ИКТ программа
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompyuternaya_gramotnost_dlya_doshkolyat._kozlova.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru, http://sch460uv.mskobr.ru
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ «Школа №460» __________________Шестаков Д.А. Приказ №______ от «____»___________20 года |
Программа дополнительного образования
«Компьютерная грамотность для дошколят»
Возраст 5-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
Козлова Юлия Александровна,
Собакинских Светлана Юрьевна.
Москва 2023 г.
Пояснительная записка
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:
- В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
- Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
- Затруднение в игровой ситуации.
- В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
- Открытие нового знания или умения.
- Повторение и развивающие задания.
Проводятся при наличии свободного времени.
Итог занятия.
Дети фиксируют в речи, что нового узнали;
Примечание. Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами (клавиатурой и мышью). Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Целью программы «Компьютерная грамотность для дошколят» является обучение детей компьютерной грамотности.
Актуальность
"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил премьер министр страны Д.А. Медведева.
Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников .
Новизна
Новизна программы «Компьютерная грамотность для дошколят» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Целевой раздел
1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования.
Цель: обучение детей компьютерной грамотности
Задачи:
- Обучающие:
- формировать начальные навыки работы за компьютером;
- учить правилам работы за компьютером, организации рабочего места и ТБ.
- Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
- раскрытие творческих способностей и наклонностей детей;
- расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
- развивать сенсорные возможности ребёнка;
- Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
- воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества;
воспитывать бережное и аккуратное отношение к технике
Программа использует современные компьютерные программы:
- «Компьютер для дошкольника» (2008г. «Одиссей»),
- «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
- Power Paint;
- «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
- А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.
Требования СанПина 2.4.1.2660-10 к организации образовательной деятельности
Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.
Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
Для установки компьютера используется специальная мебель: для каждого ПК – это стол и регулируемый стул. Стулья отрегулированы, имеют опору для спинки ребенка и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана монитора (или 2/3 его высоты) (СанПиН п. 8.4).
Индивидуальные места дошкольников располагаются периметрально, экранами внутрь помещения, с подводкой электропитания к задней панели, располагающейся к стене, в соответствии с требованиями безопасности (СанПиН п. 8.1.1).
На окнах однотонные жалюзи в тон стен. Помимо эстетической, шторы несут еще и гигиеническую нагрузку: полностью закрывают оконный проем (в случае надобности) и рассеивают солнечный свет, а также поглощают шум. Стены, шторы, цвет мебели и компьютеров – все должно гармонирует друг с другом. Это важное условие для психологического комфорта ребенка при работе за компьютером (СанПиН п.6.5.; п. 8.1.5).
В компьютерном зале ежедневно делается влажная уборка, вытирается пыль с компьютеров, особенно с экранов мониторов и дважды в неделю проводится уборка пылесосом (СанПиН п. 4.16, п. 8.1.14).
1. 2. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации программы:
По окончании 1 года обучения учащиеся знают и умеют:
- правила работы с компьютером, организацию рабочего места и ТБ;
- название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
- создавать простейшие изображения в графическом редакторе Paint;
- иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора;
- пользоваться игровыми и обучающими программами;
- самостоятельно запускать компьютер и программы.
- Количество занятий 2 занятия в неделю
- Возрастная группа от 5 до 7 лет
- Кол-во детей в группе 5-7
раздел | тема занятия | цель | содержание | средства |
Компьютерная азбука | Знакомство с компьютером | Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении. | Для чего нужен компьютер? Где можно встретить компьютер? | CD «Компьютер для дошкольников» |
Правила работы в компьютерном классе | Познакомить с правилами работы в компьютерном классе. | Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций | Презентация «Правила поведения в компьютерном классе» | |
Правила техники безопасности | Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз. | Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках) | Карточки с изображением Смайликов CD «Компьютер для дошкольников» Презентация гимнастики для глаз | |
Устройство компьютера | Познакомить с составными частями компьютера | Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. | CD «Компьютер для дошкольников» Лого пеналы с муляжами Мышь. | |
Учимся работать на компьютере | Знакомство с мышью | Познакомить с устройством ввода МЫШЬ | Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори» | CD «Компьютер для дошкольников» Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь |
Знакомство с мышью. Один щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши один раз | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши дид. задание «Повтори» | Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь | |
Знакомство с мышью. Двойной щелчок мыши | Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши. Практические упражнения – «Сделай так же» | Презентация «Мышка» Лого пеналы с муляжами Мышь | |
Знакомство с мышью | Научить перетаскивать элементы с помощью мыши | Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи» | Презентация «Мышка» «Пазлы для все семьи» Лого пеналы с муляжами Мышь |
Список литературы
- Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
- Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
- «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
- Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
- «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г» Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...