Проект "Моя любимая семья"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_lyubimaya_semya.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д. По статистике 80% всех семей в течение 2-3 лет, разводятся.

Т.А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

Поэтому, семейные ценности должны быть заложены в личности ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

И.С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей:

- ценности супружества;

- ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

- ценности родительства, воспитания детей;

- ценности родственных связей;

- ценности, связанные с саморазвитием;

- ценности внесемейных коммуникаций.

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.

Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Проблема

- у детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи;

- утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

- крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей, недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка;

- распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций;

- разобщенность между семьей и детским садом.

Цель и задачи проекта

Цель: Приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - способствовать формированию у детей интереса к своей семье, формированию и сохранению семейных традиций и обычаев, воспитывать уважение к членам семьи;

- способствовать формированию и развитию у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

- побуждать детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;

- побуждать родителей к установлению и сохранению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций и способствовать созданию условий для приобщения детей к этим семейным ценностям;

- создать условия для повышения уровня родительской активности и развитию навыков общения и сотрудничества с детьми;

- повышение качества образовательного процесса по нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные партнеры.

Сроки реализации: 2023-2025 гг.

Этапы работы над проектом

1 этап – организационно - диагностический

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства.

2 этап - формирующий

Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3 этап - обобщающий

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы, обобщение опыта на уровне ДОУ, города и РХ.

Предполагаемые продукты проекта

Организация выставок творческих работ детей и родителей в группе детского сада, организация мини-музеев в группе, выставка семейных коллекций, создание семейного альбома, презентация «Семейное древо», сборник стихов, сказок, рассказов о семье.

Ожидаемые результаты

В результате     реализации    данного    проекта   все   его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания:

дети: 

- у детей   будет   сформирован   интерес  к своей семье и  сохранению семейных традиций и обычаев;
- будут развиты  нравственные качества (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.);

- будут сформированы и развиты навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

 родители:
- будет повышен уровень родительской активности и их педагогической компетентности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;

- будет сформирован опыт работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества;

- создан благоприятный психологический климат в семье.
 педагоги:
- укрепление   системы  взаимосвязи  работы   педагогов ДОУ по теме «семейные ценности»;
- повышение профессиональной компетенции педагогов;
- обучение  навыкам  и  умению  ставить  конкретные  задачи  в  работе  с  каждой  семьей  (с учетом возраста,  образования,  культурного  уровня  и  взглядов  на  воспитание)  и   выбору адекватных методов и форм.

Практическая значимость результатов

Данный опыт работы будет полезен для педагогов ДОУ, заинтересованных в

повышении качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию, в организации совместной деятельности ДОУ с семьями воспитанников. Также опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.

Литература

  1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1. – С. 273-278.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : .: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008;Горбунова  Л.П. В семейном кругу: литературный вечер, посвященный семейным ценностям // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 6.- С. 5-6.
  3. Коломийченко Л.В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста : сборник трудов  Всерос. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2008 г. – Тольятти : ТГУ, 2008. – Ч. II. – С. 35-43.
  5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.
  6. Петленко Л.В., Агибалова О.А. Говорим о доме и о семье 5-6 лет Практ.пособие д/детей и родителей [Новый стандарт дошкольного образования ФГОС] Издательство: АСТ. 2014,-  48  с.
  7. Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95551.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинговое занятие "Моя любимая семья"

тренинг по развитию детско-родительских отношений в семьях воспитанников с ОВЗ (дети 5-7 лет с нарушением слуха совместно с родителями)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Комм...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему "Моя любимая семья"

Данное мероприятие представляет собой открытый занятие, в котором соеденены задания по развитию речи и рисованию (нетрадиционная техника, рисование мятой бумагой)...

Досуговое мероприятие "Моя любимая семья"

досуговое мероприятие с родителями...

"Моя любимая семья"

Непосредственно-образовательная деятельность для детей средней группы к контексте Проекта "Моя семья"...

Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья")

Данный материал актуален, так как этот год обьявлен годом семьи. Дети закрепляют знания о всех членах семьи. Готовят приятный подарок родным....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный Году семьи-2024 «Моя любимая семья»

Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений....