают эстетический вкус, речь, воображение и способность воспроизводить действия людей;
-технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями;
-строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;
-игрушки-самоделки учат ребенка преобразовывать различные материалы в соответствии с поставленной задачей, ребенок испытывает радость при изготовлении игрушки и стремится к созидательной деятельности.
Для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста очень важно подобрать правильные игрушки в соответствии с его возрастом и поставленной педагогической задачей. Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства[3]. Не существует одной единственно важной игрушки для детей дошкольного возраста, т.к на каждом этапе взросления ребенка нужны разные игрушки. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры[2].
На основе своих исследований педагоги выделяют следующие требования к игрушкам:
-тематика и содержание игрушки, от которых зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства и переживания;
-динамичность, которая побуждает ребенка к разнообразным действиям в игре;
-оформление игрушки, которое вызывает у ребенка эмоциональное отношение и воспитывает художественный вкус;
-гигиена игрушек, от которой зависит здоровье ребенка.
Выдающийся педагог Е.А.Флерина так сформулировала свои требования к игрушкам: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности»[4], «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» [4].
О роли игрушек для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста можно говорить бесконечно. Эта тема интересна и многогранна. Особенно она актуальна в современном мире, где на смену привычным игрушкам приходят электронные гаджеты. Компьютеры, сотовые телефоны, планшеты и другая современная техника вытесняют из детских игр старые добрые игрушки. Современные дети перестают учиться общению и налаживанию контактов друг с другом, что приводит к развитию у них эгоизма, закомплексованности, не умению выражать свои мысли и фантазировать. Они погружены в себя, в виртуальный мир и совершенно оторваны от реальной жизни. Поэтому для того чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично родителям необходимо уделять им больше внимания и учить играть с игрушками, не забывая при этом подбирать их в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
Литература:
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.,1954.-Т.2.-С.476-477
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-С.335-350
- Крупская Н.К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6, 1937
- Флерина Е.А. Игра и игрушка.-М., 1937.-С.20,49
Аннотация к статье «Игрушки как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста».
Статья посвящена вопросу о влияние игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он играет, взаимодействуя с игрушками, то они должны быть правильно подобранны в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными особенностями. В статье подробно рассмотрены виды игрушек, способствующие развитию определенных способностей у детей дошкольного возраста, и основные требования, предъявляемые к выбору игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ на тему: Игрушка как средство гармоничного развития ребенка от рождения до 4-х лет.
реферат...
Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...
Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...
Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста
Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...
Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он и...
Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОДНЫХ ИГР...
Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
Хороводная игра как средство гармоничного развития ребенка дошкольного возраста...