ИКТ программа
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А.А. ГОЛОВАЧЁВА и С.Ф. ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. 8 (495) 358-03-12, 8 (495) 359-35-36

e-mail: 460@edu.mos.ru, http://sch460uv.mskobr.ru

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

ГБОУ «Школа №460»

__________________Шестаков Д.А.

Приказ №______

от «____»___________20   года

Программа дополнительного образования

«Компьютерная грамотность для дошколят»

Возраст 5-7 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Козлова Юлия Александровна,

Собакинских Светлана Юрьевна.

Москва 2023 г.

Пояснительная записка

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

Рекомендуемая схема организации деятельности по реализации программы:

  • В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
  • Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
  • Затруднение в игровой ситуации.
  • В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
  • Открытие нового знания или умения.
  • Повторение и развивающие задания.

Проводятся при наличии свободного времени.

Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали;

Примечание.  Во время занятия дети работают с настольными тренажерами за столами  (клавиатурой и мышью). Дидактические игры проводятся как за столами, компьютерами, так и в свободном игровом пространстве. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Целью программы «Компьютерная грамотность для дошколят» является обучение детей компьютерной грамотности.

Актуальность

"Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил премьер министр страны Д.А. Медведева.

Программа является хорошим стартом для ознакомления дошкольников с компьютерными технологиями, реализует принцип преемственности и обеспечивает развитие и воспитание дошкольников .

Новизна

Новизна программы «Компьютерная грамотность для дошколят» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.

 Целевой раздел

1.1 Цели и задачи реализации программы дошкольного образования.

Цель: обучение детей компьютерной грамотности

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формировать начальные навыки работы за компьютером;
  • учить правилам работы за компьютером, организации рабочего места и ТБ.
  1. Развивающие:
  • развитие логического мышления;
  • развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
  • раскрытие творческих способностей и наклонностей детей; 
  • расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире; 
  • развивать сенсорные возможности ребёнка;
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
  • воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества;

воспитывать бережное и аккуратное отношение к технике

Программа использует современные компьютерные программы:

  • «Компьютер для дошкольника» (2008г. «Одиссей»),
  • «ПервоЛого» (обучающая мультимедиа-программа на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования (от 4 лет и старше)),
  • Power Paint;
  • «Раскрась-ка» - все программы лицензированы и допущены Министерством образования - позволяют в игровой форме ознакомить детей с историей компьютера, с его составными частями, правилами поведения и техникой безопасности работы на компьютере.
  • А так же «Пазлы для все семьи» и игровые презентации для обрабатывания навыков по управлению мышью и клавиатурой.

Требования СанПина 2.4.1.2660-10 к организации образовательной деятельности

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю.  После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Для установки компьютера используется специальная мебель: для каждого ПК – это стол и регулируемый стул. Стулья  отрегулированы, имеют  опору для спинки ребенка и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана монитора (или 2/3 его высоты) (СанПиН п. 8.4).

Индивидуальные места дошкольников  располагаются периметрально, экранами внутрь помещения, с подводкой электропитания к задней панели, располагающейся к стене, в соответствии с требованиями безопасности (СанПиН п. 8.1.1).

На окнах однотонные жалюзи в тон стен. Помимо эстетической, шторы несут еще и гигиеническую нагрузку: полностью закрывают оконный проем (в случае надобности) и рассеивают солнечный свет, а также поглощают шум. Стены, шторы, цвет мебели и компьютеров – все должно гармонирует  друг с другом. Это важное условие для психологического комфорта ребенка при работе за компьютером (СанПиН п.6.5.; п. 8.1.5).

В компьютерном зале ежедневно делается влажная уборка, вытирается пыль с компьютеров, особенно с экранов мониторов и дважды в неделю проводится уборка пылесосом (СанПиН п. 4.16, п. 8.1.14).

1. 2.  Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

По окончании 1 года обучения учащиеся знают и умеют:

  • правила работы с компьютером, организацию рабочего места и ТБ;
  • название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
  • создавать  простейшие изображения в графическом редакторе Paint;
  • иметь навык работы с клавиатурой, мышкой ориентироваться на экране монитора;
  • пользоваться игровыми и обучающими программами;
  • самостоятельно запускать компьютер и программы.
  • Количество занятий  2 занятия в неделю
  • Возрастная группа   от 5 до 7 лет
  • Кол-во детей в группе  5-7

раздел

тема занятия

цель

содержание

средства

Компьютерная азбука

Знакомство с компьютером

Дать общие сведения о

компьютере, его свойствах, назначении.

Для чего нужен компьютер?

Где можно встретить компьютер?

CD «Компьютер для дошкольников»

Правила работы в компьютерном классе

Познакомить с правилами работы в компьютерном классе.

Как правильно вести себя за компьютером? Инсценировка различных ситуаций

Презентация «Правила поведения в компьютерном классе»

Правила техники безопасности

Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз.

Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках (в картинках)

Карточки с изображением Смайликов CD «Компьютер для дошкольников» Презентация гимнастики для глаз

Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации –

мышь.

CD «Компьютер для дошкольников» Лого пеналы с муляжами Мышь.

Учимся работать на компьютере

Знакомство с мышью

Познакомить с устройством ввода МЫШЬ

Рассказ Смайлика о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори»

CD «Компьютер для дошкольников» Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью. Один

щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши

один раз

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация одиночного щелчка мыши

дид. задание «Повтори»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с

мышью. Двойной щелчок мыши

Научить нажимать на левую кнопочку мыши два раза, выполнять двойной щелчок

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши, демонстрация двойного щелчка мыши.

Практические упражнения – «Сделай так же»

Презентация «Мышка»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Знакомство с мышью

Научить перетаскивать элементы с помощью мыши

Рассказ Смайлика о левой кнопке мыши,

демонстрация способа перетаскивания мышью. Развивающая программа «Пазлы для всей семьи»

Презентация «Мышка»

«Пазлы для все семьи»

Лого пеналы с муляжами Мышь

Список литературы

  • Исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца
  • Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
  • «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
  • Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета) 
  • «Новые информационные технологии в дошкольном образовании Ю.М.Горвица Москва 1998г»    Журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...